Постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытом воздухе и хадисы об этом.
Многие из великих ученых упоминали о том, что сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно совершения праздничных молитв было постоянное их совершение на открытом воздухе[ См. «Задуль Ма’ад» 1/172, «Фатхуль Бари» 2/361 (цитата будет приведена далее), а также «Мухтасар Задуль Ма’ад» Мухаммада ибн ‘АбдульУаххаба с.44 (тахкык Зухайр аш-Шауиш, изд. аль-Мактаб аль-Ислями).].
Множество хадисов, которые многочисленными путями приводятся в двух сборниках[Т.е. «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» (прим. пер.)], в сунанах, масанидах[Все это названия различных видов сборников хадисов. (прим. пер.)] и других сборниках хадисов подтверждают это.
Здесь же, необходимо привести хотя бы некоторые из этих хадисов, чтобы читатель мог убедиться в достоверности этих слов.
Хадис 1
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «В Дни Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту молитвы[Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Это известное место в Медине, между ним и мечетью пророка (да благословит его Аллах и приветствует) 1000 локтей», и сказал ибн уль-Кайим: «Это место молитвы, в котором складывали свои вещи паломники».
Я (аль-Албани) говорю: представляется очевидным, что это место молитвы было к востоку от мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), недалеко от кладбища Бакы’, как это понятно из 3 хадиса, который будет приведен далее.], и первое, с чего он начинал, была молитва. После завершения молитвы, он вставал перед сидевшими рядами людьми, для того, чтобы увещевать их, давать им свои наставления и веления, и если была необходимость послать в поход отряд, отдавал приказ о выходе[Я (аль-Албани) говорю: и в этом указание на то, что праздничная проповедь не ограничивается лишь наставлением и увещеванием, напротив, она содержит в себе напоминание, указания, и приказы ко всему тому, что приносит пользу умме мусульман.]. Также он приказывал другие вещи, затем уходил». Абу Са’ид продолжил: «Люди продолжают так поступать и по сей день…».
(Хадис приводит аль-Бухари (2/259-260), а также Муслим (3/20), и ан-Насаи (1/234), и аль-Мухамили в главе «О двух праздниках» (т.2 № 86 из моей рукописи, написанной моей рукой) и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/10/2) и аль-Бейхакый в «Сунан аль-Бейхакый» (3/280).
Хадис 2
‘Абдулла ибн ‘Умар рассказывал: «Утром, праздничного дня, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту совершения молитвы, перед ним шел человек с копьем (‘аназа)[Сказано в «ан-Нихая»: «‘Аназа – что-то, чуть большее половины копья или пики, и у нее также есть острие».], и когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) доходил до места молитвы, это копье устанавливали перед ним. Он совершал молитву, обратившись в сторону этого копья. А копье устанавливали перед ним потому, что место молитвы было в поле, на открытом воздухе, на котором не росло ничего, чем можно было бы оградиться для молитвы».
(Хадис приводит аль-Бухари (1/354), а также Муслим (2/55), и Абу Дауд (1/109), и ан-Насаи (1/232), и ибн Маджа (1/392), и Ахмад (№ 6286), приведенные слова принадлежат ибн Мадже, они наиболее подробны и иснад его достоверен, и также передает этот хадис аль-Мухамили (т.2 № 26-36), и Абу аль-Касим аш-Шухами в «Тухфатуль ‘ид» (№ 14-16 из моей рукописи, написанной рукой моего сына), и аль-Бейхакый (3/284-285).
Хадис 3
Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: «Однажды, в День Жертвоприношения, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на аль-Бакы’[«Бакы’ аль-Гъаркад» - это кладбище в Медине. (прим. изд. «аль-Мактаб аль-Ислями»)] (в одном из риваятов: на специально отведенное для молитв место), совершил два рака’ата молитвы, затем повернулся к нам лицом и сказал: «Поистине, первое наше поклонение в этот наш день – это праздничная молитва, затем мы возвращаемся и режем животное. Тот, кто поступит таким образом, тот поступил в соответствии с нашей сунной, а тот, кто зарезал животное раньше времени, то это всего лишь мясо для его семьи, и не является праздничным жертвоприношением».
(Хадис приводит аль-Бухари (2/372) и слова хадиса принадлежат ему, а также Ахмад (4/282), и аль-Мухамили (т.2 № 90, 96), и риваят, приведенный в скобках, принадлежит последним двоим с хорошим иснадом).
Хадис 4
«Как-то раз спросили ибн 'Аббаса: «Встречал ли ты когда-нибудь праздничный день вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует)? Он ответил: «Да, и если бы я не был маленьким, не смог бы присутствовать рядом с ним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил в этот день и шел, пока не доходил до специально сделанной отметки, которая находилась у дома Касира ибн Сальта[Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Определение места молитвы тем, что оно было у дома Касира ибн Сальта - примерное, для облегчения понимания читателю, на самом же деле, дом Касира ибн Сальта был построен уже после пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из этого хадиса берется, что во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников на место праздничной молитвы устанавливали специальную отметку, по которой распознавали это место – что-то типа колышка».], потом совершал молитву, затем проповедь. После проповеди он подходил к собравшимся женщинам, увещевал их и приказывал раздавать милостыню, я же, видел, как они протягивали свои руки (и ложили свои украшения) в одежду Биляля. Потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил домой в сопровождении Биляля».
(Хадис приводит аль-Бухари (2/373) и слова хадиса принадлежат ему, а также Муслим (2/18-19), и ибн Аби Шейба (2/3/2), и аль-Мухамили (№ 38-39), и Фирьяби (№ 85,93), и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/8/2-9/1).
А Муслим, в своей ривае, приводит от ибн Джурайджа добавку к основной версии:
«Я спросил ‘Ата: «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно, это их обязанность, почему бы им не делать этого?».