Возрождение Римской империи в X веке
Хотя империя, созданная Карлом Великим, исчезла, идеал мировой политической империи, который Западная Европа унаследовала от Рима, продолжал жить. Ему не суждено было осуществиться в правление франков, но он воплотился в жизнь в восточной части империи Карла Великого, которая перешла к Людовику Немецкому в 843 году. Следует сделать некоторые замечания по поводу возникновения, развития и значения этого нового претендента на власть имперского Рима.
Процессы объединения в Германии всегда протекали сложнее, чем во Франции. Географическое расположение Франции дает ей естественные границы в виде Средиземного моря, Атлантики, Пиренейских гор и Альп. Только на востоке Франции так и не удалось сделать Рейн естественной границей государства. География, однако, сослужила плохую службу германской нации, поскольку реки Северной Германии текут на Север и впадают в Северное или Балтийское моря, а в южной части – текут на восток. Северная Германия – большей частью равнина, тогда как Южная Германия – гористая местность. Это вело к различиям интересов живущих там людей, а традиционные племенные разделения и границы более поздних феодальных государств вызывали децентрализацию власти. Даже после того, как Германия объединилась под одним названием при императорах Священной Римской империи, интерес императора к делам Церкви по ту сторону Альп не разделяли его подданные. Но несмотря на все эти проблемы, восточная часть старой империи Карла Великого стала центром имперской власти, которая когда-то была захвачена франками.
Племенные вожди Германии, столкнувшиеся с потребностью объединения для защиты от викингов и венгров, выбрали Генриха Птичника – герцога Саксонского – своим правителем в 919 году. Он отбросил наступавших викингов и смог нанести поражение славянам.
После Генриха корона германского короля в 936 году перешла к его сыну Отгону (918–973). Отгон сделал герцогов своими вассалами и взял под контроль дела Церкви – стал назначать епископов и аббатов, которым предстояло заботиться о церковных интересах Германии. Если бы он хотел ограничить свои усилия Германией, он смог бы построить мощную централизованную монархию, сходную с теми, которые создавали позже короли Англии, Франции и Испании, однако центр его интересов лежал за Альпами, и в течение веков германские финансы растрачивались на проблемы церкви и государства Италии. Оттон пересек Альпы, чтобы помочь папе римскому в борьбе против могущественного врага, который угрожал папской власти в Италии, и папа Иоанн VII в 962 году короновал его императором Священной Римской империи. Снова появился римский император, который провозгласил свою власть над народами Европы, как ранее это делали Карл Великий и римские императоры. Вся Центральная Европа от Северного моря до Адриатики была объединена в германскую Римскую империю, которая существовала, пока Наполеон не привел ее к разделению в 1806 году.
В течение следующих двух веков римский престол занимали слабые люди, и германские императоры часто бывали в Италии, пытаясь восстановить там порядок, а также преследуя свои собственные интересы. Например, Оттон III в 996 году вошел в Рим и, положив конец разногласиям римской знати, вынудил избрать своего двоюродного брата Бруно папой Григорием V. Постоянное вмешательство германских правителей в дела папства в Италии приводило к борьбе между императором и папой, пока папа Иннокентий III не одержал наконец победу над императором, покончив с германским влиянием в Италии.
Глава 20
ПРОБУЖДЕНИЕ И РАСКОЛ В ЦЕРКВИ
Несмотря на нависшую тень Священной Римской империи в конце периода 800–1054 годов, Западная Церковь переживала внутреннее пробуждение, которое дало ей силы противостоять имперскому вмешательству. Восточная же Церковь в это время осознала глубину различий между собой и Западной Церковью настолько, что период закончился расколом, который привел к созданию греческой Православной Церкви на Востоке.
Обновление на Западе
Хотя обновление в Западной Церкви не всегда было обновлением духа, она обновила силы, и это помогло ей в борьбе с государством в лице германской Священной Римской империи. Положение папы Римского укрепилось по нескольким причинам.
1.1. Юридическая помощь папству
«Константинов дар» (см. гл. 18) стал юридическим основанием для землевладения папы римского. Этот документ свидетельствовал, что Пипин в 756 году подарил папе большое количество земель. В 865 году папа Николай I (856–867) первым составил собрание указов различных понтификов римских. Это собрание известно как Ложные декреталии или Лжеисидоровы декреталии. Оно включало «Константинов дар», настоящие и подложные декреты и декреталии пап римских со времени Климента Римского, а также некоторые из канонов основных церковных соборов. Объединение документов связано с именем Исидора из Севильи (ок. 560–636) – главы испанской церкви в первой половине VII века. Нельзя совершенно уверенно назвать его автором Декреталий, но ясно, что с середины IX века они играли важную роль в обосновании претензии римского епископа на превосходство в Церкви.
