Матерьяльные манифестации, или физические проявления. Медиумизм

§450. Явления двигающихся и говорящих столов, удерживающихся в воздухе тяжёлых тел, медиумического письма, старые, как сам мир, но ставшие теперь обычными, дают ключ ко многим аналогичным, произвольным феноменам, которые, по незнанию правящих ими законов, причислялись к сверхъестественным и чудесным. Эти феномены основаны на свойствах периспритального флюида как воплощённых, так и свободных духов.
§451. Во время жизни тела дух влияет на него посредством своего перисприта; всё с тем же флюидом он проявляется, действуя на инертную материю, производит шум, движение стола и других предметов, которые он приподнимает, опрокидывает или переносит. В этом явлении нет ничего удивительного, если принять во внимание, что самые могущественные двигатели у нас заключаются в самых разрежённых и даже невесомых флюидах, как воздух, пар и электричество.
Также при помощи своего перисприта дух заставляет медиума писать, говорить или рисовать: не имея осязаемого тела для своего непосредственного проявления, он пользуется телом медиума, заимствуя его органы, заставляя их действовать как своё собственное тело с помощью изливаемых на него флюидов.
§452. Тем же самым способом дух действует и на стол, заставляя его двигаться без определённого смысла или для сознательного выстукивания, определяющего буквы азбуки, из которых слагаются слова и предложения, - явление, называемое типтологией. Стол здесь не что иное, как орудие, которым он пользуется как и карандашом, заставляя его писать; он даёт ему минутную жизненность, пронизывая его своим флюидом, но сам вовсе не сливается с ним.
Когда сообщения происходят таким способом, надо представлять себе духа не в столе, а рядом с ним, так же, как он был при жизни, и таким же, каким бы увидали его, если бы он мог в данную минуту сделаться видимым. То же самое и в сообщениях посредством письма: можно было бы видеть духа рядом с медиумом, направляющим его руку или передающим ему свою мысль через флюидический ток.
§453. Если стол отделяется от пола и висит в воздухе без всякой точки опоры, дух не поднимает его силой руки, но окружает и проникает его как бы флюидической атмосферой, как это делает воздух в воздушных шарах и бумажных змеях. Флюид, которым стол проникнут, сообщает ему на минуту особую лёгкость. Когда же он пригвождён к полу, то имеет некоторую аналогию с пневматическим колоколом, под которым находится пустое пространство. Это только сравнение для того, чтобы показать аналогию явлений, а не абсолютную тождественность причин. ("Книга Медиумов", гл.IV.)
Понятно после этого, что для духа не труднее поднять человека, чем поднять стол, перенести предмет из одного места в другое или куда-нибудь его перебросить; эти явления происходят по одному и тому же закону.4
Когда стол кого-нибудь преследует, это не значит, что дух бегает по комнате вместе с ним, так как он может спокойно оставаться на месте; он просто даёт ему толчок флюидическим током, помощь которого заставляет стол двигаться по желанию духа.
Если раздаются стуки в столе или в другом каком-нибудь месте, это не значит, что дух стучит рукой или каким-нибудь предметом; он направляет флюидический ток в то место, где раздаётся стук, и производит таким образом действие на манер электрического тока. Он умеряет шум, как можно умерять звуки, производимые воздухом.
§454. Явление весьма частое в медиумизме - это способность некоторых медиумов писать на незнакомом им языке или рассуждать на словах или в письме о вещах, превышающих их образование. Нередко встречается беглое письмо у медиумов, вовсе не учившихся писать; некоторые пишут стихи, никогда во всю жизнь не написав ни одного стихотворения; другие рисуют, пишут картины, лепят, пишут музыкальные произведения, играют на каком-нибудь инструменте, не имея понятия об этих искусствах. Встречается часто, что пишущий медиум воспроизводит до полной иллюзии почерк или подпись тех духов, которые сообщаются с ним, хотя при жизни он их вовсе не знал.
Это явление не более чудесно, чем вид пишущего ребёнка, когда водят его рукой; можно таким образом заставить его сделать всё, что угодно. Можно заставить писать первого попавшегося на любом языке, диктуя ему слова буква за буквой. Будет понятно, что всё это существует в медиумизме, если сообразить, каким образом дух сообщается с медиумами, которые на самом деле для него не что иное, как пассивные орудия. Но если медиум владеет механизмом, если он преодолел практические трудности, выражения ему знакомы, если его мозгу присущи элементы того, что дух хочет заставить его исполнить, тогда он в положении человека, который умеет бегло читать и писать; тогда работа легче и быстрее: духу остаётся лишь передавать мысль, которую его переводчик воспроизводит теми средствами, которыми он располагает.
Способность медиума к вещам, ему незнакомым, часто происходит вследствие его знакомства с ними в прежних существованиях, о чём дух его сохранил воспоминание. Если, например, он был поэтом или музыкантом, ему будет легче усвоить поэтическую или музыкальную мысль, которую его хотят заставить воспроизвести. Язык, незнакомый ему ныне, мог быть в прошлой жизни его родным языком, отсюда его большая способность писать медиумически на этом языке.5





