О молитве во время богослужения, о ночной молитве
Интересный, сложный и болезненный вопрос - участие в Богослужении всякому человеку, тем более мирянину, не священнику. Обычно как вы участвуете? Не следуете каждому слову того, что поют и читают, а больше чувственным своим состоянием. Вот почему вы очень редко получаете утешение и обновление от Богослужения. Прежде всего, надо позаботиться о мирности, да? Не в мирном состоянии прийти в церковь и получить какую-то радость - невозможно. Во-вторых, требуется участие каждого, самого себя, в постоянном следовании каждого слова, что поется и читается, не предаваясь чувственному состоянию; надо стараться избегать чувственности и спесивой взвинченности, чтобы понимать каждое слово, которое поется и читается. Но не терять нити богопредстояния. Нить богопредстояния может быть только умная, молитвенная, без участия чувств. Чувственное богопредстояние - это уже не православное! Вот почему и пение наше партесное очень часто калечит и мешает нам молиться, да? И вводит в нас элемент чувственности. Значит, надо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы эта молитва была в нас и включилась бы в Богослужебное чтение и пение. Если ее в нас нет, то мы не можем никак включиться. Вот почему часто рекомендуется: входя в храм и переходя его порог, непременно заниматься "Иисусовой". И под состояние надоедливого надоедания Иисусовой - включиться в участие чтения и пения Богослужения.
Строго соблюдая правило: всякое чувственное участие выключать из себя, оно будет не православное. Вот почему часто вы слышали о том, что рекомендуется общенародное пение, да? Где участия чувственности под влиянием музыки не бывает. Почему и простой народ, не понимающий партесную музыку и классическую музыку, - он молится, а так называемая интеллигенция, любящая классическую музыку или вообще классическое пение, она чувственно молится, не получает никакого утешения и удовлетворения. Это можно видеть и в жизни.
И рост духовной жизни в христианстве - он бывает у простого народа, не понимающего классическую музыку и музыку вообще. Значит, вся суть нашего участия в Богослужении заключается только в том, чтобы непременно включать себя в понимание каждого слова молитвенного чтения и пения. Умно молясь. А если мы только чувственно будем себя включать, то мы никогда не получим никакой радости. А это очень огромная работа над собой. Вы сами по себе знаете, как редко бываете в мирности, когда возвращаетесь с Богослужения. Мы часто бываем пустые, да? Как будто мы потеряли драгоценное время жизни, да? Мы очень физически устаем, потому что мы не участвовали в Богослужении своим умным предстоянием, а только чувственно. А чувственность нам не дает никакого удовлетворения и утешения и не есть молитва. Значит, кто собирается в церковь, вот он заблаговременно заботится о том, чтобы быть мирным и наладить свое молитвенное предстояние Богу. И, идя уже в церковь, быть молитвенно в себе, чтобы потом переключиться, входя в церковь, на чтение и пение. Тогда мы получим огромную силу и энергию благодатную для того, чтобы вернуться домой с большим запасом духовных сил, противостоять всякому греху и настроению, бороться с любым грехом или страстью.
В службе совершается определенный чин: когда что идет друг за другом. Надо для этого знать песнопения и чтения, чтобы свободно понимать, скажем, шестопсалмие, да? Антифоны, так? Чтобы ни одно слово не упустить. Вот почему частые поклоны и крестные знамения могут мешать нам Богу предстоять, да? Мы должны очень скупо кланяться и печатать себя крестным знамением, как бы не помешать, не оторваться от нити того, что мы слышим в пении и чтении. Но большей частью люди предаются чувственному состоянию и, не понимая умом значимости слов, вдаются в них именно всем своим чувственным существом, и им кажется, что они молятся. Вот для этого нужно заниматься молитвенным трудом домашним, чтобы этот труд потом перенести в храм.
Вы спросите невольно: - А когда мы бываем немирные, как нам быть? Немирный человек никогда в Богослужении не получит ничего, пока не наладит свою мирность молитвенную, т.е. отношение к Богу. Если он мнит, что он получит утешение от молитвы, от Богослужения через пение, - это будет искусственное, но не участие сердца. Сердце связано с умом, а чувство, оно не бывает связано с сердцем. Чувство и сердце - две разные веши. И путать одно с другим нельзя. Мы молимся сердцем, через ум, да? А если кто молится чувством, без участия сердца, тот только чувственно взвинчивает себя и мнит, что он молится, а сердце не участвует. Вот почему Святые Отцы постоянно говорят, что от духа сокрушенна и смиренна, т.е. сердца, да? Не чувства, да? Мы,православные, предстоим Богу и молимся, да? Если кто не имеет духа сокрушенна и смиренна с участием разума - ума, тот не молится, а обманывает себя.
