Аль-Исра (Ночной перенос), 61-65
18аль-Кахф (Пещера), 50
Та Ха, 115-123
Сотворение человека
Всемогущий Господь создал человека для того, чтобы он поклонялся Ему, населил Землю и стал на ней наместником Аллаха. Об этом сказано в следующих коранических аятах:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51 аз-Зарийат, 56)
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» …» (2 аль-Бакара, 30)
Наместник – человек, обладающий определенными полномочиями, представитель назначающего его лица во всех или каких-либо важнейших вопросах. В данном аяте слово «наместник» означает, что человек является представителем Воли Всевышнего Аллаха.
Наместничество возвеличило Человека над другими созданиями Всемогущего Творца, ведь никто более не был удостоен такого высокого звания.
О Своей Божественной Воле Господь поведал ангелам, которых Он сотворил прежде людей. Когда ангелы узнали об этом решении, они спросили:
«… Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?»…» (2 аль-Бакара, 30)
Естественно, ангелы задали такой вопрос не из желания перечить Всевышнему Аллаху. У них не было и зависти к Адаму по поводу того, что именно его удостоили такой чести (ведь из достоверных источников известно, что ангелы чисты от греха, а значит и от чувства зависти). По мнению некоторых толкователей, ангелы узнали из Священной Скрижали о том, что человек будет совершать грехи и проливать кровь на земле, поэтому были удивлены решению Великого Аллаха о его наместничестве и спросили Его об этом. Другие комментаторы утверждают, что Всевышний Господь заранее коротко обрисовал ангелам будущее человечества. По мнению третьих муфассиров, ангелы сами пришли к такому умозаключению, так как они знали, что человек создан из глины, а сложность «материала» для его сотворения вполне естественно предполагает, что он станет центром противоречий и конфликтов. Все эти толкования имеют право на существование и не отрицают друг друга. Более того, можно допустить, что все три фактора, вместе взятые, побудили ангелов задать Всевышнему Аллаху такой вопрос.
В ответ Господь сказал им:
«… Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете»» (2 аль-Бакара, 30)
В своем ответе Всевышний Аллах не стал опровергать возникшие у них сомнения, а только сказал, что есть другие, более важные вещи, касающиеся человека и его способностей, о которых ангелы не подозревают. Ведь среди потомков Адама будут пророки и праведники, павшие мученики и святые угодники. Именно они наилучшим образом выполнят наместническую миссию на земле и именно они будут служить на пути Аллаха так, как не способны остальные Его творения.
«Материал», из которого создан человек
Интересен факт, что в различных коранических аятах «материал», из которого был сотворен первый человек, называется по-разному: прах - глина - вязкая глина - сухая звонкая глина, полученная из видоизмененной грязи – глина, подобная гончарной (обожженной). Если поставить все эти определения в один логический ряд, то ассоциативно всплывает порядок создания глиняного изделия. Сначала берут сухую землю (глину), добавляют в неё воду (получают вязкую глину), лепят из неё форму и оставляют сохнуть на воздухе (получают сухую звонкую глину), ставят её в печь (получают готовое обожженное глиняное изделие).
Только Всевышнему Аллаху известен алгоритм создания человека и загадка таких различных определений. Однако многие толкователи Корана, комментируя этапы сотворения материального облика человека, приводят их именно в такой последовательности и связывают их с чертами характера людей:
Прах (земля):
«Воистину, Иса перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» - и тот возник» (3 аль-Имран, 59)
Земля бывает твердой и мягкой. Она бывает черной (чернозем), коричневой, красной и совсем светлой (песок). Люди обладают этими свойствами земли: они имеют разный цвет кожи и различаются характерами – твердым (суровым) и мягким.
глина, вязкая глина:
«Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины» (32 ас-Саджда, 7)
«Спроси их (людей), они созданы прочнее или то, что Мы сотворили? Воистину, Мы сотворили их из вязкой глины» (37 ас-Саффат, 11)
Земля превратилась в глину, когда ее смешали с водой. Вода является символом чистоты и очищения. Поэтому и в человеке отразились эти качества воды: честь, достоинство, духовное и физическое совершенство. Вязкость же проявилась в человеке в качестве привязанности и преданности.
сухая звонкая глина:
«Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи» (15 аль-Хиджр, 26)
Сухой глина стала благодаря воздуху. Таким образом, на природу людей оказали воздействие и свойства воздуха, поэтому у человека столь переменчивый характер: он часто нарушает данное слово, меняет свое решение.
Глина, подобная гончарной:
«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной» (55 Ар-Рахман, 14)
На этом этапе глина подверглась воздействию огня. И в человеке отразились его свойства: гнев, злость, высокомерие, зависть, гордость.
Так был создан облик человека. Но только после того, как Аллах вдохнул в него жизнь (в человека вошла душа) - Адам ожил.
«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа …» (15 аль-Хиджр, 29)