Фундаментальные схемы ритуала
В оккультных сочинениях вы можете обнаружить много описаний религиозных и магических ритуалов, предназначенных для различных целей. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить зловещее сходство, проглядывающее за высокопарными доводами авторов в пользу уникальности их утверждений. В этой главе мы подробно изучим несколько ритуалов и попробуем обнаружить в них уже упомянутые черты сходства.
Начнём с того, что в западной культуре религиозные ритуалы и ритуалы церемониальной магии имеют сходную основу. Слово «ритуал» происходит от греческого корня, означавшего «число» или «подсчёт» при выполнении последовательных действий (то есть «одно после другого»). Поскольку «церемония» здесь является синонимом «ритуала», то церемониальная магия — это та же магия, но с акцептом на её ритуальных аспектах. В ритуалах важнее всего совершать надлежащие действия в надлежащем порядке, обычно предписанном религией или традицией. Как мы вскоре убедимся, ритуалы могут служить ещё одним ярким примером того, как люди стремятся к одному, а в итоге получают нечто совершенно иное.
Несмотря на замысловатые теологические различия, по большей части абсолютно неведомые верующим, протестантская церковь сохранила основной порядок священнослужения, доведённый до совершенства ранней византийской и римско-католической церковью. Давайте поприсутствуем на такой службе.
Мы видим священника или проповедника, стоящего перед алтарём. Он начинает читать молитвы, обращаясь скорее не к прихожанам, а к различным геометрическим формам или статуям в глубине храма. В католических церквях это обычно изображения или статуи распятого Христа, Марии, Иосифа или других святых. Вступительные молитвы, как правило, состоят из признания былых прегрешений и просьб, обращённых к божеству: (а) не держать зла на грешников и (б) выслушать молитвы с дальнейшими просьбами. Прихожане (вслух или про себя) присоединяются к этим молитвам.
Затем зачитываются пассажи из разных книг, зачастую проникнутые мужественным и благородным пренебрежением к фактам, состоящим в явном противоречии с предполагаемой божественной волей. Таким образом, божество, в свою очередь, отвечает на посланные ему молитвы.
Затем произносится проповедь на ту или иную теологическую тему, которая считается важной или представляющей интерес на данный момент, но не требует от прихожан ни разума, ни сознательных действий. При этом происходит сбор пожертвований.
Священнослужитель возвращается к алтарю и возобновляет свой диалог с богом, предлагая ему дары, в особенности хлеб и вино. В начале нашей эры прихожане строились в очередь к алтарю с настоящими буханками хлеба и кувшинами вина. На этом этапе новообращённые верующие обычно покидали храм, поскольку они были недостойны стать свидетелями предстоящего чуда. Но вернёмся в наше время.
Теперь священник отождествляет себя с богом, повторяя заклинание, превращающее хлеб и вино в плоть и кровь божества. Очень важно отметить, что священник говорит «это моё тело... это моя кровь», а не «это твоё тело... это твоя кровь», как при обычном поминании. Если вы католик, то эта буквальная замена называется трансубстантинацией, если вы протестант, то эта символическая замена называется консубстантинацией. Между этими двумя терминами заключается очень важное различие, из-за которого были убиты и искалечены миллионы мужчин, женщин и детей во всем мире.
Далее прихожане и священник поглощают плоть и кровь божества, которое теперь стало вполне осязаемым. Они верят, что, делая это, поглощают его силу и качества (в дополнение к добродетельному разделению пищи со своими ближними). После трапезы священник благодарит бога за снисхождение и подтверждает его присутствие в ритуале единения с паствой. Прихожане, преисполненные божественной благодати, совершают заключительные молитвы и обращаются с последними просьбами. Священник заверяет людей, что их молитвы будут услышаны, что бог пребывает с ними, затем отпускает их по домам.
В процессе церемонии используется всевозможный реквизит, костюмы, музыка, благовония и разнообразные специальные эффекты. Они предназначены для того, чтобы довести эмоции паствы до кульминации в момент поглощения плоти и крови божества и причащения к его благодати. Хотя некоторые молитвы альтруистичны, по большей части это практичные повседневные благословения на посевы, детей, личное имущество и т.д.