«Константинов дар», который впервые объявился в VIII веке, был использован для поддержания претензий пап на земли в Италии, а Декреталиями предполагалось укрепить власть папы внутри Церкви. Декреталии провозглашали первенство папы над всеми церковными руководителями и давали любому епископу право обращаться прямо к папе через голову архиепископа. Провозглашалась свобода Церкви от светского контроля. Хотя созданием подделок вряд ли занимались сами папы, они все-таки использовали это собрание документов, чтобы обосновать свои претензии на власть в Церкви. «Диктат» Григория VII позже еще более усилил эти претензии.
1.2. Христианизация Скандинавии
Власть епископа римского усилилась в этот период еще и потому, что народы Скандинавии признали Евангелие. Анскар (801–865), родившийся во Фландрии, многое для этого сделал. Когда датский король Харальд попросил в 862 году прислать благовестников, Анскар почувствовал, что должен ответить на этот призыв, и посвятил остаток своей жизни благовестию в Северной Европе. Дания окончательно обратилась в христианство только в XI веке в правление Кнуда. Христианство прочно укоренилось в Норвегии примерно к 1000 году и примерно в то же самое время стало государственной религией в Швеции и в Исландии. Этот труд, начатый Анскаром, принес плоды к 1000 году и усилил власть Рима на севере Европы.
1.3. Учение о мессе
В начале IX века Западную Церковь волновал вопрос, как присутствует Христос на таинстве причащения. Признание того, что Тайная Вечеря является жертвой, производимой священником, шло на пользу папской власти, поскольку папа возглавлял иерархию священников, кроме которых никто не мог совершать это таинство. Примерно в 831 году Пасхазий Радберт (ок. 785– 860), аббат монастыря в Корби около города Амьен, начал учить, что божественным чудом вещество хлеба и вина истинно превращается в тело и кровь Христа. Хотя он и не называл это изменение пресуществлением, его учение приводило к такому заключению. Он выдвинул эти взгляды в 831 году в книге под заглавием «О Теле и Крови Господа». Это содействовало усилению власти священника и превосходящего его в системе иерархии папы, хотя Римская Церковь официально не признавала учения о пресуществлении до 1215 года, а полное определение дала ему лишь на соборе в Триденте в 1545 году.
1.4. Монастырская реформа
Реформы клюнийских монастырей в X и XI веках многим помогли возвышению папства. К X веку монастыри обогатились, но духовно обнищали и требовали проведения неотложных реформ. Прежний идеал служения был заменен идеалом личного спасения, который хорошо сочетался с легкой жизнью в процветающем монастыре. Само папство переживало серьезный упадок между церковным правлением Николая I и Льва IX (см. ниже). Движение за преобразования, начавшееся в Клюни, было первым из нескольких последовательных реформистских движений в римском монашестве и имело весьма отдаленные последствия.
Вот история монастыря в Клюни. В 909 году герцог Вильгельм Аквитанский «ради спасения» своей души даровал человеку по имени Верно, который был уже аббатом другого монастыря, грамоту на образование нового монастыря в Клюни, на востоке Франции. Эта грамота свидетельствовала, что монастырь должен быть свободен от любого светского или епископского контроля и осуществлять самоуправление под покровительством папы Римского. Верно, аббат с 910 по 926 год, и Одон, аббат с 927 по 944 год, оба были способными людьми и имели твердый характер. Они несли свое служение так хорошо, что многие монастыри ордена бенедектинцев, включая монастырь на горе Касино, были переустроены по тому же самому образцу.
В соответствии с прежней системой монашества в каждом монастыре был собственный аббат и монастыри не зависели от других монастырей того же ордена. Аббат Клюни, однако, стал назначать приоров новых монастырей, основанных им самим, Либо других монастырей, которые тем самым попадали в его подчинение. Инновация создала устройство, в центре которого стоял один руководитель – аббат Клюни, тесно сотрудничавший с папством. К XII веку более 1100 монастырей находились под руководством аббата Клюни.
Лидеры Клюни настаивали на реформе духовной жизни. Платформа Клюни осуждала симонию (практику покупки или распродажи церковных должностей за деньги) и непотизм (благорасположение к родственникам при назначении на должность). Целибат был третьей составной частью платформы. Духовенство не должно было ни жениться, ни содержать наложниц, а все внимание отдавать церковным делам. Эти монахи также настаивали на том, что Церковь должна высвобождаться из-под светской власти короля, императора или герцога. Эта программа претворилась в жизнь через пап-реформистов с помощью монастырей Клюни. Аскетичная жизнь также переживала второе рождение.
