Изложенные в коранической истории
Как уже говорилось ранее, событиям жизни пророка Йусуфа посвящена целая сура с одноименным названием - «Йусуф». Всемогущий Аллах ниспослал эту историю, полную уроков и назиданий для людей размышляющих, и назвал её «самым прекрасным повествованием».
«Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом» (12 Йусуф, 3)
В аяте говорится, что кораническое описание этой истории является полным, прекрасным, совершенным (как по стилю, так и по форме изложения) и законченным, так что не имеет смысла даже пытаться дополнять или уточнять это повествование какими-либо подробностями, деталями или другой информацией. А потому последуем этому кораническому указанию и опишем историю Йусуфа строго по священному тексту, в хронологическом порядке этого удивительного рассказа:
Сон Йусуфа.
Будучи ребёнком Йусуф жил в многочисленной семье своего отца вместе со своими братьями, которых, как уже говорилось, было одиннадцать. Однажды ему приснился сон, и он поспешил рассказать о нем своему отцу:
«Вот Йусуф сказал своему отцу: «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне».
Он сказал: «О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку.
Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба, подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима и Исхака. Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» (12 Йусуф, 4-6)
Толкователи объясняют, что в видении Йусуфа одиннадцать звезд соответствуют его братьям, а солнце и луна соответствуют его родителям (или, точнее, отцу Йусуфа и его тёте, Лие, которая заменила ему родную мать после её смерти).
Когда Йусуф рассказал о своем сне отцу, Йакуб высказал предположение, что Всемогущий Аллах одарит Йусуфа особой милостью, и тот займет великое место в этом мире и мире лучшем. При этом Йакуб посоветовал Йусуфу держать это в тайне и не рассказывать о сне братьям, чтобы не вызвать у них чувство зависти.
Сговор братьев против Йусуфа.
Сердце Йакуба было привязано к Йусуфу и его родному (по матери) брату Биньямину до такой степени, что он явно выделял их своим расположением и своей любовью среди других сыновей. Столь трепетное отношение отца к Йусуфу вызывало сильную ревность и зависть к нему остальных братьев. Их ненависть дошла до такой степени, что они сговорились убить Йусуфа, чтобы все внимание и любовь отца переключились полностью на них. Приняв это решение, сыновья Йакуба от его первой жены и наложниц сразу приступили к выполнению задуманного. Они пришли к отцу и стали упрашивать его, чтобы тот позволил Йусуфу пойти с ними на прогулку. Йакуб, почувствовав неладное, не хотел отпускать своего любимого сына, но просьба детей была настойчива, и он согласился. Братья вывели Йусуфа далеко за пределы селения и бросили его в глубокий колодец. Вернувшись обратно, они с полными лицемерных слёз глазами, сказали отцу, что Йусуфа загрыз волк. В доказательство своих слов они показали отцу рубашку своего брата, которую до этого сняли с него и обмазали кровью животного. Йакуб осмотрел рубашку, и так как на ней не было рваных следов от зубов волка, не поверил в смерть любимого сына. Йакуб предпочел положиться на Аллаха, терпеть и ждать его возвращения.
«Вот они сказали: «Отец любит Йусуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении.
Убейте Йусуфа или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми».
Один из них сказал: «Не убивайте Йусуфа, а бросьте его на дно колодца, если вы решили действовать. Один из караванов вытащит его».
Они сказали: «О отец наш! Почему ты не доверяешь нам Йусуфа? Воистину, мы желаем ему добра.
Отпусти его завтра с нами, пусть он насладится и поиграет, а мы будем оберегать его».
Он сказал: «Мне грустно оттого, что вы уведете его. Я боюсь, что волк растерзает его, когда вы оставите его без присмотра».
Они сказали: «Если волк растерзает его, тогда как нас – целая группа, то мы действительно окажемся потерпевшими убыток».