Когда-то церковная месса была самым могущественным ритуалом в западной культуре. Фразы на латыни искусно подбирались по смыслу, ритму и звучанию, и мастер григорианского молебна умел играть на эмоциях прихожан лучше, чем органист умеет играть на органе. Теперь, когда молитвы переведены на местные языки, они во многом потеряли свою силу (не говоря уже об ущербной теологии, неожиданно выступившей на первый план). Одеяния священнослужителей утратили былую пышность, и ладан почти не используется, за исключением особо торжественных случаев. За последние сто лет в жанре церковной музыки не написано ни одного сколь-нибудь значительного произведения. По этим и другим причинам месса больше не оказывает на людей такого мощного воздействия, как раньше. (Должен признать, мне приходилось видеть некоторых священников, прекрасно ведущих мессу даже по-английски, но их осталось очень мало.) Возможно, недавние попытки изменения канона церковной службы делают честь теологам экуменического движения, но они оказались пагубными для ритуала.
Дождя не было уже очень долго, и люди племени хопи начали впадать в отчаяние. Они решили совершить Танец Кашины, надеясь, что Кашины (полубожественные существа)[62] даруют им дождь.
Каждый танцор облачается в причудливый костюм и маску. Церемония начинается и продолжается как один нескончаемый танец с постоянным пением молитв. Сначала поётся о том, что хопи согрешили и желают просить прощения. Цитируются исторические моменты, как из жизни племени, так и связанные с Кашинами. Все члены племени стремятся очиститься от греховных помыслов и утвердиться в вере, сосредотачиваясь только на ритуале.
Танцы очень замысловаты и строго формальны, поскольку один неправильный шаг может означать неудачу всего предприятия. Через несколько часов усталые танцоры чувствуют, как исчезает барьер между ними и Кашинами. Каждый танцор становится Кашиной, которого он изображает. Ритмические движения тел, голосов и погремушек повторяются снова и снова. Время от времени некоторые танцоры останавливаются и отдыхают, пока остальные продолжают ритуал. С достижением тождественности танец ускоряется: Кашины вступают в полную силу и повелевают дождю прийти к ним. Танец внезапно прерывается порывом холодного ветра. Небо темнеет, и в облаках гремит гром.
В южном Тенесси, в отделении церкви Белой Пятидесятницы, более известной как церковь Святого Духа, начинается воскресная служба (ритуал во многом позаимствован из церемоний Водана, проводившихся негритянскими рабами, но прихожане не знают об этом, а если бы и знали, то не поверили бы).
Паства состоит в основном из подростков и пожилых людей. Они поют и хлопают в ладоши. Ритм напева уже погрузил в транс нескольких членов секты; они раскачиваются взад-вперёд с закрытыми глазами. На подиум поднимается проповедник с Библией в руке.
Проповедь начинается с заявления о греховности прихожан и ещё большей греховности тех, кто не присутствует на службе. Ритмический, монотонный голос проповедника вызывает согласные крики из толпы слушателей. Он задаёт вопросы и получает ритуальные ответы. Он делает замечание о равенстве всех рас, встречающее бурную поддержку: в помещении находятся только белые.
Зачитываются пассажи из Библии, особенно о чудесах, возможных для тех, кто твёрд духом и силён в вере. Заявляя, что «если вы верите достаточно сильно, то Бог обязан сделать что-то для вас», проповедник продолжает разжигать страсти. Он говорит звучным, размеренным голосом, постоянно повторяясь, многократно подчеркивая каждое утверждение, постепенно ускоряя ритм речи.
Какая-то девушка падает на пол и начинает судорожно дёргаться; никто этого не замечает. Слепая пожилая женщина подходит к проповеднику, который возносит молитву о её прозрении. Плачущие прихожане опускаются на колени. Вскоре уже все стонут и трясутся. Многие (в основном, юные девушки), корчась, катаются по полу и кричат на непонятном языке. Они одержимы «святым духом» (или дьяволом, по мнению одного баптистского наблюдателя). Но ритуал только начинается.
В помещение вносится большая коробка, наполненная медянками и гремучими змеями. Буквально выполняя библейское обещание о том, что верные «возьмут змей в руки и не будут ужалены», прихожане хватают змей и начинают швырять их но комнате. Судя по всему, никто не укушен. У змей не были вырваны клыки, и они остались ядовитыми. (Замечание: это не так уж опасно, поскольку лишь 3% укусов гремучих змей приводят к летальному исходу. Тем не менее, такое представление с разбрасыванием змей в штате Тенесси карается законом.)[63]
Тем временем наступает полное безумие. Люди катаются по полу, вопят во всё горло, швыряются змеями, говорят на разных языках и признаются в немыслимых грехах. В общем — обычная, «тихая» воскресная служба.
