Вопрос 52. На сколько видов подразделяются указания, имеющие отношения к прекраснейшим именам?
Ответ. На три вида:
1 - Указание, имеющее отношение к сущности Аллаха.
2 - Указание на такие атрибуты, которые являются производными от прекраснейших имён, включающих их в себя.
3 - Указание на такие атрибуты, которые не обязательно являются производными от прекраснейших имён.
Вопрос 53. Что может служить примером этого?
Ответ. Примером могут служить такие имена Всевышнего как Милостивый (ар-Рахман) и Милосердный (ар-Рахим), которые указывают на сущность Того, кому они принадлежат, то есть на сущность Аллаха Всемогущего и Великого, и являются применимыми к Нему. С другой стороны, они указывают на производный от этих имён атрибут, который они включают в себя, то есть на милосердие (рахма), а также на ряд других атрибутов, не являющихся производными от этих имён, но обязательно присущих их Обладателю, например, на жизнь и могущество. То же самое относится и ко всем прочим именам Аллаха.
Иначе обстоит дело с сотворённым существом, поскольку человека могут называть мудрым, тогда как на самом деле он является невежественным, и точно также несправедливого могут называть справедливым судьёй, униженного - всемогущим, низкого - благородным, скупого - щедрым, плохого - праведным, злосчастного - счастливым.
Что же касается Аллаха, слава и хвала Ему, то Он именно таков, как Сам Он охарактеризовал Себя, и Он выше тех описаний, которые дают Ему люди.
Вопрос 54, На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения содержания этих указаний?
Ответ, Они подразделяются на четыре части:
1 - Аллах - общее имя, включающее в себя все значения прекраснейших имён, в силу чего все остальные имена являются его атрибутами.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Он - Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму».
Сбор, 24.
Можно привести в пример и другие аяты. По той же причине это имя никогда не употребляется как подчинённое другим именам.
2 - То, что включает в себя какой-нибудь сущностный атрибут Аллаха Всемогущего и Великого. Примером может служить такое имя Всевышнего как Слышащий (ас-Сами,), включающее в себя указание на Его слух, посредством которого, Он слышит все звуки, причём для Него безразлично, тайными они являются или явными.
Другим примером служит такое имя Аллаха как Видящий (аль-Басыр), включающее в себя указание на Его зрение, которому доступно всё то малое и большое, что только можно воспринимагь с помощью зрения.
Третьим примером служит такое имя Аллаха как Знающий (аль- 'Алим). включающее в себя Его всеобъемлющее знание, о котором Аллах Всевышний сказал так:
«Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном.»
Cаба, 3
Что же касается такого имени Аллаха как Могущественный (аль-Кадир),то оно включает в себя указание на Его абсолютное могущество, в силу которого Он может создавать всё, уничтожать всё и т.д.
3 - Такие имена, которые содержат в себе указания на атрибуты действий Аллаха, например, Творец (аль-Халик), Дающий средства к жизни (ар-Разик), Создатель (аль-Бари/), Придающий форму (аль-Мусаввир) и т.д.
4 - Такие имена, которые содержат в себе указания на то, что Всевышний лишён каких бы то ни было недостатков, например, Пресвятой (аль-Куддус) и Мир (ас-Салям)[93].
Вопрос 55. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?
Ответ, Среди этих имён есть такие, которые можно применять по отношению к Аллаху либо по отдельности, либо в сочетании с другими именами. Конкретно имеются в виду такие имена, которые содержат в себе любые указания на атрибуты совершенства, например, Живой (аль-Хайй) и Вечносущий (аль-Каййум), Один (аль-Ахад) и Вечный (ас-Самад) и т.д.
