Совершение двух праздничных молитв на открытом воздухе в специально отведенном месте за городом – это Сунна.
Совершение двух праздничных молитв на открытом воздухе в специально отведенном месте за городом – это Сунна.
Автор: шейх Мухаммад Насыруддин аль-Албани
Перевод и примечания
Руслан Абу Ибрахим
Г.х.
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
· Рассматриваемые вопросы в статье:
· Вступительное слово автора перевода
· 1 Совершение праздничной молитвы на открытой местности
· за городом – это сунна
· 2 Постоянство пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытом воздухе и хадисы об этом.
· 3 Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте
· 4 Опровержение тем, кто сделал причиной совершения пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы на открытой местности, тесноту мечети
· 5 Мудрость совершения праздничной молитвы на открытой местности
· 6 Еще одна мудрость из мудростей Шариата
· 7 Сомнение и ответ на него
Совершение праздничной молитвы на открытой местности
За городом – это сунна
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Тема этой нашей небольшой книги – утверждение того, что совершение праздничной молитвы на открытой местности за городом является сунной.
Вначале у меня была мысль подготовить послание, обобщающее все вопросы, которые касаются двух праздничных молитв, подобно книге «Молитва тарауих», но, по той причине, что времени немного, и до праздника Разговения осталось всего несколько дней, я был вынужден ограничиться лишь тем вопросом, который упомянут в названии книги.
При составлении этой работы, я не терял надежды на Аллаха в том, что Он облегчит мне в скором времени выпуск общего послания в этом вопросе и его распространения среди людей. Также я надеялся, что люди примут наши работы с радостью - быть может, я удостоюсь их праведной мольбы за меня в мое отсутствие, которая принесет мне пользу, если пожелает Аллах «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме представших перед Аллахом с непорочным сердцем»(с. аш-Шу’ара (26): 88-89).
Знай же, уважаемый читатель, что авторы распространившейся книги «аль-Исаба» поместили в нее, ко всему прочему, две большие страницы (14-15), касающиеся нашей тем [В начале этой книги шейх аль-Албани пишет опровержение некоторым доводам, которые были приведены в распространившейся во времена шейха книге «аль-Исаба», авторы которой, всячески старались доказать в ней необходимость проведения праздничных молитв в мечетях, а не на открытом воздухе. (прим. пер.)]. Но, к сожалению, они не достигли в этой работе ничего, кроме противоречия своим же словам, опозорившись этим так, что открылся для читателя их уровень знаний. В этой книге они налгали на нас, утверждая, что мы говорим о недействительности праздничной молитвы, совершенной в мечети.
Они написали: «И причина того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проводил праздничную молитву на открытом воздухе, а не в мечети, это стесненное положение в Медине, так как не было в Медине мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует)».
Их слова являются глубоким невежеством, ведь мечети, которые были в Медине во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует), известны и многочисленны. Самые известные из них – мечеть «Куба», мечеть «двух Кибл», а также мечеть «аль-Фатх». О существовании этих мечетей упоминается во многих достоверных хадисах, которые собраны в соответствующих сборниках. Хафиз ибн Хаджар в «Шархе Сахих аль-Бухари» (1/445) упомянул названия и других мечетей. Пусть же вернется к этой книге тот, кто желает.
Целью их ложных слов было желание предать забвению сунну проведения праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте. Для достижения этой цели они и выдумали эту ложную причину (то, что в Медине не было мечетей, кроме мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая не могла поместить всех молящихся в праздничный день).
И здесь мы опровергаем эти ложные высказывания, говоря: даже если мы согласимся с вами в том, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не могла уместить всех молящихся, то ведь они могли молиться в других мечетях города, как это делают люди сегодня. Поэтому в их оставлении молитвы в мечетях вместе с возможностью ее совершения в них, явное доказательство тому, что сунной является проведение этой молитвы на открытой местности. Этим мы опровергаем то, что они пытались доказать.
