Не смущайтесь ни от какого страха
Конечно же, вам будет страшно.
Отвечая на приглашение Иисуса, мы порой чувствуем себя так, будто совершаем самый рискованный шаг в своей жизни. Не верите? Спросите Раав, Есфирь, Руфь и Марию. Спросите Джанин, Элли, Темми, Кэрол и Кэтлин. Словарь Уэбстера[43] дает следующее определение глаголу «рисковать» — подвергать себя опасности быть оскорбленным или понести утрату. Жизнь тех, кто стал друзьями Бога, полна риска. Они рискуют любить, они идут вперед, выражая готовность делиться мечтами, которые вложил в их сердца Господь, и бороться за их осуществление. Рискуют исполнять уникальную роль. Это нелегко. Если бы это было иначе, нас бы окружало множество женщин, живущих именно такой жизнью.
Поэтому давайте вспомним слова апостола Петра, который убеждал нас в том, что единственно верным способом раскрытия женской красоты является любовь. В этих словах апостола заключен секрет настоящей женственности:
...Не смущаетесь ни от какого страха.
1 Пет. 3:6
Страх идти вперед и меняться обусловлен нашим пониманием того, что на этом пути мы можем потерпеть фиаско (разве не так?). Полученные прежде душевные раны призывают нас к осторожности и осмотрительности. Мы ясно осознаем, что в случае неудачи, в случае публичного позора и нашим поступкам, и нам самим будет вынесен суровый приговор. Мы боимся еще раз получить подтверждение своим старательно скрываемым от всех сомнениям в своей женской состоятельности. Мы страшимся в который раз услышать голос своего раненого сердца, истекающего кровью от новых негативных ответов на наш главный вопрос. Вот почему на риск могут отважиться лишь те из нас, кто обрел покой в Божьей любви. Получив Его заверение в нашей избранности и нежно питаемой к нам любви, в том, что Он считает нас пленительными созданиями, мы обретаем способность свободно дарить этому миру свою красоту.
Вы можете мне возразить, что Иисус не дождался от людей достойного ответа на Свой подвиг веры и безупречное исполнение возложенной на Него и посильной Ему одному роли. По мне, так это еще мягко сказано. На самом деле каждый из тех, за кого умер Иисус, оскорблял Его, глумился над Ним, плевал в Него и Его распинал. У Иисуса не было выбора, кроме как полностью доверить Свою жизнь Небесному Отцу. И апостол Петр призывает нас подражать Ему, говоря: «...дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:21—23). Или, как сказано в другом переводе, «Он вверял Себя Богу». У Иисуса не было проблем с неблагодарным человечеством — Он вверял Себя Богу. Буквально несколькими стихами ниже этого призыва подражать Христу Петр, обращаясь к женщинам, говорит: «Также и вы... <...> ...и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет. 3:1, 6). Иисус Своей жизнью показал, что такое любовь, и нас Он приглашает поступать так же, меньше всего заботясь о том, ответят ли нам любовью на любовь или нет.
Мне было невероятно трудно решиться на выступление перед участницами семинара, посвященного молитвенному уединению с Господом, выступление, требовавшее от меня ни больше ни меньше как обнажения собственного сердца. Сказать, что при этом мне было страшно — значит не сказать ничего. Видите ли, когда я только начала выступать перед женской аудиторией, я была очень полной. Таким образом, мой грех — моя зависимость от еды — был очевиден для всех. Встать перед группой женщин, не имея возможности скрыть своего несоответствия общепризнанным стандартам женской привлекательности, было невероятно смиряющим и болезненным опытом. Рисковала я и тогда, когда решилась на соавторство с Джоном в написании этой книги. Согласитесь, делиться своими секретами с такой огромной аудиторией очень рискованно. Рискованно, потому что я впервые берусь за перо, а мой муж такой известный и такой успешный автор нескольких христианских бестселлеров.
