Вопрос 180. Когда покаяние перестанет приниматься в земной жизни?
Ответ.Аллах Всевышний сказал:
«В тот День, когда явятся некоторые (из таких) знамений твоего Господа, не принесёт человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не приобрёл блага[411] в вере своей».
Скот. 158.
Что же касается посланника Аллаха, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Нe настанет Час этот[412], пока солнце не взойдёт с запада, а когда оно взойдёт (оттуда) и люди увидят его, все они уверуют, но произойдёт это в такое время, когда не принесёт человеку пользы его вера», - после чего прочитал вышеупомянутый аят.
И известно много других хадисов, передаваемых со слов разных сподвижников пророка, (с.г.с.), и имеющих тот же смысл.
Так, например, Сафван бин 'Ассаль, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, (с.г.с.), сказал::
«Поистине, Всемогущий и Великий Аллах открыл на западе врата покаяния шириной в семьдесят лет пути, и не закроют их до тех пор, пока оттуда не взойдёт солнце».
Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад.
Вопрос 181. Что можно сказать об исповедующем единобожие человеке, который умрёт, упорствуя в совершении тяжких грехов?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«И установим Мы справедливые Весы для Дня воскресения, так что не будет обижен человек ни в чём, а если (дело, совершённое кем-либо,) будет весом с горчичное зерно, Мы принесём и его[413], и достаточно будет Нас для подсчёта! »
Пророки, 47
«И взвешивание в тот День (будет проводится сообразно) истине: те, у кого (чаша) Весов будет тяжела[414], преуспеют, а те, у кого Весы окажутся лёгкими, сами себе наносили ущерб, проявляя несправедливость по отношению к Нашим знамениям[415]».
Преграды, 8 - 9.
«В тот День, когда каждый человек обнаружит то благое и дурное, что он совершил…».
Семейство Имрана, 30
«В тот День, когда каждый человек явится, защищая самого себя, и каждому сполна воздастся за то, что он делал, и не будут они обижены.»
Пчёлы, 111
«И бойтесь того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху, после чего воздастся каждому сполна, и не будут они обижены».Корова, 281.
Аллах Всевышний также сказал:
«В тот День люди выйдут (из своих могил) по-разному[416], чтобы показаны были им дела их[417], и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылинку увидит его.»
Землетрясение, 6-8.
Примером могут служить также и другие аяты. Сообщается, что когда пророк, (с.г.с.), сказал:
«Тот, у кого потребуют полного отчёта[418], будет подвергнут наказанию», -
Аиша, да будет доволен ею Аллах, спросила: "Разве Аллах Всевышний не говорит:
«...он непременно будет рассчитан расчётом лёгким...»
Раскалывание, 8
(Пророк, (с.г.с.),) сказал:
"Это (касается) только представления, однако тот, у кого потребуют полного отчёта, будет подвергнут наказанию[419].» Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад.
И ранее нами уже приводились аяты Корана и хадисы, в которых говорится о сборе людей в День воскресения, об их положении в период ожидания начала Суда, о Весах, о разворачивании свитков с записями их дел, о представлении этих дел на Суд, о расчёте, о Сирате, о видах заступничества и прочих вещах. Благодаря этому станет известно об отличиях в степенях людей и их положении в мире вечном, что будет определяться степенью их повиновения или неповиновения их Господу в мире этом, и о том, что есть среди них опережающие, умеренные и обижающие сами себя.[420]
Если тебе понятно это, то знай, что исходя из того, о чём говорится в аятах Корана и хадисах, составляющих собой сунну пророка, (с.г.с.), и того, чему следовали наши праведные предшественники, коими являются сподвижники, из которых состояло первое поколение ислама, и последовавшие за ними с чистыми сердцами, в том числе лучшие толкователи Корана и знатоки
сунны, грешники из числа исповедующих религию единобожия подразделяются на три разряда.
ПЕРВЫЙ: к нему относятся те люди, добрые дела которых перевесят собой дурные: такие войдут в рай, и огонь никогда не коснётся их.
ВТОРОЙ: этот разряд составят собой те люди, добрые дела которых сравнятся по количеству с дурными, в результате чего их дурные дела не позволят им войти в рай, а их добрые дела уберегут их от огня.
