Бог заботится о нас всегда, христианин нигде и никогда не одинок. Общая аудиенция 26 апреля
Папа Франциск на общей аудиенции
«Святой Народ Божий – это люди, которые стоят на ногах и идут вперед с надеждой»: Папа Франциск посвятил очередную общую аудиенцию теме христианской надежды, основываясь на словах Иисуса: «Я с вами во все дни до скончания века». Где бы христианин ни находился, куда бы ни направлялся, он знает: любовь Бога его предваряет, и нет такого места на земле, где не восторжествовал воскресший Христос, где не восторжествовала любовь».
Обещание Иисуса Христа быть с нами до скончания века напоминает пророчество начала Евангелия: «Нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Сущность Бога заключена в этом имени Он «с нами». Он не оторван от нас, но Он с нами, то есть с созданиями:
«Наш Бог – Бог не отдаленный, Его не похитили с далеких небес: это Бог, горячо ´увлеченный´ человеком, любящий его так нежно, что Он не способен отделиться от него. Мы, люди, искусно разрываем узы и низвергаем мосты. Он же этого не делает».
Наша жизнь – паломничество, мы всегда в пути. Пример тому – история Авраама. Впрочем, Библия полна рассказов о паломничествах и о странниках. Человек не достигает зрелости, если его не притягивает горизонт:
«В своем странствии по миру человек никогда не одинок. Особенно христианин никогда не чувствует себя покинутым, потому что Иисус заверяет нас, что Он не просто ждет в конце долгого пути, но сопровождает нас каждый день».
Евангелие свидетельствует, что Бог заботится о человеке до конца света, и нет такого дня в нашей жизни, когда сердце Бога перестает о нас беспокоиться. Он заботится обо всех наших нуждах и не оставляет в час испытания и тьмы. В этом заключается Божий промысел. Папа Франциск упомянул об одном из символов христианской надежды: якоре. Якорь символизирует надежду, которая непоколебима и не может рассчитывать только на свои собственные силы. Основание надежды – в том, что Бог нас не покидает.
«С этим обетованием христиане могут отправляться куда угодно. Они могут проходить через те участки израненного мира, где все плохо, - но они будут среди тех, кто и там не теряет надежды. Псалом гласит: ´Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной´. Как раз там, где простирается тьма, необходимо идти с зажженным светом… Наша вера – это небесный якорь. Якорь нашей жизни брошен на небесах. Что же делать? Всегда держаться за его цепь».
Если мы опираемся лишь на свои собственные силы, сказал далее Св. Отец, то мы совершенно правы в своем разочаровании. Часто мир предпочитает законы эгоизма законам любви. Но обетование Иисуса «Я с вами» побуждает нас стоять на ногах с надеждой, уповая на Бога: Он уже осуществляет то, что по-человечески кажется невозможным.
Regina Caeli 23 апреля, в праздник Божественного милосердия: главная миссия Церкви – прощать.
Воскресенье Божественного милосердия на площади Св. Петра - ANSA
В воскресенье Божественного милосердия Папа подчеркнул, что насилие, злопамятность, месть не имеют смысла, и тот, кто питает эти чувства, сам становится их жертвой.
Когда-то первое после Пасхи воскресенье называлось in albis, в связи с белой одеждой, альбой, которую носили на протяжении недели те, кто получал Крещение в Пасхальное навечерие. Папа Франциск напомнил, что решением посвятить этот день Божественному милосердию мы обязаны святому Папе Иоанну Павлу II:
«Это было прекрасное прозрение! Святой Дух вдохновил его на это! Несколько месяцев назад мы завершили внеочередной Юбилей Милосердия, и сегодняшнее воскресенье приглашает нас решительно вернуться к благодати, которая исходит от Божьего милосердия».
Папа напомнил слова воскресшего Иисуса, явившегося перед учениками в Иерусалимской горнице: «Кому простите грехи, тому простятся»:
«В этом заключается значение милосердия, которое объявляется в день воскресения Иисуса как отпущение грехов».
Иисус передал Церкви Свою собственную миссию, – «нести каждому человеку весть о прощении. Возвещать о прощении – это первая задача Церкви! Этот видимый знак Его милосердия несет с собой душевное спокойствие и радость воссоединения с Господом».
