Ученица 10 класса МБОУ БГО БСОШ № 3
Автор: Иванова Мария,
Ученица 10 класса МБОУ БГО БСОШ № 3
Руководитель: Ясакова Елена Александровна,
Учитель географии МБОУ БГО БСОШ № 3
Содержание
1. Введение___________________________________________3
2. Основная часть
•Из истории русских церквей__________________________ 4
• несохранившиеся храмы Борисоглебска________________ 5
• церковь Бориса и Глеба______________________________ 11
• Казанский храм_____________________________________12
• Никольская церковь_________________________________ 15
•Знаменская церковь__________________________________16
3. Выводы____________________________________________ 18
4. Заключение_________________________________________19
5. Литература_________________________________________ 20
6. Приложение ________________________________________21
Введение
Хождение в церковь - самое лучшее средство к раскрытию
духа молитвенного, при коем не посмеет окаменеть сердце.
Феофан Затворник.
Религия — одна из важнейших частей культуры русского народа. Столетия русские люди жили с верой в сердце, с надеждой, которую давала православная церковь. Именно храмы и церкви были практически центрами русских городов, ведь там собирались все прихожане по воскресным дням и праздникам. Церковь не уступала по красоте своей архитектуры и внутреннему убранству царским дворцам. Увы, в XX веке начались гонения на церковь, людей хотели заставить жить в государстве, где нет религии. Уникальные здания храмов разрушались и превращались в склады, что нанесло большой удар по культуре всей России, в том числе и по культуре Борисоглебска. Но как бы не старались заменить веру чем-то другим, ничего не получилось! Ведь и в XX веке и сейчас люди идут в церковь, потому что без веры нет смысла в жизни. Особенно сейчас, когда в мире царят вражде и хаос, необходима вера, которая укажет человеку правильный путь, поможет выжить в этом жестоком мире.
В чём же уникальность русских, а значит, и Борисоглебских церквей? В своей
работе я попробую ответить на этот вопрос.
Цель проекта: доказать, что Борисоглебск являлся и является православным центром земли Борисоглебской со своеобразной архитектурой православных храмов.
Гипотеза: я предполагаю, что в Борисоглебске было значительно больше православных церквей и храмов, и все они имели свои архитектурные особенности, но строились они по единым канонам. Храмы являлись своеобразными архитектурными единицами застройки города, и в тоже время его украшением.
Задачи:
• изучить архивные музейные документы и литературу по данному вопросу;
• исследовать архитектуру сохранившихся православных храмов города;
• выявить основные общие каноны в строительстве православных храмов;
• сравнить архитектуру православных храмов Борисоглебска России, Византии;
• систематизировать материал;
• сделать выводы по теме исследования.
Итоговый продукт презентация, которая может быть использована на уроках истории, искусства, краеведения.
Сроки проведения исследования: сентябрь – ноябрь.
Из истории русских церквей
В 988 году великий князь Владимир Святой установил на Руси христианство. Конечно, это был переломный момент в истории Руси: до принятия христианства русские люди были язычниками и некоторые их обычаи могут привести нас в ужас (например, обычай кровной мести). Единая вера сплотила народ, укрепила великокняжескую власть.
Взяв православие из Византии, Русь переняла и огромный культурный опыт великой в то время страны.
В качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма: его внутреннее помещение представляло собой в плане крест, перекрестье, которого приходится на центр храма, то есть под купольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения. Прямоугольный интерьер храма рядами опорных столбов делился на продольные части - нефы, четыре центральных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса (сферический треугольник) световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом. (Приложение №1)
Вход в храм находится с западной стороны, а алтарь - в восточной. Главная внешняя особенность православного храма - его купольное или шатровое завершение с водружённым на него православным крестом. (Приложение №2)
Вокруг главного купола могут располагаться меньшие по размеру купола. Их числа всегда символично: 1 – соответствует Божьему единству, 3 – символизирует Святую Троицу; 5 – Христа и четырёх Евангелистов. (Приложение №3)
Самобытная черта русской храмовой архитектуры – наличие у многих церквей более пяти глав. Многоглавые храмы отличало большое разнообразие форм.
