Часовня преподобного серафима саровского
Была расположена на улице Поворинская (ныне – Гагарина).
Часовня Преподобного Серафима Саровского была возведена в 1903 году. Состоялось это после прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского – тогда в городе были построены в честь него полковой храм и эта часовня.
Ныне на месте часовни – городской сквер.
ЧАСОВНЯ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»
Была расположена по улице Хлебной (ныне - Третьяковской).
Часовня в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» находилась на Хлебной площади рядом со Сретенским Храмом. Ее разобрали в 1901 году после того, как был построен Сретенский храм.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ХРЕННИКОВ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Был расположен на Грибановской горе за городом к западу от Борисоглебска.
Борисоглебский Хренников Александро - Невский монастырь заложен 19-го августа 1901 года и открыт в 1904 году 14 сентября на земле, завещанной Церкви почетным гражданином Алексеем Петровичем Хренниковым. Стоял иноческий скит на правом берегу реки Вороны. В одной версте от города Борисоглебска на возвышенном гористом месте, окружённый лесом.
Храм в обители был один – каменный, крытый железом, теплый, освященный в честь святителя Николая чудотворца.
На обширной площади монастыря (150 * 50 сажень) было 4 корпуса: 2 каменных и два деревянных, крытые железом.
Был в иноческой обители и источник с часовней в честь святой великомученицы Варвары. Родник бьёт из-под земли и до ныне, часовня же разрушена. Также и все здания монастырские уничтожены в годы лютых гонений на Православие в начале прошлого века.
В настоящее время на месте монашеского поселения находится военная часть. А на месте храма клириками Борисоглебского благочиния в 2000 году поставлен большой Крест с именной надписью, свидетельствующей, что здесь некогда был Православный монастырь.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ГОРОДА
К настоящему времени в городе сохранились четыре культовых здания, а также две домовые церкви.
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА
Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба самый древний в городе и районе. Здание церкви расположено на месте где в 17 веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела и вместо неё был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося и до ныне.
Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были пристроены в начале 19 века. (Приложение №5)
ИКОНА ЦЕРКВИ.Князья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира - того самого, при котором произошло Крещение Руси. У Владимира было двенадцать сыновей. Но считалось, что только Борис и Глеб - дети греческой царевны Анны, остальные же сыновья рождены жёнами - язычницами. Так это или не так. Но, быть может, именно поэтому Владимир намеревался передать власть в Киевском княжестве не старшему сыну Святополку, а Борису. Однако вскоре после смерти отца по приказу коварного Святополка и Борис, и Глеб были убиты. Русская Православная Церковь причислила князей, которых народ любил, к лику святых. Их именами и была названа построенная в Павловске (Борисоглебске) церковь.
АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВИ. Четверик храмовой части был завершён массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырёхгранный первый ярус был завершён ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала, В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма
В 1937 году храм был закрыт и осквернён, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов.
Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27 - 33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского облисполкома. Колокольня и купол были снесены. Окна заложены кирпичом. Былое благолепие Дома Божия было уничтожено.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА. В 1992 году была возрождена приходская община и в полуразрушенном здании начались богослужения. Примерно тогда же были начаты восстановительные работы силами и на средства местного сельхозпредприятия. Но в 2006 году средства на реставрационные работы начали выделяться по областной целевой программе «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области 2006—2010 годы». По этой программе была выполнена реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. Открытие храма состоялось 6 августа 2009 года и было приурочено к престольному празднику - дню памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Торжественное богослужение и освящение храма провёл епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев).
КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1703 году была построена деревянная Казанская церковь. Находилась она на том же месте, где и современная Казанская церковь, что на Садовой улице. После пожара деревянное здание Казанской церкви сгорело по колокольню. Консистория дала разрешение на строительство каменной церкви, которая была построена в 1811 году старанием священника Евфимия Петрова и освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери. (Приложение №6)
ИКОНА ЦЕРКВИ.Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив Его Голгофу» Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Она является заступницей всего христианского рода. Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.
Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот момент происходит явление иконы казанской Божией Матери.
Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает об этом епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома. Вновь обретенная икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Икона получила название Казанской. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен праздник, который отмечается всей православной Церковью.
Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре исторических событий. Русское царство переживает «смутное время». Поляки мечтают о захвате престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и бояр. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, непримиримый противник поляков. Он в своих проповедях открыто выступал против господства поляков, рассылал по всей стране грамоты с призывами стать на защиту православной Руси.
Гермоген духовно возглавил русское сопротивление. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов.
Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили необыкновенную силу и внутреннюю стойкость. Враг был разбит. Русское войско иконой вошло в город и двинулось к Красной площади. Их движение напоминало крестный ход. Событие это произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконы Казанской Божией Матери.
АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВИ.Кирпичное оштукатуренное здание имеет прямоугольный план, развитый по главной оси (запад — восток). Ядро храма - высокий двусветный четверик с сильно вынесенными четырёхколонными тосканскими портиками на северном и южном фасадах. Восьмилотковое покрытие массивного светового барабана увенчано шаровидной главкой на восьмигранном барабанчике. К ядру храма примыкают пониженные объёмы полукруглого алтаря и широкой трапезной. Трёхъярусная колокольня (все ярусы — четверики) стоит почти вплотную к трапезной и соединена с ней пониженным прямоугольным объёмом перехода. Западная стена первого яруса колокольни имеет выпуклую форму — за ней находится каменная винтовая лестница. Небольшой кубический третий ярус завершён лотковым покрытием с высоким четырёхгранным шпилем. Главу храма и шпиль венчают кованные ажурные шары на крупных шарах. Лаконичный декор фасадов характерен для классицизма. Главное украшение здания — портики храма. Мотивы колонного портика повторяются в первом и втором ярусах колокольни, но дополнены ампирными арками по центру фасадов. Стены объёмов завершает антаблемент с гладким фризом и мелкопрофилированным карнизом. Северный и южный фасады трапезной имеют трёхчастное членение с лёгким выступом средней, входной части. Углы трапезной и средняя её часть выделены пилястрами. Оконные оси сверху подчёркнуты лежачими филёнками. Окна первого яруса четверика храма дополнены круглыми нишками, а средний дверной проём - восьмигранной филёнкой.
В гранях третьего яруса колокольни размещены круглые окна в квадратных нишах. В гранях нижнего барабана и верхнего барабанчика окна в прямоугольных рамках. Сохранились витражные решётки конца 19 - начала 20 века, в рапорте которых мелкие прямоугольники окружают крупный крест.
В арочной части входных проёмов колокольни сохранились фрамуги со сложной расстекловкой с готическими мотивами.
Четырёхстолпная трапезная перекрыта сводами с распалубками между колоннами и над восточным входом в четверик храма. Ядро храма перекрыто восьмилотковым сводом. Алтарь внутри полукруглый, перекрыт конхой.
По данным на 1910 год, церковь имела три престола: главный, во имя Казанской иконы Божьей Матери, в пределах. С правой стороны, во имя святого Николая Чудотворца; с левой стороны, во имя святого Дмитрия Ростовского.
В 1835 году притчу было пожертвовано земли пахотной из владений Пригородной Слободы 99 десятин, которая священнослужителями сдавалась в аренду с годовым доходом в 667 рублей.
При Казанском храме было создано церковноприходское попечительство, чья деятельность выражалась в виде различных форм благотворительности: выдачи пособий бедным горожанам» денежные пожертвования на церковноприходские школы и благотворительные учреждения. В 1894 году сумма пожертвований составила 1400 рублей.
В 1937 году Казанская Церковь была закрыта, и храм использовался в дальнейшем как склад.
В 1944 году Церковь открывается на непродолжительное время.
Но в 1945 — 47 г.г Церковь снова закрывается.
