Имена, которыми называется наука «Акыда».

1) Наука Таухид («Гильму ат-таухид» علم التوحيد) – означает единобожие, признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Наиболее полно и ясно раскрывают сущность понятия о единобожии мекканские суры Корана, в частности сура «аль-Ихляс». Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Аллах, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Всё нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём и ни в ком. Таухида отвергает христианскую Троицу и утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери. Таухид отвергает и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха и совершать только разрешённое, и воздерживаться от совершения запрещённого Им.

Акыда – фундамент религии, таухид – фундамент акыды.

2) Наука Калям («Гильму аль-калям» علم الكلام) – наука, которая занимается вероучением, рассматривающая главные темы нашей религии. Наука ведет речь о сущности и атрибутах Аллаха, вопросы, связанные с пророческой миссией, а также рассматривает вопрос о Вселенной, ее начале и конце. Задача этой науки заключается в том, чтобы дать человеку твердые вероубеждения, построенные на твердых доказательствах, а также помочь ему в отражении всякого рода заблуждений и сомнений.

3) Наука И`тикад («Гильму аль-`акаид» علم العقاءد) - наука, которая занимается вопросами вероучения. Наука тщательно изучающая основные принципы и положение религии в свете Корана и Сунны. В переводе с араб. означает твердо верить в то, что составляет основу таухида. Наука включает в себя все то, во что человек обязан уверовать, и у человека не должно быть сомнений относительно этих вещей. Сердце человека и внутренний мир должны быть удовлетворены, тогда в вере появится смысл.

4) Наука основ религии («Гильму усулюд-дин» علم أصول الدين). Дословный перевод слова наука об истоках религии. Второе названии самой науки «акыда». Наука, включающая в себя вопросы первостепенной (акыда) и второстепенной важности.

Акли и накъли ддалиль. Примеры.

Вера – категоричное утверждение, основано на доказательстве реальной действительности. Самое главное условие для того, чтобы доказать, что их религия истина, они приводят далиль (довод, доказательство). Далили Исламской акыды – это …

1. Акли далиль – то, что ощущаем и разумеем;

2. Накъли далиль – то, что получаем в письменной или устной информации;

1) Акли (акль, акл) далиль (عقل, мн. عقول ) – довод разума. Дословно «путы, связывающие ноги животного», акл переводится как «разум», «интеллект», «ум». Ассоциация с путами не случайна, ибо в хадисах акл описывается как средство обуздания алчных и порочных порывов низменной души.

Акли – это знания, получаемые посредством разума, а также опытным путем. Эти знания служат средством понимания и примечания религиозных наук.

Разуму и интеллекту придается такое важное значение, поскольку согласно Исламу, любой акт поклонения Аллаху должно быть осмысленным.

Акли – это не только средство понимания религии, но и путь к спасению. Это когда человек опирается на свои органы чувств и информацию, делает выводы, если подается ощущению (сыфаты Аллаха), размышляет и приводит доводы. Например, мы не видим ветер, но чувствуем его через движение листьев, через ощущение дуновения.

Акли Пророка Мухаммада(сав) являются чудеса, которыми он обладал и показывал. Ниспослание Корана – довод, основанный на разуме.

Понятию «акл» посвящено немало аятов и хадисов, оно фигурирует в фикхе и в исламской богословской мысли.

Акл в Коране: часто упоминается оборот «это знамения для тех, которые разумеют» (в дословном переводе «обладают разумом (акл)»). В качестве характерного примера можно привести следующие два аята:

يُؤْتِي الْحِكْمَةَ مَنْ يَشَاءُ ۚ وَمَنْ يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْرًا كَثِيرًا ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот кому дарована мудрость, награждён великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом (2:269)»

وَقَالُوا لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ

«Они говорят ещё: «Если бы мы слушались [увещеваний] или постигали их разумом, то не оказались бы среди обитателей ада» (67:10)»

Акл в хадисах: тема интеллекта и разума (акл) часто поднимается в хадисах пророка Мухаммада (сав). Например,

«Составляющая человека — его ум (акл), и у человека, лишённого ума (акл), нет религии (Равдат аль Ваизин, стр. 9)»

«Поистине, у Аллаха есть два авторитетных довода для людей: явный довод и внутренний довод. Явный довод представлен в лице Пророков, Посланников и Имамов (мир им), скрытый же довод — интеллектуальные способности (укул).»