-Батюшка, если человек не мирный, что же ему делать, не ходить в церковь?
-Надо искать причину немирности, т.е. тут же заняться самоосуждением, оправдыванием кого-то, через кого пришла немирность, примириться с ним и осудить себя, осудить себя молитвенно перед Богом, - тогда мирность налаживается. А с другой стороны, "самогрызение" не имеет ничего общего с духом сокрушенным и смиренным, молитвенным хождением; оно не даст никакой радости и пользы, не наладит молитву, мирностъ. Самогрызение - это покаяние бесовское. От своего гордого "я" он упрекает и укоряет себя, думая, что он виновен в том-то, что он может что угодно сделать; мог себя заставить, и мог себя не заставить. Бывает часто, что это попускается Богом; что ему пришлось искуситься или упасть, или потерять мирностъ, да? Надо никого не винить - ни демона, ни человека. И не корить себя; зачем, почему я пошел. Человек не имеет власти не пойти и не встретить, скажем, искушение, да? Нам дано право только через способность протестовать и оберегать себя от греха, не поддаваться искушению, при помощи Божией, оберегая себя молитвенным строем, через смирение. А когда мы себя грызем: зачем я пошел и т.д., - это покаяние бесовское, от гордости. Как будто бы я имел право не пойти. Это попущение Божие, что я пошел, да? Если же я знал, что пойду на злое, и не остановил себя и все-таки заставил себя пойти, это, конечно, подлежит не бесовскому самоосуждению, а плачу. Мы заставляем себя пойти от самоуверенности, что не будем поддаваться, да? Я буду сильнее зла... И, конечно, мы падаем и согрешаем. Все мешает - и костюм, и пуговицы, окружающая среда, наши уши, наши глаза, наша праздность, наша бездеятельность, наша несобранность, наша ненастороженность.
Неправильное предстояние Богу, да? Если умом, от духа сокрушенна и смиренна, значит, правильная настроенность. И с этим молитвенным настроением мы и входим в храм. А если чувственно или мечтательно, - мы никогда ничего не получим от Богослужения. Мы потеряем литургию и всенощную. И только скажем, что "я был, я слышал, там-то служили, такой-то служил, а меня это не задело". И бывает невольная печаль, тоска, как я потерял всенощную и литургию. Да, потерял, потому что неправильно был настроен, не было заботы и не было труда. Пока ты не вошел в храм, ты был занят посторонними делами, да? Вот, между прочим, эта многопопечительностъ в дни хождения в храм Божий - это обычная уловка бесов. Наше праздное отношение к самому себе. И мы сами себя лишаем сладости богопредстояния за богослужением, и виноваты мы только сами. Мы себя не настраиваем, не бережем.
Вы участвуете умом, сердцем, текстом "Хвалите имя Господне", да? Как они будут петь, это тебя не интересует. Если они будут ошибаться, ты не заметишь, потому что ты будешь Богу предстоять. И их ошибки не заметишь. Они будут тебе безразличны. А когда ты несобранный и молитвенно не предстоишь, то, конечно, замечаешь все ошибки: и пение, и диаконов, и священников и т.д. Это дается большой работой домашней, работой над молитвой, чего обычно миряне лишены; и из-за обстановки, и нет времени, и мешают без конца и т.д.
Вот почему так ценно, наконец-то, усвоить как закон: самое лучшее время для молитвы - это ночь. Женатому, замужней и т.д. - ночь! Кухня, коридор, в конце концов, где-нибудь, да? Одна половина спит - другая на молитве. Надо сделать так, чтобы никто не заметил, никто бы не знал. От потребности сердца Богу предстоять, да? От потребности, да? Если он будет это в себе развивать, он без этого не сможет жить никогда, и с плачем и рыданием он вынужден будет уступать, сокращать и т.д. Почему лежачему больному так особенно больно - быть больным? Не потому, что надо лежать в кровати, а потому, что он лишен именно самого сладкого - молитвенного богопредстояния. Вот почему обидно бывает больному долго болеть и быть лишенным молитвенного делания, если он не научился лежа молиться! А для этого нужны лучше всего ночные часы. Нужна работа, постоянная работа над собой. И зачеркнуть себяжаление. Мы, между прочим, не умеем экономить время для того, чтобы ухитриться ночью помолиться, да? Чтобы ночью встать, но встать так, чтобы никто не видел и не знал... Не одевать обувь ни в коем случае, только специальные чулки, шерстяные, чтобы не шелестеть, чтобы не скрипеть. Должна быть полная тишина.