Наконец проповедник восстанавливает контроль над толпой. Внимая звукам его голоса, люди начинают успокаиваться: «святой дух» покидает их. Передаётся блюдо для сбора пожертвований (по 44 доллара с человека). Все змеи возвращаются в коробку, за исключением одной. Проповедник держит её на вытянутых руках, вознося молитву о вере. Господь защищает его, потому что его вера сильна. Но тут гремучая змея всё-таки кусает его.
Весьма смущённый, проповедник старается поскорее закончить службу, чтобы наложить жгут (хотя это считается признаком отсутствия веры). Прихожане настаивают на молитвах о его спасении, а некоторые девушки решают снова устроить истерический молебен. Наконец ему удаётся распустить людей, пообещав, что все их молитвы будут услышаны. Он со всех ног мчится домой: укушенная рука уже распухла почти вдвое против обычного размера (он выжил).
Мы находимся на Гаити, в ветхом здании, построенном для проведения церемоний Водана (от западно-африканского «водан» или «сила», означавшего сознательную силу или сущность; позднее перепуталось с французской сектой Vadois и развилось в Америке до культа «вуду»). Здесь мы станем свидетелями более обыденного (менее безумного?) ритуала.
Выпивка, еда и благовония в изобилии припасены заранее, как и животные, предназначенные для принесения в жертву. Приготовления могут занимать часы или дни, в зависимости от торжественности случая. Сегодня не великий праздник, а обычная небольшая служба.
Люди сидят на стульях и скамьях, беседуют и напевают под мерный рокот барабанов. Другие пританцовывают под музыку. В жертву богам приносится поросёнок или курица; пол окропляется пальмовым вином и посыпается мукой. До сих пор происходящее не особенно отличается от обычной вечеринки. Люди едят, пьют и веселятся. Жрец ведёт себя как гостеприимный хозяин и следит за тем, чтобы всё шло надлежащим образом.
Потом один из членов группы впадает в состояние лоа: им овладел один из богов. Его голос становится громче и пронзительнее. Барабанщики ускоряют ритм; жрец и его помощники начинают петь, но их голоса тонут в общей болтовне. Вскоре одержимость распространяется на других, причём каждый ведёт себя согласно характеру, приписываемому тому божеству, которое им овладело. Одни члены группы начинают хромать, другие — делают непристойные жесты, третьи — застывают неподвижно. Они едят, пьют, разговаривают и поют подобно божествам, в которых они воплотились. Время от времени один из богов «покидает» человека для того, чтобы вселиться в другое тело.
Атмосфера общего веселья очень важна, поскольку боги могут проявлять благосклонность лишь в том случае, если люди, в которых они вселяются, радуются жизни. Поэтому служба ничуть не напоминает оргии «чёрной магии», часто изображаемые в фильмах ужасов. Иногда человек, одержимый божеством, слишком возбуждается, и тогда жрец успокаивает его, затем помогает другому, у которого кружится голова. Во время церемонии друзья и соседи обращаются к человеку и относятся к нему, как к богу, воплотившемуся в его теле; они просят его благословения и помощи.
Такие службы могут длиться часами, а иногда целыми сутками, но потом еда и питьё заканчиваются. Народ Водана почтил и порадовал своих богов, и те согласны ответить людям взаимностью. После того как божество покидает человека, он возвращается к своей обычной роли в обществе. Большинство утверждает, что после церемонии они ощущают не усталость, а подъём сил.
В южной Калифорнии службы центрального американского храма секты Ничерен Шошу проводятся в огромном, размером с собор, помещении, устланном толстыми коврами, но без скамей для молитвы. Когда люди входят в переднюю, они снимают обувь. Здесь они могут купить чётки, молитвенники на японском и английском языках, внести пожертвование, заказать себе домашний алтарь — в общем, получить услуги, доступные в любой «религиозной лавке» при любой другой церкви.
Люди входят в огромный храм: мужчины — слева, женщины и дети — справа. Все уже поют мантру «нам-мо-хо-ринг-кьо»; некоторые занимаются этим уже около часа. Люди сидят или стоят на коленях, как им удобнее. Помощник жреца просит прихожан продолжать пение, пока он будет готовить алтарь. Над алтарём расположена огромная копия «Гошансан» (их священного писания), сделанная из золота и чёрного дерева. В сущности, в молельном зале достаточно золота, серебра, слоновой кости и чёрного дерева, чтобы поспорить с убранством любого христианского собора, накормить тысячи людей.
