Первое Чтение (Деян 2, 42-47)

Литургические чтения

Первое Чтение (Деян 2, 42-47)

Чтение Деяний святых Апостолов.

Братья постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Слово Божие.

Ответный Псалом (Пс 118)

Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.

Да скажет ныне Израиль: *

Он благ, ибо вовек милость Его.

Да скажет ныне дом Ааронов: *

Он благ, ибо вовек милость Его.

Да скажут ныне боящиеся Господа: *

Он благ, ибо вовек милость Его.

Сильно толкнули меня, чтоб я упал; *

но Господь поддержал меня.

Господь сила моя и песнь; *

Он соделался моим спасением.

Глас радости и спасения *

в жилищах праведников.

Камень, который отвергли строители, *

соделался главою угла.

Это от Господа, *

и есть дивно в очах наших.

Сей день сотворил Господь: *

возрадуемся и возвеселимся в оный!

Второе Чтение (1 Петр 1, 3-9)

Чтение первого Послания святого Апостола Петра.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.

Слово Божие.

Аллилуйя.

Ты поверил, Фома, потому что увидел Меня, говорит Господь; *

блаженны невидевшие и уверовавшие.

Аллилуйя.

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна (Ин 20, 19-31)

В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Слово Господне.

Размышление.

Апостолы совершали чудеса, проповедовали Благую весть, прощали грехи. Но главное - единодушно пребывали на молитве и совершали Евхаристию. Их сердца открылись на истину, и Дух Святой действовал через них. Многие уверовали благодаря свидетельству Апостолов. Иногда мы, как Фома, можем дотронутся Иисуса и сказать: Господь мой и Бог мой! Но Иисус говорит, что блаженны те, которые не видели, но уверовали и испытали милосердие. Счастливый тот человек, который борясь со своей слабостью, неверием, недоверием Богу, решился более довериться Его слову, чем собственным сомнениям. Блаженные, которые не удовлетворились высказыванием других и пожелали встретить Господа лично. Милосердие Бога безпредельно!

Дай мне Боже желание приблизится к Тебе, встречать Тебя каждый день и открываться на Твою милость и милосердие.

Комментарий подготовили Сестры урсулинки

Господь мой и Бог мой

Один хирург, специализирующийся на травматологии рук, как-то поделился с читателями, что всякий раз, делая операцию, он в определенный момент восхищается: "Господь мой и Бог мой!"

Начало этому положило событие времен Второй мировой войны. Поздно вечером ему, свежеиспеченному выпускнику мединститута, пришлось удалять пулю из кисти раненого солдата.

На улице быстро смеркалось, а "операционную" освещал один-единственный ручной фонарик. Все это произвело на молодого хирурга настолько сильное впечатление, что он дал себе слово после войны посвятить себя лечению рук. Мысль о том, какую страшную боль может причинить человеку пуля, пробившая кость, мышцы и нервные окончания ладони, напомнила ему о мучениях Иисуса, руки

Которого были пригвождены ко Кресту. "Мне кажется, что крик Фомы "Господь мой и Бог мой" - был нечто большим, нежели исповеданием веры", - пишет хирург. Рассуждая далее, он отмечает, что слова Фомы были вызваны потрясением, которое апостол испытал, увидев, насколько жестоко истерзаны руки Господа.

И вынести это зрелище, продолжает врач, "было превыше его сил". Врач заканчивает свою статью свидетельством: "Всякий раз, надрезая кожу во время операции, я помню о том, что Сам Христос доверил мне Свои совершенные руки. Поэтому, подобно апостолу Фоме, я восклицаю: "Господь мой и Бог мой".

Мне понравился его рассказ, потому что он напоминает нам о том, что ни в коем случае нельзя забывать: каждый из нас должен обрести личный опыт веры в Спасителя. Мы не можем верить во Христа только из-за того, что в Него верят наши друзья. Конечно, их вера помогает нам, но этого не достаточно. Давайте вспомним несколько примеров, как некоторые люди обретали дар веры в Бога.

Писатель Роберт Клит пришел к вере, размышляя об удивительной перемене, произошедшей в душах учеников Спасителя Пасхальным утром. Еще накануне они были напуганы и опустошены. В первый же день недели они буквально преобразились и даже получили силу творить чудеса. Клит пишет: "Преображение учеников не поддается ни одному разумному объяснению, кроме того, которое они дали сами: они увидели Иисуса Воскресшим". Великий математик Блез Паскаль уверовал, поняв, что даже угроза смерти не помешала ученикам Иисуса проповедовать миру о Его Воскресении.

Паскаль часто повторял, что нет основания не доверять людям, готовым подставить собственное горло под нож ради того, что они проповедуют. Теперь, наверняка, нам стало ясно, насколько важен личный опыт веры. Каждый из нас должен найти повод преклонить колени и воскликнуть перед Иисусом: "Господь мой и Бог мой!". К сожалению, нельзя включить машину времени и вернуться на две тысячи лет назад, в Пасхальное утро. Нам не дано, подобно Фоме, вложить пальцы в раны, оставленные гвоздями на руках Иисуса.

И не у каждого есть возможность, оперируя кисти рук, хоть на некоторое время прикоснуться к боли, подобной той, которую испытал Спаситель. Ну и что же нам делать?

