Возвышенность природы Христа

§460. Факты, сообщённые в "Евангелии" и рассматриваемые до сих пор как чудеса, принадлежат по большей части к разряду явлений психических, то есть таких, которые имеют своей причиной способности и свойства души. Сопоставляя их с теми, которые описаны и объяснены в предыдущей главе, мы без труда замечаем существующую между ними тождественность причин и следствий. История даёт аналогичные примеры во все времена и у всех народов по той причине, что с тех пор, как есть воплощённые и бесплотные души, должны были происходить и те же явления. Конечно, по этому поводу можно спорить с историей; но в настоящее время эти явления совершаются перед нашими глазами, так сказать, по нашему желанию лицами, не представляющими собой ничего исключительного. Одного лишь факта воспроизведения явлений в тождественных условиях достаточно для доказательства их возможности и их подчинения известному закону, а, стало быть, и признания того, что они уже не чудесны.
Принцип психических явлений, как мы уже видели, опирается на свойства периспритального флюида, который служит магнетическим агентом; на проявления духа во время жизни и после смерти; наконец на существенное состояние духов и их роль как активной силы Природы. Если известны эти элементы и их явления доказаны, необходимо признать и возможность некоторых фактов, которые отвергались раньше, когда им приписывали сверхъестественное происхождение.
§461. Не предрешая ничего насчёт природы Христа, исследование которой не входит в задачу данного труда, и рассматривая его предположительно как высочайшего Духа, нельзя не видеть того, что по своим совершенствам он стоит неизмеримо выше земного человечества.
Воплощение его в этом мире по своим громадным результатам должно было быть одной из тех миссий, какие поручаются только непосредственным посланникам Божества для исполнения Его замыслов.
Как человек он имел матерьяльную организацию, но как дух чистый, отрешённый от материи, он должен был жить духовной жизнью больше, чем матерьяльной, слабости которой были ему чужды. Превосходство Иисуса над людьми зависело не от каких-либо особых качеств его тела, но от его духа, который неограниченно господствовал над материей, и его перисприта, состоящего из тончайшего эфира. (Гл.XIV, §419.) Душа его соединялась с телом лишь строго необходимыми узами. Всегда свободная, она приносила ему двойное зрение не только постоянное, но исключительной проницательности и совершенно особой высоты, не той, какая встречается у обыкновенных людей. То же самое было и по отношению всех явлений, которые зависят от периспритальных или психических флюидов. Качество этих флюидов давало ему огромное магнетическое могущество, которому способствовало непрестанное желание творить добро.
В исцелениях, которые он совершал, поступал ли он как медиум? Можно ли смотреть на него, как на могущественного медиума-исцелителя? Нет, потому что медиум есть посредник, орудие, которым пользуются бесплотные духи. Но Христос не нуждался в помощи, он, который давал её другим; он действовал сам, в силу своего личного могущества, как в некоторых случаях могут действовать воплощённые по мере своих сил. Какой дух к тому же посмел бы внушать ему свои мысли, поручая их передачу? Если он и получал посторонние воздействия, они могли быть только от Бога. По определению одного духа, он был медиумом Самого Бога.

Сны

§462. "По смерти же Ирода, - се Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца." ("Еванг. от Матф.", гл.2, ст.19, 20.)
Уведомления через сны играют большую роль в священных книгах всех религий. Не ручаясь за точность всех сообщённых фактов, можно признать, что само по себе явление не имеет ничего ненормального, если известно, что во время сна дух, освобождаясь от своих матерьяльных уз, вступает на короткое время в духовную жизнь, где встречается с теми, кого он узнал раньше. Эти минуты часто избирают духи-покровители, чтобы явиться тем, кому они покровительствуют, и непосредственно дать им совет. Примеры достоверных уведомлений через сны весьма многочисленны, но из этого не следует заключать, что все сны суть уведомления, и ещё менее то, что всё, виденное во сне, имеет значение. Толкование снов следует отнести к суевериям и нелепостям. (Гл.XIV, §§437, 438.)

Звезда волхвов

§463. "Они, выслушавши царя, пошли. И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец." ("Еванг. от Матф.", гл.2, ст.9.)
Здесь вопрос не в том, насколько реален факт, сообщённый святым Матфеем, или же это только символ для обозначения того, что маги были чудесным образом направлены к тому месту, где находился младенец, - проверить этого нельзя, - вопрос в том, возможен ли этого рода факт.
Несомненно, что в данном случае свет происходил не от звезды. Так можно было думать в то время, когда звёзды принимались за светящиеся точки, прикреплённые к небесному своду, которые могут падать на землю, но не теперь, когда природа их известна.
Но, не имея причины, которую ему приписывали, факт появления света, имеющего форму звезды, от этого не менее возможен. Дух может появиться в светящемся виде или преобразить часть своего периспритального флюида в светящуюся точку. Несколько фактов этого рода, ещё свежих в памяти и совершенно достоверных, не имеют другой причины и в этой причине нет ничего сверхъестественного. (Гл.XIV, §423 и след.)

Наши рекомендации