Наконец все свечи и курительные палочки зажжены, и жрец выходит на открытое место перед алтарём. Он ударяет в гонг, чтобы привести в чувство наиболее увлёкшихся, и начинает службу с чтения молитвы по-японски. (Почему бы и нет? Если католики могут отправлять богослужение по-гречески и по-латыни...) Хотя большинство прихожан не имеет ни малейшего понятия о том, что говорит жрец, они послушно повторяют нараспев незнакомые слова. Первая молитва скорее похожа на признание, чем на традиционное обращение или хвалу божеству. Основная мантра присутствует как постоянный рефрен, сопровождающий каждую фразу.
Затем жрец начинает читать проповедь на отвлечённую теологическую тему, но сопровождает её массой красивых общих фраз о добре, равенстве и милосердии. Он совершает особое благословение для новообращённых, которые подходят к алтарю в процессии, весьма напоминающей христианскую церемонию конфирмации. После этого жрец поворачивается к алтарю, и все снова начинают петь мантру: «Нам-мо-хо-ринг-кьо, нам-мо-хо-ринг-кьо, нам-мо-хо-ринг-кьо...» Примерно через три минуты они на самом деле поют: «Кьо-ринг-нам, кьо-ринг-нам...», но это уже никого не волнует. Прихожане раскачиваются взад-вперёд, «одержимые духом Гошансана». К пению добавляется ещё один звук — щёлканье молитвенных чёток в такт песнопению, которое всё продолжается и продолжается...
Жрец завершает службу несколькими молитвами и просьбами о благословении. Люди присоединяются — сначала с просьбами об удовлетворении своих личных желаний, а затем лишь для того, чтобы вернуться в состояние транса. Многие уходят, но некоторые остаются и часами стоят на месте, распевая: «Кьо-ринг-нам, кьо-ринг-нам...»
В освещённых луной холмах Реформатские Друиды Северной Америки (РДСА) отмечают Шамхайн (произносится «соан»). Это ночь Хэллоуина[64], которая в старой кельтской культуре называлась «ночью между мирами», или началом нового года. РДСА практикует древние кельтские (особенно ирландские) религиозные убеждения и ритуалы, «реформированные» в том смысле, что больше не совершаются человеческие жертвоприношения. Секта была основана в начале 1960-х годов, и её не следует путать с другими группами, выступающими под сходными названиями или объявляющими себя прямыми потомками доисторических ирландцев. РДСА не имеет таких больших претензий.
Служба начинается с молитв Матери-Земле (воплощению жизненной силы), Бе'алу (воплощению абстрактной сущности вселенной), Дэлону ап Ланду, Ллиру, Дану и другим божествам древней Ирландии. Распевая гимны, переведённые из кельтских манускриптов и реликвий, эти современные друиды возносят хвалу Природе. Они признают человеческие недостатки и пороки.
Зачем зачитываются пассажи из «Хроник» РДСА, и собравшиеся медитируют над ними. («Хроники» представляют собой историю движения, написанную в стиле короля Джеймса, плюс упомянутые выше переводы, а также стихи и размышления. Всё это считается творением людей обычных, хотя, возможно, и охваченных божественным вдохновением.)
Друиды носят на шее красные ленты, символизирующие цвет жизни. По мере продолжения церемонии «вода жизни» (примерно 80-градусной крепости) меняется на «воду сна» (чистая вода), а красные ленты меняются на белые, цвета смерти. Это символизирует начало Сезона Сна; красные ленты снова будут надеты лишь 1 мая, в начале Сезона Жизни.
Верховный друид произносит короткую проповедь на тему разрушительной деятельности человека и осквернения природы (РДСА занималась экологией задолго до превращения в секту). Он просит Мать-Землю благословить её детей и наполнить их своей силой, чтобы они хорошо служили ей. Участники церемонии называют себя частицами Матери-Земли и подтверждают свою связь с нею и друг с другом.
После нескольких хвалебных молитв служба заканчивается. Участники, чувствующие себя окрепшими и умиротворёнными, сидят на вершине холма, допивая «воду жизни», смотрят на звёзды и город внизу.