Мы можем веровать в Евангелие, приближаясь тем самым к Иисусу. Мы на собственном опыте можем постичь, что Воскресший Иисус присутствует среди нас, что Он готов в любой момент прийти к нам на помощь. К этому призывает нас сегодняшнее чтение из Писания словами Христа, с которыми Он обратился к Фоме: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20,29). Говоря "блаженны невидевшие и уверовавшие", Спаситель думал о нас – миллиардах христиан, живших и живущих во все века. "Блаженны вы, верующие в Евангелие. Блаженны вы, с верой приходящие ко Мне. Блаженны вы, ибо познаете, что Я Воскрес и жив, что Я ныне среди вас".

o.Ежи Ягодзиньски, SVD

Аллилуйя - наша песня

У индейцев племени сиу есть очень мудрая поговорка: "Первое, что нужно сделать после смерти, - это спросить себя, почему ты был так серьезен". Кто-нибудь, у кого долгая память, ответит: "Потому что приходилось все время оплачивать счета.Потому что всегда что-нибудь шло не так. Потому что жали ботинки. Потому что сын неудачно женился. Потому что..." Потому что... ну да, жизнь - дело серьезное.

Сиу просто указывают на то, что мы еще серьезнее, чем она, и считается, что такими мы и должны быть. К счастью, Бог даровал нам вечность, и в ней можно расслабиться. Но ведь не только там!

Что-то не в порядке с нами, если мы чувствуем вину оттого, что нам не о чем беспокоиться. Я уверен, что боязнь радости и счастья - плохое богословие. И я был счастлив, что эту увереность я разделяю со святым Августином. В одной из проповедей, произнесенных им со своей кафедры в Северной Африке, он сказал: "Мы - народ Воскресения, и наша песнь должна звучать - Аллилуйя". Мы - не народ Страстной Пятницы, мы - народ Воскресения. Св. Павел говорит, что если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна. Евангельское послание лишено всякого смысла, если нет воскресения. Библеисты утверждают, что все ранние версии евангельского повествования начинались с рассказа о воскресении. Христос пострадал и умер ради нас, но ради нас же Он воскрес из мертвых. Рассказы о чудесах Христа были добавлены позже к главной вести о Воскресении.

Мы стали очень печальными людьми. Похоже, будто мы проживаем жизнь в тени Страстной Пятницы, забыв о том, что за ней следует Светлое Воскресение. Христос Воскресший должен больше значить для нас, чем Христос страдающий. Сосредоточившись на всем плохом, что бывает в жизни, мы начинаем отрицательно и критически относиться ко всему – и забываем, что Пасха увенчала крестные страдания и именно она, а не страдание, должна определять наше отношение к жизни.

Даже своих детей мы чаще ругаем, чем хвалим. Нас беспокоят их дурные поступки, и мы совершенно не замечаем, что хорошего они сделали. Мы можем составить длинный список недостатков мужа, жены или соседа, не видя, что каждый день они делают что-нибудь доброе. Мы так о многом беспокоимся и так о малом радуемся.

Подобно тому, как апостолы после распятия, мы живем разочарованием и разбитыми мечтами. Но и апостолы столкнулись с реальностью Воскресения – и она преобразила их жизнь. Но грустно, что ученики, шедшие в Эммаус, не узнали Воскресшего, а апостолы в горнице не поверили, что это Он явился между ними и сказал: "Не бойтесь!" "Мир мой даю вам; не так как мир дает, Я даю вам". Мой мир. Мир Воскресения.

Каждый день лучше встречать улыбаясь, а не хмурясь. Не нужно, проснувшись, начинать беспокоиться о том, что принесет этот день, а лучше в духе воскресения говорить: "Благодарю!" Отец- иезуит Мартиндейл как-то сказал: "Вы говорите, что вы христиане. Где же тогда ваша радость?"

Аллилуйя - одно из древнейших слов из тех, что встречаются в Библии. Оно означает "Слава Богу" или "Славьте Бога". Но слово "славить" для древних иудеев имело значение очень близкое к тому, которое мы теперь вкладываем в слово "благодарить". Оно часто встречается в тех псалмах, которые получили название "псалмов хвалы и благодарения". "Хвалите Господа, ибо Он благ". И вспоминая все, что Бог сотворил для них, евреи пели "Аллилуйя".

И мы должны петь. В конце концов Бог все сделал для нас - будем же славить Его. За наших любимых и за тех, кто любит нас, - благодарим Тебя, Боже. За здоровье и безопасность, за детей, и родителей, и друзей - Аллилуйя. За успехи в работе и удачу в делах - слава Тебе, Господи!

Но Аллилуйя должна стать нашей песнью и во всех жизненных трудностях. Ибо это тоже дары Божии - если правильно их использовать. За болезнь и саму смерть - благодарим Тебя, Боже. За проблемы и заботы - благодарим Тебя. За солнце и дождь, за хорошее и плохое - Аллилуйя. Ибо Христос воскрес, и Страстная Пятница растворилась в свете Воскресения. Нелегко все время говорить "аллилуйя". Нелегко находить присутствие Божие в бедах, равно как и в радостях. Но истинный христианин, человек воскресения, всегда найдет в себе мужество произнести: "Аллилуйя, славьте Господа".

Наш мир нуждается в этой пасхальной песне, нуждается больше, чем мы осознаем. Мы – печальные люди, переживающие боль Страстной Пятницы. Но страдания - это еще не конец, и в нашей жизни обязательно наступит Пасха.

o.Ежи Ягодзиньски, SVD

О воскресенье

Литургические чтения

Первое Чтение (Деян 2, 42-47)

Наши рекомендации