Приведите доказательство существования Вс. Аллаха в человеческой уникальности.
Человек — одно из почтённых творений Аллаха. Он создан из земли и возвращается в неё, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены» (сура 7 «Ограды», аят 25).
Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.
1) На первом этапе был создан общий предок всего человечества — Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена — Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.
2) Второй этап сотворения человека — умножение рода человеческого и сотворил человека из сгустка крови (аль-Аляк 2 аят). Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране: «Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).
Аллах создал человека совершенным, наделив его прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 95 «Смоковница», аят 4). Он наделён физической красотой и может пользоваться своими руками, глазами, ушами. Он умеет разговаривать и читать, писать и запоминать, изобретать орудия труда и открывать законы природы. Он отличается природной склонностью к справедливости и ценит высокие нравственные качества и добродетели.
Еще один пример уникальности человека и мудрости Вс. Аллаха: во всех мужских и женских клетках присутствуют хромосомы и гены. Внутри клетки есть крошечное ядро, заключающее в себе гены. Гены – это главный фактор, влияющий на особенности каждого живого существа, в том числе и человека. Цитоплазма же, находящаяся в клетках органов размножения, является феноменальной субстанцией, состоящей из различных химических соединений и окружающей со всех сторон хромосомы и гены. Индивидуальные особенности всех людей, живущих на земном шаре, включая психологические, расовые особенности, цвет кожи зависят от этих генов, которые столь малы, что, если их собрать вместе, они не заполнят даже наперстка или чашечки цветка. Прекрасно, но как же получается, что этот так называемый ген способен скрывать в себе особенности и свойства такого огромного количества людей, и как это получается, что в таком крохотном пространстве ему удается сохранять совершенно разные психофизиологические особенности людей? Построение системы из крохотных, невидимых, даже через микроскоп, нескольких миллионов атомов, образующих гены, управление этими системами может быть результатом деятельности только Всезнающего и Всемогущего Творца. Другим теориям и умозрениям не может быть места». Священный Коран так объясняет эту истину:
«Создание небес и земли, различие в ваших языках (несмотря на то, что все вы имеете одно происхождение) и цвета кожи, поистине, все это - из Его знамений и чудес». (Сура «Ар-Рум» 30/22).
Вера в 99 имен Вс. Аллаха.
У Всевышнего Аллаха — самые прекрасные имена.
Все «имена существительные» и «имена прилагательные», которыми Всевышний Аллах Себя именует, называются «Асмау’ль-Хусна» или «Прекраснейшие Имена Аллаха». У Аллаха самые красивые Имена. Ибо Он является Обладателем всех достоинств и совершенств. Его Имена – это Священные слова, выражающие величие высшей степени и абсолютное совершенство.
В Священном Коране и достоверных хадисах упоминается весьма значительное количество Его Имен. Раб Божий, знакомясь с этими именами, познает Аллаха. Всевышний Господь велит в Священном Коране, чтобы мы обращались к Нему со своими молитвами, используя Его красивейшие Имена.
Перечисляя 99 имен Аллаха человек для себя определяет 3 степени:
1) Знание имен Вс. Аллаха и их перечислять;
2) Знание имен Вс. Аллаха и знание их значений;
3) Знание имен Вс. Аллаха и взывание к именам во время дуа.
Риваят от Абу Хурейры: «ПМ(сав) сказал: «У Аллаха есть 99 имен, которые мы упоминаем в дуа. Кто учит и читает их, тот войдет в Рай».
Список Прекрасных Имен не ограничивается 99-ю Именами. У Него есть и другие Имена, упомянутые в хадисах и аятах. Просто это наиболее широко распространенные, известные Имена Аллаха. Их называют еще «посчитанными Именами». В одном хадисе, который пересказали Тирмизи и Ибн Маджа каждое из 99-и Имен Аллаха было перечислено и сосчитано.
1) АЛЛАХ – это величайшее из Его имен, оно заключает в себе смысл всех остальных имен и атрибутов. Это имя собственное, и оно не произошло от какого-либо корня.
2) АР-РАХМАН - подразумевает божественную милость, касающуюся всех, независимо от веры и праведности.
3) АР-РАХИМ - оно подразумевает милость Аллаха к верующим преимущественно в Судный день, когда Он, простив их грехи, облагодетельствует их Раем.
4) АЛЬ-МАЛИК (Властелин, Владыка) - абсолютный и безграничный властелин и владыка всего сущего.
5) АЛЬ-МУТАКАББИР (Всевеличайший) – превосходящий все творения, обладатель истинного величия.
6) АЛЬ-ХАЛИК (Определяюще-Творящий) Только Аллах является творцом всего сущего.
7) АЛЬ-БАРИ (Дарующий бытие после небытия) Только Аллах дарует бытие после небытия
8) АЛЬ-МУСАВВИР (Формирующе-Творящий) ….
Имена Аллаха можно классифицировать таким образом:
1. Имена, свидетельствующие о существовании Сущности Аллаха;
2. Имена, свидетельствующие об особом «обязательном существовании» Сущности Всевышнего Аллаха, как, например:«Аль-Кадим» (Безначальный), «Аль-Азали» (Извечный), «Аль-Абади» (Вечный, Неизменный), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «Ад-Даим» (Бесконечный).
3. Имена буквальные, как, например, «‘Аль-‘Алим» (Всезнающий), «АльКадир» (Всемогущий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «Ас-Сами‘» (Всеслышащий), «Аль-Басыр» (Всевидящий).
4. Имена метафорические, например, «Аль-Авваль» (Первый), «Аль-Ахир» (Последний), «Аз-Захир» (Тот, чье существование очевидно), «Аль-Батын» (Тот, чья Сущность скрыта).