Но ещё не всё стихло на вершине холма — в конце концов, это Хэллоуин, и ночь ещё только началась. Звучит предупреждение, но все решают остаться. Скоро они перейдут тонкую грань, разделяющую магию и религию. По-прежнему одетые в традиционные мантии, двое лидеров группы готовятся к ритуалу церемониальной магии.
Алтарь представляет собой валун, вросший в землю на вершине холма. Некогда он использовался индейцами для их ритуалов, а теперь стал центром «магического круга». С помощью кинжалов выкапываются ямки в земле, и четыре посоха устанавливаются в соответствии с четырьмя сторонами света. Пятый посох, самый большой, помещается у основания алтаря; он указывает на сегодняшнюю мишень.
Случайный хиппи, заблудившийся в лесу, подходит к группе. Когда ему объясняют, что здесь происходит, он спешит уйти (в этой местности все знают, что лучше не ввязываться в дела чародеев). Вокруг посохов и алтаря чертится круг, и все входят внутрь этого круга. В отличие от большинства магических кругов, этот предназначен не для защиты от внешних воздействий, а скорее для того, чтобы удерживать энергию внутри до нужного момента.
Члены группы, в основном, профессионалы, специалисты Зелёной и Коричневой магии. Двое лидеров (один из них — Зелёный маг, другой — Жёлтый) являются знатоками своего дела. Фактически, все участники являются выпускниками разных колледжей и имеют за плечами годы обучения и тренировок. Лидеры разработали церемонию с большой тщательностью, чтобы обеспечить её успех. На повестке дня два вопроса: проклятие и экзорцизм.
Ритуал начинается с освящения магического круга и посохов. Затем следуют выдержки из «Хроник». Кольцо очищается от всех враждебных сущностей и мысленных схем. Участники начинают сосредотачиваться.
Произносятся литании[65], обращённые к богам, полубогам, духам природы и великих людей. Их призывают присоединиться к группе и помочь своим могуществом. Язык яркий и живой, речь звучит ритмично; эмоциональное напряжение возрастает по мере того, как друиды начинают чувствовать присутствие вне круга. Лунный свет выхватывает из темноты странные фигуры и силуэты.
Формирование образа мишени заканчивается, когда каждый член группы ясно видит его перед мысленным взором. Пересказывается жизнь этого человека, перечисляются его зверства, объявляется о его опасности для общества. Намерение группы передаётся всем собравшимся.
Мишень не уничтожается на месте, так как этот человек надёжно защищён и преуспел в отражении обычных атак белой и чёрной магии. Будучи вынужденным испытывать на себе последствия всех своих магических действий, он погибает сам. Вокруг него создается непроницаемый экран, выложенный изнутри «психическим зеркалом». Всякий раз, когда он попытается в любых целях применить магию, энергия отразится от этого зеркала и ударит в него вместо намеченной жертвы. Это известно как «проклятье бумеранга» и может быть безвредным или смертоносным, в зависимости от будущих поступков мишени. Иными словами, это «поэтическое правосудие» в чистом виде.
Эмоции напряжены до предела, мишень отчётливо мысленно видна. Намерение высказано во всех подробностях. Группа фокусирует свою энергию на очередном импровизированном заклинании и наносит удар. Многие участники видят смутные силуэты, взмывающие в небо и устремляющиеся к мишени.
Вторая церемония заключается в изгнании нечистой силы, очищении пространства. С помощью сходных методов эмоции снова накапливаются и достигают кульминации. Зачитываются заклинания, объявляющие о намерении друидов. Всякое крупное насилие, как физическое, так и психическое, запрещено. Ни правым, ни левым не удастся склонить толпу к мятежу; все белые и чёрные маги, которые попытаются направить свою силу на разрушение, обнаружат, что их энергия нейтрализована. Основная цель данного ритуала — это не уничтожение противника, а, скорее, отрешение его от власти. Мир и покой будут править, по крайней мере, до следующего Великого Праздника. Под звучное и торжественное пение маги-друиды высвобождают накопленную энергию.
Обе церемонии скрепляются выражением уверенности в успехе. Оно подтверждает, что всё совершится так, как было задумано.
После завершения второго ритуала, участники благодарят и отпускают существа, которых они призывали. Круг размыкается, вершина холма очищается от мусора. Друиды расходятся по домам удовлетворённые, оставляя древний холм во власти луны и кроликов.
