Вопрос 186. Что является противоположностью сунны?
Ответ. Противоположностью её являются изобретённые людьми нововведения (бида")[433], иными словами, вменение в обязанность того, чего не разрешал Аллах. Именно это и имел в виду пророк, (с.г.с.), который сказал:
«(Если) кто-нибудь внесёт в это наше дело[434] то, что не имеет к нему отношения, это будет отвергнуто».
Аль-Бухари, Муслим.
И пророк, (с.г.с.), также сказал:
«Вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Крепко держитесь этого[435] и сторонитесь новоизобретённого, ибо всякое нововведение есть заблуждение!»
Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа
И пророк, (с.г.с.), указал, что такие заблуждения обязательно будут иметь место в будущем, указав и на то, кто их избежит, о чём говорится в нижеследующем хадисе:
Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«И разделится моя община на семьдесят три группы: все они (окажутся) в огне, кроме одной». (Люди) спросили: ' 'Кто же (войдёт в эту группу), о посланник Аллаха?"
«Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники»,
Аль-Хаким, Ат-Тирмизи.
И Аллах Всевышний отделил пророка, (с.г.с.), от тех, кто придерживается нововведений, сказав:
«Поистине, (что касается) тех, которые внесли раскол в свою религию и (разделились на) секты, то ты не имеешь к ним никакого отношения[436]. Дело их (решать) Аллаху...».
Скот 159
Вопрос 187. Как следует относиться к сподвижникам посланника Аллаха, (с.г.с.), и членам его семьи?
Ответ. Обязательное для нас заключается в том, чтобы мы были искренними по отношению к ним и не говорили о них ничего плохого, рассказывали людям об их достоинствах, воздерживались от упоминания об их недостатках и тех противоречиях, которые между ними возникали, и упоминали о них только также, как упоминал об этих людях Всевышний в Торе, Евангелии и Коране, и в соответствии с тем, что говорится об их достоинствах в достоверных хадисах и прочих известных источниках.
Аллах Всевышний сказал:
«Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных поклонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их - знак их (, появившийся) от земных поклонов[437]. Таков пример[438] их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличился и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеятелей, чтобы вызвать ими[439] гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прошение и великую награду.»
Победа, 29.
«A те, которые уверовали, и переселились[440] и боролись на пути Аллаха, как и те, которые предоставили (им) приют и оказали помощь, — они и есть истинно верующие. Им (уготовано) прощение и щедрый удел.»
Добыча, 174.
«A (что касается) опередивших[441] (из числа) первых мухаджиров[442], и ансаров и тех, кто последовал за ними, совершая благое[443], то Аллах доволен ими, и они довольны (Аллахом), и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это - великий успех!»
Покаяние, 100
«Аллах принял покаяние[444] пророка, и мухаджиров и ансаров[445], которые последовали за ним в трудный час[446]...»
Покаяние, 117.
«(Часть военной добычи) предназначена также бедным мухаджирам, которые были выселены из своих домов и (лишены) своего имущества (в то время, когда) они искали милости и благоволения Аллаха и поддерживали (религию) Аллаха и посланника Его. Такие-то и являются правдивыми. А жившие (в Медине) до них и принявшие (новую) веру любят переселившихся к ним, и не испытывают никакой зависти из-за того, что им было дано, и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду»
Со6рание, 8-9.
И мы знаем и верим, что Аллах Всевышний посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал:
«Делайте, что хотите, Я уже простил вам»[447]
Аль-Бухари, Муслим.
-а их было более трёхсот десяти человек. И мы верим, что не войдёт в огонь никто из тех, кто дал клятву на верность под деревом[448], и что Аллах доволен ими, как и они довольны Аллахом[449], и было их тысяча четыреста человек, а некоторые говорят, что их было полторы тысячи, ведь Аллах Всевышний сказал:
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Знал Он, что у них в сердцах...»
Победа, 18
И мы свидетельствуем, что они составляли собой лучшее поколение этой общины, являющейся лучшей из религиозных общин[450], и что если любой из тех, кто придёт после них, потратит целую гору золота величиной с гору Ухуд, то не сравнится ни с кем из них, если он израсходовал хоть один мудд[451] или даже половину мудда[452]. И хотя мы считаем, что они не были защищены от грехов и могли совершать ошибки, но они прилагали усилия в поисках истины, и за их усилия тому из них, кто добивался успеха, положена двойная награда, тому же, кто ошибался, - одна, а ошибки их прощены. И они обладали такими достоинствами и совершили столько праведных дел, что это удалило собой всё дурное, совершённое ими, если только они вообще совершали что-нибудь дурное. Разве малое количество чего-нибудь нечистого может изменить собой целое море, если окажется в нём? Да будет доволен ими Аллах и да сделает Он довольными их!
