Из истории майских богослужений
Католическая Церковь традиционно посвящает месяц май Пресвятой Богородице. Вечерами в храмах, часовнях, у придорожных фигур Пречистой совершаются т.н. «майские богослужения».
Некоторые историки, предполагают, что у начал этой традиции лежит борьба с языческими культами. На Востоке май посвящался богине Артемиде, а в Риме весной почитали богиню Флору. Церковь, особенно в Средневековье, приложила немало усилий, чтобы «окрестить» языческую традицию и направить ее в иное русло.
Истоки майских богослужений можно найти на греческом Востоке, где уже в V веке в верующие в мае собирались и пели гимны, прославляющие Деву Марию. На Западе первые попытки посвящения месяца мая Богородице впервые встречается в Испании переломе XIII – XIV веков. Король Кастилии и Леона Альфонсо X, автор сборника из 420 песнопений, посвященных Деве Марии (Cantigas de Santa María) в одной из кантиг Ben vennas Mayo, связывает месяц май с Пресвятой Богородицей.
Один из доминиканских мистиков блаж. Генрих Сузо в своих сочинениях вспоминает, что, будучи ребенком, собирал цветы и приносил их Марии. Во многих житиях святых и монастырских хрониках можно прочитать о майском почитании Пресвятой Девы. Хорошим тому примером служит св. Филипп Нери, который собирал детей у скульптуры Богоматери, призывал их к молитве и складывал вместе с ними цветы к ее стопам. Впервые же, май был назван месяцем Марии в 1549 году в книге Вольфганга Сейдля «Духовный май», изданной в Германии.
Однако, центом майских богослужений, откуда они распространились по всему миру, стала Италия. В начале XVII века, майские богослужения совершали итальянские доминиканцы, в частности в Фьезоле, где горячим проповедником этих служб был о. Анджело Доминико Ждуинжи. Он в 1676 году основал братство Comunella, целью которого было почитание Пресвятой Девы, особенно в мае.
Вторым, значимым для майского культа, местом был Неаполь. Здесь с 1674 года в мае в храме святой Клары совершались ежедневные богослу-жения, на которых пели богородичные песни, а в завершении благословляли при-сутствующих Святы-ми Дарами.
Отцом майских богослужений считается иезуит о. Ансолани, живший на переломе XVII – XVIII веков. Он организовывал в королевской часовне специальные концерты богородичных песнопений, которые завершал благословением Дарами.
Великим пропагандистом майских богослуже-ний был иезуит о. Альфонс Муццарелли, который в 1787 году издал специальную брошюру и разослал ее всем итальянским епископам. Его молитвенник выдержал около 70 изданий. Он же ввел богослужение в римском храме Иль Джезу. Сопровождая папу Пия VII в Париж, он привнес это богослужение и во Францию. Затем эта практика распространилось по многим иезуитским монастырям и учебным заведениям.
25 марта 1915 года Пий VII написал буллу, посвященную майским богослужениям, даровав полную индульгенцию всем, кто принимает в них участие. Это еще больше способствовало распространению традиции.
В 1859 году папа Пий IX утвердил, существующую до сих пор, форму майских богослужений, состоящих обычно из Лоретанской литании, проповеди и торжественного благословения Дарами.
Лоретанская литания – главная часть майских богослужений. Свое название она берет от итальянского города Лорето, где в местной базилике хранится т.н. Святой дом (Santa Casa), фрагменты жилища Пресвятой Богородицы. Именно здесь Литания Пресвятой Деве была особенно популярна. Однако считается, что появилась она в XII веке во Франции. Первая ее версия не сохранилась. Существовало несколько вариантов текста. Один из них в 1575 году руководитель хора в Лорето Констанцо Порта положил на музыку. Это и способствовало популяризации именно этого варианта, ставшего известного теперь во всем мире.
В 1581 году папа Сикст V даровал индульгенцию, всем читающим эту литанию. С годами в ее текст добавлялись все новые и новые воззвание, что вынудило в начале XVII века Священную конгрегацию обрядов запретить самовольные добавления. Тем не менее, изменения в текст вносились, но уже с одобрения Ватикана. Самое последнее изменение было внесено в 1995 году, когда было добавлено воззвание «Царица семей».
© 2016 Местная Религиозная Организация "Приход Святой Екатерины Римско-католической Церкви в Санкт-Петербурге".