Далее они сказали: «И когда увеличилось количество мусульман, их общий сбор на открытой местности стал невозможен, особенно в больших городах, таких как Дамаск, из-за многочисленности молящихся, и стали люди собираться по мечетям – кто, где мог».
Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, на эту противоречивую логику. Как они сделали единый сбор мусульман на открытой местности невозможным, тогда как он легкий, облегченный. И доказательством возможности этого является то, что именно так всегда поступали в большинстве городов[Т.е. все жители города выходили за город, несмотря на то, что город был большой, а жителей было много. (прим. пер.)], как сказал имам ан-Науауи в «Шархе Сахих Муслим» (цитата его слов придет в главе «Доказательство упомянутых хадисов на то, что сунной является проведение праздничных молитв на открытой местности в специально отведенном месте»).
И до сегодняшнего дня эта сунна жива и выполняется, по милости Аллаха, во многих городах и странах, таких как Дамаск, Иордания, Египет, Алжир, Хиджаз, Пакистан и др. Да и к тому же, какая нужда в разделении единства мусульман в этих многочисленных мечетях – больших и маленьких, разбросанных повсюду? Они столь близки друг к другу, что иногда между ними нет расстояния и в 50 шагов, а иногда и меньше этого.
И если бы авторы этой книги ограничили свои слова молитвой в единой большой мечети, у них бы еще нашлись предшественники в этом мнении[Т.е. если бы даже они были против выхода за город, но ограничились бы необходимостью сбора в одной большой мечети, а не в многочисленных маленьких мечетях, то нашлись бы ученые среди имамов первых поколений, которые придерживались аналогичного мнения. (прим. пер.).], как это придет от имама аш-Шафи’и, но они нисколько не стесняются говорить то, чего не говорил до них ни один мусульманин, и все это на пути вражды с сунной. Ведь мусульмане едины во мнении, что праздничная молитва на открытой местности это сунна, если мечеть не помещает их, а большинство ученых, не оговаривает даже этого условия, напротив, говорят - даже если мечеть помещает их. В итоге, эти писатели противоречат своим невежеством всем мусульманам первым и последним. Всевышний Аллах говорит: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем его в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (с. ан-Ниса (4): 115).
Поэтому сунна и еще раз сунна – о, люди!
Также они сказали: «Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) , когда был вынужден, все же совершал праздничную молитву в мечети». После чего, в подтверждение этому, упоминают в сноске хадис Абу Хурейры о совершении пророком (да благословит его Аллах и приветствует) праздничной молитвы в мечети, по причине дождя, выпавшего в ночь на праздник.
Ответ на это: хадис Абу Хурейры, даже если мы согласимся, что он достоверен – довод за нас, ведь из него понимается, что если бы не дождь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно провел бы молитву вне мечети, и такое понимание не будет отрицать никто, кроме вас. Ведь все ваши прежние слова строятся на том, что праздничная молитва на открытой местности не узаконена в наши времена, так как вы считаете это невозможным. А мы уже опровергли это ваше суждение. И вернулся этот хадис доводом против вас, а не за вас. И все это в том случае, если данный хадис достоверен, а ведь он недостоверен, напротив, его иснад слабый, как еще придет разъяснение этого.
А остальные же их слова вообще сущий вздор, который даже не заслуживает опровержения. Остается разобрать лишь одно их высказывание. После того, как они привели хадис от Абу Са’ида, который мы еще разберем, и хадис от Абу Хурейры, они отметили: «И из этих двух хадисов понимается то, что эта молитва действительна, как на открытой местности, так и в мечети, и в обоих случаях заслуживает награды. Так же, как из первого хадиса берется то, что совершение этой молитвы на открытой местности лучше, из-за постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом».