И то же самое мы можем сказать о жёнах пророка, (с.г.с.), являвшихся членами его семьи, которых Аллах избавил от всего нечистого и очистил их полностью.
И мы не имеем ничего общего с теми, кто плохо думает или говорит что-нибудь плохое о сподвижниках посланника Аллаха, (с.г.с.), и членах его семьи в целом или о ком-нибудь из них в
отдельности, и мы призываем Аллаха Всевышнего в свидетели, что мы любим их, поддерживаем их и защищаем их по мере наших сил, следуя завету посланника Аллаха, (с.г.с.), который сказал:
«Не поносите моих сподвижников»
И пророк, (с.г.с.), также сказал:
«Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Аллаха, Аллаха (побойтесь) в (том, что касается) моих сподвижников! Не делайте их объектом (нападок) после меня, ибо кто любит их, любит их потому, что любит меня, а кто ненавидит их, ненавидит их потому, что ненавидит меня!»
Ат-Тирмизи, Ахмад.
Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:
«И я оставляю у вас две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, в которой содержатся руководство и свет, так возьмите же Книгу Аллаха и крепко держитесь за неё!» — и он стал побуждать (людей) придерживаться книги Аллаха —«(Второй же драгоценностью является) моя семья», — (и после этого пророк, (с.г.с.), трижды повторил):
«...и я напоминаю вам о (необходимости бояться) Аллаха в (том, что касается) моей семьи».
Муслим, Ахмад, аль-Хаким
В пример можно было бы привести и другие хадисы.
Вопрос 188. Кто из сподвижников в целом являлся достойнейшим?
Ответ. Достойнейшими являются первые опередившие[453] из числа мухаджиров и ансаров, потом - участники битвы при Бадре, потом - участники битвы при Ухуде, потом - люди, давшие клятву, угодную Аллаху, а потом все остальные, а Аллах Всевышний сказал:
«Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до победы[454]. Такие находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после, (однако и тем, и другим) Аллах обещал наилучшее.»
Железо, 10
Вопрос 189. Кто именно из сподвижников являлся достойнейшим?
Ответ: Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«При жизни пророка, (с.г.с.), мы никого не приравнивали к Абу Бакру, потом - к Умару, а потом - к Усману, после которых мы уже не отдавали предпочтения друг перед другом никому из сподвижников пророка, (с.г.с.),»
А6у Дауд, ат-Тирмизи
Сообщается также, что в пещере[455] пророк, (с.г.с.), сказал Абу Бакру:
«Что думаешь ты о двоих, третьим для которых является Аллах?»
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Если бы (пришлось) мне выбирать возлюбленного/халиль/[456], то я выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником».[457]
Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), дважды сказал:
«Поистине, Аллах направил меня к вам, и вы сказали: "Ты солгал!", - а Абу Бакр сказал: "Ты сказал правду!", -и он оказал мне помощь как лично, так и своим имуществом, так не оставите ли вы моего сподвижника в покое?»
Аль-Бухари,
Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал:
«О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если шайтан встретит тебя где-нибудь в пути, он обязательно выберет для себя другой путь».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Среди тех, кто жил до вас, уже были получавшие внушения свыше[458], и если найдётся один такой в моей общине, то, поистине, им является Умар».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что однажды, поведав людям о разговоре волка и коровы, пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, я верю в это, и верят Абу Бакр и Умар, которые там не были».[459]
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается, что во время принесения клятвы, угодной Аллаху, когда Усман, да будет доволен им Аллах, отправился в Мекку[460], посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак правой рукой, желая сказать, что это рука Усмана, а потом ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это -за Усмана».[461]
Аль-Бухари, Ат-Тирмизи.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Тому, кто выкопает колодец Рума, (наградой послужит) рай», — и его выкопал[462] Усман.
Аль-Бухари,
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
"Тому, кто снаряжал войско в трудный (поход[463], наградой послужит) рай», — а одним из тех кто снаряжал его был Усман.
Сообщается также, что об Усмане, да будет доволен им Аллах, пророк, (с.г.с.), сказал:
«Как же мне не стыдиться того, кого стыдятся ангелы?!»
Муслим, аль-Хаким.
Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал Али, да будет доволен им Аллах:
«Ты относишься ко мне, а я -к тебе»
Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад.
И пророк, (с.г.с.), поведал, что Али любит Аллаха и Его посланника, а Аллах и Его посланник любят его[464].
Муслим, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что однажды пророк, (с.г.с.), сказал Али, да будет доволен им Аллах:
«Разве ты не согласен занимать при мне такое же положение, какое Харун занимал при Мусе, если не считать того, что после меня пророка уже не будет?».
Аль-Бухари, Муслим.
