Действие духов на флюиды. Флюидическое творчество. Фотография мысли
§423. Духовные флюиды, представляющие одно из состояний всемирного космического тока, составляют, собственно говоря, атмосферу духовных существ; это - элемент, из которого они черпают матерьялы для своей деятельности; это - среда, где происходят особые явления, доступные слуху и зрению духов и ускользающие от матерьяльных чувств, воспринимающих впечатления только от одной видимой материи; там образуется тот особый свет духовного мира, отличающийся от обыкновенного света своей причиной и своими следствиями; это, наконец, проводник мысли, как воздух есть проводник звука.
§424. Духи действуют на духовные флюиды не так, как химики обращаются с газом, но посредством мысли и воли. Мысль и воля для духов то же, что рука для человека. Посредством мысли они сообщают этим флюидам то или другое направление; они их сгущают, комбинируют или рассеивают; они образуют из них по виду и цвету законченные формы; изменяют их свойства, как химик изменяет свойства газов или других тел, комбинируя их согласно известным законам. Это - огромная мастерская или лаборатория духовной жизни.
Иногда эти превращения намеренны, но часто они только продукт бессознательной мысли; достаточно духу подумать о каком-нибудь предмете, чтобы этот предмет образовался, подобно тому, как достаточно пропеть мелодию, чтобы она отразилась в атмосфере.
Таким образом, например, дух представляется глазам воплощённого, одарённого психическим зрением, под тем видом, какой он имел в своей жизни в ту эпоху, когда его знали, хотя бы он позднее прожил ещё несколько жизней. Он представляется в том же платье, с теми же внешними знаками, - увечьями, недугами, ампутированными членами и т.д. - которые у него были тогда; обезглавленный представится без головы. Это не значит, чтобы он сохранил подобный вид, потому что как дух он не хромой, не однорукий, не косой, не обезглавленный; но его мысль, переносясь в ту эпоху, когда он был таким, сообщается его перисприту, который мгновенно принимает этот вид и так же мгновенно оставляет его, как только мысль перестаёт действовать. Если же он был один раз негром, а другой раз белым, он представляется в виде негра или белого, смотря по тому, когда его вызывают и куда переносится его мысль.
В аналогичных условиях мысль духа флюидически творит те предметы, какими он имел обыкновение пользоваться на земле: скупой будет перебирать золото, военный облечётся в свою форму и повесит оружие; курильщик возьмёт свою трубку, земледелец свой плуг и быков, старуха свою прялку. Эти флюидические предметы настолько же реальны для духа, который сам эфирен, насколько они были реальны в матерьялизованном состоянии для живых людей, но так как они созданы мыслью, то существование их так же мимолётно, как и мысль. ("Книга Медиумов", гл VIII.)
§425. Так как флюиды служат проводниками мысли, то мысль действует на них, как звук на воздух: они приносят нам мысли, как воздух приносит звук. Таким образом, можно сказать поистине, что в этих флюидах заключаются волны и лучи мысли, которые перекрещиваются, не смешиваясь одни с другими, подобно тому, как в воздухе находятся звуковые волны и лучи.
Более того: мысль, создающая флюидические образы, отражается в перисприте, как в зеркале; она принимает там форму и некоторым образом в нём фотографируется. Если, например, у одного человека явилась мысль убить другого, как бы ни было непроницаемо его матерьяльное тело, флюидическое тело приводится в действие его мыслью, все оттенки которой оно воспроизводит; оно флюидически производит тот жест, тот акт, который он намеревается привести в исполнение; мысль создаёт образ жертвы, и вся сцена рисуется, как на картине такою, какою она создалась в его уме.
Именно таким образом самые потаённые движения души отражаются на её флюидической оболочке; одна душа может читать в другой, как бы в книге, и видеть то, что недоступно матерьяльному глазу. Однако, видя намерение, она может предчувствовать и осуществление, которое будет его следствием, но она не может определить момент осуществления, ни точных подробностей, ни даже утверждать, что оно осуществится, потому что дальнейшие события могут изменить намерения, остановить и смягчить расположение. Она не может видеть то, чего ещё нет в мыслях; то, что она видит, это обычную заботу данного лица, его желания, его проекты, его хорошие или дурные намерения.