Одержимость и овладевание

§455. Дурные духи изобилуют вокруг Земли вследствие низкого нравственного уровня её обитателей. Их зловредные действия участвуют в тех влияниях, которым здесь подвергается человечество. Одержимость, которая есть одно из их проявлений вместе с болезнями и всеми несчастиями жизни, должна быть рассматриваема как испытание или искупление и так именно принята.
Одержимость есть упорное действие, которое дурной дух направляет на данное лицо. Она представляет весьма различные характеры, начиная от простого морального влияния, без каких бы то ни было заметных внешних признаков, и кончая полным расстройством организма и умственных способностей. Она поглощает все медиумические способности; в медиумизме слуховом и психографическом она выражается в упрямом желании духа проявляться исключительно, помимо всех прочих.
§456. Так же, как болезни бывают следствием физических несовершенств, которые делают тело восприимчивым ко всем вредным внешним влияниям, одержимость есть всегда следствие морального несовершенства, которое даёт доступ дурному духу. Причине физической противопоставляют и силу физическую; а моральной причине надо противопоставлять моральную силу. Чтобы предупредить болезни, укрепляют тело; чтобы гарантировать от одержимости, надо укреплять душу; отсюда для одержимого необходимость работать над своим исправлением, чего бывает часто вполне достаточно, чтобы освободить его от одержащего духа без всякой посторонней помощи. Эта помощь становится необходимой, когда одержимость переходит в порабощение и овладевание, потому что в этих случаях больной теряет иногда свободу воли.
Одержимость есть почти всегда дело мести какого-нибудь духа, имевшего отношение к одержимому в одном из прежних существований.
В сильной степени одержания одержимый как бы весь окутан и пропитан вредными флюидами, которые парализуют и отталкивают действие здоровых флюидов. От этих-то флюидов и надо его избавить, и так же, как врачующий медиум поступает в случаях болезни, надо изгонять дурные флюиды флюидами лучшими.
Это действие механическое, но его не всегда бывает достаточно, надо также и особенно сильно действовать на одержателя - существо разумное, с которым надо иметь право говорить авторитетно, а этот авторитет даётся лишь нравственным превосходством, и чем оно больше, тем больше и авторитет.
Но это ещё не всё: чтобы гарантировать освобождение, надо убедить злого духа отказаться от своих намерений; надо породить в нём раскаяние и желание добра помощью искусно направленных поучений, вызывая его в видах его морального воспитания; тогда можно испытать чувство радостного удовлетворения от освобождения воплощённого и обращения несовершенного духа.
Задача облегчается в том случае, когда одержимый, сознавая своё положение, сам содействует целителю усилиями воли и молитвой; но дело бывает иначе, когда он, обольщённый духом-обманщиком, заблуждается относительно качеств последнего, потому что тогда он не только не содействует, но отталкивает всякую помощь со стороны. Это - случай помрачения всегда бесконечно более непокорного, чем самая сильная степень порабощения. ("Книга Медиумов", гл.XXIII.)
Во всех случаях одержания молитва есть самая могущественная помощь для воздействия на одержащего духа.
§457. В одержании дух действует внешним образом при помощи своего перисприта, который он смешивает с периспритом воплощённого; последний оказывается как бы опутанным сетью и лишённым возможности действовать по своей воле.
В случаях овладевания, вместо того чтобы действовать внешним образом, свободный дух как бы заменяет собой воплощённого; он избирает его тело своим жилищем, не вытесняя, правда, его окончательно, так как дух может покинуть своё тело только по смерти.
Таким образом, овладевание бывает всегда только временное и повторяющееся, потому что бесплотный дух не может окончательно заменить место воплощённого в виду того, что молекулярное соединение перисприта с телом может иметь место только с момента зачатия. (См. гл.XI, §334.) Дух, временно овладевший телом, пользуется им, как своим собственным; он говорит его языком, видит его глазами, действует его руками, как он это делал бы при своей жизни. Это не то, что в случаях говорящего медиумизма, где воплощённый дух говорит, передавая мысль бесплотного; тут он сам говорит и действует, и если его знали при жизни, его узнают по манере говорить, по голосу, жестам и даже по выражению лица.
§458. Одержание, или порабощение, есть всегда дело злонамеренного духа. Овладевание может быть делом доброго духа, который хочет говорить, и для того, чтобы произвести более сильное впечатление на своих слушателей, заимствует тело воплощённого, который даёт его охотно, как дают своё платье. Это совершается обыкновенно без всякого чувства смущения или болезненности; дух в это время пребывает в состоянии свободы и по большей части возле своего заместителя, чтобы его слушать.
Когда овладевающий дух недобрый, дело происходит иначе; он не заимствует тело, он захватывает его, если его обладатель не имеет нравственной силы сопротивляться. Он это делает по злобе к последнему, мучает его, истязает всеми способами и желает его погубить или удушением, или же толкая его в огонь и в разные опасные места. Пользуясь органами речи несчастного, он ругается, богохульствует и оскорбляет окружающих его; он предаётся таким эксцентричностям, которые имеют все признаки буйного помешательства.
Факты этого рода, в разной степени интенсивности, весьма многочисленны и многие случаи сумасшествия не имеют иной причины. Часто присоединяются к этому патологические расстройства, сопутствующие психическому, и против которых врачебная помощь бессильна, пока существует первоначальная причина. Спиритизм знакомит с этим источником одной части земных невзгод и показывает способ их исправления. Этот способ заключается в воздействии на виновника зла, который, как существо разумное, должен быть врачуем разумом.
§459. Одержимость и овладевание большей частью индивидуальны, но иногда они и эпидемичны. Когда целая туча злых духов бросается на одну местность, это - точно полчище неприятеля, наводняющее её. В таких случаях число одержимых может быть весьма значительно.