Они использовали принципы, не известные официальным оккультистам. Они смешали Жёлтую, Зелёную и Коричневую магии, а также роли магов, чародеев и колдунов. Их мишени были не готовы к чему-либо, кроме традиционных атак.
Эта церемония имела всесторонние последствия с интересными результатами. Вскоре после выполнения ритуала первая мишень потеряла лучшего сенситива в своём окружении; затем вся группа этого человека распалась, а сам он оказался на грани банкротства. Экзорцизм, очевидно, тоже имел значительный успех. Сообщения из разных районов свидетельствовали о полном смятении и замешательстве противника. Что касается политиканов, то, несмотря на многочисленные оправдания, в течение последующих трёх месяцев они так и не смогли срежиссировать хотя бы один случай беспорядков. Спокойствие сохранялось до самого Рождества. Разумеется, это было чистое совпадение.
Заметим сложившуюся схему: представление паствы и просьбы об отпущении грехов, ответ божества (или персонифицированного группового разума), отождествление участников с божеством, новые просьбы, обращённые к нему, и подтверждение успеха церемонии.
Начальные молитвы у христианского алтаря, первые движения танца хопи, хлопки в ладоши у пятидесятников и народа Водана[66], буддийские напевы, песни хвалы, обращённые к Матери-Земле — всё это относится к представлению паствы и мольбам о снисхождении.
Чтение отрывков из священных рукописей, будь то Библия или «Хроники», торжественные песнопения или цитирование исторических событий — всё это, в сущности, является ответом божества или Силы, к которой обращаются участники ритуала.
Освящение тела Господня, смена лент у друидов, «одержимость» божествами у хопи, пятидесятников, народа Водана и буддистов — всё это способы отождествления с божеством.
И наконец, каждая религиозная группа просит об особых милостях и заканчивает церемонию позитивным подтверждением её успеха.
Возьмите справочник по сравнительной теории религий, и я уверен, что вы найдёте новые примеры, совпадающие с этой схемой. Но какова основная теория, стоящая за ней, и откуда такое разнообразие обрядов?
Почти каждый из известных магических или религиозных ритуалов проводится по следующему сценарию. Эмоции пробуждаются, накапливаются и достигают кульминации. Создаётся образ мишени, и формулируется чёткая цель. Эмоциональная энергия фокусируется, направляется и устремляется к этой цели. Затем наступает разрядка: это позволяет избавиться от остатков эмоционального напряжения и испытать удовлетворение от случившегося.
Каким образом ритуалы, которые мы рассмотрели, отражают схему эмоционального катарсиса? Как можно убедиться, на самом деле есть две разные, но взаимосвязанные цели проведения ритуала. Когда акцент делается на подключении к божеству, такой ритуал называем «религиозным», а мишень имеет теургическую природу: экстаз одержимости божеством. Когда акцент делается на получении силы посредством подключения или создания мини-Коммутатора, такой ритуал называем «магическим», а мишень обычно имеет тавматургическую природу: конкретный объективный результат. Однако иногда бывает трудно отделить одно от другого.
Откуда такое разнообразие, если цель одна к та же? Это происходит потому, что разные люди в разных культурах, эпохах и странах по-разному реагировали на эмоциональные стимулы. То, что заставляет одного человека плакать, вызывает смех у другого. То, что возбуждает одного человека, может вызвать у другого невыносимую скуку. Вспомните закон Бесконечных Вселенных.
Один из основных стимулов, используемых во всём мире для усиления эмоций — это пение и хлопанье в ладоши. Напевное произнесение слов, исполненных священного смысла, вдохновляет и возбуждает людей, а иногда один лишь монотонный ритм и внутренние вибрации мантры могут загипнотизировать того, кто её произносит. Ритмические хлопки, барабанный бой, трубные звуки, притопывание ногами, монотонное пение, речитативы или погремушки — всё это весьма эффективно вызывает состояние гипнотического транса (не говоря уже о прямых ассоциативных эффектах). Не забывайте о том, что загипнотизированный человек очень легко поддаётся эмоциональной стимуляции.
Известно, что использование высокопарной фразеологии, игры, основанной на смене страха и надежды, отчаянии и радости, является тем стимулом, который накапливает и высвобождает эмоции. Но в хорошо продуманном ритуале задействованы все человеческие чувства.