Храм, собор, церковь возводились, как правило, на холмистом высоком месте. Церкви ставили в самых выигрышных местах, чтобы они были видны с разных сторон за многие вёрсты и служили главным украшением окрестных земель.
Внутри храма тоже было всё подчинено стремлению человека обратить свой взор и мысли всевышнему. Сквозь щелевидные окна солнечные лучи не освещали ярко своды и стены, поэтому пришедшие в храм, могли в спокойной тишине при свете лампады обратить слова к Господу. Внутри храм украшался фреской - живописью водяными красками по сырой штукатурке, мозаикой - изображением, составлены из смальты — цветного непрозрачного стекла.
Если в 9 — 11 вв. на Руси строились величественные, монументальные храмы, то в 12 — 14 вв. стали возводить храмы, меньшие по размеру, так как каждое удельное княжество вело своё строительство. Зодчество русских земель создавало свою собственную школу.
Стремление русских зодчих выразить в каменных храмах и дворцах мысль об объединении русских земель нашло выражение во внешнем и внутреннем убранстве соборов.
Именно период феодальной раздробленности породил отличные от киевской формы художественные культуры Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка, Галича.
Первые церкви на Руси были деревянными.
Люди, живущие в поселениях, стремились иметь свою церковь или хотя бы часовню. Начиналось всё с маленькой деревянной церкви, которую в последствия часто заменяли на большую. Строительство больших храмов продолжалось до двух лет, малые рубили за один сезон, а то и быстрее.
Самые обычные - клецкие часовни и церкви. Они состоят из трёх поставленных по продольной оси разных по высоте и размерам прямоугольных срубов. Их можно было бы спутать с жилыми постройками, если бы нестройная главка на верху кровли.
При строительстве храмов помимо простых четырёхугольных срубов использовали восьмигранные - восьмерики и крестчатые – крестообразные. Делали маленькие круглые срубы для барабанов — они поддерживали купола - и разной формы прирубы – приделы. Срубни ставили один на другой в самых разных сочетаниях. А затем перекрывали высокими кровлями в виде заострённых, как кокошники, куполами на мощных барабанах или на узких и стройных - как на «шейках». Всё строение венчал высокий, чаще всего восьмигранный шатёр с куполом, а иногда и три шатра, один из которых был выше других.
Чтобы уберечь дерево от гниения, по тесовой кровле прокладывали слой бересты, а потом сверху крыли чешуйчатым осиновым лемехом. Затем на высоком срубе ставили крыльцо с двумя лестницами, украшая его «красным тёсом» - досками с вырезанными на концах узорами.
Но в связи с частыми пожарами и быстрым износом от применения дерева при возведении строений постепенно отказались и из Византии русские мастера переняли кладку из плифы - плоского квадратного о6ожженного кирпича светло-розовых тонов. Первым каменным храмом стала возведённая в Киеве церковь Успения Пресвятой Богородицы. (Приложение №4)
ХРАМ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Был расположен на перекрёстке улиц Бланской и Третьяковской. На месте храма ныне находится гостиница «Борисоглебск». Сретенская Церковь, была каменная и тёплая (то есть имела отопление). Построена она была в 1901 году на средства от кружечного сбора; на пожертвования строительного комитета, городской думы и иных благодетелей.
Сретенский храм по устройству крестово - купольный, то есть был спроектирован в византийском стиле. Причём строители собирались назвать Церковь в честь святых страстотерпцев Российских Бориса и Глеба, так как на то время в городе не было в честь них храма. Однако по Божьему Промыслу освятили эту Церковь в праздник Сретения Господня и наименовали Сретенской.
До революции приход состоял из 349 дворов. При нём имелась церковно – приходская школа.
