III. Истины, которым учат в подлинных эзотерических школах
Следует отметить, что многие истины, сообщавшиеся до сих пор под видом "эзотерических", либо таковыми не являлись, либо стали сейчас чисто экзотерическими. Эзотерические истины прошлого — это фундаментальные экзотерические истины настоящего. За последнее столетие эзотерические доктрины и тайное учение Вневременной Мудрости - часто дававшиеся ученикам при условии сохранения тайны - стали публичным достоянием. Природа человека, изучавшаяся в мистериальных школах, вошла - под другими названиями - в современную психологию. Тайны астрального, эфирного и ментального тел раскрываются сейчас в университетах, на психологических курсах, где разбирают жизнеспособность человеческого существа, его эмоциональную природу и ум. Существование Учителей хранилось в строжайшей тайне; сегодня этот факт обсуждается разными общественными движениями во всех больших городах. Способы и техники медитации были предусмотрительно скрыты, а публике внушали, что подобные учения опасны; сегодня они широко распространены, и множество людей в мире медитируют, достигают выравнивания, приходят к контакту с душой и знанию о ней. Истина также вуалировалась и скрывалась гигантским объемом второстепенных учений, которые уводили в сторону интересы ищущего, отвлекая его внимание тем, что преувеличивают значение внешних феноменов. Позы, древние формулы, слова и мантрамы, дыхательные упражнения, таинственные намёки относительно подъёма огней кундалини, пробуждение центров и прочие соблазнительные аспекты вторичного оккультизма заставляли людей упускать из виду тот факт, что все эти представления большей частью относятся к сфере феноменов и связаны с физическим телом, его правильным выравниванием, оживотворением и энергетизацией, и что они имеют дело со следствиями, а не с сущностными причинами этих следствий. Все феноменальные результаты демонстрируются естественно, безопасно, надежно и автоматически, когда внутренний - эмоциональный и ментальный - человек сопряжён с духовным миром и начинает действовать как духовное существо. Такой подход к истине со стороны следствий сильно вредит делу истинного оккультизма и вводит в заблуждение лучшие умы в духовной сфере.
В формирующихся ныне школах акцент ставится на душевной осведомленности, духовном знании и понимании высших сил, на прямом, непосредственном знании, переданном духовной Иерархией, управляющей жизнью планеты, на постижении (последовательно возрастающем) божественной природы и Плана, который, согласно воле Бога, всё полнее обусловливает происходящее в мире. Изучаются законы, управляющие индивидуумом, человечеством и царствами природы, и вся Наука Отношений (как она вырисовывается в нашем развивающемся мире) вызывает практический интерес ученика. По мере установления им правильных отношений с собой, с миром духовного бытия в мире человеческой жизни и со всеми формами божественной жизни, автоматически происходит пробуждение его собственной природы, центры его становятся живыми источниками духовного могущества, и он целиком втягивается в ритмическую деятельность и становится полезным. Всё это происходит в результате правильного урегулирования его отношений с Богом и людьми, раскрывающегося понимания божественной цели и знания различных научных техник и законов, обусловливающих все феномены, включая человека.
Я хочу, чтобы это стало ясным. Школа Арканов, будучи одной из новейших промежуточных школ, имеет дело с общими постулатами тайной доктрины, но только как с фундаментом нового раскрывающегося учения. Дыхательные упражнения даются лишь после нескольких лет работы, никакого акцента на их значимости не делается, поскольку правильное дыхание (в эзотерическом понимании) зависит не от контроля за легкими и дыхательным аппаратом, а от верной ориентации и ритмической настройки жизни на духовный порядок и обстоятельства.
Психология внутреннего человека, обусловливающего центры жизненного тела, также изучается; упор, однако, делается на психологическом аспекте, а не на центрах; последние функционируют правильно, если мышление здраво и человек успешно живет двойственной жизнью ученика, устанавливая, с одной стороны, правильные отношения с миром душ и Иерархией и, с другой стороны, правильные отношения со своими ближними в повседневной жизни.
После предварительного введения в общие основы и уяснения того объема понимания, которым обладает учащийся, а также после некоторых базовых наставлений о природе медитации, в новых школах преподают следующие предметы:
1. Наука Передачи Впечатлений. Учащийся обучается быть чувствительным к "впечатлениям", приходящим от его собственной души, а позднее - от Учителя и Ашрама. Он обучается правильно интерпретировать эти впечатления посредством своего тренированного просветленного ума; он учится отличать то, что исходит от его собственной подсознательной природы, от того, что телепатически принимается из мира мысли и исходит от умов других людей, и от того, что приходит из мира духовного бытия.
