Вопрос 126. Сколько насчитывается видов заступничества, и какой из них станет величайшим?

Ответ.

1 - Величайшим станет заступничество в День вос­кресения, когда люди будут стоять на месте (маукыф) в ожида­нии окончательного решения, которое Аллах примет о Своих рабах. Право такого заступничества будет предоставлено толь­ко нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), и это - то самое достохвальное место (аль-макаму-ль-махмуд), которое было обещано ему Всемогущим и Великим Аллахом, о чём Он сказал так:

«...и Господь твой приведёт тебя к месту достохвальному.»

Ночное путешествие, 79.

Здесь имеется в виду то, что когда людям станет невмоготу и дальше находиться на этом месте, и пребывание их там затянет­ся, и волнение их усилится, и они погрузятся в свой собственный пот настолько, что им станет трудно дышать, они станут искать заступничества, желая того, чтобы Аллах принял о них окончательное решение. И они сначала обратятся к Адаму, потом - к Нуху, потом - к Ибрахиму, потом - к Мусе, потом - к Исе, сыну Марйам, и каждый из них скажет: "Я сам, я сам!"[300], - и это будет продолжаться до тех пор, пока они не придут к нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), который скажет, что он готов обратиться с просьбой о заступничестве.

Аль-Бухари, Муслим и другие.

, о чём подробно говорится в хадисах, приводимых в обоих "Сахихах", а также и в других источниках.

2 - Заступничество, которое выразится в мольбе о том, чтобы врата рая были открыты. Первым, кто откроет их, станет наш пророк Мухаммад, (с.г.с.), а первой общиной, которая войдёт туда, станет его община.

3 - Заступничество за тех, кого Аллах велит ввергнуть в ад, чтобы они не оказались там.

4 - Заступничество за тех исповедовавших религию единобо­жия людей, которые окажутся в аду. Оно выразится в мольбе о том, чтобы их вывели оттуда, после чего они будут выведены из ада обгоревшими и подобными углю, а затем их бросят в реку жизни, и они станут расти подобно тому, как прорастает семя, подхватываемое потоком.

5 - Заступничество, целью которого станет возвышение сте­пени тех, кто попадёт в рай. В трёх последних случаях засту­паться перед Аллахом за людей будет позволено не только на­шему пророку, (с.г.с.), но здесь он будет первым, а за ним после­дуют другие пророки, ангелы, угодники (аулийа) и малолетние дети, умершие прежде своих родителей (афрат), после чего Ал­лах Всевышний по милости Своей выведет из огня бесчисленное множество людей и введёт их в рай.

6 - Заступничество, целью которого является облегчение му­чений некоторых неверных, право которого предоставлено только нашему пророку Мухаммаду, (с.г.с.), и касается его дяди Абу Талиба, о чём сообщается в "Сахихе" Муслима и других источ­никах.

Этот хадис приводит также и аль-Бухари. В нём сообщается, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Может быть, моё заступничество в Лень воскресения прине­сёт ему пользу и он будет помешен в верхний слой огня, кото­рый будет доходить ему (только) до пяток и от которого станет кипеть его мозг».

Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«He перестанут бросать (людей) в aд и (не перестанет) он говорить: "Будет ли добавка?", - до тех пор, пока Господь славы не наступит на него Своей ногой, и тогда одна его часть войдёт в другую, и он скажет: "Довольно, довольно, клянусь славой Твоей и щедростью Твоей!" А в раю будет продолжать оставаться свободное место до тех пор, пока Аллах не создаст для него (новых) людей, которых Он поселит на это место».

Аль-Бухари, Муслим.

Вопрос 127. Сможет ли кто-нибудь войти в рай или спас­тись от ада благодаря своим делам?

Ответ. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

"Приближайтесь[301], старайтесь придерживаться правильного и знайте, что никогда не спастись никому из вас благодаря де­лам его». (Люди) спросили: "И даже тебе, о посланник Аллаха?" Он сказал: «В том числе и мне, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие и не окажет милость».

В другой версии этого хадиса сообщается, что когда пророк, (с.г.с.), сказал:

«Старайтесь придерживаться правильного, приближайтесь, радуйтесь (и знайте, что), поистине, никого дела его не введут в рай», - (люди) спросили: "Даже и тебя, о посланник Аллаха?" Он ответил: «И меня, если только Аллах не проявит по отношению ко мне милосердие, и знайте, что больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их и будет немного».

Аль-Бухари, Муслим.

Вопрос 128. Как совмещается вышеупомянутый хадис со словами Всевышнего:

«И обратятся к ним: «Вот сад, который был дан вам в на­следство за то, что (би-ма) вы делали».

Преграды, 43 ?

Ответ. Хвала Аллаху, между этим хадисом и словами Все­вышнего нет никаких противоречий. Дело в том, что подтверж­дающий предлог " би" , использованный в данном аяте, указыва­ет на причинность, ведь именно праведные дела станут причи­ной того, что человек окажется в раю. а без них это будет невозможно, ведь следствие существует только в силу существования причины.

Что же касается хадиса, то в нём отрицается, что предлог "би" является показателем оценки, поскольку даже если раб Ал­лаха проживёт до скончания веков и всё это время он будет по­ститься днём, молиться по ночам и не совершит ни единого гре­ха, то и тогда все его дела не уравновесят собой и одной сотой части наименьшей из числа явных и тайных милостей, оказан­ных ему Аллахом, но как же в таком случае они могут послу­жить платой за вход в рай?

«Господь мой, прости и помилуй, (ведь) Ты - лучший из мило­стивых![302]»

Верующие, 118.

Наши рекомендации