Немало хадисов посвящено и сущности интеллекта. В одном из изречений пророка Мухаммада понятие «акл» сопрягается с субстанцией света:

«Акл — это свет, который Аллах сотворил для человечества и которому Он повелел освещать сердце, чтобы оно могло при помощи него различать открыто манифестированные вещи и вещи невидимые.»

2) Накли далиль– (نقلى–традиция, ناقل– передавать друг другу).Доводы, основанные на письменных или устных доказательствах. Это знания, опирающиеся на канонические тексты и находящиеся над человеческим разумом. Например, тафсир, хадис, акыда, фикх. Обладание этими знаниями в определенном объеме, является фардом для каждого совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, вне зависимости от того мужчина это или женщина.

В накли далиль входит Священный Коран и Сунна пророка Мухаммада (сав).

Иман Калималяр.

Калима (араб. الكلمة — слово, изречение). Самыми главными и лучшими изречениями мусульманина являются следующие:

1) Кәлимә – таййиба (священное): Ләәәә иләәhә иллә-ллаhу Мухәммәдур-расуулуллааh.

2) Кәлимә – шәхәдәh (свидетельство): әшхәду әлләә иләәhә иллә-ллааhу уә әшhәду әннә Мухәммәдән `абдуhуу уә расуулуh.

3) Кәлимә – тәухид (единство): әшхәду әлләә иләәhә иллә-ллааhу уәхдәhуу ләә шәриикәләх, ләhуль-мульку уә ләhульхәмду йух`йи уә йумииит, уә hyyә хәййул-ләә йәмууут, бийәдиhиль-хойру уә hууә 'аләә кулли шәй-ин кадиир.

4) Кәлимә – раддилкуфр (отрицание неверия):әллаhуммә инниии ә`уузу бикә мин ән ушрикә бикә шәй-әууә әнәәә ә`ләм, уә әстә`ъфирукә лимәә ләәә ә`ләм, иннәкә әнтә `алләмул `уйууубә.

5) Кәлимә – истигфәәр (прощение): әстә`ъфируллааh, әстә`ъфируллааh, әстә`ъфируллааh, тә`аалә, мин кулли зәмбин әзнәбәтуhу `амдән әу хата-ән, сиррау-уә-`аләбийәh. уә әтуубу иләйhи минәззәмбилләзиии ә`ләму уә минәззәмбилләзиии ләәә ә`ләм. Иннәкә әнтә `алләмул `уйууубә.

6) Кәлимә – тәмджид (возвеличивание): субхәәнәллааhи уәльхәмду лилләәhи уә ләәә иләәhә иллә-ллааhу уәллааhу әкбәр. Ләә хәулә уә ләә куввәтә илләә билләәhил-`алиййил-`азыииим. Мәә шәәәә-әллааhу кәәнә уә мәә ләм йәшә` ләм йәкун. Әл-имәну икрарун билләсәәни уә тәсдикун билькольби бимә жәә биhи мин `инди-лләhи Мухаммадур-расуулуллааh сав.

7) Әль-имәәнуль-мужмәлу: әәмәнту билләәhи кәмәә hууә биәсмәәә-иhи уә сыифәәтиhии уә кабильту жәмии`а әхкәәмиh.

8) Әль-имәәнуль-муфәссалу: әәмәнту билләәhи уә мәләәәә-икәтиhи уә кутубиhии уә русулиhии уәльәумил-әәхыири уәл-кадәри хайриhии уә шәрриhии минәллааhи тә`аалә уәльбә`си бә`дәль-мәууут.

9. Примеры существования Вс. Аллаха от Абу Ханифы и Джа`фара ас-Садыка.

Существование Вс. Аллаха подразумевает признание сотворения мира.

Материалисты считают, что Вселенная и все что нас окружает, существовали всегда, и лишь превращались из одного вида в другой – эволюционировала. То мы мусульмане, считаем, что мир – сотворен. Причем сотворен не из какого-либо материала, из небытия… Творцом мира и всего сущего, является – Вс. Аллах.

