Хронологический порядок основных событий
Напомним основные события, которые произошли с народом Мусы после их бегства из Египта и чудесного спасения от жестокого Фараона:
· встреча израильтян с идолопоклонниками и просьба народа Мусы сделать для них изваяние Бога;
· ниспослание Мусе Божественного Писания;
· поклонение израильтян золотому тельцу во время отсутствия Мусы;
· недовольство израильтян сложностью выполнения указаний Торы;
· блага, дарованные народу Мусы в пустыне, и неблагодарность иудеев своему Господу;
· отказ израильтян войти в указанные для них Аллахом земли и наказание их сорокалетним странствием по пустыне.
В каком хронологическом порядке совершались эти события – для нас остается тайной, знания которой находятся лишь у Всевышнего Аллаха. В разных сурах Священного Писания коранические тексты передают эти события в отличительном порядке. Выстроенные в различной очерёдности истории, связанные с Мусой и его народом, не дают возможности сделать однозначные выводы о хронологической цепочке описываемых событий.
Возможно, вначале израильтяне дошли до обещанной Аллахом земли (Иерусалима), отказались сражаться с амаликийцами, были наказаны странствием по пустыне и, уже вновь вернувшись в пустыню, встретили идолопоклонников, стали поклоняться золотому идолу, получили Писание (Тору). А возможно, встреча с идолопоклонниками произошла сразу после выхода иудеев из Египта, во время их перехода через Синайскую пустыню, когда они шли в сторону Иерусалима; затем было ниспослание Торы и все события с этим связанные. Далее израильтяне добрались до земель племени Амалика, а потом уже за свой отказ сразиться с грешниками были наказаны странствием по пустыне в течение сорока лет.
Мнения толкователей Корана по этому поводу расходятся. Версий и предположений комментаторов много, и это приводит к выводу о том, что не имеет смысла углубляться в выстраивание событий как единого исторического рассказа о жизнеописании Мусы и его народа. Скорее всего, имеет смысл расставить акценты на сути каждой истории в отдельности, делая разумные выводы и мудрые заключения.
Вступление на Землю Обетованную
После сорокалетнего странствия по пустыне Всевышний Аллах разрешил израильтянам вернуться на свою родину и зайти в Иерусалим. Евреи были непослушным и неблагодарным народом, но Аллах не переставал оказывать им Свою милость. Он велел им войти в город, в котором их ожидало благополучие и процветание. Аллах приказал израильтянам при вхождении в Иерусалим подтвердить свою покорность перед Ним на словах и на деле; они должны были смиренно войти во врата и попросить Аллаха о прощении. За это Всевышний Аллах обещал простить им грехи и вознаградить творящих добро иудеев, как в этом мире, так и в последней жизни.
«Вот Мы сказали: «Войдите в этот город и ешьте вволю, где пожелаете. Войдите во врата, поклонившись, и скажите: «Прости нас!» Мы простим ваши прегрешения и приумножим награду творящим добро» (2 аль-Бакара, 58)
Согласно предположениям некоторых комментаторов, после сорока лет скитаний Муса отправил сынов Израиля на сражение с амаликийцами. Во главе с Йушей (Иешуа) ибн Нуном они напали на город Ариха (Иерихон - город на территории Палестины), или на Иерусалим, и сражались с тиранами. В этой битве израильтяне одержали верх над врагами. Муса вошёл в город, и остаток лет прожил там.
По преданиям иудеев, Йуша стал преемником Мусы и одним из пророков сынов Израиля. Управление Израильским государством перешло к нему, он продолжил дело Мусы и, в конечном итоге, овладел всей территорией Палестины и Шама.
Следует отметить, что в достоверных источниках о сражении Йуши с амаликийцами, как впрочем, и о пророческой миссии Йуши, нет никаких упоминаний.
Божественные заповеди
Пророк Муса получил от Всевышнего Аллаха Скрижали, на которых были высечены заповеди Новой религии, «назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего».
Согласно общепринятому мнению иудеев и христиан, на этих Скрижалях были высечены десять заповедей Всевышнего Аллаха. Текст десяти заповедей (по синодальному переводу Библии) следующий:
1. Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Следует напомнить, что Скрижали с текстом Божественного закона были утеряны, а потому, что в действительности было на них высечено - знает только Всевышний Аллах.
Иудеи, которым было дано Писание Аллаха, должны были хранить его и следовать ему. Однако они утратили истинные Заповеди Всевышнего и остались с измененными заветами. Но если внимательно посмотреть на изложенные в Библии Заповеди (Втор.5:7-21) (Исх.34:14-26), то можно заметить, что их суть озвучена в Коране, где Всевышний Аллах в последнем Священном Писании, данном человечеству, повелевает людям:
«Скажи: «Придите, и я возвещу [вам] то, что заповедал вам ваш Господь, [который велел] не поклоняться наряду с Ним другим божествам, относиться к родителям с добром, не убивать своих детей, [опасаясь] бедности, ибо Мы даруем удел и вам и им - не совершать мерзостных поступков, ни явных, ни тайных; не убивайте человека, ибо Аллах запретил это, за исключением тех случаев, когда у вас [на это] есть право. Все это заповедал вам Аллах, быть может, вы образумитесь.