Милосердие в свете Пасхи, – сказал далее Святейший Отец, – «предстает перед нами как истинная форма познания». Мы знаем, что можно постигать различным образом: через чувства, интуицию, разум и многое другое. Можно постигать и через опыт милосердия, потому что он открывает врата ума, чтобы мы лучше понимали тайну Бога и нашу личную жизнь. Милосердие позволяет нам осознать, что насилие, обида, месть не имеют смысла, и первой их жертвой становится тот, кто живет с этими чувствами, так как тем самым он теряет свое достоинство.
Милосердие также «открывает врата сердца и позволяет проявлять близость, прежде всего к тем, кто одинок и изгнан на обочину жизни, потому что оно дает нам почувствовать себя братьями и детьми одного Отца. Оно позволяет заметить тех, кто нуждается в утешении_ и найти нужные слова, чтобы его дать», – подчеркнул Папа.
«Милосердие согревает сердце и делает его чувствительным к нуждам братьев, через солидарность и участие в их заботах. Если говорить в целом, милосердие обязывает всех быть инструментами справедливости, примирения и мира, – сказал Папа. – Не надо никогда забывать, что милосердие имеет решающее значение в духовной жизни и является конкретной формой свидетельства о воскресении Иисуса».
После чтения богородичной молитвы Папа воздал честь Луису Антонио Роса Ормиересу, основавшемe в девятнадцатом веке монашескую конгрегацию Сестер Ангела-Хранителя.
«Его пример и его заступничество да помогут особенно тем, кто трудится в школе и в сфере образования», – сказал Папа.
*****
Полный текст размышления Святейшего Отца:
Дорогие братья и сёстры, здравствуйте!
Как известно, каждое воскресенье мы отмечаем воскресение Господа Иисуса, но в период после Пасхи этот день обретает еще более яркое значение. В традиции Церкви это воскресенье, первое после Пасхи, называлось in albis. Что это значит? Это выражение имело целью напомнить обряд, который совершали те, кто принимал Крещение во время Пасхального навечерия. Каждый из них получал белую одежду – альбу – чтобы показать новое достоинство сынов Божиих. И сегодня делается то же самое - новорожденные дети получают символическую одежду, а взрослые надевают настоящую альбу, в полном смысле этого слова, как мы могли видеть во время Пасхального навечерия. В прошлом это белое одеяние носили в течение недели до первого воскресенья после Пасхи, отсюда и происходит название in albis deponendis, которое означает воскресенье, когда снималась белая одежда, а неофиты начинали свою новую жизнь во Христе и в Церкви.
Кроме того, в Юбилей 2000-го года св. Иоанн Павел II постановил, что это воскресенье посвящается Божьему милосердию. Это было прекрасное прозрение! Святой Дух вдохновил его на это! Несколько месяцев назад мы завершили внеочередной Юбилей Милосердия, и сегодняшнее воскресенье приглашает нас решительно вернуться к благодати, которая исходит от Божьего милосердия. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о появлении воскресшего Христа перед учениками, которые собрались в Иерусалимской горнице (Ин 20, 19-31). Св. Иоанн пишет, что Иисус, приветствовав учеников, сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся» (Ин 20, 21-23). В этом заключается значение милосердия, которое объявляется в день воскресения Иисуса как отпущение грехов. Воскресший Иисус передал Своей Церкви в качестве первой задачи Свою миссию нести каждому человеку весть о прощении. Возвещать о прощении – это первая задача Церкви! Этот видимый знак Его милосердия несет с собой душевное спокойствие и радость воссоединения с Господом.
Милосердие в свете Пасхи предстает как истинная форма познания. Мы знаем, что можно постигать различным образом: через чувства, интуицию, разум и многое другое. Можно постигать и через опыт милосердия, потому что оно открывает врата ума, чтобы мы лучше понимали тайну Бога и нашу личную жизнь. Милосердие позволяет нам осознать, что насилие, обида, месть не имеют смысла, и первой их жертвой становится тот, кто живет с этими чувствами, так как он теряет свое достоинство. Милосердие также открывает врата сердца и позволяет проявлять близость, прежде всего к тем, кто одинок и изгнан на обочину жизни, потому что оно дает нам почувствовать себя братьями и детьми одного Отца. Оно позволяет заметить тех, кто нуждается в утешении, и найти нужные слова, чтобы дать его.