Закрыт храм был в 1929 году. Отмечено, что он был разобран «на кирпичи, для нужд народного хозяйства» в 1931 году.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ГОРОДА
К настоящему времени в городе сохранились четыре культовых здания, а также две домовые церкви.
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА
Приход храма святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба самый древний в городе и районе. Здание церкви расположено на месте где в 17 веке стояла Павловская крепость. Первая часовня в честь святых братьев Бориса и Глеба была построена здесь в 1703 году. В 1706 году она сгорела и вместо неё был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося и до ныне.
Соборная часть храма с приделом святых Бориса и Глеба была выстроена и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1792 году. Колокольня и трапезная были пристроены в начале 19 века. (Приложение №5)
ИКОНА ЦЕРКВИ.Князья Борис и Глеб были сыновьями князя Владимира - того самого, при котором произошло Крещение Руси. У Владимира было двенадцать сыновей. Но считалось, что только Борис и Глеб - дети греческой царевны Анны, остальные же сыновья рождены жёнами - язычницами. Так это или не так. Но, быть может, именно поэтому Владимир намеревался передать власть в Киевском княжестве не старшему сыну Святополку, а Борису. Однако вскоре после смерти отца по приказу коварного Святополка и Борис, и Глеб были убиты. Русская Православная Церковь причислила князей, которых народ любил, к лику святых. Их именами и была названа построенная в Павловске (Борисоглебске) церковь.
АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВИ. Четверик храмовой части был завершён массивным восьмигранным фигурным куполом с луковичной главкой на фигурном основании. К квадратной четырехстопной трапезной примыкала трехъярусная колокольня с аттиковым глухим ярусом и шатром. Четырёхгранный первый ярус был завершён ложными закомарами. Тамбур входа в колокольню оформлен в виде перспективного портала, В декоративную отделку фасадов включены элементы классицизма
В 1937 году храм был закрыт и осквернён, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов.
Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27 - 33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского облисполкома. Колокольня и купол были снесены. Окна заложены кирпичом. Былое благолепие Дома Божия было уничтожено.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА. В 1992 году была возрождена приходская община и в полуразрушенном здании начались богослужения. Примерно тогда же были начаты восстановительные работы силами и на средства местного сельхозпредприятия. Но в 2006 году средства на реставрационные работы начали выделяться по областной целевой программе «Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области 2006—2010 годы». По этой программе была выполнена реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. Открытие храма состоялось 6 августа 2009 года и было приурочено к престольному празднику - дню памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Торжественное богослужение и освящение храма провёл епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев).
КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В 1703 году была построена деревянная Казанская церковь. Находилась она на том же месте, где и современная Казанская церковь, что на Садовой улице. После пожара деревянное здание Казанской церкви сгорело по колокольню. Консистория дала разрешение на строительство каменной церкви, которая была построена в 1811 году старанием священника Евфимия Петрова и освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери. (Приложение №6)
ИКОНА ЦЕРКВИ.Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив Его Голгофу» Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Она является заступницей всего христианского рода. Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.
Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот момент происходит явление иконы казанской Божией Матери.
Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает об этом епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома. Вновь обретенная икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Икона получила название Казанской. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен праздник, который отмечается всей православной Церковью.
Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре исторических событий. Русское царство переживает «смутное время». Поляки мечтают о захвате престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и бояр. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, непримиримый противник поляков. Он в своих проповедях открыто выступал против господства поляков, рассылал по всей стране грамоты с призывами стать на защиту православной Руси.
Гермоген духовно возглавил русское сопротивление. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов.
Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили необыкновенную силу и внутреннюю стойкость. Враг был разбит. Русское войско иконой вошло в город и двинулось к Красной площади. Их движение напоминало крестный ход. Событие это произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконы Казанской Божией Матери.
АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВИ.Кирпичное оштукатуренное здание имеет прямоугольный план, развитый по главной оси (запад — восток). Ядро храма - высокий двусветный четверик с сильно вынесенными четырёхколонными тосканскими портиками на северном и южном фасадах. Восьмилотковое покрытие массивного светового барабана увенчано шаровидной главкой на восьмигранном барабанчике. К ядру храма примыкают пониженные объёмы полукруглого алтаря и широкой трапезной. Трёхъярусная колокольня (все ярусы — четверики) стоит почти вплотную к трапезной и соединена с ней пониженным прямоугольным объёмом перехода. Западная стена первого яруса колокольни имеет выпуклую форму — за ней находится каменная винтовая лестница. Небольшой кубический третий ярус завершён лотковым покрытием с высоким четырёхгранным шпилем. Главу храма и шпиль венчают кованные ажурные шары на крупных шарах. Лаконичный декор фасадов характерен для классицизма. Главное украшение здания — портики храма. Мотивы колонного портика повторяются в первом и втором ярусах колокольни, но дополнены ампирными арками по центру фасадов. Стены объёмов завершает антаблемент с гладким фризом и мелкопрофилированным карнизом. Северный и южный фасады трапезной имеют трёхчастное членение с лёгким выступом средней, входной части. Углы трапезной и средняя её часть выделены пилястрами. Оконные оси сверху подчёркнуты лежачими филёнками. Окна первого яруса четверика храма дополнены круглыми нишками, а средний дверной проём - восьмигранной филёнкой.
В гранях третьего яруса колокольни размещены круглые окна в квадратных нишах. В гранях нижнего барабана и верхнего барабанчика окна в прямоугольных рамках. Сохранились витражные решётки конца 19 - начала 20 века, в рапорте которых мелкие прямоугольники окружают крупный крест.
В арочной части входных проёмов колокольни сохранились фрамуги со сложной расстекловкой с готическими мотивами.
Четырёхстолпная трапезная перекрыта сводами с распалубками между колоннами и над восточным входом в четверик храма. Ядро храма перекрыто восьмилотковым сводом. Алтарь внутри полукруглый, перекрыт конхой.
По данным на 1910 год, церковь имела три престола: главный, во имя Казанской иконы Божьей Матери, в пределах. С правой стороны, во имя святого Николая Чудотворца; с левой стороны, во имя святого Дмитрия Ростовского.
В 1835 году притчу было пожертвовано земли пахотной из владений Пригородной Слободы 99 десятин, которая священнослужителями сдавалась в аренду с годовым доходом в 667 рублей.
При Казанском храме было создано церковноприходское попечительство, чья деятельность выражалась в виде различных форм благотворительности: выдачи пособий бедным горожанам» денежные пожертвования на церковноприходские школы и благотворительные учреждения. В 1894 году сумма пожертвований составила 1400 рублей.
В 1937 году Казанская Церковь была закрыта, и храм использовался в дальнейшем как склад.
В 1944 году Церковь открывается на непродолжительное время.
Но в 1945 — 47 г.г Церковь снова закрывается.
За 40 лет эксплуатации в качестве склада зданию храма был нанесён значительный ущерб. Так, в результате устройства глубокого погреба в трапезной части храма была, по-видимому, нарушена целостность фундамента и северная стена храма дала трещину. В 70-х годах храм был оставлен на разграбление и превращен в свалку бытового мусора. К началу восстановительных работ в 1994 году общее состояние храма было признано неудовлетворительным.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА.В 1993 году 12 июля на собрании верующих под председательством протоирея Стефана Домусчи было принято решение приступит к восстановлению Казанской церкви и ходатайствовать перед городской администрацией о передаче её верующим. 14 ноября 1993 года был принят Гражданский Устав общины Казанской церкви и избран Приходской Совет. 18 января 1994 года Гражданский Устав был зарегистрирован в отделе юстиции Воронежского облисполкома.