Не распоряжайтесь имуществом сироты, кроме как на благо [ему], пока он не достигнет совершеннолетия; наполняйте меру [полностью] и взвешивайте [товар] по справедливости: Мы возлагаем на человека [обязанности] только по мере его возможности. Когда вы выносите суждение, будьте справедливы, если даже [дело] касается [вашего] родственника. Выполняйте [ваш] завет Аллаху. Все это заповедал Вам Аллах, быть может, вы опомнитесь» (6 аль-Анам, 151-152)
Корова
История, о которой пойдет речь, упоминается в суре «аль-Бакара (Корова)» Священного Корана. Израильтяне обратились к Мусе рассудить их спор по поводу убийства одного из иудеев. Ситуация была настолько сложной и запутанной, что она прояснилась только благодаря чуду Всевышнего Аллаха.
Предыстория убийства иудея в достоверных источниках не указана. Толкователи по этому поводу выдвигают совершенно различные предположения. Одна из наиболее распространённых версий такова: некий молодой праведный человек из сынов Израиля посватался к девушке, и она ответила ему согласием. Сын дяди этого юноши, известный своим безнравственным поведением, тоже посватался к этой девушке, но получил отказ и затаил в своём сердце ненависть к двоюродному брату. Как-то ночью он коварно напал на него и убил, а тело бросил в одном из кварталов города. На следующий день он, как ни в чём не бывало, подошёл к телу и стал рыдать лицемерными слезами, говоря: «Тот, кто убил брата, должен выплатить мне за пролитую кровь, а если убийца не найдётся, то люди этой местности должны дать мне выкуп за убитого!»
Согласно другому предположению толкователей, среди израильтян был один старый богатый человек. У него были племянники, которые желали его смерти, чтобы унаследовать его богатство. Один из них убил своего дядю под покровом ночи (хотя есть версия, что убийцами были оба брата) и бросил его тело на перепутье дорог, чтобы не было понятно, в каком именно селении (или квартале города) произошло это преступление. Утром люди увидели труп и начали беседовать между собой о случившемся. В это время пришел племянник-убийца и стал лить слёзы, сетуя на то, что случилось с его дядей.
Какова была предыстория события, Аллах знает лучше. Коранический же рассказ начинается с того, что израильтяне сообщили об убийстве пророку Мусе. Дело было настолько запутанным, что среди людей возникли сильные разногласия, из какой местности был убийца. Развитие этой ситуации могло привести к серьезным волнениям, беспорядкам и стычкам между иудеями разных селений.
Муса для решения этого вопроса обратился к Всевышнему Аллаху и получил от Него указание зарезать корову. Он передал своему народу повеление Господа, однако израильтяне с недоверием отнеслись к словам Мусы и стали переспрашивать его, не насмехается ли он над ними. Людям нужно было без сомнений и колебаний исполнить то, что им было велено Пророком, но они решили возразить ему. Если бы иудеи немедленно выполнили приказ, то быстро достигли бы нужного результата, но они начали задавать бесполезные вопросы, всё более и более усложняя дело. Вначале они спросили у Мусы, какая должна быть эта корова, потом стали уточнять, какого возраста она должна быть, затем стали расспрашивать о её масти и так далее. Такое поведение израильтян свидетельствовало об их невежестве. Изначально они могли бы зарезать любую корову без особых усилий и проблем, но они стали задавать многочисленные вопросы и всё глубже и глубже увязали в ненужных мелочах. Чем больше они вдавались в детали, тем больше Аллах усложнял их задачу поиска необходимого животного, наказывая их за упрямство. В конечном итоге, они нашли нужную корову, но им пришлось заплатить огромные деньги, так как животное, отвечавшее всем необходимым условиям, имелось только у одного человека, и он взвинтил цену в разы. Сумма была настолько велика, что израильтяне едва не передумали совершать жертвоприношение.
По поводу того, кто же был хозяином коровы, толкователи дают различные комментарии. По мнению одних, корова принадлежала человеку, который был добр и ласков по отношению к своему отцу. Однажды ему подвернулась очень выгодная сделка, касающаяся продажи некой вещи, которая находилась у него в лавке. Однако его лавка была закрыта, а ключи от неё находились в кармане у его отца. Родитель в это время спал, и для того чтобы достать ключи, нужно было его разбудить. Добродетельный сын ради того, чтобы не потревожить своего отца, отказался от сделки, которая принесла бы ему немалую прибыль. Его клиент ушёл. Проснувшись, отец узнал о случившемся, поблагодарил своего милосердного сына и подарил ему корову, сказав: «Я надеюсь, эта корова принесёт тебе много милости и добра». Так и получилось; именно эта корова соответствовала тем условиям, которые были указаны израильтянам Всевышним Аллахом.
По мнению других богословов, хозяином коровы была праведная женщина, которая одна воспитывала своих детей сирот и очень нуждалась в деньгах.
Когда израильтяне зарезали корову, им было велено её частью ударить убитого иудея. Некоторые толкователи уточняют, что этой частью коровы был её язык, другие говорят, что это хвост, третьи – кусок мяса. На самом деле, это совершенно неважно.
Израильтяне выполнили указание, и Аллах воскресил человека, который был убит. Тот назвал имя злодея, и таким образом, с помощью чуда Господа, это дело было распутано и раскрыто.
В Коране эта история звучит так:
«Вот Муса сказал своему народу: «Аллах приказывает вам зарезать корову». Они сказали: «Неужели ты насмехаешься над нами?» Он сказал: «Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд».
Они сказали: «Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она». Он сказал: «Он говорит, что она не старая и не телка, средняя по возрасту между ними. Выполните же то, что вам велено!»