Но мы не можем дожидаться, когда наша жизнь наладится, прежде чем мы предложим свою помощь окружающим. Мы лишены такой возможности. А если бы она у нас была, то сомневаюсь, что кто-нибудь когда-нибудь получил бы от нас хоть что-нибудь. Бог просит нас оставаться беззащитными. Он приглашает нас рассказывать Ему, ничего не скрывая, о своих недостатках. Он хочет, чтобы мы делились дарованной Им красотой даже в том случае, когда мы с ужасом осознаем, что она далека от совершенства. Он хочет, чтобы мы Ему доверяли.
И неважно, чем все это обернется для нас. Жизнь без оглядки, жизнь в полную силу доказывает, что мы хотим стать такими женщинами, какими Он нас задумал. Так мы выражаем свою любовь в ответ на приглашение нашего Возлюбленного.
Быть открытыми для общения
Мы с Джоном занимались подготовкой своеобразного «десерта» для вновь прибывших участников семинара, чтобы помочь им лучше узнать друг друга. Для этого, по нашему замыслу, каждая семья должна была поделиться своим «семейным девизом». Среди немногочисленных участников семинара была обратившая на себя всеобщее внимание невероятно привлекательная пожилая супружеская пара. Глаза супруга — уже очень немолодого джентльмена — удивительно блестели, так что мы предположили, что ему удалось раскрыть секрет жизни и это переполняет его радостью. Его жена, миниатюрная женщина, исчерпывающее описание которой можно было бы свести к следующему: невероятно открытая для общения особа, излучала покой и умиротворение и была исключительно жизнерадостной и красивой.
Взглянув на жену, муж спросил:
- Дорогая, у нас есть семейный девиз?
- Думаю, да. Последние тридцать лет он красуется на дверце нашего холодильника, — ответила жена.
- Так это что, Amana?[44]
Немного посмеявшись, пожилая дама поделилась с нами тем, чем сама жила все эти годы и к чему приглашала других:
Живите полной жизнью, ведь жизнь так... хрупка и быстротечна. Не ждите завтрашнего дня. Живите сейчас! Живите сегодняшним днем!
Живите сегодняшним днем.
Быть по-настоящему искупленной и потому свободной женщиной — значит быть открытой для общения. Если же мы продолжим прятаться, то многое потеряем. Мы не сможем построить близких отношений ни с Богом, ни с кем-либо еще, если будем прятаться и открывать только свой «фасад» — то, какими, по нашему мнению, мы должны быть или какими нас хотят видеть окружающие. Мы не сможем играть роль ezer, для которой были рождены, если все так же скованные стыдом и страхом будем демонстрировать этому миру ту маску, ношение которой привыкли считать для себя обязательным. Вам дана лишь одна жизнь, и будет лучше, если вы проживете ее не прячась.
И действительно, почему мы должны демонстрировать не то, кем мы являемся на самом деле и какими нас создал Бог? Вы родились не случайно; не случайны и ваши желания. «...Не для такого ли времени...» (Есф. 4:14) победоносная Святая Троица предусмотрела ваше присутствие здесь и сейчас? Вы необходимы.
...Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
Ин. 13:3—5; курсив наш. — Дж. и С. Э.
Иисус знал, Кем Он был, откуда Он появился и куда направлялся. Он знал, зачем Он пришел в этот мир, и поэтому, облеченный силой и властью, смиренно и свободно посвятил Себя служению. Он исполнил Свое предназначение — ради нас отдал Свою жизнь в жертву живую, святую и благоугодную. Иисус говорит нам: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15).
Бог действительно хочет, чтобы вы знали о том, кто вы. Он хочет, чтобы вы понимали, зачем вы живете на этой земле, чтобы знали, откуда вы появились и куда направляетесь. Это даст вам свободу. Свободу быть самой собой, быть открытой для общения и любви. Поэтому, может быть, нам стоит ненадолго задержаться, чтобы вспомнить о том, кто вы такая.
Вы — женщина, отражение образа Божьего, венец творения. Вы избраны Богом прежде создания мира. Он любит вас безусловной и нежной любовью. Вас добивается, ищет вашего внимания, испытывает к вам романтические чувства и страстно желает вашей взаимности ваш Жених — Иисус. Ваша красота и жизнеутверждающая сила представляют угрозу для врага рода человеческого. Поэтому они будут востребованы.