Я (аль-Албани) говорю: посмотри же, уважаемый читатель, как они вернулись к истине, к которой мы их призываем, и пошли этим самым в противоречие своим словам. Но как ты думаешь – утвердились ли они на этой истине? Нет, напротив, опять вернулись туда, откуда начали. После того, как привели от ибн Хаджара слова имама аш-Шафи’и (которые еще придут), они сказали: «А тот, кто внимательно посмотрит на вышеизложенное, вместе с хадисом, который приводит аль-Бухари[Я говорю (аль-Албани): то, что они приписали этот хадис аль-Бухари, теми словами, которыми они его привели – ошибка, эти слова есть только у Муслима (3/20-21 изд. Стамбул).] от Умм ‘Атыи: «Повелел нам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы женщины выходили в День Разговения и День Жертвоприношения, будь-то молодые, или те, у кого менструация и даже сидящие за занавесками, а что же касается тех, у которых менструация, то они не участвовали в молитве», а в другой версии: «приказывал выходить на открытую местность, чтобы участвовать в благих делах и мольбах мусульман», тот увидит, что причина постоянства пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в проведении праздничной молитвы на открытой местности состоит в том, что его мечеть не вмещала всех мужчин и женщин, либо же то, что той, у которой менструация нельзя заходить в мечеть».
Я (аль-Албани) говорю: мы поразмыслили над этими словами и нашли, что они, также как и остальные, абсолютно беспочвенны. Ведь даже если мы согласимся, что мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не вмещала всех мужчин и женщин, то ведь также дело обстоит и в наших мечетях - ни одна из них не способна вместить всех молящихся города. И вновь нам приходится констатировать, что и в этом случае нам остается лишь узаконенность выхода на открытую местность. И это то, что требовалось доказать.
Также, если, по их мнению, женщине с регулами нельзя заходить в мечеть[На самом же деле, правильным в этом вопросе является мнение о том, что женщине с регулами, а также мужчине в половом осквернении разрешается заходить и находиться в мечети без ограничений, поскольку на запрет этого нет никаких достоверных указаний. И о дозволенности этого говорили – сподвижник Зейд ибн Сабит, имам ибн аль-Мунзир, имам аль-Музани, имам Ибн Хазм, а также это мнение выбрал шейх аль-Албани. (прим. пер.)], то это признание от них самих, что открытая местность не имеет этого ограничения. Если же они будут заставлять людей проводить праздничные молитвы в мечети, то лишат этих женщин возможности присутствовать при благих делах и мольбах мусульман. Этим они будут противоречить приказу посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), пришедшему в хадисе, который они приписали аль-Бухари. Поэтому, этот хадис также один из наших доводов на необходимость проведения двух праздничных молитв на открытой местности, а не в мечети. Ведь мечеть, как бы ни была велика, не может вместить всех, по их собственному признанию.
Также из наших доводов против них, это их слова: «И женщины выходили на открытую местность и делали такбир вместе с такбиром мужчин[Т.е. громко произносили выражение «Аллаху акбар» , что в переводе означает – «Аллах самый великий».], включая тех, у кого были регулы».
Мы задаем им вопрос: как вы сможете осуществить эту сунну в мечетях? Это невозможно, кроме как, запретив женщинам вход в мечеть полностью[Т.е. если вы считаете, что женщинам, у которых месячные, нельзя находиться в мечети, то вы автоматически делаете невозможным сунну произнесения такбира мужчин и женщин вместе. Как же вы хотите выполнить эту сунну? (прим. пер.)], а это противоречит велению пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Остается только повелеть им собраться рядом с мечетью, вдоль ее стен и заборов. Но тогда они не смогут делать такбир вместе с такбиром мужчин.
Поразмышляй же, о брат мусульманин, о том, что делает невежество с человеком, и возьми себе это уроком.
(Примечание)
Из того, что мы процитировали от авторов этой книги, становится понятным их мнение об узаконенности выхода женщин на молитву, даже если они молоды. Запомни же это, быть может, придет день, когда они поспешат отказаться от своих слов, увидев, как приверженцы сунны поступают согласно этой сунне, и это из их зависти и несправедливости!
