Лестница органических существ

§310. Между растительным и животным царством не существует точно определённой границы. На крайних пределах того и другого находятся зоофиты, животно-растения, самое название которых указывает, что они принадлежат как к одному царству, так и к другому: это соединительное между ними звено. Подобно животным, растения родятся, живут, произрастают, питаются, дышат, воспроизводятся и умирают. Как и животным, им необходимы для продолжения жизни свет, тепло и вода; если они их лишены, то чахнут и умирают; поглощение испорченного воздуха или вредных веществ их отравляет. Главной же их отличительной чертой надо считать их прикрепление к почве и высасывание из неё своего питания без перемены места.
Зоофит имеет внешние признаки растения: подобно ему, он прикреплен к почве; но, в качестве животного, жизнь его определённее и питание своё он почерпает из окружающей среды.
Одной ступенью выше, и животное уже свободно и само находит свою пищу. Тут, прежде всего, встречаются бесконечно разнообразные полипы с мягким телом и без определённых органов, отличающиеся от растений только свободою передвижения; потом в порядке развития органов, жизненной деятельности и инстинкта идут черви, моллюски, мясистые животные, не имеющие костей, из которых некоторые голы, как слизень или осьминог, а другие снабжены раковинами, как улитки или устрицы; раковидные, тело которых покрыто твёрдым панцырем, например, раки и крабы; насекомые, жизнь которых отличается замечательной деятельностью, и появляется инстинкт созидания, как у муравья, пчелы или паука. Некоторые из них подвергаются превращениям, как, например, гусеница, превращающаяся в нарядную бабочку.
Затем, по порядку, следуют позвоночные животные, имеющие твёрдый костяной скелет. К ним принадлежат рыбы, гады, птицы и, наконец, млекопитающие, организация которых наиболее полна и совершенна.
§311. Если рассматривать только два крайних пункта этой цепи, то трудно заметить в них какую-либо видимую аналогию; но если без перерыва переходить от одного звена к другому, то можно без резких скачков перейти от растения до позвоночного животного. Тогда делается понятным, что животные со сложной организацией могут быть только превращением или постепенным и сперва мало заметным развитием непосредственно предшествующего низшего вида, и так далее до первобытного элементарного существа. Между жёлудем и дубом разница велика; однако, если шаг за шагом проследить развитие жёлудя и дойти до дуба, то перестанете удивляться, что он происходит от такого маленького семени. Если жёлудь может заключать в себе скрытые элементы для образования гигантского растения, почему не может случиться того же в отношении мошки и слона? (§309)
Поэтому понятно, что произвольное зарождение возможно только для элементарных органических существ, а высшие виды составляют продукт последовательных превращений этих простейших организмов по мере того, насколько им благоприятствуют климатические условия. Каждый вид приобретал способность воспроизведения, а скрещивания приводили к бесчисленным разновидностям. Но раз вид утверждался в условиях продолжительного существования, можно ли отрицать, что первичные зародыши, из которых он произошёл, не исчезли, как уже ненужные? Кто может сказать, что наша современная мошка именно та, которая, переходя от превращения к превращению, произвела слона? Так объясняется, почему для животных со сложной организацией не существует произвольного зарождения.
Эта теория хотя и не признана ещё окончательно, но, видимо, клонится к преобладанию в современной науке; серьёзнейшие наблюдатели считают её наиболее рациональной.