Как искупленная и свободная женщина, вы можете быть сильной и нежной. Вы раскрываете этому миру милость, тайну и красоту Бога, Его жажду близкого общения. Вы зовете окружающих отдать Ему свои сердца. Вы не боитесь быть беззащитной, предлагая то, что имеете, и обращаясь за помощью, когда в ней нуждаетесь, потому что обрели безопасность в Божьей любви. Ваше сотрудничество с Богом оживотворяет и творчество, и работу, и жизнь других людей. Ваше способное сострадать пробужденное сердце позволяет вам смиренно служить Иисусу. Очи Его сердца навечно прикованы к вам. Царь пленен вашей красотой.
Вы необходимы. Этот мир ждет вашего духовного пробуждения, ждет, когда вы осознаете свои желания и мечты, вложенные в вас Господом, чтобы вы смогли исполнить предназначенную вам роль. Быть может, вас ждет карьера музыканта, выступающего с концертами перед огромной аудиторией, или карьера преподавателя. Может быть, вам суждено стать невропатологом или объезжать лошадей. Возможно, вы должны стать активисткой «Greenpeace»[45] или борцом за права неимущих, больных и престарелых людей. Но одно несомненно: вы призваны оставаться женщиной, в каком бы служении вы ни предпочли участвовать.
А это, моя дорогая сестра, самое важное. Какое бы дело вы ни выбрали, вы должны следовать водительству Иисуса, украшая этот мир своим послушанием так же, как украшает его красивая мелодия или вдохновенный танец. Сначала Иисус привлечет вас к Себе, чтобы затем вместе с вами шагнуть в этот мир, который Он возлюбил и жаждет, чтобы и вы полюбили его.
Вот что означает Его приглашение.
«Возьми Меня за руку»
В финале кинофильма «Анна и король» есть одна замечательная сцена, которую мне хотелось бы вкратце вам пересказать.
Сюжет этого фильма повествует о событиях, произошедших в XIX веке в Сиаме — крошечном, но очень красивом государстве Азии, свято чтущем древние традиции. Анна, приехавшая в эту страну из Англии и исполняющая при дворе роль гувернантки и учительницы многочисленных королевских отпрысков, помогла королю Монгкуту подготовить роскошный прием. Монарх, желая продемонстрировать британцам, что его страна не отстает от современного западного мира, организовал прием в английском стиле: скатерти, столовое серебро, а в конце ужина бал.
По окончании ужина, когда король должен первым танцем открывать бал, Монгкут встает и, протягивая руку Анне, приглашает ее на танец. Не сводя с нее глаз, он ждет ее ответа. Она, очевидно, удивлена, захвачена врасплох, но учтиво принимает его приглашение и встает. Проходя мимо длинного пиршественного стола, сиамский король неотрывно смотрит на Анну и улыбается ей. Окружение короля явно разочаровано его выбором: одни смотрят на его избранницу с презрением, другие — с удовольствием. Но ни для Монгкута, ни для Анны это не имеет ровно никакого значения.
На бал Анна явилась во всем блеске своей красоты. В мерцающем, как ночное небо, платье она просто неотразима. На подготовку к балу она потратила не один час, чтобы привести в порядок свои волосы, платье и сердце. Но посреди бального зала Анну охватывает страх, ведь ей предстоит танцевать с королем на глазах огромного множества людей. «Надеюсь, что мы не споткнемся у всех на виду», — говорит она. В ответ он произносит: «Не бойтесь: я король, я поведу вас в танце».
Иисус протягивает вам Свою руку. Он приглашает вас на танец. Он спрашивает: «Будешь ли ты танцевать со Мной... каждый день?» Он не сводит с вас глаз. Он пленен вашей красотой. Он улыбается вам. Его не волнует мнение окружающих. Он готов повести вас в танце и ждет вашего ответа.
Возлюбленный мой начал говорить мне:
встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!
Песн. 2:10