Мы же, в свою очередь, хотя и побуждаем женщин выходить на эту молитву для выполнения приказа посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, в то же время, просим самих этих женщин и их опекунов не забывать о необходимости выходить закрытыми и облаченными в шариатские одежды. Эти одежды должны прикрывать то, что они не имеют права показывать, а это все тело, кроме лица и кистей рук, как я разъяснил это в своей книге «Одежда женщины мусульманки согласно Корану и Сунне». Говорит Всевышний Аллах: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будет легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут их оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный»(с. аль-Ахзаб (33): 59).
В названной книге мы ясно разъяснили желательность наряду с телом, закрывать лицо и кисти рук, несмотря на то, что приписали мне некоторые люди, которые не боятся Аллаха – Господа миров.
Некоторые же, были сильно удивлены тому, что женщинам узаконено выходить из своих домов для совершения праздничной молитвы за городом. Так пусть же знают, что это истина, в которой нет сомнения, из-за многочисленности хадисов об этом. И одного только хадиса от Умм ‘Атыи, который был приведен ранее, достаточно, потому что это довод не только на узаконенность, но даже на обязательность этого выхода, ведь в хадисе содержится приказ пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Основа же в приказе пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – обязательность его выполнения (уаджиб). К тому же, подтверждает этот приказ то, что передает Ибн Аби Шейба («аль-Мусаннаф» 2/184) от Абу Бакра, который сказал: «Обязанность каждой обладательницы подола – выход на две праздничные молитвы», иснад этого сообщения достоверный.
Так повторит ли слова Абу Бакра тот, кто утверждает, что следует за сунной праведных халифов, а ведь это, как ты видишь, слова первого из халифов. Мы сомневаемся в этом, так пусть же они опровергнут нас в нашем сомнении (и это любимее для нас), а если же нет, то станет ясной для людей их цель от лозунгов защиты сунны. Мнение о том, что выход на праздничную молитву является обязательным для женщин, поддержал имам ас-Сан’ани в «Субулюс салям», а также имам аш-Шаукани и Сыддык Хасан Хан, и это то, что понимается из слов ибн Хазма. И, похоже, что ибн Таймийа также склонился к этому мнению (в книге «Ихтиярат»). Аллаху же ведомо лучше[И этим становится понятна ложность высказываний некоторых женщин, о том, что сегодня они не будут выходить на праздничную молитву, так как боятся стать искушением для мужчин с больными сердцами. А ведь обязанность женщин выходить на праздничную молитву, не ограничена в шариате только сподвижницами или женщинами первых времен. А стать искушением можно и при других обстоятельствах, не связанных с обязанностью, как например выход женщины из дому без особых нужд, и т.п. (прим. пер.) ].
Я обещал подробнее разъяснить эти вопросы в этом послании, сейчас же, пришла пора выполнить это обещание.
И я говорю:
Хадис 1
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «В Дни Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту молитвы[Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Это известное место в Медине, между ним и мечетью пророка (да благословит его Аллах и приветствует) 1000 локтей», и сказал ибн уль-Кайим: «Это место молитвы, в котором складывали свои вещи паломники».
Я (аль-Албани) говорю: представляется очевидным, что это место молитвы было к востоку от мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует), недалеко от кладбища Бакы’, как это понятно из 3 хадиса, который будет приведен далее.], и первое, с чего он начинал, была молитва. После завершения молитвы, он вставал перед сидевшими рядами людьми, для того, чтобы увещевать их, давать им свои наставления и веления, и если была необходимость послать в поход отряд, отдавал приказ о выходе[Я (аль-Албани) говорю: и в этом указание на то, что праздничная проповедь не ограничивается лишь наставлением и увещеванием, напротив, она содержит в себе напоминание, указания, и приказы ко всему тому, что приносит пользу умме мусульман.]. Также он приказывал другие вещи, затем уходил». Абу Са’ид продолжил: «Люди продолжают так поступать и по сей день…».