За 40 лет эксплуатации в качестве склада зданию храма был нанесён значительный ущерб. Так, в результате устройства глубокого погреба в трапезной части храма была, по-видимому, нарушена целостность фундамента и северная стена храма дала трещину. В 70-х годах храм был оставлен на разграбление и превращен в свалку бытового мусора. К началу восстановительных работ в 1994 году общее состояние храма было признано неудовлетворительным.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА.В 1993 году 12 июля на собрании верующих под председательством протоирея Стефана Домусчи было принято решение приступит к восстановлению Казанской церкви и ходатайствовать перед городской администрацией о передаче её верующим. 14 ноября 1993 года был принят Гражданский Устав общины Казанской церкви и избран Приходской Совет. 18 января 1994 года Гражданский Устав был зарегистрирован в отделе юстиции Воронежского облисполкома.
К началу восстановления в трапезной просматривалась трещина поперёк все здания. Своды трапезной разрушены на 90%, нет двух столбов в центральном неф трапезной, остальные своды и столбы находились в неудовлетворительном состоянии. В юго-западной части трапезной было обрушено перекрытие подвала, завалено мусором. Карнизы, наличники и лепнина не сохранились. Крыша основ и трапезной части храма не сохранилась. Наружные витражи в трапезной части сохранились на 30%. Внутренние деревянные почти полностью утрачены. В 1993 году был выполнен ряд первоочередных работ по восстановлению Казанского храма: устроена обрешётка и покрыта крыша восьмерика, в главной части храма был устроен дубовый пол, вставлены двери и окна. Рождение храма было
ознаменовано первой Божественной Литургией спустя почти 60 лет после закрытия храма.
В 1996 году здание Церкви было оштукатурено, зашпаклёван восьмерик, выложены своды трапезной и колонны.
В 1998 году была покрыта крыша трапезной цинком.
В 2000 году в Казанском храме проведено газовое отопление и подведена вода, а также вставлены окна в трапезной и ворота 8-ми метровой высоты в колокольне.
В 2001 году с помощью завода «Химмаш» отлита металлическая ограда с воротами вокруг храма. Оштукатурена и побелена трапезная часть храма, постелены полы в трапезной. В день чествования иконы Казанской Божией Матери была открыта трапезная часть храма. Начаты работы на колокольне. В декабре 2001 года были отлиты и привезены колокола для храма и состоялся чин их освящения. Освящение престола совершено 25 февраля 2003 года в праздник Иверской иконы Божией Матери. Клирики храма окормляют пожилых людей в доме для престарелых в пригородном поселке Водострой.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Строительство храма начато 10 июня 1891 года по проекту Тамбовского епархиального архитектора Миролюбова М., при надзоре благочинного Борисоглебского церковного округа священника Василия Аладинского. Попечители постройки – крестьяне: Овчинников Емельян Иванович и Сопронов Феодор Леонтьевич. Старостой был избран крестьянин Шишкин Иона Никитович. Окончено строительство – в 1895 году. Освящение было совершено в 1895 году.
Итак, к радости верующих в 1895 году в пригородной Солдатской слободе, не входившей тогда административно в состав города Борисоглебска, был открыт новый каменный храм. В 1910 году он имел три придела: святителя Николая Мир Ликийских Чудотврца, Казанской иконы Божией Матери и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. При этой церкви имелись: церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Штат состоял из священника, диакона и псаломщика.
С 1932 по 1937 год, (до закрытия храма), в Приходе проходил служение диакона-псаломщика чтимый в народе старец Павел Иванович (Ледовских), скончавшийся в сане иеромонаха в 1987 году.
Но недолго православные имели возможность беспрепятственно участвовать в богослужениях. 29 ноября 1939 года Никольский храм был закрыт и осквернен – в нем разместился автопарк. Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27-33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского облисполкома.
Вновь открыт Никольский храм в 1992 году. Первым настоятелем возрождённого храма был назначен иерей Николай Романович Пашеняк. От сердечного приступа он скончался 7 июля 1996 года. Похоронен отец Николай у алтаря храма. Его память с благодарностью чтится прихожанами. Освящение храма по завершении восстановительных работ состоялось 15 июля 1995 года.
В настоящее время при церкви работает воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям. (Приложение №7).