Традицию поиска доводов, указывающих на существование Создателя, наши ученые продолжают и по сей день. Однако зачастую новые доводы связаны с современными научными открытиями и теориями. Но мы приведем пару доводов начала I века Ислама:

Пример Джа`фара ас-Садыка.

Джа`фар ас-Садык, беседуя с неверующим, спросил у него: «Плавал ли ты когда-либо по морю?» Тот ответил: «Да». И Джа`фар, продолжил: «А был ли ты в опасных ситуациях?» Тот начал рассказ: «Однажды мы попали в шторм, и наш корабль разбился. Я схватился за доску, но вскоре и она выскользнула у меня из рук. Через некоторое время волны выбросили меня на берег». Выслушав рассказ, Джа`фар сказал: «В начале путешествия ты надеялся на корабль и его команду. Когда корабль разбился, ты надеялся на доску. А когда доска выскользнула у тебя из рук, ты смирился со смертью или надеялся на спасение?» Тот ответил: «Я надеялся на спасение». Джа`фар спросил: «От кого ты ждал спасения?» Неверующий промолчал, и Джа`фар ответил: «Ты ждал спасения от Аллаха, Который создал тебя».

Не менее интересным являются размышления по этому поводу богословов-суфиев. Например, пример имама Абу Ханифы.

Пример имама Абу Ханифы.

У всего что нас окружает – есть Создатель. Все что нас окружает, вся наша Вселенная, не могло появиться, само собой. Возникновение чего-либо само по себе – это такое же абсурдное и не отвечающее законам логики суждение, как, например, убеждение в возможности появления прекрасной картины без участия самого художника, или полета реактивного самолета без управления, или безаварийного плавания морского судна без капитана.

Это доказательство берет начала в первых веках Ислама, его часто связывают с именем нашего имама Абу Ханифы. Хотя Абу Ханифа больше известен как ученый правовед, но в молодости, до того, как серьезно заняться фикхом, он часто вел дискуссии с атеистами того времени.

И вот однажды к Абу Ханифе пришла группа неверных с обнаженными мечами. Они хотели убить его. Увидев их, Абу Ханифа сказал: «Разрешите задать вам один вопрос, а затем делайте со мной, что хотите». Те согласились, и Абу Ханифа сказал: «Представьте себе корабль, плывущий по бушующему морю, без команды и капитана, следующий своему курсу, несмотря ни на какие штормы. Возможно ли такое?» Неверные ответили: «Нет». И Абу Ханифа спросил: «Как же вы можете утверждать, что этот мир, более сложный, чем вышеприведенный корабль, мог возникнуть сам по себе?»

10. Доказательство, что «Творец» не материален(матдә).

По мнению некоторых исламских ученых, нет необходимости искать внешние доказательства существования Аллаха, приводя логические суждения и веские аргументы, поскольку вера в Аллаха является врожденным качеством – фитри иман, обязательно присутствующим у каждого человека. Каждый здравомыслящий человек способен обнаружить и понять, что Аллах существует и что Он - Один Единый. Доказательства, предъявляемые на этом пути, имеют лишь цель пробудить в человеке существующие у него знания об Аллахе, о Его единственности, а также развить и углубить их.

В чистом виде материя не существует, она образовывается в следствии соединения с другими материалами (Н2+О=Н2О). Мир состоит из тел, образованных из материи, обладающих определенными свойствами (цвет, запах, вкус и т.д.). Невозможно себе представить, чтобы материя или тела могли существовать, не имея своих свойств – признаков. Но и свойства являются несамостоятельными категориями, т.е. нуждаются в каком-нибудь теле, чтобы существовать, в то же время постоянно изменяясь и обновляясь. То, что постоянно подвергается изменению, не может быть вечным. В таком случае и мир, состоящий из материи и их свойств, в котором происходят постоянные изменения и появление новых вещей, тоже не вечен и когда-то возник. Следовательно – мнение, что материя является «Творцом» - ошибочное. Аллах является «Творцом» всего сущего.

К нему не применимы пространственные и временные ограничения. В Его власти находится и время, и пространство, и вся Вселенная. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, право, лево, перед, назад и т.д. Бессмыслен так же вопрос: «Где Аллах?», ибо само слово «ГДЕ?» - указывает на какое-то определенное место и материальное качество, что противоречит сущности Всевышнего.

Наши рекомендации