Эти люди окажутся на преградах[421], и говоря о них, Аллах Всевышний упомянул, что они будут удерживаться между раем и адом, сколько пожелает Аллах, после чего им будет позволено войти в рай. Аллах Всевышний сказал об этом, после того, как поведал о том, что обитатели рая войдут в рай, а обитатели огня окажутся в огне, и тогда эти люди станут взывать к тем и другим.
Аллах Всевышний сказал:
«Между ними[422] (окажется) завеса, а на преградах (будут находиться) люди, которые распознают всех по их приметам[423]. Они обратятся к обитателям рая (со словами): "Мир вам!" Сами они (пока) не войдут в рай, но будут жаждать (его)[424]. А когда взоры их будут обращаться к обитателям огня, они станут говорить: "Господь наш, не помешай нас с людьми несправедливыми!" Оказавшиеся на преградах станут обращаться к тем людям, которых они узнают по их приметам[425], говоря: "Не помогло вам ваше сборище[426] и то, чем вы гордились!" Не тем ли, относительно которых вы клялись, что Аллах не окажет им (Своей) милости (, будет сказано Аллахом Всевышним обитателям преград): "Войдите в рай, нечего вам бояться и не станете вы печалиться!"?»
Преграды, 46-49.
ТРЕТИЙ: люди, которые составят собой этот разряд, встретят Аллаха, не прекратив совершать тяжкие грехи и предаваясь разврату, но вместе с тем они не перестанут придерживаться религии единобожия и сохранят веру. Их дурные дела перевесят собой дела добрые, и они войдут в огонь сообразно своим грехам: среди них окажутся такие, которым огонь станет доходить до щиколоток, и такие, которых он охватит до середины голеней, и такие, которым он будет доставать до колен, и даже такие, кто окажется охваченным огнём полностью, если не считать следов от земных поклонов, которых Аллах запретит касаться огню.
За тех людей, что будут принадлежать к этому разряду, Аллах Всевышний позволит заступиться нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), а после него -другим пророкам, праведникам, ангелам и тем, кого Он пожелает почтить, даровав им право заступничества. И Он установит для них определённый предел, и они станут выводить их, после чего Он снова установит для них определённый предел, и они снова станут выводить их из огня. Так, сначала выведут они тех, у кого в сердце окажется благо (хайр)[427] весом с динар, потом - тех, у кого в сердце окажется благо весом с половину динара, потом - тех, у кого в сердце окажется благо весом с пшеничное зерно, и так будет продолжаться до тех пор, пока не выведут они тех, у кого в сердце окажется благо весом хотя бы с пылинку и даже менее того, после чего эти заступники скажут: "Господь наш, не оставили мы там никакого блага!", - и не останется в огне навеки никто из тех, кто умер, исповедуя религию единобожия, независимо от того, какими были его дела.
Чем больше будет вера таких людей и чем легче будут их прегрешения, тем более лёгким мукам в пламени ада они подвергнутся, тем меньше будут там оставаться и тем скорее покинут его.
И наоборот, чем более тяжкими окажутся их грехи и чем слабее будет их вера, тем более тяжкие и долгие муки они испытают. Об этом говорится в великом множестве хадисов и на это
указал пророк, (с.г.с.), который сказал:
«Тому, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха ", - (эти слова) принесут пользу в один из дней, даже если (это и случится) после того, как его постигнет наказание[428]».
Аль-Хайсами
В целом же это является трудным для понимания и опасным местом, относительно которого высказывались разные мнения, а Аллах Всевышний сказал:
«И (тогда) Аллах с соизволения Своего направил тех, кто уверовал к истине, относительно которой они[429] разошлись, ведь Аллах направляет к прямому пути, кого пожелает.»
Корова, 213
Вопрос 182. Становится ли применение наказаний, предусмотренных шариатом за различные прегрешения, искуплением этих прегрешений?