Человек

§312. С чисто анатомической, телесной точки зрения человек принадлежит к классу млекопитающих, от которых он отличается только некоторыми оттенками наружной формы; в остальном у него тот же химический состав, как у всех животных; те же органы, те же функции и одинаковые способы питания, дыхания, выделений и воспроизведения; он родится, живёт и умирает при тех же условиях, и после смерти тело его разлагается, как и тело всего живущего. Нет ни в его крови, ни в мясе, ни в костях ни одного атома, отличного от тех, какие находятся в телах животных; подобно им, он, умирая, возвращает земле кислород, водород, азот и углерод, соединившиеся для его образования; они в новых комбинациях образуют новые тела - минеральные, растительные и животные. Аналогия до такой степени полная, что органические функции человека изучаются на некоторых животных, если опыты не могут быть произведены на нём самом.
§313. В классе млекопитающих человек принадлежит к разряду двуруких. Непосредственно ниже его находятся четырёхрукие, или обезьяны, некоторые породы которых, как орангутанг, шимпанзе и горилла, отличаются в некоторых отношениях таким сходством с человеком, что их даже называли "лесными людьми"; они, подобно человеку, ходят прямо, опираются на палку, строят себе хижины и подносят пищу ко рту рукою: это всё очень характерные признаки.
§314. Если проследить лестницу живых существ в отношении их организма, нельзя не признать, что от лишая до дерева и от зоофита до человека существует непрерывная цепь, поднимающаяся ступенями, каждое звено которой соприкасается с предыдущим. Следуя шаг за шагом за этой последовательностью существ, замечаем, что каждый вид составляет усовершенствование или превращение непосредственно предшествующего ему вида. Если тело человеческое находится в условиях, подобных другим телам по конструкции и химическому составу, если оно родится, живёт и умирает одинаково с ними, то нет сомнения в том, что оно и образовалось в одинаковых условиях.
§315. Чего бы это ни стоило его гордости, но человек должен решиться увидеть в своём матерьяльном теле последнее звено животности на Земле. Неумолимое доказательство фактов ясно, и против этого протестовать нельзя.
Но чем более умаляется значение тела в его глазах, тем более возвышается перед ним начало духовное; первое приравнивает его скоту, а второе подымает на недосягаемую высоту. Мы видим круг, на котором останавливается животное, но мы не видим, до какого предела может достичь Дух человека.
§316. Из этого матерьялизм может видеть, что Спиритизм не только не боится научных открытий и их позитивных выводов, но идёт к ним навстречу и вызывает их, потому что он уверен в том, что духовное начало, имеющее собственное существование, не потерпит от этого никакого ущерба.
Спиритизм идёт заодно с матерьялизмом на почве материи и признаёт всё, что признаёт матерьялизм; но там, где последний останавливается, Спиритизм идёт дальше. Спиритизм и матерьялизм подобны двум спутникам, вышедшим из одной общей точки отправления и подвигающимся вместе; но, дойдя до известного предела, один из них говорит: "Я не могу итти дальше", а другой продолжает свой путь и открывает новый мир. Почему же первый говорит, что второй помешан, когда тот, провидя новые горизонты, хочет переступить границу, на которой первый хотел бы остановиться?
Не считали ли и Колумба помешанным, потому что он верил в страну, лежащую за океаном? Сколько появлялось в истории гениальных помешанных, подвигавших человечество, которое возлагало на них венки после того, как забросало их грязью!
И вот, Спиритизм, это помешательство девятнадцатого столетия, по мнению тех, кто хочет оставаться на этом берегу, открывает нам целый мир, - мир, более важный для человека, чем Америка, так как не все люди ездят в Америку, а в мир духов пойдут все без исключения, и не только пойдут, но и будут совершать непрестанные переходы туда и обратно.
Дойдя до этой точки в исследовании Бытия, матерьялизм останавливается, а Спиритизм продолжает свои исследования в области Духовного Бытия.

1 В пользу этого вывода говорят и данные генетики. То, что неудачно именуется "кровосмесительством", неизбежно приводит к физическому вырождению потомства. А всякое гипотетическое предположение о первоначальной паре каждой животной или человеческой породы есть, по сути, разговор о "кровосмесительстве", и так всякая порода вместо того, чтобы размножиться, должна была бы захиреть. (Й.Р.)
2 Следующая таблица анализа некоторых веществ показывает разницу свойств, происходящую от одной только разницы в пропорциях составных элементов.

на 100 частей:

  Углерода Водорода Кислорода Азота
Тростниковый сахар 42.476 6.900 50.630 --
Виноградный сахар 36.710 6.780 56.510 --
Алкоголь 51.980 13.700 34.320 --
Оливковое масло 77.210 13.360 9.430 --
Ореховое масло 79.774 10.570 9.122 0.534
Жир 78.996 11.700 9.304 --
Фибрин 53.330 7.021 19.685 19.91

(А.К.)

Глава Одиннадцатая

МИР ДУХОВНЫЙ

Духовное начало - Соединение духовного начала с материей - Гипотеза о происхождении человека - Воплощение духов - Перевоплощение -Переселение и вселение духов - Адамова раса - Учение о падших ангелах и о потерянном рае