Качества флюидов
§426. Действие духов на духовные флюиды имеет чрезвычайно важные последствия для воплощённых. Так как флюиды служат проводниками мысли и мысль может изменять их свойства, очевидно, что они должны быть пропитаны хорошими или дурными качествами мыслей, которые приводят их в движение и изменяются в соответствии с чистыми или порочными чувствами. Дурные мысли портят духовные флюиды, как вредные миазмы портят хороший воздух. Таким образом, флюиды, окружающие злых духов или распространяемые ими вокруг себя, испорчены, тогда как флюиды, получающие воздействия добрых духов, настолько же чисты, насколько высока степень их морального совершенствования.
§427. Было бы невозможно перечислить или классифицировать хорошие или дурные флюиды или поименовать их особенные качества, так как их разнообразие столь же велико, как разнообразие мыслей.
Флюиды не имеют качеств особого рода, а лишь те, которые они приобретают в среде, в которой вырабатываются. Они изменяются от излучений этой среды, как воздух от испарений, а вода от солей, заключающихся в пластах, через которые она проходит. Смотря по обстоятельствам, эти качества, как и вода и воздух, могут быть временны или постоянны, что делает их более способными производить те или иные определённые действия.
Флюиды не имеют также специальных названий; подобно запахам, они обозначаются своими свойствами, своим действием и первоначальным типом. В моральном отношении они носят отпечаток чувств ненависти, зависти, ревности, гордости, эгоизма, гнева, лицемерия, доброты, доброжелательности, любви, милосердия, кротости и т. д.; в физическом же отношении они бывают возбуждающие, успокаивающие, проникающие, вяжущие, раздражающие, смягчающие, снотворные, наркотические, ядовитые, восстанавливающие, изгоняющие; они становятся силой передачи, движения вперёд и т.д. Таким образом, флюиды представляют движения всех страстей, всех добродетелей, всех пороков человечества и свойств материи, соответствующих производимым ими действиям.
§428. Так как люди суть воплощённые духи, то они отчасти пользуются преимуществами духовной жизни, - потому что живут этой жизнью столько же, сколько и жизнью телесной, - и прежде всего во время сна, но часто и в состоянии бодрствования. Дух, воплощаясь, сохраняет свой перисприт со свойственными ему качествами; он, как известно, не ограничен телом, а распространяется вокруг и окружает его как бы флюидической атмосферой.
Перисприт своим тесным соединением с телом играет преобладающую роль в организме; своей экспансивностью он ставит духа в более прямое отношение с духами свободными, а также с воплощёнными.
Мысль воплощённого духа действует на духовные флюиды так же, как мысль бесплотных духов; она теми же путями передаётся от одного духа другому и, смотря по тому, хороша ли она или дурна, она оздоровляет или портит окружающие флюиды. Если окружающие флюиды изменяются под влиянием мыслей духа, его периспритальная оболочка, которая есть составная часть его существа, постоянно и непосредственно воспринимающая впечатление его мыслей, должна ещё больше носить отпечаток его дурных или добрых качеств. Флюиды, испорченные под влиянием дурных духов, могут очиститься после их удаления, но перисприт этих духов будет всегда тем, что он есть, пока дух не изменится сам.
Так как перисприт воплощённых духов сходен по своей природе с духовными флюидами, то он легко усваивает их подобно тому, как губка пропитывается жидкостью. Эти флюиды имеют на перисприт тем более прямое действие, что он сам своей экспансивностью смешивается с ними.
Так как эти флюиды воздействуют на перисприт, последний, в свою очередь, воздействует на матерьяльный организм, с которым он соприкасается молекулярно. Если флюиды имеют хорошие качества, тело получает здоровое впечатление; если же дурные - впечатление тяжёлое; если дурные токи энергичны и продолжительны, они могут вызвать физические расстройства: некоторые болезни не имеют других причин.