Преобразующий энтузиазм клюнийского движения повлиял на многие другие районы. Монахи из Клюни создавали великолепные монашеские школы, и эти школы помогли сделать латынь общедоступным языком средних веков. Движение, которое привело к началу крестовых походов против мусульман на Священную Землю, многим было обязано монахам из монастырей Клюни. Клюнийские монастыри на границах цивилизации становились центрами благовестия. Монашеский орден Клюни официально прекратил свое существование в 1790 году.
1.5. Способные руководители
Хотя многие из пап в эпоху 800–1054 годов склонялись к коррупции или были некомпетентны, среди них было несколько способных руководителей, которые помогли консолидировать силы Рима. Николай I, папа с 858 по 867 год, был одним из выдающихся людей. И в своих сочинениях, и в жизни он отстаивал превосходство папы в Церкви как человека, отвечающего за духовное благополучие веры, а также защищал превосходство папы над светскими правителями в области морали и религии. Лжеисидоровы декреталии очень часто упоминались им как оправдание этих требований.
Николай I успешно осуществлял свою власть, как над епископами, так и над светским правителем, которым в то время был Лотарь II из Лотарингии. Лотарь женился на Теутберге главным образом из политических соображений, однако затем он увлекся женщиной по имени Вальдрада и оставил свою законную жену. Лотарь созвал синод, на котором епископы дали ему разрешение развестись. К Николаю обратились за помощью с обеих сторон, но Лотарь к тому времени уже женился на Вальдраде. Николай, с одной стороны, решительно попытался взять под свой контроль епископов, которые приняли такое поспешное решение, а с другой – хотел наказать Лотаря за распутство. Николай принудил Лотаря оставить Вальдраду и вернуть обратно Теутбергу во дворец в качестве законной жены.
Николай также успешно поддерживал право епископов обращаться прямо к папе римскому. Когда Гинкмар, архиепископ Рейский, отстранил Ротада – епископа Суассона – от служения, Николай изменил решение Гинкмара и принудил его вернуть Ротаду в положение епископа.
Николай даже пытался утвердить свою власть над патриархом и Византийским императором в Константинополе. Император Михаил, подкупленный своим дядей Бардой, отстранил патриарха Игнатия, когда тот отказался причащать Барду, и в 858 году назначил Фотия на его место. Игнатий обратился к Николаю за помощью. Николай объявил Фотия смещенным, но Византийский собор под руководством Фотия обвинил Западную Церковь в ереси за то, что она добавила к символу веры утверждение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына. Противоречия между двумя частями Церкви еще больше усилились, и Николай, хотя ему и удалось утвердить свое превосходство над светскими и церковными правителями на Западе, не пришел к успеху на Востоке.
Между понтификатами Николая I и Льва IX было несколько достойных обладателей папского престола, но вовсе не потому, что за этот период сменилось мало пап – в это время епископский престол в Риме занимали более сорока человек. Особенно сильный скандал произошел в середине XI века. Бенедикт IX, который не заслуживал высокого звания папы, был изгнан из Рима, и на трон взошел Сильвестр III. Бенедикт вернулся в Рим и продал в 1045 году папский престол за большую сумму денег человеку, который стал называться Григорием VI. В ходе этих событий, однако, Бенедикт сам отказался сложить с себя папский титул, и, таким образом, появились три человека, каждый из которых претендовал на законное право называться папой. Тогда Генрих III (ок. 1017–1056) – император Священной Римской империи – созвал собор в Сутри в 1046 году. Бенедикт и Сильвестр были низложены, а Григорий был принужден отказаться от престола в пользу Климента II. Климент вскоре умер, но и его последователь, также назначенный Генрихом, прожил недолго. Генрих позже назначил своего двоюродного брата Бруно папой Львом IX.
С приходом Льва IX закончился долгий период неудачливых пап между Николаем I и Львом IX. Его преемники были сильными людьми, заинтересованными в реформе в духе монастырей Клюни. Собор в Сутри, таким образом, ознаменовал самую нижнюю границу падения власти папства в средневековый период. При Николае II, которому содействовал Гумберт, а также могущественный Хильдебранд (ставший впоследствии Григорием VII), право выбора папы было отнято у римского народа и в 1059 году передано коллегии кардиналов. С того времени до своего пика при Иннокентии III папство неуклонно расширяло власть в Европе.
Византийская Церковь, изможденная борьбой с мусульманами, заполонявшими Византию, ослабила управление собственными делами, которое взял на себя император, а также была поражена богословским застоем, начавшимся после Иоанна Дамаскина, и потому не могла оказать сколь бы то ни было значительного сопротивления расширению как светской, так и духовной власти епископа Римского. Развивающийся антагонизм между двумя частями церкви, который имел исторические корни, привел к расколу 1054 года. С этим расколом христианская религия разделилась на две большие Церкви, которые впоследствии имели мало официальных контактов между собой.