Вот почему у нас, у православных людей, так драгоценна эта лампадочка. Чего лишили себя католики и все прочие христиане. Они лишены именно этой простейшей радости - освещать икону лампадами, чтобы заняться не чтением по книжке, а чтением по пальцам Иисусовой или "Достойно", или "Всемилостивой". Часика на 2, на 3 - и больше ничего, там книжки не при чем. Ночью акафисты не читают, ночью читают "Достойно есть", "Всемилостивую", Иисусову на все лады.
Настает утро, а тебе не хочется кончать, и вся ночь прошла в молитве. Вот если кто может приучить себя к этому сладкому деланию, - тот богатый человек. Он не умеет ни осуждать, ни гневаться, всех оправдывает, всех извиняет, со всеми мирствует, всем уступает. Для него все умные, все хорошие, все-все святые, он один поганец. Вот почему Угодники Божии, они так быстро всходили от силы в силу, усваивали силу, Благодать Святаго Духа.
Работа над формой молитвы
Как отстать от греха? Разным путем. И анализом греха, и памятью смертной, неминуемого ответа Богу, и процессом оплакивания, если мы его не будем опять сознательно, мечтая, втайне повторять. Но это все может понимать только тот человек, кто верит, верующий, а не обрядоверующий, "обрядноверующий". Потому что у этого "обрядноверующего" нет сознания: что Бог на тебя смотрит, видит и смотрит на тебя. Вот с этого я начинал всегда общую исповедь. И надо себя ежедневно заставлять начинать молитвенное правило. Именно с этого, не с иконы, а вот совершенно уйти в себя, спрятать свой мозг куда-нибудь под стол и представить себя пред лицем Божиим, что Он на тебя смотрит, и слышит, и видит. И так каждый день, когда молишься.
И эту работу над формой молитвы священник должен нести в храм, облачиться и продолжать это делание, уже священнодействуя. Тогда святой алтарь будет Святым алтарем, а не рабочим местом, и облачение - не спецодеждой, а Святым облачением сана, что в большинстве случаев священники утратили. Потому что они механически, не молясь, читают и поют. Даже смысл предложения, целого предложения, они не понимают, а вот такие страшные молитвы, как Василия Великого, они их совершенно не понимают!
Эти молитвы на литургии - такие страшные молитвы! Они какие-то огненные, но такие простые, такие доступные для ума, и никакого богословия там нет! Вот кто не молится дома, тот никогда не научится литургисать и священником молиться!
Дело в том, что сейчас мы об этом даже и не можем мечтать. Потому что сейчас спасибо и за то, что есть люди, которые как-то имеют каноническое право принять на себя сан благодати священства и преподать Святые Тайны людям, механически совершая таинство, священнодействие. И таинство совершается. Весь ужас в том, что наши духовные учебные заведения не обеспокоены, что священники механически служат. Поэтому большей частью их работа напрасна. Это сердце не ищет и не добивается получить эту частичку Благодати Святаго Духа от священника. Хотя он совершает Таинство и не понимает, что он делает, - Таинство совершается.
Мне владыка митрополит Антоний говорил: "Уезжайте скорее, скорее уезжайте." Я говорю: "Куда ехать, опять в Борисоглебск?" Обидно же. Там ни одного молитвенника нет. И я поехал в Краснодар, к митрополиту Флавиану. Он меня принял. Они стоят на коленях на горохе два-три часа. Вот так они готовились к литургии!
-Батюшка, и было ему обещано?..
-...Духом Святым. Не увидеть смерти, прежде даже... Он в нашем храме начал совершать свою чреду Богу Вышнему, да? Значит, он был священник Бога Вышнего, да? Поэтому, с каким они предстояли благоговением, да? Не то, что мы! Несомненно, они читали молитву на каждый предмет своей одежды священнической, и таким образом, они были все окружены и спасены молитвою! У них жизнь была такая святая, но это достигается воспитанием и работой над собой. Они тоже, несомненно, работали, читали. У них было устройство нематериальное. Они служили не ради выгоды и не ради платы. Они служили Богу Вышнему! И боялись Его оскорбить! Вот почему получалось, что характер служения у них совершенно другой, так? То есть их религиозность! Она была, несомненно, очень велика!