2. Наука Единения. Посредством неё ученик обучается интеграции и координации, контакту и слиянию души с личностью, а позднее - установлению прямых отношений между наивысшим духовным аспектом и своим личным "я". Это и есть методичный процесс устойчивого раскрытия сознания, готовящий учащегося
извлекать пользу из учений, которые будут даваться в Школах Посвящения. Природа посвящения, как выражение больших расширений сознания и результат самостоятельных интеграции, также изучается.
3. Природа Иерархии. Он усваивает, что с Иерархией могут непосредственно контактировать и узнавать её те, кто проходит необходимый тренинг и подчиняется дисциплине. Последняя должна налагаться самим учеником и приспосабливаться к его природе и точке развития. Обсуждаются различные ранги в Иерархии, преподаётся природа предстоящих посвящений и изучается работа Христа как Главы Иерархии. Таким образом, ученик получает ясное представление о внутренней группе, которая и является его целью.
4. Наука Медитации. Ученик постепенно овладевает медитацией с её разными стадиями (выравниванием, концентрацией, медитацией, созерцанием, просветлением и вдохновением) и благодаря ей обучается правильному использованию ума, правильному контролю над мыслью и правильной интерпретации всех духовных феноменов. Он уясняет смысл просветления с его семью стадиями и начинает (всё более эффективно) жить вдохновенной
жизнью Сына Божьего.
5. Законы Духовного Мира изучаются, и ученик учится прилагать эти законы к себе, к событиям, к миру и к человечеству.
Они в числе многих других включают:
а. Закон Причины и Следствия,
б. Закон Перевоплощения,
в. Закон Эволюции,
г. Закон Здоровья.
Эти законы касаются обнаружения мира духовных ценностей и импульсов через посредство мира материальных феноменов.
6. План, хранителем которого является Иерархия и который лежит в основе всего, что происходит на планете, продвигая божественную цель, преподносится вниманию учащихся; изучается его работа в прошлом, доведшая человечество до нынешней точки развития; происшествия нашего времени интерпретируются в категориях плана Бога и исследуются как прелюдия к будущему; ближайший шаг вперёд вдумчиво осмысливается, и учащийся призывается к активному в нём участию. Позднее, когда ученик становится активной, сознательной частью Иерархии, он знакомится с широтой божественного замысла и может осмысленно исполнять ближайшую задачу.
7. Энергии и Силы, являющиеся самой субстанцией творения, должны быть поняты и со временем взяты под контроль. Ученик узнаёт, что всё, выявляющееся на планете и внутри неё, есть не что иное, как совокупность сил, создающих формы, и что всё есть движение и жизненность. Он начинает с изучения природы сил, делающих его тем, кто он, как человек, есть; затем он учится привлекать более высокую энергию, энергию души, для контроля над силами. Он изучает природу духа, души и материи, обычно называя их жизнью, сознанием и формой или жизнью, качеством и явлением, и таким образом более или менее вникает в природу божественной Троицы и в электрическую природу всех феноменов, включая человеческое существо.
8. Эзотерическая Психология также считается имеющей огромное значение. Это знаменует смещение внимания от более материальных представлений старых школ эзотеризма с акцентом на планах, материальных и строительных процессах и составе форм. В новых школах акцент ставится на природе души в форме и на том созидательном агенте, который работает с материальным миром и в нём. Изучаются семь основных типов людей; исследуются их характеристики плюс их отношение к семи группам, на которые подразделяется Иерархия, и к семи большим Лучам, или Энергиям (эманациям, которые в Библии именуются "семью духами перед престолом Бога"). Итак, синтез всего проявленного становится очевидным, и ясно видится место части внутри целого.
Существует множество дополнительных курсов, с которыми ученик должен быть в какой-то степени знаком перед вступлением в будущие Школы Посвящения, но вышеуказанные курсы представляют общую программу, по которой будет проходить обучение в новейших школах. Школа Арканов пытается дать общую подготовку по этим фундаментальным основам, чтобы учащийся умел пользоваться обилием литературы и учений, которые появятся до конца столетия.
Прежде всего, учащийся обязан получить общее представление об эзотерическом учении; тогда он узнает, в каком из множества направлений ему, как индивидууму, следовать; он обязан научиться практически применять учение, претворяя теорию в практику и демонстрируя необходимость и возможность пребывания в мире смысла. Он распознаёт взаимосвязь всех событий, индивидуальных, общечеловеческих и планетарных, а также почему и по какой причине всё происходит. Приобретая знание эзотерической психологии и овладевая некоторыми техниками медитативного процесса, он может уяснить, на какой ступени лестницы эволюции он находится; тогда он узнает, каков его следующий шаг и следующая цель раскрытия; он также узнает, каким должно быть его служение человечеству и кому он способен помочь.