(Хадис приводит аль-Бухари (2/259-260), а также Муслим (3/20), и ан-Насаи (1/234), и аль-Мухамили в главе «О двух праздниках» (т.2 № 86 из моей рукописи, написанной моей рукой) и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/10/2) и аль-Бейхакый в «Сунан аль-Бейхакый» (3/280).
Хадис 2
‘Абдулла ибн ‘Умар рассказывал: «Утром, праздничного дня, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к месту совершения молитвы, перед ним шел человек с копьем (‘аназа)[Сказано в «ан-Нихая»: «‘Аназа – что-то, чуть большее половины копья или пики, и у нее также есть острие».], и когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) доходил до места молитвы, это копье устанавливали перед ним. Он совершал молитву, обратившись в сторону этого копья. А копье устанавливали перед ним потому, что место молитвы было в поле, на открытом воздухе, на котором не росло ничего, чем можно было бы оградиться для молитвы».
(Хадис приводит аль-Бухари (1/354), а также Муслим (2/55), и Абу Дауд (1/109), и ан-Насаи (1/232), и ибн Маджа (1/392), и Ахмад (№ 6286), приведенные слова принадлежат ибн Мадже, они наиболее подробны и иснад его достоверен, и также передает этот хадис аль-Мухамили (т.2 № 26-36), и Абу аль-Касим аш-Шухами в «Тухфатуль ‘ид» (№ 14-16 из моей рукописи, написанной рукой моего сына), и аль-Бейхакый (3/284-285).
Хадис 3
Аль-Бара ибн ‘Азиб рассказывал: «Однажды, в День Жертвоприношения, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел на аль-Бакы’[«Бакы’ аль-Гъаркад» - это кладбище в Медине. (прим. изд. «аль-Мактаб аль-Ислями»)] (в одном из риваятов: на специально отведенное для молитв место), совершил два рака’ата молитвы, затем повернулся к нам лицом и сказал: «Поистине, первое наше поклонение в этот наш день – это праздничная молитва, затем мы возвращаемся и режем животное. Тот, кто поступит таким образом, тот поступил в соответствии с нашей сунной, а тот, кто зарезал животное раньше времени, то это всего лишь мясо для его семьи, и не является праздничным жертвоприношением».
(Хадис приводит аль-Бухари (2/372) и слова хадиса принадлежат ему, а также Ахмад (4/282), и аль-Мухамили (т.2 № 90, 96), и риваят, приведенный в скобках, принадлежит последним двоим с хорошим иснадом).
Хадис 4
«Как-то раз спросили ибн 'Аббаса: «Встречал ли ты когда-нибудь праздничный день вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует)? Он ответил: «Да, и если бы я не был маленьким, не смог бы присутствовать рядом с ним. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил в этот день и шел, пока не доходил до специально сделанной отметки, которая находилась у дома Касира ибн Сальта[Сказал Хафиз ибн Хаджар: «Определение места молитвы тем, что оно было у дома Касира ибн Сальта - примерное, для облегчения понимания читателю, на самом же деле, дом Касира ибн Сальта был построен уже после пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из этого хадиса берется, что во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников на место праздничной молитвы устанавливали специальную отметку, по которой распознавали это место – что-то типа колышка».], потом совершал молитву, затем проповедь. После проповеди он подходил к собравшимся женщинам, увещевал их и приказывал раздавать милостыню, я же, видел, как они протягивали свои руки (и ложили свои украшения) в одежду Биляля. Потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уходил домой в сопровождении Биляля».
(Хадис приводит аль-Бухари (2/373) и слова хадиса принадлежат ему, а также Муслим (2/18-19), и ибн Аби Шейба (2/3/2), и аль-Мухамили (№ 38-39), и Фирьяби (№ 85,93), и Абу Ну’айм в его «Мустахрадже» (2/8/2-9/1).
А Муслим, в своей ривае, приводит от ибн Джурайджа добавку к основной версии:
«Я спросил ‘Ата: «Необходимо ли нынешним имамам также подходить к женщинам после проповеди и увещевать их?» Он ответил: «Да, конечно, это их обязанность, почему бы им не делать этого?».