Итак, среда, где изобилуют дурные духи, пропитана дурными флюидами, которые вбираются всеми периспритальными порами, как порами тела вбираются чумные миазмы.
§429. Таким образом объясняются явления, происходящие в местах людских сборищ. Собрание - это очаг, где излучаются различные мысли; это как бы оркестр, хор мыслей, где всякий берёт свою ноту. В результате множество токов и флюидических истечений, от которых каждый получает впечатление посредством духовных чувств, как в музыкальном хоре каждый получает впечатление звуков через чувство слуха.
Но так же, как звуковые лучи бывают гармоничны или фальшивы, так и мысли могут быть гармоничны или фальшивы. Если всё целое гармонично, впечатление получается приятное; если же оно фальшиво, - впечатление тяжёлое. Для этого даже не нужно, чтобы мысль была формулирована словами; флюидическое излучение её существует, хотя бы она и не была выражена.
Такова причина чувства удовлетворённости, которое испытывают в симпатичном собрании, одушевлённом доброжелательными мыслями; там царит здоровая моральная атмосфера, в которой легко дышится; оттуда выходят с восстановленными силами, потому что черпали там одни здоровые токи; а если бы и примешивалось там несколько дурных мыслей, они производят впечатление ледяной струи в тёплом воздухе или фальшивой ноты в концерте. Этим также объясняются страх и невыразимо тяжёлое состояние духа, которое чувствуется в среде антипатичной, где злые мысли вызывают как бы испорченные струи воздуха.
§430. Таким образом, мысль производит некоторого рода физическое действие, которое отражается и нравственно; только один Спиритизм мог объяснить это. Человек чувствует это инстинктивно и потому ищет собраний однородных и симпатичных, где он может почерпнуть новые моральные силы; можно сказать, что он тем возвращает флюидические потери, которые терпит ежедневно через лучеиспускание мысли, так же, как возмещает питанием потери матерьяльного тела. Работа мысли производит, в самом деле, такую реальную потерю в духовных флюидах, а, следовательно, и в матерьяльных, что человеку нужно подкрепляться снова в тех токах, которые он получает извне.
Когда говорят, что доктор лечит своего больного добрыми словами, говорят абсолютную истину, так как доброжелательная мысль несёт с собою восстанавливающие флюиды, которые действуют равно на физическую и моральную сторону.
§431. Скажут, конечно, что возможно избегать злонамеренных людей, но как избавиться от влияния злых духов, которые во множестве толпятся вокруг нас и везде проскальзывают незамеченными?
Средство очень просто, так как оно зависит от воли самого человека, который несёт в себе необходимое предохранение. Флюиды соединяются в силу сходства своей природы; флюиды несходственные отталкиваются; добрые и дурные флюиды несовместимы, как несовместимы масло и вода.
Что делают, когда воздух испорчен? Его оздоровляют, удаляя очаги миазмов и выгоняя вредные течения более сильными токами свежего воздуха. Вторжению дурных флюидов, таким образом, надо противопоставить флюиды чистые; а так как всякий имеет в своём перисприте источник постоянных флюидов, то помощь находится в нём самом; остаётся только очистить этот источник и придать ему такие качества, чтобы они отталкивали дурные влияния, вместо того чтобы их привлекать. Таким образом, перисприт есть броня, требующая возможно лучшей закалки; а так как качества перисприта находятся в зависимости от душевных качеств, то надо работать над своим собственным улучшением, потому что несовершенства души привлекают дурных духов.
Мухи летят туда, куда привлекают их очаги разложения; уничтожить их - и мухи исчезнут. Так же и дурные духи идут туда, куда привлекает их зло; уничтожьте зло - и они удалятся. Духам, на самом деле хорошим, воплощённым или бесплотным, нечего бояться влияния злых духов.