Духовное начало

§317. Существование духовного начала есть факт, нуждающийся в доказательствaх не более, чем существование материи; это своего рода аксиома; оно подтверждается своими следствиями так же, как материя своими.
Согласно принципу: "Всякое явление имеет свою причину"; следовательно, всякое разумное явление должно иметь разумную причину; не трудно отличить механическое движение колокола, колеблемого ветром, от движения того же колокола, дающего какой-либо сигнал или возвещение и тем самым обнаруживающего какую-нибудь мысль или намерение. А так как матерьял колокола не может иметь сознания, то ясно, что колокол движется разумной силой, проявлению которой он служит, как орудие.
По той же причине никому не придёт в голову приписывать сознание телу мёртвого человека. Если живой человек мыслит, стало быть, в нём есть что-то, чего уже нет в нём после его смерти. Разница между ним и колоколом заключается в том, что разумная сила, двигающая колокол, находится вне его, тогда как сила, выражающаяся в деятельности человека, находится в нём самом.
§318. Понятие о духовном начале вытекает из самого существования Божия; без этого начала существование Бога не имело бы смысла, и было бы так же мало понятно, как идея о Верховном Разуме, царящем вечно над одной только грубой материей, или о земном монархе, властвующем над одними камнями. Нельзя предположить Бога без Его существенных Божеских атрибутов - доброты и справедливости; но эти качества были бы бесполезны, если бы распространялись только на одну материю.
§319. С другой стороны, было бы невозможно постичь Бога, совершенного, всеблагого и справедливого, который творит разумных и чувствующих существ, обрекая их полному уничтожению после нескольких дней страдания без всякого вознаграждения и питая взор Свой этим зрелищем непрерывного ряда существ, которые рождаются не по своей воле, мыслят несколько мгновений для того, чтобы узнать одно горе, и угасают навсегда после мимолётного эфемерного существования.
Если бы мыслящее существо не переживало человека, страдания жизни были бы бесцельною жестокостью Божией. Вот почему матерьялизм и атеизм логически связаны друг с другом; отвергая причину, они не могут принять следствия; отвергая следствие, не могут принять причины. Таким образом, матерьялизм если и не согласен с разумом, то, по крайней мере, верен себе.
§320. Идея вечности разумного существа врождена человеку; она находится в нём в состоянии созерцания и стремления; он понимает, что только там - награда за лишения жизни; вот почему всегда было и будет больше спиритуалистов, чем матерьялистов, больше деистов, чем атеистов.
К идее созерцательной и к могуществу рассуждения Спиритизм прибавляет санкцию фактов, матерьяльное свидетельство духа, его бессмертия и его индивидуальности; он с точностью определяет и дополняет то, что было в этой идее неопределённого и абстрактного. Он показывает нам духовное существо действующим вне материи или после или во время плотской жизни.
§321. Одно ли и то же - начало духовное и начало жизненное?
Исходя по обыкновению из наблюдений над фактами, мы скажем: если бы оба принципа были неразлучны, то имелось бы некоторое основание их смешивать, но если есть существа живущие и не думающие вовсе, как, например, растения; человеческие тела, ещё оживлённые органической жизнью без малейшего признака мысли; если в живом существе происходят движения жизни, независимо от какого бы то ни было акта воли; если органическая жизнь продолжается во время сна с полной активностью, тогда как жизнь интеллектуальная не проявляется никаким внешним признаком, есть основание предполагать, что органическая жизнь заключается в принципе, присущем материи, независимом от жизни духовной, которая присуща духу. Если же материя жизненна независимо от духа, и если дух живёт независимо от материи, становится ясным, что эта двойная жизненность имеет основанием два различные принципа. (Гл.X, §§302-305.)
§322. Духовное начало имеет ли своим источником космический элемент Вселенной? Не есть ли оно простое преобразование, вид существования этого элемента, как, например, свет, электричество, теплота и т.д.?
Если бы это было так, то духовное начало оказалось бы подвержено превратностям материи; оно уничтожалось бы через разъединение, как то происходит с началом жизненным; существо разумное имело бы, как и тепло, лишь краткую жизнь, и со смертью подвергалось бы уничтожению или, что совершенно одно и то же, возвращалось бы к общему жизненному источнику Вселенной; одним словом, это было бы подтверждением матерьялистических доктрин. Свойства особого рода, отличающие духовный принцип, доказывают его самостоятельное, независимое существование; он не имел бы этих свойств, если бы происхождение его было матерьяльно. Следовательно, разум и мышление не могут быть атрибутами материи, и, восходя от следствий к причинам, мы приходим к заключению, что матерьяльный и духовный элементы суть два существенных принципа Вселенной. Индивидуализированный духовный элемент представляет существ, называемых духами, так же, как индивидуализированный матерьяльный элемент представляет различные тела природы, органические и неорганические.
§323. Откуда происходит признанное нами духовное существо, источником которого не может быть материя, и какая его точка отправления?
Тут наши способы исследования всегда недостаточны, как и во всём, что касается происхождения вещей. Человек может констатировать то, что существует; во всём же остальном он может высказывать лишь гипотезы; и потому ли что эти познания превосходят способности его современного разума, или они ему бесполезны, или ему неудобно обладать этими знаниями в данное время, но только Бог не даёт ему их даже через откровения.
Что Бог открывает ему через Своих посланников и что сам человек мог бы также заключить из понятия о верховном правосудии, которое есть один из существенных атрибутов Божества, это то, что все духовные существа имеют одну точку отправления; что все созданы простыми и несведущими, с одинаковой способностью прогрессировать посредством своей личной деятельности; что собственными усилиями все они достигнут той степени совершенства, какая доступна творению; что все они, как дети одного Отца, пользуются одинаковым попечением; что никто из них не облагодетельствован и не одарён более другого, никто не избавлен от труда, возложенного на других для достижения цели.
§324. Создавая в продолжение вечности матерьяльные миры, Бог создал также и духовные существа; без этого матерьяльные миры не имели бы цели. Было бы более понятно существование духов без матерьяльных миров, чем одних матерьяльных миров без существования духов. Эти матерьяльные миры должны были доставлять духовным существам элементы деятельности для совершенствования их разума.
§325. Прогресс есть нормальное условие бытности духовных существ, а относительное совершенствование - цель, которой они должны достигать; а так как Бог создавал их в течение вечности, то во все времена были духи, достигшие кульминационной точки лестницы творений.
Прежде чем создана была Земля, миры следовали за мирами, и когда Земля вышла из хаоса элементов, пространство было уже населено духовными существами всех степеней развития, начиная с тех, которые рождаются для жизни, и кончая теми, которые во все времена составляли ряды чистых духов, обыкновенно называемых ангелами.

Наши рекомендации