Сомнение и ответ на него
Из того, что было разъяснено ранее, ты узнал: молитва двух праздников на открытой местности – это сунна, и то, что на этом сошлись все имамы (если посмотреть на вопрос с практической стороны, как это разъяснялось ранее). Также, ты узнал, что в совершении ее на открытой местности за городом много мудрости и пользы, все из которых или большинство, не претворяются в жизнь при проведении этих молитв в мечетях или мечети. Поэтому необходимо мусульманам вернуться к сунне их пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и принимать участие в этом благе, помогая тем, которые заняты оживлением сунны в этих городах. Ведь, поистине, Рука Аллаха над единством мусульман, единством на сунне, а не единством на противоречии ей.
И не пристало разумному человеку говорить: «Поистине, в деле оживления этой сунны – разделение джама’ата мусульман, так как мусульмане итак разделились, проводя эти молитвы в разных мечетях вместо одной, а тут появится еще и третья группа, в которой мы не нуждаемся, наоборот мы нуждаемся в сокращении количества джама’атов, а не в их увеличении».
Наш ответ на это: поистине, не пристало мусульманину говорить подобные слова, потому что верующий не может согласиться с тем выводом, который напрашивается из этих слов. Потому что вывод этот состоит в том, что оживление сунны, о которой говорили все имамы так, как мы это разъяснили, становится причиной разделения мусульман и подрыва их единства. И достаточно лишь только представить это, чтобы понять ложность этих высказываний.
Напротив, та реальность, посредством которой мы поклоняемся Аллаху – это то, что невозможно объединить слово мусульман и их ряды, кроме как при возвращении к сунне. Это касается и того, что относится к сунне-действия, на которой был посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всю свою жизнь, и расстался со своей уммой, оставив ее на этом, и его праведные халифы также заменили его на этом.
А если ты хочешь близкий пример к сказанному, то взгляни на то, как мы совершаем сегодня праздничную молитву. Мусульмане сегодня разделились в этой молитве на множество небольших групп, каждая в своей мечети, противореча этим сунне. Если же мы захотим объединить их в единый джама’ат, то нет у нас возможности сделать это, кроме как, выйдя на просторное поле, которое вместит всех молящихся мужчин и женщин. На этом поле они бы все вместе совершили это великое поклонение, и это то, что приказывает сунна, и как же можно сказать после этого: поистине, при выполнении этой сунны произойдет разделение мусульман.
Да, конечно, в чем нет сомнения, так это в том, что оживление этой сунны обязательно приведет к появлению нового джама’ата, который оставит все эти мелкие джама’аты разделенными в своих многочисленных мечетях. Но, учитывая то, что целью этого джама’ата является объединение всех этих джама’атов в один единый, как это было во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и времена праведных халифов, появление и существование этого джама’ата просто необходимо. Ведь единство не появляется одним скачком, и не появляется, кроме как с зарождением этого джама’ата.
В основах нашей религии утверждено – «то, без чего невозможно выполнить обязательное, само становится обязательным». И эта основа еще крепче усиливает понимание необходимости существования этого джама’ата, потому что этот джама’ат на сунне, и цель этого джама’ата претворить в жизнь все грани понятия джама’ат, чего не скажешь о тех мелких группах.
И, возможно, кто-то скажет: «Непременно ответят этим призывающим много искренних мусульман, после того, как станет ясна им сунна, но ведь непременно останется большое количество людей, которые будут упорствовать на разделении по своим маленьким мечетям, противореча этим сунне и всем мазхабам. Этим самым цель объединения мусульман не будет достигнута».
Я отвечу им: да, действительно, так и произойдет, но в этом случае те, кто оживлял эту сунну и оставил людей перед выбором снимут с себя ответственность и порицание, и все это перейдет на тех, кто воспротивился.