Одежда, алтарь, чаши, жезлы, мандалы, мудры, мантры, благовония, вино, пение, музыка, свечи, эмблемы, реликвии, яства и сама привычка к ритуалу — важные ингридиенты любого обряда. Сценический реквизит используется для манипуляций со вкусом, ощущением, обонянием, зрением, слухом и памятью с целю создания желаемой атмосферы. Каждый элемент ритуала должен напоминать о целом. В этой симфонии взаимодействующих стимулов не может быть фальшивых нот: всё направляется к одной цели, определённой заранее. Таким образом, желаемая эмоция легко накапливается, направляется и разряжается.
Но к чему прикладывать столько усилий? Мы можем убедиться в существовании универсальных методов контролирования и разрядки эмоциональной энергии, но какую пользу они приносят? С одной стороны (это точка зрения большинства официальных антропологов), религия и магия служат полезным общественным и психологическим целям, давая выход сильным эмоциям и «безвредно» рассеивая их. С другой стороны, все мы видели, чего смогли добиться Гитлер и Сталин со своими грандиозными ритуалами обожествления государства. Нам необходимо понимать правила и методы, управляющие этим типом поведения, особенно сегодня, когда воистину демонический, безумный патриотизм и ультранационализм, захлёстывающие земной шар, угрожают самому существованию человечества.
Но существует и другой способ отношения к происходящему — тот самый, который «респектабельные» учёные всегда отказывались даже принимать во внимание: а что, если магия в самом деле существует?
Выше было показано, что каждое изменение в электрохимическом балансе человеческого организма модулирует радиоволны, излучаемые и принимаемые нервной системой (по крайней мере, такова наша рабочая гипотеза). Все известные нам эмоции оказывают огромное воздействие на жизнедеятельность тела, а в частности на нервную систему. Следовательно, ритуал (то есть порядок манипуляций и контроля над эмоциями) на самом деле представляет собой процесс манипуляции и контроля над изменениями в нервной системе. А следовательно...?
Добавим кое-что ещё. Была отмечена закономерность, сопровождавшая успешные опыты с экстрасенсорным восприятием и психокинезом. Подопытный испытывает очень сильные эмоции либо по поводу самого эксперимента, либо по поводу его определённого аспекта. Эта эмоция усиливается из-за уверенности в успехе, а затем высвобождается, когда человек правильно называет карты, бросает кости т.д. Впрочем, сильная эмоция не обязательно должна сопровождаться уверенностью в успехе; достаточно любого позитивного чувства. Когда-нибудь необходимость в эмоциях вообще отпадёт: их можно будет заменить инъекциями адреналина или других гормонов. Новые эксперименты по селекции и контролю над эмоциями, вероятно, дадут поразительные результаты.
На этой стадии меня неизменно спрашивают, какие ритуалы работают наилучшим образом и могу ли я порекомендовать хорошую книгу заклинаний. Исходя из теоретических исследований и личного опыта, я вынужден признать, что лучшие заклинания и ритуалы — современные, написанные вами и специально разработанные для вас, с учётом интеллектуального развития в конце XX века.
Разные эпохи рождают различные убеждения. Ритуал, прекрасно работавший в 1571 году, скорее всего, не будет нормально работать в 1971 году — просто потому, что определённые действия, вызывавшие эмоции и ассоциации, уместные для 1571 года, не вызовут таких же эмоций и ассоциаций в 1971 году. Это всё равно, что пытаться носить одну и ту же одежду в двух разных эпохах: люди стали выше примерно на фут, и мода существенно изменилась. Не говоря о неудобстве, вы будете выглядеть смехотворно, если не измените фасон и покрой одежды. Но даже подогнав её под себя, вы едва ли впишетесь в современное общество, если только не принадлежите к клубу или организации, традиционно поддерживающей анахронизмы. Во многих «тайных мистических школах» можно видеть таких специалистов по анахронизмам, обычно лишённых творческой жилки. Они попытаются заставить ваш разум реагировать на свои, и только на свои, ритуалы.
Изучение ритуалов чуждых культур полезно, в основном, потому, что оно раскрывает фундаментальные схемы церемониальной магии. Если продолжить аналогию с одеждой, то изучение фасонов других культур показывает, что их одежда предназначена прежде всего для существ с четырьмя конечностями и одной головой. Усвоив это и овладев методиками иглы (законы магии) и нити (три «М» — мантра, мудра и мандала), вы готовы к пошиву собственной одежды, удовлетворяющей ваши индивидуальные вкусы и потребности.