Одна из главных икон церкви – икона святого Николая Чудотворца. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям» даже совсем его не внявшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Знаменский храм расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены а два цвета с выделением декоративных элементов побелок. Участок обнесен оградой.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 г. в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска. (Сам же Борисоглебск принадлежал тогда Тамбовскому уезду). Построена она была казаками на пожертвование прихожан.
В храме были освещены три предела: центральный - Знамения Пресвятой Богородицы, южный — в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи,
северный — в честь Казанской иконы Божией Матери.
При церкви имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство.
Весной 1941 г. Знаменский храм (в то время это был последний из действующих в Борисоглебске и районе) хотели закрыть. Достоверно известно, что соответствующие документы были полностью подготовлены и отправлены в Воронеж «на утверждение». Но принять по ним «положительное решение» не успели — началась Великая Отечественная война. Таким образом, службы в церкви прекращены не были.
В настоящее время Знаменский храм - вторая кафедра Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. При храме в двухэтажном здании находится православный духовный центр, в котором размещена воскресная школа. Занятия проводятся еженедельно по воскресным дням.
В храме имеется святыня - икона Пречистой Девы Марии Богородицы, именуемая «Отрада и Утешение». Написана она на святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902г. В этом же году образ Богоматери привезён паломниками в Таволжанский Казанский монастырь в Новохопёрском уезде Воронежской губернии, где находилась до 1937 года. После разрушения обители святыня сохранялась у игумени Аполлинарии в селе Средний Карачан. В 1945 г. икона передана в Знаменский храм города Борисоглебска, где находится и по настоящее время.
По преданию иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это — дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов – липовые. И ныне он радует глаз своим величием и духовной красотой.
ИКОНА ХРАМА. Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену. Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.
ВЫВОДЫ
Таким образом, рассмотрев историю, архитектуру и другие факты, мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, церкви всегда оставались культурными центрами городов России, были их украшением. Таковы церкви и в городе Борисоглебске.
Во-вторых, архитектура русских церквей похожа на архитектуру церквей Византии.
Большинство из них построены по кресто - купольному типу.
В-третьих, церкви города названы в честь Святых, почитаемых испокон веков на Руси,
В-четвертых, церковь принимает активное участие в жизни города, помогает, как материально, так и духовно детям-сиротам, беднякам. При храмах города организованы воскресные школы. В свою очередь борисоглебцы также помогают церквям. Прихожане выделяют денежные средства и предлагают свою помощь в строительстве и отделке храмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борисоглебские храмы, как и все русские храмы уникальны. Каждая церковь имеет своё лицо. Каждый из храмов имеет свою интереснейшую историю, архитектуру. Церковь в Борисоглебске не просто здание, имеющее культурную ценность. Это особый организм, принимающий активное участие в жизни города. Увы, во времена Советского Союза многие храмы были разрушены, но те немногие, чудом сохранившиеся церкви сейчас служат жителям города по своему прямому назначению. Борисоглебцы, в свою очередь, гордятся своими церквями и не забывают о них, всячески помогают им.
Можно сказать, что церкви Борисоглебска и горожане живут единой, неразделимой жизнью. Именно поэтому наш город можно называть не просто Борисоглебском, но и Борисоглебском православным.
Над куполами, словно руки,
Она взирает с высоты,
На красоту, роняя звуки,
Как будто бы по лону вод
Она и в праздники и в будни
Прекрасным лебедем плывет
На встречу восхищённым людям.
Худое слово с языка здесь не слетит
Светлеют лица,
И тянется ко лбу рука,
Чтоб друг за друга помолится.
М. Просянников
ЛИТЕРАТУРА
1.Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т., 1-3. — М., 1991.
2.Бердяев Н. А. Душа России. В кн.: Русская идея.- М., 1991 Византия и Русь. –М., 1989.
3.Греков Б. Л. Из истории культуры Древней Руси. — М., 1944.
4.Зезина М. Р., Кошман Л. В. История русской культуры. - М., 1990.
5.История культуры России. - М.,1993.
6. История русского искусства. Т. 1.-М., 1991.
7. Философия русского религиозного искусства. - М., 1993.