К началу восстановления в трапезной просматривалась трещина поперёк все здания. Своды трапезной разрушены на 90%, нет двух столбов в центральном неф трапезной, остальные своды и столбы находились в неудовлетворительном состоянии. В юго-западной части трапезной было обрушено перекрытие подвала, завалено мусором. Карнизы, наличники и лепнина не сохранились. Крыша основ и трапезной части храма не сохранилась. Наружные витражи в трапезной части сохранились на 30%. Внутренние деревянные почти полностью утрачены. В 1993 году был выполнен ряд первоочередных работ по восстановлению Казанского храма: устроена обрешётка и покрыта крыша восьмерика, в главной части храма был устроен дубовый пол, вставлены двери и окна. Рождение храма было
ознаменовано первой Божественной Литургией спустя почти 60 лет после закрытия храма.
В 1996 году здание Церкви было оштукатурено, зашпаклёван восьмерик, выложены своды трапезной и колонны.
В 1998 году была покрыта крыша трапезной цинком.
В 2000 году в Казанском храме проведено газовое отопление и подведена вода, а также вставлены окна в трапезной и ворота 8-ми метровой высоты в колокольне.
В 2001 году с помощью завода «Химмаш» отлита металлическая ограда с воротами вокруг храма. Оштукатурена и побелена трапезная часть храма, постелены полы в трапезной. В день чествования иконы Казанской Божией Матери была открыта трапезная часть храма. Начаты работы на колокольне. В декабре 2001 года были отлиты и привезены колокола для храма и состоялся чин их освящения. Освящение престола совершено 25 февраля 2003 года в праздник Иверской иконы Божией Матери. Клирики храма окормляют пожилых людей в доме для престарелых в пригородном поселке Водострой.
НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Строительство храма начато 10 июня 1891 года по проекту Тамбовского епархиального архитектора Миролюбова М., при надзоре благочинного Борисоглебского церковного округа священника Василия Аладинского. Попечители постройки – крестьяне: Овчинников Емельян Иванович и Сопронов Феодор Леонтьевич. Старостой был избран крестьянин Шишкин Иона Никитович. Окончено строительство – в 1895 году. Освящение было совершено в 1895 году.
Итак, к радости верующих в 1895 году в пригородной Солдатской слободе, не входившей тогда административно в состав города Борисоглебска, был открыт новый каменный храм. В 1910 году он имел три придела: святителя Николая Мир Ликийских Чудотврца, Казанской иконы Божией Матери и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. При этой церкви имелись: церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Штат состоял из священника, диакона и псаломщика.
С 1932 по 1937 год, (до закрытия храма), в Приходе проходил служение диакона-псаломщика чтимый в народе старец Павел Иванович (Ледовских), скончавшийся в сане иеромонаха в 1987 году.
Но недолго православные имели возможность беспрепятственно участвовать в богослужениях. 29 ноября 1939 года Никольский храм был закрыт и осквернен – в нем разместился автопарк. Изъятие молитвенного здания у верующих было совершено на основании статьи 27-33 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года постановлением Воронежского облисполкома.
Вновь открыт Никольский храм в 1992 году. Первым настоятелем возрождённого храма был назначен иерей Николай Романович Пашеняк. От сердечного приступа он скончался 7 июля 1996 года. Похоронен отец Николай у алтаря храма. Его память с благодарностью чтится прихожанами. Освящение храма по завершении восстановительных работ состоялось 15 июля 1995 года.
В настоящее время при церкви работает воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям. (Приложение №7).
Одна из главных икон церкви – икона святого Николая Чудотворца. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям» даже совсем его не внявшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.
ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Знаменский храм расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены а два цвета с выделением декоративных элементов побелок. Участок обнесен оградой.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 г. в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска. (Сам же Борисоглебск принадлежал тогда Тамбовскому уезду). Построена она была казаками на пожертвование прихожан.
В храме были освещены три предела: центральный - Знамения Пресвятой Богородицы, южный — в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи,
северный — в честь Казанской иконы Божией Матери.
При церкви имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство.