Повторение старинных заклинаний из пыльных книг и воспроизведение «замшелых» ритуалов не даст абсолютно никаких результатов (если только вы случайно не подключитесь к Коммутатору). И ещё одно замечание. Хотя я горячо рекомендую работы Алистера Кроули только в теоретических целях, вы ни при каких обстоятельствах не должны копировать его ритуалы; он обладал весьма своеобразным чувством юмора и снабдил большинство своих обрядов, опубликованных в печати, коварными минами-ловушками[67]. Любое повторение ритуалов и заклинаний, принятых в Африке, Индии, Тибете или Южной Америке, будет совершенно бесполезным, если вы не являетесь частью этой культуры.
Так какой же вид ритуала будет работать? Здесь мы подходим к предмету тавматургическо-го дизайна. Это словосочетание, как вы догадываетесь, означает экспериментальные разработки в тавматургической магии. Все уже должны помнить, что означает «тавматургический», поэтому я не буду повторять определение.
Тавматургический дизайн заключается в разработке магических ритуалов и методик, которые будут (а) действенными, (6) легко оцениваемыми и (с) не причиняющими вреда исполнителям. Они также должны успешно решать поставленные задачи и обладать гибкостью, необходимой для внесения исправлений по ходу дела. Короче говоря, наша цель — сделать магию более полезной и «научной».
Как вы уже могли убедиться, магия представляет собой очень сложный предмет, в первую очередь потому, что она имеет дело с силами человеческого разума, ещё не вполне понятными нам самим. Постигая основы тавматургического дизайна, вы столкнётесь с большим количеством проблем, главной из которых является проблема количества и учёта переменных факторов. В большинстве экспериментов вы стараетесь сохранять все переменные жёстко фиксированными, кроме одной; тогда, теоретически, вы сможете отделять её значения от остальных. Даже в других областях науки это не так просто, как кажется, но в магии эта задача ещё сложнее. Например, сколько переменных участвует в магическом процессе, когда и в каких сочетаниях? Возможно ли чётко разделить эти переменные? Уже сейчас, за закрытыми дверями, учёные начинают задаваться вопросом: возможно ли изолировать любую переменную в любой науке без автоматического включения в расчёты новых переменных? Можем ли мы вообще контролировать магические переменные? Следует ли нам игнорировать те, которые мы не в состоянии отслеживать или классифицировать?
В этой книге мы рассматривали большое количество переменных, включая эмоции, ассоциации, культурную принадлежность, сенсорные стимулы, индивидуальные черты характера, состояние ионосферы, физическое здоровье агента и мишени, расстояние между агентом и мишенью, схемы ритуалов, наличие или отсутствие наркотических веществ в кровеносной системе, способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и многое другое. Уже сейчас должно быть ясно, что мы никогда не узнаем все переменные, участвующие в магическом процессе; согласно закону Бесконечных Данных, мы должны были осознавать это с самого начала. Но изучив традиционные оккультные верования, методы обучения, результаты современных антропологических исследований, открытия в области парапсихологии и других официальных наук, мы смогли прийти к некоторым осторожным выводам и гипотезам.
Например, мы открыли, что все магические действия и пси-феномены, по-видимому, являются результатом ассоциаций, усиленных эмоциями. Независимо от того, согласны ли вы с доводами д-ра Когана, ясно, что ассоциации модулируют и направляют энергию, генерируемую сильными эмоциями, посылая эту энергию для воздействия на иные энергетические схемы, связанные с разумом или с веществом. Таким образом, в процессе участвуют как внутренние, так и внешние переменные.
Эти переменные действуют в разуме и теле агентов и мишеней. Значительно большее количество переменных действует в физической вселенной, разделяющей их. В обеих областях у нас недостаточно сведений. Пока мы вынуждены выступать с позиции профессиональных статистиков, утверждающих, что «любая переменная, которую нельзя определить или измерить количественно, должна игнорироваться в отдельных случаях, но по возможности регистрироваться для последующего анализа накопленных результатов».
Существуют и другие проблемы, например проблема повторяемости. Возможность повторять эксперимент и постоянно получать аналогичные результаты играет основную роль в создании мифов о науке. Экспериментальная процедура основана на законе Причин и Следствий. Поскольку одинаковые действия при одних и тех же условиях всегда ассоциируются с одинаковыми результатами, то, следовательно, если вы не можете повторить эксперимент с точно такими же результ