1 Название явления психическим более точно поясняет мысль, чем название его духовным, в виду того, что эти явления покоятся на свойствах и принадлежностях души или, лучше, на флюидах перисприта, которые неразлучны с душой. Это определение приближает их больше к разряду естественных фактов, подчинённых законам Природы; - итак, можно принять их как явления психические, не называя их чудесами. (А.К.)
2 Эта французская пословица вполне соответствует русской: "Утро вечера мудренее." (Й.Р.)
3 Рассказы о видениях, чисто индивидуальных, надо принимать с большой осторожностью, так как в иных случаях это следствия возбуждённого воображения, а иногда и выдумка с намеренной целью. Следует строго разбирать обстоятельства, сопровождающие рассказ - насколько уважаема личность рассказчика, и может ли он злоупотреблять доверчивостью слушателя. (А.К.)
4 Таков принцип тех явлений, когда на сеансах приносятся матерьялизованные предметы; явление вполне реальное, но которое следует принимать с чрезвычайной осторожностью, потому что оно одно из тех, которые наиболее поддаются подражанию и шарлатанству. Безупречность и уважаемость лица, которое получает эти явления, его безусловная незаинтересованность, как матерьяльная, так и моральная, и содействие побочных обстоятельств, должны быть серьёзно рассмотрены. Следует относиться с особой недоверчивостью к случаям, когда явления происходят слишком легко или часто возобновляются, так сказать, по желанию. Фокусники делают и более удивительные вещи.
Поднятие живых людей - факт не менее положительный, но, может быть, более редкий, потому что ему труднее подражать. Общеизвестно, что Хоум много раз поднимался к потолку и так обходил всю залу. Говорят, что Святой Купертин был одарён такою же способностью, что ни у того, ни у другого нисколько не чудесно. (А.К.)
5 Способность некоторых лиц к языкам, которые они знают, так сказать, не учась, не имеет иного объяснения, кроме интуитивного всепонимания того, что они знали в прошлых существованиях. Пример поэта Мери, приведённый в "Revue Spirite", есть доказательство этому. Очевидно, если бы г-н Мери был медиумом в своей юности, он писал бы по-латыни так же легко, как по-французски, и это прокричали бы чудом. (А.К.)

Глава Пятнадцатая

ЧУДЕСА ЕВАНГЕЛИЯ

Возвышенность природы Христа - Сны - Звезда волхвов - Двойное зрение. Въезд Иисуса Христа в Иерусалим - Лобзание Иуды - Чудесная ловля - Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея - Исцеления - Слепой из Вифсаиды - Расслабленный - Десять прокажённых -Сухорукий - Женщина, имевшая духа немощи - Исцеление в "овчей купели" - Слепорождённый - Многочисленные исцеления Иисуса -Одержимые - Воскрешения. Дочь Иаира - Сын вдовы Наинской - Хождение по водам - Преображение - Укрощение бури - Брак в Кане Галилейской - Чудесное насыщение - Закваска фарисейская - Хлеб небесный - Искушение Христа - Чудеса во время смерти Христа - Явления Христа после смерти - Исчезновение тела Христа

Наши рекомендации