Среди этих имён есть и такие, которые применимы к Аллаху только вместе с другими именами, являющимися их противоположностями, поскольку употребление их по отдельности может внушить мысль о том, что Аллаху присущи те или иные недостатки. Примером могут служить такие имена как Наносящий вред (ад-Дарр) и Приносящий пользу (ан-Нафи"), Принижающий (аль-Хафид) и Возвышающий (ар-Рафи/), Дарующий (аль-Му'ты) и Лишающий (аль-Мани/), Дающий силу (аль-Му'изз) и Унижающий (аль-Музилль) и т.д. Что же касается таких имён как Наносящий вред, Принижающий, Лишающий и Унижающий, то применять их по отношению к Аллаху по отдельности недопустимо, и они не употреблялись таким образом ни в откровениях, ни в Коране, ни в сунне. К числу подобных имён относится такое имя Всевышнего как Отмщающий (аль-Мунтаким), которое употребляется в Коране в сочетании с другими относящимися к нему словами, примером чего могут служить слова Всевышнего:
«Поистине, отомстим[94] Мы грешникам (за всё)!»
Земной поклон, 22.
Кроме того, такие имена употребляются в тех случаях, когда используется слово "зу"[95] в сочетании с производным от подобного имени атрибутом, примером чего являются слова Аллаха
Всевышнего:
«...ведь Аллах - Всемогущий, Обладающий (возможностью) отмщения[96]».
Семейство Имрана, 4.
Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атрибутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и атрибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«А Его руки простёрты[97]...»Трапеза,64.
«Всё сущее тленно, кроме лика Eгo.»Рассказ, 88.
«А вечно пребудет лишь лик Господа твоего, Обладателя величия и Почитаемого.»
Милостивый 27
«...чтобы взрастили тебя пред оком Моим».Та ха, 39.
«Сколь прекрасно Он видит и слышит!» Пещера, 26.
«Поистине, Я - с вами (и) Я (всё) слышу и вижу.» Та ха, 46
«(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.»
Та ха, 110
«...и Аллах говорил с Мусой (непосредственно),» Женщины, 164.
«И вот, обратился Господь твой к Мусе: "Ступай к людям несправедливым..." »
Поэты, 10
«И обратился Он к ним (обоим): "Разве не запрещал Я вам (вкушать плоды) этого древа...?!"»
Преграды, 22.
Аллах Всевышний также сказал:
«И в тот День, когда Он обратится к ним и скажет: "Что вы ответили посланникам?"
Рассказ, 65
Соответствующие примеры есть и в других аятах.
Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Покровом для Него служит свет, а если Он сбросит (этот покров), то сияние лика (Аллаха) непременно сожжёт все (те) Его создания, которых достигнет взор Его».
Муслим
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Правая рука Аллаха полна, и не уменьшает (того, что в ней есть,) щедрое расходование ночью и днём. Скажите мне, сколько израсходовал Он со времени сотворения небес и земли, когда «престол Его покоился на воде»[98], а ведь ничто не уменьшилось в правой руке Его! А в другой руке Его - изобилие[99] (или:... сжатие)[100], и Он возвышает и принижает».
Муслим
В хадисе об Антихристе сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, Аллах не останется скрытым от вас, поистине, Аллах не является кривым[101]», - сказав же это, он указал рукой на свой глаз.»
аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что обращаясь к Аллаху с мольбами о помощи в том или ином деле, пророк, (с.г.с.), говорил:
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)!»
/Аллахумма, инни acтaxиpy-кя би-'ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас'алю-кя мин фадли-кя-ль-'азым, фа инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та'ляму ва ля а'ляму, ва Анта 'Алляму-ль-гуййуб! /
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, обращаетесь вы со своими мольбами не к глухому и не к отсутствующему, обращаетесь вы с ними к Слышащему, Видящему, Близкому!»...
Муслим, Ахмад, аль-Бухари.
А в хадисе о воскресении сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аллах Всевышний скажет: "О Адам!", -и он (отзовётся): "Вот я перед Тобой!"»
Aль-Бухари, Муслим
И известно великое множество других хадисов, в которых сообщается о том, что Аллах станет говорить со Своими рабами в День воскресения, и что Он станет говорить с обитателями рая и
т.д.
