Вопрос 130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ускользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали[305] (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям[306].
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует. Таким образом, то, чего желает Аллах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.
Аллах Всевышний сказал:
«A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небесах, ни на земле[307], ведь Он - Знающий, Могущественный.»Создатель, 44.
ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!
Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ: Аллах Всевышний сказал:
«Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное.»
Собрание, 22
«... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием.»
Развод, 12
«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."»
Саба, 3.
«И у него ключи к сокрытому[308]! Знает о них только Он.»
Скот, 59
«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.»Скот 124
«Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём.»
Калям, 7
«Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?»
Паук 10
«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместником) на земле того, кто станет на ней грешить[309] и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято[310]?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо."»
Корова, 30
Аллах Всевышний также сказал:
«Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете.»
Корова, 216,
Сообщается, что один человек спросил пророка, (с.г.с.),: "О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?"
Он ответил: «Да».
(Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?"
Пророк, (с.г.с.), сказал:
«Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено[311])».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается, что однажды пророка, (с.г.с.), спросили о детях многобожников[312], на что он ответил:
«Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав[313] их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов».
Муслим, Абу Дауд, Ахмад.
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей рая[314], тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), однажды сказал:
"Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал:
«Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты:
«Что касается того, кто отдавал[315], и был богобоязненным и признавал наилучшее[316], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему[317]. А тому, кто скупился[318], и обходился[319] и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[320]».
Ночь, 5-10
Аль-Бухари, Муслим.
Указанием на это могут служить и другие хадисы.
Вопрос 132. Что может служить указанием на вторую ступень, которой является вера в то, что предопределённое было записано Аллахом?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«....и всё перечислили Мы в Книге ясной[321]».
Йасин, 12
«Поистине, это есть в Книге[322]...».
Хаджж, 70.
А относительно спора Мусы с фараоном Всевышний сказал следующее:
«(Фараон) сказал: "А каково же положение первых поколений?"[323] (Муса) сказал: "Знает о них Господь мой(, и это записано) в Книге. Не ошибается Господь мой и не забывает."»
Та ха, 51 - 52.
Аллах Всевышний также сказал:
«И не (может) самка ни зачать, ни разрешиться от бремени иначе как с Его ведома. Никому не даруется долгая жизнь и не укорачивается она без того, чтобы не было этого в Книге. Поистине, это для Аллаха легко».
Создатель, 11
Указаниями на это служат также и другие аяты.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Нет такого человека, место которого в раю или в аду уже не было бы записано Аллахом, и записано также, счастливым он является или злосчастным».
Аль-Бухари, Муслим.
В связи с этим сообщается также, что однажды Сурака бин Малик Ибн Джу'шум, да будет доволен им Аллах, попросил пророка, (с.г.с.),:
"О посланник Аллаха, объясни нам (суть) нашей религии так, будто мы были созданы только сейчас. Сообразно чему мы будем (совершать) дела сегодня: сообразно тому, что уже записано и предопределено, или тому, что (только будет записано)?".
Он сказал:
«Нет, сообразно тому, что уже записано и предопределено». (Сурака) спросил: "Так зачем же тогда делать что-то[324]?"
Тогда (пророк, (с.г.с.), сказал:
«Действуйте, a каждому будет облегчено».
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«….каждому будут облегчены дела его».
Аль-Бухари, Муслим.
Указаниями на это служат также и другие хадисы.
Вопрос 133. Сколько видов предопределения входит в эту ступень?
Ответ. В эту ступень входит пять видов предопределения, и все они связаны со знанием.
ПЕРВЫЙ (ат-такдиру-ль-азали): предвечное предопределение, иначе говоря, запись всего, что произойдёт, за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли, когда Аллах создал калям[325].
ВТОРОЙ (ат-такдиру-ль-'умри): предопределение, связанное с жизнью каждого отдельного человека и имеющее отношение к договору.
Аллах Всевышний сказал:
«Разве Я не Господь ваш?»[326]
Преграды, 172
ТРЕТИЙ: предопределение, которое также связано с жизнью в целом, но относится к тому моменту, когда семя помещается в утробу женщины.
ЧЕТВЁРТЫЙ: предопределение, действие предопределение распространяется на предстоящий год и открывается ангелам в ночь предопределения[327].
ПЯТЫЙ; предопределение, действие предопределение распространяется на каждый данный день и выражается в осуществлении его в конкретных обстоятельствах.
Ниже все эти вопросы раскрываются более подробно.
Вопрос 134. Что является указанием на предвечное предопределение (ат-такдиру-ль-азали)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге[328] до того, как Мы сотворили это.»
Железо, 22
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».
Он также сказал:
«И Его престол покоился на воде».
Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям[329], которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Господь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судьбы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"».
Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой».
Аль-Бухари, Ахмад.
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем».
Преграды, 172.
Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (с.г.с.), с вопросом: "О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людьми) или они были давно предрешены?" Он ответил:
«Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. будет облегчено совершение дел обитателей ада».
Ат-Табарани
Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (с.г.с.), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: "Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. "Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: "О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!" Он сказал:
«Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь[330], ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак руками и отбросил их[331], после чего сказал:
«Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть -в ад».
Ат-Тирмизи
Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: "Этот хадис является хорошим, достоверным и неизвестным[332] ".
Вопрос 136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее отношение к первым этапам пребывания семени в утробе?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и когда были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же[333] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым».
Звезда, 32.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным, И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, любой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не приблизится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад). И, поистине, любой из вас (может) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)».
Аль-Бухари
Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они заключают в себе один и тот же смысл.
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«В эту ночь решается всякое мудрое дело[334] (согласно) Нашему велению, которое Мы посылаем...».
Дым, 4-5
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет отношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, относительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж".[335]
Вопрос 138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«...а Он каждый день занят делом.»
Милостивый, 29.
В "Сахихе" аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Сохраняемая Скрижаль (, сотворённая) из белой жемчужины. Покров её из красного рубина, её калам из света и написанное в ней -свет. Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каждым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умерщвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов:
«...а Он каждый день занят делом.»
Милостивый, 29.
Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предопределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его. Именно так толковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего:
«...требовали Мы записывать[336] (всё,) что вы делали!»
Коленопреклонённые. 29.
А источником всего этого служит знание Аллаха, являющееся атрибутом Преславного и Всевышнего.