5. Имена Аллаха, свидетельствующие о Его Совершенстве и отрицающие недостойное Его Сущности, как, например, «Аль-Куддус» (Не имеющий недостатков), «Ас-Салям» (Безукоризненный, Совершенный).
6. Имена, не свидетельствующие о Сущности Аллаха, а описывающиего Его Божественные Деяния, такие, как например: «Аль-Халик» (Создатель), «АрРаззак» (Дающий блага и пропитание).
Зати» сыфаты Вс. Аллаха.
Сыфат – свойство, качество, характеристика, атрибуты, раскрывающие сущность Аллаха.
Эти четырнадцать из Сыфатов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо убежденность в них определяет во многом веру человека. Эти сыфаты Аллаха упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В эти 14 Сыфатов входят 6 сыфатов «Зати» - сущности, отрицающие недостойное и 8 сыфатов «Субути» - описывающие Аллаха, обязательно присущие Ему.
Рассмотрим 6 сыфатов «Зати»:
1) Аль-Вуҗуд (الوجود) – Бытие: Вс.Аллах существует, Его небытие невозможно. Всевышний Аллах существует всегда, и Его Воля присутствует везде.
2) Аль-Кыдам (القدم) – Безначальность: Аллах Вечен без начала. Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него. Все, что существует кроме Аллаха (время, место, явления и т.д.), имеет начало, потому что является созданным.
3) Аль-Бака’у (البقاءُ) – Аллах Вечен без конца. Все созданное, имеет конец. Нет конца существования Всевышнего Аллаха. Он бессмертен.
4) Аль-Вахданийя (الوحدنية) – Аллах Един и Один. Нет у Него подобия и нет сотоварища Ему. Он неделим. Никто и ничто не имеет атрибутов, присущих Аллаху. Нет равных и сходных Всевышнему Аллаху.
5) Аль-Мухаляфат ли-ль-хавадис (المخالفة للحوادث) – Аллах не похож на все то, что создано.Его нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Нельзя говорить, что Аллах – это «свет», «Высший Разум», «Святой Дух», «Суперсила», «Абсолют» и т.п. Аллах – Создатель света, нура, разума, духа, силы, и Он не является ни одним из них. Всевышний Аллах не похож ни на что из созданного Им.
6) Аль-Кыйяму бинафсихи (القيام بنفسه) – Аллах существует Сам по Себе. Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.
Субути» сыфаты Вс. Аллаха.
Сыфат – свойство, качество, характеристика, атрибуты, раскрывающие сущность Аллаха.
Эти четырнадцать из Сыфатов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо убежденность в них определяет во многом веру человека. Эти сыфаты Аллаха упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В эти 14 Сыфатов входят 6 сыфатов «Зати» - сущности, отрицающие недостойное и 8 сыфатов «Субути» - описывающие Аллаха, обязательно присущие Ему.
Рассмотрим 8 сыфатов «Субути»:
1) Аль-Хаят (الحياة) – Аллах Вечно Живой. Аллах живой и обладает жизнью. Его жизнь не похожа на нашу: мы живем телом и духом, Аллах же ни в чем и ни в ком не нуждается. Жизнь Аллаха вечна. Доказательством того, что Аллаху обязательно присуща Жизнь, является существование нашего мира.
2) Аль-`Ильм (العلم) – Аллах Всезнающий. Аллах знает все. Он знает все, что было, есть и будет. Он знает все, что тайное и явное, что скрыто в сердце. Его Знание – вечное, оно не изменяется – не уменьшается и не пополняется.
3) Ас-Сам`у (السّمع) – Аллах Всеслышащий. Аллах слышит абсолютно все. Слышание Аллаха отлично от нашего. Для того, чтобы слышать, Аллах не нуждается в органе слуха. Слышание Аллаха вечно.
4) Аль-Басар (البصر)– Аллах Всевидящий. Всевышний Аллах видит все. Аллах видит, но не так, как мы. Для того, чтобы видеть, Аллах не нуждается в органе зрения. Видение Аллаха вечно.
5) Аль-Ирада (الارادة) – Воля Аллаха. Аллах делает все, что хочет. Всевышний Аллах свободен в своих желаниях и устремлениях. Все происходит по Его Воле. Ничто не происходит без Его воли (случайно или против Его воли). Что хочет Аллах то и происходит. Аллах создал как добро, которое Он одобряет, так и зло, не одобряемое Им. Ошибаются те, кто считают, что «добро – от Аллаха, а зло – от Шайтана», поскольку не может существовать «двух Создателей». Аллах одарил человека разумом и дал ему право выбора между добром и злом. А для наставления людей на путь Истины Аллах направлял к ним Пророков, сделав их учителями, примером для подражания.
6) Аль-Кудрат (القدرة) – Аллах Всемогущий. Его Могущество Вечно. Аллах все может; нет ничего, что бы Он не смог. Он творит все, не нуждаясь в каких-либо органах или орудиях труда. Аллах одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку, и вселенную. Все, что Он хочет совершить, совершается сразу. Сила и Могущество Всевышнего Аллаха властвуют над всем созданным.
7) Аль-Калям (الكلام)– Речь Аллаха. Аллах дал слышать Свою Речь Пророкам. Его Речь не нуждается ни в буквах, ни в звуках, ни в словах, ни в паузах между ними. Речь Аллаха вечна и не является сотворенной. Всевышний Аллах разговаривает с кем хочет и как хочет.
8) Ат-Таквин (التكوين) – Аллах – Создатель всего. Все, что есть во Вселенной, создано Им. Все, что существует на земле и небесах, создал Всевышний Аллах. Если Он хочет существования чего-либо, это обязательно будет. Если Он хочет уничтожить то, что существует, – уничтожит.