Ответ. Сообщается, что однажды пророк, (с.г.с.), находившийся в окружении своих сподвижников, сказал:
«Поклянитесь мне в том, что ничему не станете поклоняться наряду с Аллахом и не будете ни воровать, ни прелюбодействовать, ни убивать своих детей, ни распространять ложь, измышляемую вашими сердцами, ни поступать вопреки одобряемому (шариатом). Того из вас, кто будет верен (этой клятве), наградит Аллах, а тому, кто нарушит её в чём-либо и будет наказан уже в мире этом, это послужит искуплением его (греха). Если же кто-нибудь нарушит её в чём-либо, а Аллах покроет его, то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его[430], а если пожелает, то накажет».
'Убада[431] сказал: "И мы поклялись ему в этом".
Аль-Бухари, Муслим.
Вопрос 183. Как можно совместить между собой цитированные в вышеупомянутом хадисе слова пророка, (с.г.с.), который сказал: «...то Аллах и будет решать (его судьбу) и если пожелает, то простит его, а если пожелает, то накажет», - и слова о том, что тот человек, дурные дела которого перевесят собой дела добрые, войдёт в огонь, о чём говорилось ранее?
Ответ. Между одним и другим нет никаких противоречий, так как если Аллах пожелает простить такого человека, то Он не станет требовать с него подробного отчёта, толкование чему дал пророк, (с.г.с.), сказавший, что подобное может иметь место во время представления дел на Суд. И об этом он, (с.г.с.), сказал также:
«Каждый из вас приблизится к Господу своему настолько, что покроет Он его и скажет Он: "Совершал ли ты то-то и то-то?", -и он скажет: "Да. "И Он скажет: "Совершал ли ты то-то и то-то?", - и он скажет: "Да ", - подтверждая это, а потом Он скажет: "Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни, а сегодня Я прошу Тебя!"»
Аль-Бухари.
Что же касается тех, кто войдёт в огонь за свои грехи, то ими станут люди, которые будут подвергнуты серьёзному расчёту и о которых пророк, (с.г.с.), сказал:
«А те, с кого потребуют подробного отчёта, будут подвергнуты и мучениям».
Аль-Бухари, Ат-Тирмизи, Ахмад
Вопрос 184. Что именно подразумевается под прямым путём (ас-сирату-ль-мустакым), идти которым нам повелел Аллах, запретивший следовать иными путями?
Ответ.Имеется в виду именуемая исламом религия, с которой Аллах направлял к людям своих посланников и о которой говорится в ниспосланных Им Писаниях. Ни от кого не будет принято ничто иное, кроме этой религии, и не спасётся никто за исключением тех, кто пойдёт этим путём, а для того, кто этим путём не пойдёт, пути станут разветвляться и уводить его в сторону.
Аллах Всевышний сказал:
«И, поистине, это - Моя прямая дорога, следуйте же ею и не следуйте (иными) путями, которые уведут вас от Его пути».
Скот, 153.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что однажды он начертил (на земле) прямую линию, а потом сказал:
«Это -прямой путь Аллаха».
Потом он начертил много линий справа и слева от этой линии и сказал:
«А среди этих путей нет ни одного, где не было бы шайтана, призывающего к нему», - после чего он прочитал этот аят:
«И, поистине, это - Моя прямая дорога, следуйте же ею и не следуйте (иными) путями, которые уведут вас от Его пути».
Скот, 153.
Ахмад, аль-Хаким.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аллах использовал прямой путь в качестве примера. По обеим сторонам этого пути поставлены ограды, в которых есть открытые двери, а на дверях - опушенные занавески. На вратах (, ведущих к этому) пути, находится призывающий, который говорит: "О люди, вступайте на прямой путь все и не разделяйтесь! " Другой же призывающий обращается к людям, находясь над этим путём, и если человек захочет открыть какую-нибудь из дверей, oн говорит: "Горе тебе, не открывай (эту дверь), ибо если ты откроешь её, то войдёшь в неё!" Этим прямым путём является ислам, ограды - это заповеди Аллаха, открытые двери ~ это запрещённое Аллахом, призывающий, который находится в начале пути, - это Книга Аллаха, а призывающий[432], который находится над этим путём, - это увещатель Аллаха, который есть в сердце каждого мусульманина».
Ахмад, аль-Хаким