А что же касается этого джама’ата, то его жизнь узаконена, ведь они на сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который, описывая качества спасшейся группы, сказал: «Это и есть джама’ат», и в другой ривае: «Это те, которые на том, на чем я и мои сподвижники»[Я (аль-Албани) говорю: иснад этого хадиса хороший из-за подобных подкрепляющих сообщений, его приводит ат-Тирмизи от Ибн ‘Амра и называет его хорошим, а ат-Табарани и другие приводят его от Анаса. И я привел это сообщение вместе с первой риваей (которая достоверна) в «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» № 204].
И тогда не повредят им те, кто будет им противиться, даже, если противящихся будет больше числом, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины быть явной на истине, ей не повредят те, кто оставит ее без поддержки, пока не придет повеление Аллаха, а они на этом» (Хадис достоверный, мутауатир, приведен также в «ас-Сильсиля ас-Сахиха», также см. «Мухтасар Сахих Муслим» №1095, и «Сахих аль-Джами’ ас-Сагыр» № 7166).
Ведь верующего не смущает малочисленность тех, кто идет по прямому пути, и не вредит ему многочисленность противников.
Сказал имам аш-Шатыби («аль-И’тисам» 1/11-12): «И это закон Аллаха в его творениях - то, что следующих за истиной мало в сравнении со следующими за ложью. Сказал Всевышний Аллах: «Большая часть людей не уверует, даже если ты будешь страстно желать этого»(С. Йусуф (12): 103)., а также: «Но среди моих рабов мало благодарных»(С. Саба (34): 13). И чтобы выполнил Аллах то, что Он обещал своему пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказав, что возродится Ислам странным и чуждым для людей[Этим имам аш-Шатыби указывает на слова посланника Аллаха: «Появился Ислам необычным для людей, и возродится он также необычным, и Туба (дерево в раю – прим. пер.) тем странным и чуждым для людей, которые будут придерживаться этой религии». (хадис приводит Муслим и др., а также он приведен в «ас-Сахиха» № 1273).]. Ведь, поистине, не возникает чуждость, кроме как с уменьшением количества людей и их малочисленностью. И это тогда, когда благое, в глазах людей, превратится в порицаемое, а порицаемое в благое, и когда сунна превратится в нововведение (бид’а), а нововведение (бид’а) в сунну. И когда ополчатся против сторонников сунны с попреками и грубостью[Шейх аль-Альбани сказал: «Также как поступили с нами авторы книги «аль-Исаба», после того, как они запутались в своих же словах, доказывая свое мнение в нашем вопросе, сказали о нас: «И по сей день, мусульмане бережно относятся к своим молитвам и приказам своей религии, а это кучка людишек осмелилась порицать их и разделять их единство». Поразмышляй же, как призыв к сунне они превратили в разделение единства мусульман! И как сказал поэт: «Попыталась заразить меня своей болезнью, а сама от нее и померла».] также, как в первые времена ополчались против сторонников нововведений. И это из отвращения к нововведению и боязни распространения заблуждения, но Аллах не позволил заблуждению объединиться, и так будет до Судного Дня, и никогда не объединятся все эти группировки вместе в деле борьбы с сунной. Но, напротив, укрепление получат приверженцы сунны, и так, пока не придет веление Аллаха. Единственное, что постигнет приверженцев сунны, это то, что они не перестанут быть в борьбе и споре, защищая сунну на протяжении дня и ночи. И так будет каждый раз, как приверженцы заблуждений будут начинать свой бой, устанавливая вражду и ненависть, призывая приверженцев сунны смириться с нововведениями. И этим Аллах умножит многократно их награду и увеличит их почет».
Прошу Аллаха Всевышнего, чтобы Он укрепил нас на сунне и умертвил нас на ней.
Это последнее, что было облегчено мне собрать в этой спешке.
И хвала Аллаху – Господу миров!
Совершение двух праздничных молитв на открытом воздухе в специально отведенном месте за городом – это Сунна.