Эпизод из жития св. Григория Двоеслова об императоре Траяне


Некоторые модернисты в качестве аргумента ссылаются также на рассказ из жития свт. Григория Двоеслова, повествующий о том, что святитель будто бы молился о душе языческого императора Траяна и был удостоверен от ангела, что его молитва услышана. Этот рассказ записал в начале VIII века, - то есть, через сто лет после смерти святого, - составитель жития, анонимный английский монах из Уитби, упомянув, что слышал его от "некоторых римлян". Происхождение его сомнительно, а содержание расходится с тем, что писал сам святитель Григорий Двоеслов. Сохранилось его письмо к двум Константинопольским клирикам, в котором он опровергает их убеждение, что Христос при схождении в ад вывел оттуда души не только ветхозаветных праведников, но вообще всех пожелавших, и называет такой взгляд ересью [10]. Нелегко допустить, чтобы при таких строгих взглядах святитель, который потрудился составить специльное послание, чтобы отстоять истину о том, что не веровавшие при жизни в истинного Бога не могут выйти из ада, вдруг сам стал горячо молиться не просто за язычника, но за одного из гонителей христиан, и все это под впечатлением от архитектурных построек Траяна и одной сентиментальной истории.

В творениях, написанных святым Григорием, мы видим совсем другие взгляды. Он, например, пишет: "О Царстве Небесном известно, что в него не входит ни один из нечестивых" [Свт. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. 12.1], "неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до дня последнего суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть" [Свт. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. 40.2], "совершенно необходимо верить тому, что души нечестивых во аде" [Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования, IV.28], еретики в будущем веке "должны ожидать смерти вместо жизни, и не временной, а вечной" [Свт. Григорий Двоеслов. Правило пастырское, IV.26].

В одном месте святитель Григорий прямо пишет, что святые не молятся за умерших неверующих, и объясняет, почему: "Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали о них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии?" [Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования, IV.44].

В другом месте он рассказывает, что согласно видению одного подвижника царь-арианин Феодорик был брошен в ад, и называет это справедливым, поскольку Феодорик убил двоих православных [Свт. Григорий Двоеслов. Собеседования, IV.29]. Крайне трудно поверить, что святитель, придерживавшийся таких взглядов, вдруг расчувствовался от вида общественных построек и стал молиться о спасении язычника, в правление которого были убиты гораздо более чем двое христиан. Нам кажется, что мы должны больше верить самому святому Григорию, чем анонимным "неким римлянам", жившим через сто лет после его смерти.

Стоит отметить, что ни в житии святителя Григория Двоеслова, составленном преподобным Симеоном Метафрастом, ни в житии, составленном святителем Димитрием Ростовским, не упоминается эпизод с молитвой за Траяна, хотя он был хорошо известен как на греческом Востоке, так и на Руси. Есть все основания полагать, что данное сказание не было включено потому, что святые агиографы не признавали его подлинным. Впрочем, некоторые святые отцы упоминали эту историю, не подвергая сомнению ее достоверность – свт. Марк Эфесский, прп. Иосиф Волоцкий и свт. Филарет Московский.

Но по нашему мнению эта история, - даже если допустить ее подлинность, - в действительности служит против той идеи, которую ею пытаются подтвердить. Данный случай в житии представлен как свидетельство особого молитвенного дерзновения святителя Григория, и подается как исключение, подтверждающее то правило, что некрещеный чужд спасения и после смерти пребывает душою в аду. Если бы правы были последователи лжеучения о спасении без Христа, то тогда ангел, явившись святителю, сказал бы, что его молитвы излишни, поскольку Господь уже давно обратил и крестил душу Траяна в аду, или что Траян невидимым образом своими добрыми делами еще при жизни незаметно для себя вошел в состав членов гонимой им Церкви, или нечто подобное.

Если бы вера в то, что "хорошие язычники" могут спастись своими добрыми делами, была исконной верой Церкви и, соответственно, верой святителя Григория Двоеслова, то откуда плач по Траяну? Эти "ручьи слез", упомянутые в житии, возможны лишь при глубоком осознании трагедии вечной гибели язычника, непросвещенного святым крещением. Если же и помимо Церкви можно войти в Царство Небесное, то тогда в посмертной участи Траяна нет трагедии, не о ком скорбеть, незачем молиться и проливать ручьи слез. Святитель Григорий в таком случае, рассмативая постройки и выслушав историю про вдову, просто напомнил бы себе о том, что за свои добрые дела Траян уже достиг спасения, и с ним "все хорошо".

Стоит обратить внимание еще на два обстоятельства.

Первое - то, что ни составитель жития, ни те святые отцы, которые упоминали эту историю, не делали из нее тех выводов, которые хотят сделать проповедники современного лжеучения. Никто не представлял её как доказательство того, что крещение и вера во Христа для спасения не обязательны и что "добрый язычник" спасается своими делами. Она представала неким исключительным случаем. Святитель Филарет Московский пишет: "Дерзновение чудотворца не удобно обратить в общее правило. Один из святых римских пап (Григорий Двоеслов), случайно вспомнив о добродетелях языческого императора Траяна, молился о нем, и имел откровение, что молитва его не отвержена, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв" [Свт. Филарет. Письмо к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Архимандриту Антонию (Медведеву)].

Второе обстоятельство заключается в том, что сам рассказ в житии, которое написал монах из Уитби, не содержит слов ни о спасении из ада, ни о вхождении души Траяна в Царство Божие. Вот что дословно там сказано: "Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека... он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны" [Цит. по: Иером. Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М., 1998. С. 196]. То есть, тема про "избавление от вечных мук" и "крещение слезами" - это уже чьи-то посторонние интерпретации и додумывания. В самом рассказе говорится лишь о том, что по молитвам святого Григория душа Траяна получила некое утешение. И это вполне в русле древних агиографических свидетельств. Можно привести в качестве параллелей рассказ из "Луга Духовного" о том, как умерший языческий жрец засвидетельствовал прп. Макарию Великому, что пребывая в аду они, язычники, получают некое временное облегчение мук, когда за них молится преподобный [См. Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. М., 2008. С. 590], и другой рассказ из "Мореплавания святого Брендана" о том, что святой молился за душу Иуды, чтобы в определенное время она ощущала некую ослабу в своих муках [Мореплавание святого Брендана // Альфа и Омега № 1 (35) 2003. С. 301].

Наши рекомендации