Вопрос 57. Какие примеры атрибутов действия встречаются в Коране?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Он - Тот, кто сотворил для вас всё, что есть на земле, после чего обратился к (созданию) неба...»Корова, 29,
«Неужели же они надеются на что-либо иное, кроме как на то, что Аллах прибудет к ним...?!»
Корова, 210.
«Не оценили они Аллаха должным образом[102], а в День воскресения вся земля окажется в руке Его и (будут) свёрнуты небеса правой дланью Его!»
Толпы, 67
«Что помешало тебе склониться[103] до земли перед тем, кого создал Я Своими руками?!»
Сад, 75.
«И Мы написали для него[104] на скрижалях[105] обо всём[106]...»
Преграды, 145.
«А когда Господь его стал перед горой в полном блеске, Он обратил её в прах...[107]»
Преграды, 143.
«Поистине, Аллах делает, что пожелает.»
Хаджж.18.
В пример можно было бы привести и другие аяты.
Вопрос 58. Какие примеры атрибутов действия встречаются в сунне?
Ответ. Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Наш Господь нисходит к нижнему небу каждую ночь, когда остаётся от неё последняя треть».
В хадисе о заступничестве сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«И придёт к ним Аллах в том Своём образе, который известен им, и скажет: "Я - Господь ваш!", - и скажут они: "Ты -Господь наш!"».
Аль-Бухари, Муслим (часть длинного хадиса).
В данном случае мы подразумеваем под атрибутом действия приход Аллаха, а не Его образ.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аллах схватит землю в День воскресения и свернёт небо Своей правой рукой, после чего скажет: "Я-Царь!"».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Когда создал Аллах это творение, Он Своей рукой записал для Себ[108]я: "Поистине, милость Моя будет превосходить гнев Мой».
Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи.
В том хадисе, где говорится о том, какие доводы выдвигали Адам и Муса, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«И сказал Адам: "Тебя, Муса, Аллах избрал словом Своим и начертал для тебя Тору рукой Своей"».
Апь-Бухари, Муслим
Речь Всевышнего и Его рука являются сущностными атрибутами, произнесение Им слов является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия, что же касается написания Им Торы, то это - атрибут действия.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине Аллах протягивает руку Свою ночью, чтобы покаялся совершающий дурное днём, и протягивает руку Свою днём, чтобы покаялся совершающий дурное ночью».
Муслим, Ахмад.
Известно также и много других хадисов такого рода.
Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?
Ответ. Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его посланник, (с.г.с.),
Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой характеристики могут быть образованы имена.
С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
« Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит.»
Румы, 40
И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим.
Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и которые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает[109] их!»
Женщины, 142.
«И они[110] пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость[111] (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям![112]»
Семейство Имрана, 54.
Аллах Всевышний также сказал:
«Они забыли Аллаха, и Он забыл их».
Покаяние, 67
Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Кроме того, известно, что справедливое возмездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Всезнающем, Справедливом и Мудром Творце!
Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир), Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)?
Ответ. Такие имена как Высокий и Высочайший включают в себя указание на тот атрибут, производным от которого они являются. Иначе говоря, они содержат в себе указание на то обстоятельство, что Аллах Всемогущий и Великий во всех отношениях занимает наивысшее положение ('улювв).
Так, например, Всевышний возвышается над Своим троном и он выше всех Своих творений. Он отделён от них и наблюдает за ними, зная о том, что с ними происходит, и обладая столь полным знанием обо всём, что не может укрыться от Него ничто.
И Он возвышается надо всем в том смысле, что Он всё подчиняет Себе, и никто не может ни победить Его, ни соперничать с Ним, ни противостоять, ни мешать Ему. Всё покоряется Его величию, склоняется перед Его всемогуществом и подчиняется Его величавости и всё находится в Его распоряжении и в Его подчинении, не имея возможности освободиться от Его власти.
И Он возвышается надо всем в том отношении, что Всемогущему, Великому, Всеблагому и Всевышнему присущи все атрибуты совершенства, что исключает возможность наличия у Него каких бы то ни было недостатков.
Все аспекты вышеупомянутого понятия возвышения надо всем прочим взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.