Он начинает сознательно обучаться в великой школе духовного опыта; в этой школе он в конце концов получает ответы на все вопросы и разрешает свои проблемы. Он открывает, что главными предпосылками для успешной эзотерической работы являются терпение, упорство, видение и правильное распознавание. Если ученик добавляет к ним чувство юмора, открытый ум и отсутствие фанатизма, то он быстро идёт по "Светлой Дороге", как часто называют Путь. В конце он оказывается перед Дверью Посвящения, на которой начертаны слова Христа: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам".
Январь 1944 г.
_______________
ПРИНЦИПЫ ШКОЛЫ АРКАНОВ
Алиса А. Бэйли
Поскольку вы вступаете в Школу Арканов и становитесь активной частью этой группы, мы бы хотели представить вам некоторые фундаментальные идеи, или руководящие принципы. От них зависит успех работы — и вашей, и нашей. Вы берётесь за дело, к которому вас подготовили и текущая жизнь, и все предшествующие жизни (если вы признаете Закон Перевоплощения и новую благоприятную возможность). Это колоссальное предприятие; по всей вероятности, оно потребует от вас переориентировать всю свою жизнь и жизнедеятельность; оно означает усвоение правил, обеспечивающих перенос ваших жизненных усилий из четвертого, или человеческого, царства в пятое царство. Последнее - такое же царство природы, как и человеческое или животное; оно иногда называется Царством Божьим, а иногда - Духовной Иерархией планеты. Школа подготавливает к большим расширениям сознания, которые трансформируют ваше сознание, наделив постоянной осведомленностью об универсальном ЦЕЛОМ вместо того, чтобы отождествляться с крошечной частицей этого Целого; она позволит вам заменить синтезом ту изолирующую обособленность, которая характерна для обычного человека. Осваивая новую жизнь тренинга и наработки нового, духовного образа жизни, вам следует уловить некоторые сущностные утверждения и эзотерические условия, которые могут упростить для вас приближение к этому царству и к истине, и помочь распознать прочный фундамент, на которой вы встаёте. Наверное, было бы правильно, если бы вы задали некоторые важные вопросы, а мы бы на них ответили.
Какова цель Школы Арканов?
В чём суть ее учения?
Из каких принципов исходят при тренинге и оказании помощи? Что я обязуюсь делать, вступая в Школу Арканов?
Каковы изначальные цели подлинной эзотерической школы, и соответствует ли им Школа Арканов?
Какими базовыми концепциями и идеями руководствуется Школа Арканов?
Имеются семь принципов, или главных задач, которых просят придерживаться всех работников и учащихся Школы Арканов. Их изучение сильно облегчит любую будущую работу, проясняя вопросы и расчищая дорогу к пониманию. Эти принципы неизменны и никогда не будут меняться; если их изменить, Школа Арканов перестанет служить своей изначальной цели.
Методы и техники могут меняться; догмы и доктрины появляются и исчезают, по мере того как Вневременная Мудрость являет себя поколению за поколением, и откровение непрерывно раскрывается, когда человечество его требует; но глубинная задача всех эзотерических школ (включая, стало быть, и Школу Арканов) всегда остаётся одной и той же. Эта задача заключается в откровении о божественности в человеке и во вселенной, и неизменно ведёт к признанию Бога Трансцендентного и Бога Имманентного. Это правда, что терминология и представления о Единой Истине должны со временем меняться, тем самым, удовлетворяя нужды разных народов мира, однако то, что они пытаются выразить, навеки остаётся неизменным. Надо надеяться, что - десятилетие за десятилетием - техники и методы тренинга, предлагаемого Школой Арканов, будут меняться в ответ на требования стремящихся, раскрытие человеческого ума и, как следствие, развитие человеческой культуры и цивилизации. Однако перемены никогда не должны происходить за счет истины или вести к искажению эзотерического учения; равным образом им нельзя придавать недолжного, преувеличенного значения, заслоняющего Реальность и застилающего Видение.
Семь принципов, или существенных утверждений, следующие:
1. Школа Арканов - это школа тренинга для учеников. Это не школа для испытуемых учеников или преданных стремящихся.
2. Школа Арканов тренирует зрелых мужчин и женщин, что бы они могли предпринять свой следующий шаг на пути эволюции.
3. Школа Арканов признает факт существования Духовной Иерархии планеты и даёт наставления о том, как приблизиться и войти в эту Иерархию.
4. Школа Арканов учит практической вере в то, что "души людей едины".
5. Школа Арканов подчеркивает необходимость жить духовной жизнью и отвергает всякие претензии на духовный статус.
6. Школа Арканов - несектантская, неполитическая, интернациональная по своему масштабу.
7. Школа Арканов не акцентирует теологических догм, а лишь наставляет во Вневременной Мудрости, как она распознавалась во всех странах на протяжении веков.
Теперь разберем каждый из этих фундаментальных принципов, установив, что они означают и как они выражаются через методы и способы работы Школы Арканов.