Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?
Ответ.Противоположностью этого являются всевозможные отклонения в том, что имеет отношение к именам, атрибутам и знамениям Аллаха. Подобные отклонения бывают трёх видов:
1 - Отклонение многобожников, отрицавших истинный смысл имён Аллаха Всевышнего и нарекавших этими именами идолов, что-то добавляя к ним, что-то отнимая и образовывая от слова аль-Илях (Бог) имя аль-Лят, от имени Всемогущий (аль-'Азиз) - имя аль-'Узза, а от имени Оказывающий благодеяния (аль-Маннан) - имя Манат.[131]
2 - Отклонение мушаббихитов[132], которые давали свои объяснения тому, как именно следует толковать атрибуты Аллаха Всевышнего, и уподобляли их свойствам людей. Отклонение такого рода является подобием отклонения многобожников, поскольку одни приравнивали сотворённое к Господу миров, а другие низводили Его до уровня сотворённых форм, уподобляя Всевышнего и Пресвятого этим формам.
3 - Отклонение му'аттилитов[133], отрицавших атрибуты Аллаха и разделявшихся на две группы:
Некоторые из них признавали имена Всевышнего, но отрицали те атрибуты совершенства, которые эти имена в себе заключают. Они говорили: "Милостивый и Милосердный без милосердия, Знающий без знания, Слышащий без слуха, Видящий без зрения, Могущественный без могущества", - и т.д.
Другие же открыто и полностью отрицали как сами имена, так и их содержание, характеризуя Аллаха как абсолютное небытие, не имеющее ни имён, ни атрибутов.
Преславен Аллах! Он намного выше утверждений несправедливых, отрицающих и отклоняющихся, ведь Аллах Всевышний
сказал:
«(Он -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение[134] в поклонении (Аллаху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё с таким именем?[135]».
Марйам, 65.
«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.»Совет, 11
Аллах Всевышний также сказал:
«Он знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.»
Tа xа, 110
Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (таухид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?
Ответ. Да, они действительно неразрывно взаимосвязаны друг с другом, и поэтому впавший в многобожие в чём-то одном становится многобожником и во всём прочем. Примером этого могут служить обращения с мольбами к кому бы то ни было, кроме Аллаха, и обращение к кому-либо с просьбой о том, что по силам одному только Аллаху. Подобные обращения являются не просто поклонением, но самой сутью поклонения, которое посвящается не Аллаху и является многобожием, несовместимым с признанием того, что божественной природой обладает только Аллах. Что же касается обращений с просьбами об удовлетворении каких-либо потребностей, связанных со стремлением обрести благо или отвратить зло, когда человек считает, что кто-то иной помимо Аллаха способен решить этот вопрос, то это является проявлением многобожия, несовместимого с признанием Аллаха единственным Господом. Объясняется это тем, что такой человек считает, что кто-либо ещё наряду с Аллахом способен распоряжаться чем-нибудь в Его владениях, ведь он обращается к другому со своими мольбами, не сомневаясь в том, что тот слышит его издалека и вблизи в любое время и в любом месте. Некоторые люди даже не скрывают подобных вещей, а между тем подобные действия являются проявлением многобожия, несовместимого с убеждённостью в том, что только Аллах обладает определёнными именами и атрибутами, ведь это связано с признанием того, что кто-то ещё может обладать слухом, способным воспринимать всё звуки независимо от расстояния. Таким образом, проявление многобожия в том, что имеет отношение к божественной природе Аллаха, неизбежно приводит и к многобожию, противоречащему признанию Аллаха единственным Господом и единственным обладателем определённых имён и атрибутов.
Вопрос 70. Какие указания на обязательность веры в ангелов имеются в Коране и сунне?
Ответ. В Коране имеется много таких указаний. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«...ангелы прославляют своего Господа и молят о прошении для тех, кто на земле.»
Совет 5
«Поистине, те, которые находятся при твоём Господе[136], не отказываются от поклонения Ему из гордыни, они славят Его и склоняются перед Ним в земных поклонах.»
Преграды.206
Аллах Всевышний также сказал:
«...кто бы ни был врагом Аллаху, и Его ангелам, и Его посланникам, и Джибрилу и Микаилу(, пусть знает, что,) поистине, Аллах - враг неверным.»
Корова, 98
Что же касается указаний сунны на обязательность веры в ангелов, то раньше мы уже приводили хадис о Джибриле и другие хадисы, а в "Сахихе" Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Аллах Всевышний создал их из света[137], и хадисов об ангелах известно великое множество.