Весной 1941 г. Знаменский храм (в то время это был последний из действующих в Борисоглебске и районе) хотели закрыть. Достоверно известно, что соответствующие документы были полностью подготовлены и отправлены в Воронеж «на утверждение». Но принять по ним «положительное решение» не успели — началась Великая Отечественная война. Таким образом, службы в церкви прекращены не были.
В настоящее время Знаменский храм - вторая кафедра Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. При храме в двухэтажном здании находится православный духовный центр, в котором размещена воскресная школа. Занятия проводятся еженедельно по воскресным дням.
В храме имеется святыня - икона Пречистой Девы Марии Богородицы, именуемая «Отрада и Утешение». Написана она на святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902г. В этом же году образ Богоматери привезён паломниками в Таволжанский Казанский монастырь в Новохопёрском уезде Воронежской губернии, где находилась до 1937 года. После разрушения обители святыня сохранялась у игумени Аполлинарии в селе Средний Карачан. В 1945 г. икона передана в Знаменский храм города Борисоглебска, где находится и по настоящее время.
По преданию иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это — дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов – липовые. И ныне он радует глаз своим величием и духовной красотой.
ИКОНА ХРАМА. Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон. Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Силы были неравны, и новгородцы начали молиться Господу о чуде. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену. Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги стали объяты неизъяснимым ужасом, побросали оружие и, побивая друг друга, стали поспешно отходить от города. Новгородцы преследовали противника и одержали полную победу.
ВЫВОДЫ
Таким образом, рассмотрев историю, архитектуру и другие факты, мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, церкви всегда оставались культурными центрами городов России, были их украшением. Таковы церкви и в городе Борисоглебске.
Во-вторых, архитектура русских церквей похожа на архитектуру церквей Византии.
Большинство из них построены по кресто - купольному типу.
В-третьих, церкви города названы в честь Святых, почитаемых испокон веков на Руси,
В-четвертых, церковь принимает активное участие в жизни города, помогает, как материально, так и духовно детям-сиротам, беднякам. При храмах города организованы воскресные школы. В свою очередь борисоглебцы также помогают церквям. Прихожане выделяют денежные средства и предлагают свою помощь в строительстве и отделке храмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борисоглебские храмы, как и все русские храмы уникальны. Каждая церковь имеет своё лицо. Каждый из храмов имеет свою интереснейшую историю, архитектуру. Церковь в Борисоглебске не просто здание, имеющее культурную ценность. Это особый организм, принимающий активное участие в жизни города. Увы, во времена Советского Союза многие храмы были разрушены, но те немногие, чудом сохранившиеся церкви сейчас служат жителям города по своему прямому назначению. Борисоглебцы, в свою очередь, гордятся своими церквями и не забывают о них, всячески помогают им.
Можно сказать, что церкви Борисоглебска и горожане живут единой, неразделимой жизнью. Именно поэтому наш город можно называть не просто Борисоглебском, но и Борисоглебском православным.
Над куполами, словно руки,
Она взирает с высоты,
На красоту, роняя звуки,
Как будто бы по лону вод
Она и в праздники и в будни
Прекрасным лебедем плывет
На встречу восхищённым людям.
Худое слово с языка здесь не слетит
Светлеют лица,
И тянется ко лбу рука,
Чтоб друг за друга помолится.
М. Просянников
ЛИТЕРАТУРА
1.Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т., 1-3. — М., 1991.
2.Бердяев Н. А. Душа России. В кн.: Русская идея.- М., 1991 Византия и Русь. –М., 1989.
3.Греков Б. Л. Из истории культуры Древней Руси. — М., 1944.
4.Зезина М. Р., Кошман Л. В. История русской культуры. - М., 1990.
5.История культуры России. - М.,1993.
6. История русского искусства. Т. 1.-М., 1991.
7. Философия русского религиозного искусства. - М., 1993.
Автор: Иванова Мария,
ученица 10 класса МБОУ БГО БСОШ № 3