Братья и сестры, милосердие согревает сердце и делает его чувствительным к нуждам братьев, через солидарность и участие в их заботах. Если говорить в целом, милосердие обязывает всех быть инструментами справедливости, примирения и мира. Не надо никогда забывать, что милосердие имеет решающее значение в духовной жизни и является конкретной формой свидетельства о воскресении Иисуса.
Мария, Матерь милосердия, да поможет нам верить и испытать все это с радостью.
Папа: Евангелие возвещается не силой, а смирением
Папа Франциск на утренней Мессе
в часовне Дома Святой Марфы
Евангелие необходимо возвещать со смирением, преодолевая соблазн гордыни. Об этом говорил Папа Франциск на утренней Мессе 25 апреля, в праздник святого Евангелиста Марка.
В Евангелии дня Иисус даёт задание своим ученикам: «не оставаться в Иерусалиме», но выйти из него, чтобы нести Благую Весть всем людям. Святейший Отец отметил, что «Евангелие возвещают в пути, не сидя на месте, но всегда на ходу». Нужно идти туда, где Иисус до сих пор неизвестен или где Иисуса преследуют, туда, где Иисус обезображен. Нужно провозглашать подлинное Евангелие, подчеркнул Папа:
«Необходимо выходить на проповедь даже когда на карту поставлена сама жизнь проповедника. Он никогда не в безопасности, потому что не бывает страховки на жизнь проповедников. Если проповедник ищет страховой полис для своей жизни, то он не является истинным проповедником Благой Вести: он не выходит наружу, он остаётся в безопасности. Прежде всего идите, выходите. Возвещение Евангелия Иисуса Христа всегда происходит вне привычных стен, постоянно в дороге, будь то путь физический, духовный или путь страдания. Подумаем о проповеди Евангелия многими больными, - очень многими, которые жертвуют свои страдания ради Церкви, ради христиан; они всегда выходят из самих себя».
Что же это за стиль возвещения? «Святой Пётр, будучи наставником Марка, предлагает совершенно ясное описание этого стиля: Евангелие должны быть проповедано в смирении, потому что Сын Божий смирился и был уничижён. Таков стиль Бога, и другого не существует», - подчеркнул Святейший Отец. «Благовестие не может быть карнавалом или празднеством, это уже не проповедь Евангелия. <…> Евангелие не может возвещаться силой человека; его нельзя проповедовать с мыслью о карьере: тогда оно перестаёт быть Евангелием». Все христиане призваны облечься в «смирение друг к другу», потому что «Бог гордым противится, но даёт благодать смиренным», подчеркнул Святейший Отец:
«Для чего нужно такое смирение? Именно для того, чтобы мы несли с собой весть унижения и славы, причём через унижение. Евангельская проповедь подвержена искушениям: соблазну власти, гордыни, мирских благ, широчайшего обмирщения. <…> Нельзя проповедовать разбавленное, бессильное Евангелие без Христа распятого и воскресшего. Именно поэтому Пётр говорит: ‘Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире’. Подлинное благовестие обязательно сталкивается с соблазнами».
Папа Франциск отметил: если христианин утверждает, что он возвещает Евангелие, но ни разу не был искушаем, это означает, что «дьяволу нет до него никакого дела», потому что «проповедуются бесполезные вещи». Подлинной проповеди сопутствуют и соблазны, и преследования. Когда мы страдаем, «Сам Господь поднимает нас и укрепляет: именно это обещал Иисус, когда посылал Своих апостолов», - подчеркнул Папа Франциск:
«Господь утешит нас, даст нам силы идти дальше. Он трудится вместе с нами, если только мы верны евангельской вести; если мы выходим из самих себя, чтобы проповедовать Христа распятого, камень преткновения и юродство; если мы будет это делать в духе подлинного смирения. Пусть же Господь дарует всем нам, крещёным, благодать смиренного благовестия и упования на Бога, дабы мы проповедовали истинное Евангелие, Слово, ставшее плотью. Слово Божие воплотилось, и это кажется безумием и скандалом, но мы должны знать, что Господь рядом с нами, Он действует с нами и утверждает наш труд».