Передают со слов Са'ида бин Зайда, да будет доволен им Аллах, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Десять (человек будут) в раю: пророк, (с.г.с.), - (будет) в раю, иАбу Бакр (будет) в раю, и Умар (будет) в раю, и Усман (будет) в раю, и Али (будет) в раю, и Тальха (будет) в раю, и аз-Зубайр бин аль-'Аввам (будет) в раю, и Са'д бин Малик (будет) в раю, и Абд ар-Рахман бин Ауф (будет) в раю», - и если захочешь, я назову десятого.
Люди спрсили:"Кто же он?"— , но он промолчал.Люди снова спросили:"Кто же он?"Он сказал: "Это — Са'ид бин Зайд".
Абу Дауд, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Самым милостивым из общины моей по отношению к членам её является Абу Бакр, наиболее стойким из них в религии Аллаха является Умар, наиболее стыдливым - Усман, самым осведомлённым об установлениях, касающихся наследования имущества - Зайд бин Сабит, лучшим чтецом[465] Книги Аллаха -Убайй бин Ка'б, а лучшим знатоком дозволенного и запретного - My 'аз бин Джабаль. И у каждой общины есть свой доверенный (амин), доверенным же этой общины является Абу Убайда бин аль-Джаррах».
Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким.
Сообщается также, что об аль-Хасане и аль-Хусайне[466] пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аль-Хасан и аль-Хусейн станут господами юношей рая» .
Ат-Тирмизи, аль-Хаким.
И он, (с.г.с.), сказал
«Они — два моих базилика[467] в этом мире».
Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что о них пророк, (с.г.с.), сказал:
«О Аллах, поистине, я люблю их, полюби же их и Ты!»
Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
Сообщается также, что об аль-Хасане пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, этот мой сын[468] (станет) господином, и возможно, что через него Аллах примирит между собой две огромные группы мусульман», - что действительно случилось впоследствии[469].
Аль-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ахмад.
Сообщается также, что об их матери[470] пророк, (с.г.с.), сказал:
«Фатима (станет) госпожой женщин рая».
Аль-Бухари, ат-Тирмизи.
И во многих других хадисах сообщается о многочисленных достоинствах сподвижников в целом и отдельных их представителей, однако указание на то, что кто-то из них обладал тем или иным достоинством, ещё не говорит о том, что они превосходили в этом остальных, и это распространяется на всех за исключением четырёх праведных халифов. Такой вывод относительно первых троих из них можно сделать на основании вышеупомянутого хадиса, передаваемого со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что же касается Али, то, по единодушному мнению членов мусульманской общины, после них он был достойнейшим из живших на земле.
Вопрос 190. Сколько времени просуществовал халифат[471] после смерти посланника Аллаха, (с.г.с.),?
Ответ. Сообщается, что Сафина, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Пророческий халифат (будет существовать) тридцать лет, а потом Аллах вручит власть, кому пожелает».
Абу Дауд ат-Тирмизи, Ахмад, аль-Хаким.
И халифат, во время которого правили Абу Бакр, Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, действительно просуществовал именно столько времени, при этом Абу Бакр был халифом два года и три месяца, Умар - десять лет и шесть месяцев, Усман - двенадцать лет, а Али - четыре года и девять месяцев, что с учётом правления аль-Хасана бин Али в течение шести месяцев и составляет ровно тридцать лет.
Основателем первой правящей династии стал Му'авийа, да будет доволен им Аллах, который был лучшим и достойнейшим из них и после которого наступил период несправедливого правления, продолжавшийся до тех пор, пока власть не перешла к Умару бин Абд аль-Азизу, да будет доволен им Аллах. Приверженцы сунны даже считают его пятым праведным халифом, поскольку он следовал примеру первых четырёх.
Вопрос 191. Что может служить указанием на то, что эти четверо действительно являлись праведными халифами?
Ответ. Указаний на это существует великое множество.
К числу их относится ограничение срока халифата тридцатью годами, что соответствовало времени их правления.
К числу их относится также предпочтение их остальным, о чём упоминалось ранее, а также превосходство их один над другим, что соответствовало очерёдности их правления.
Наиболее же убедительным указанием на это является единодушное признание их праведными халифами авторитетных лиц, против чего не возражает никто, кроме заблудших и сторонников нововведений.
Вопрос 192. Какие указания существуют на то, что первые трое из них действительно являлись праведными халифами?
Ответ.Указаний на это существует множество. К числу их относятся те, которые мы уже приводили, а также хадис, передаваемый со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророк, (с.г.с.), спросил:
«Кто из вас видел сон?»
Один человек сказал: "Я видел, будто с неба были спущены весы, на которых взвесили тебя и Абу Бакра, и ты перевесил Абу Бакра, и взвесили Умара и Абу Бакра, и Абу Бакр перевесил, и взвесили Умара и Усмана, и Умар перевесил, а потом эти весы были подняты».
Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким.