А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?
Диакон Георгий Максимов
Вне Церкви нет спасения
Введение
1. А как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?
2. Допускать гибель столь многих людей жестоко, любящий Бог должен непременно спасти всех добрых людей, которые не слышали об истине.
2.1. Неверное понимание посмертного воздаяния.
2.2. Искажение в системе ценностей.
3. Но православных христиан в мире меньшинство, и если возможность спастись имеют лишь они, то спасающихся очень мало, а погибающих очень много.
3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?
4. Говорить о том, что иноверцы, еретики и раскольники погибнут, является непростительной дерзостью, поскольку это решить может только Бог.
5. Если нехристиане не могут спастись, поскольку не верят во Христа и не приняли крещения, то разве не спасутся католики, протестанты и так называемые "нехалкидониты"? Ведь все они крещены и верят во Христа как в Бога.
5.1. Но ведь Церковь признает таинства некоторых еретиков?
5.2. А являются ли вообще католики, протестанты и "нехалкидониты" еретиками?
5.3. Но ведь некоторые из русских святых последнего времени не отвечали определенно на вопрос о спасении или погибели еретиков?
5.4. Аргумент от эмоций – "инославные мученики".
5.5. А как быть с теми рядовыми инославными, которые даже не знают особенностей догматики своих церквей?
6. А что если иноверцы и еретики каким-то мистическим образом попадают в Церковь?
6.1. "Теория ветвей" и теория "невидимой Церкви".
6.2. Элитарная катехизация в аду.
7. Разбор свидетельств Св. Писания и Предания, приводимых в пользу обсуждаемого лжеучения.
7.1. Деян. 10:35
7.2. Рим. 2:14-15 и 1Кор. 5:13
7.3. 1Тим. 4:10
7.4. Мф. 12:32-33
7.5. Благоразумный разбойник
7.6. Св. Ириней Лионский и свт. Иоанн Златоуст
7.7. Мнение св. Иустина Мученика о древнегреческих философах
7.8. Эпизод из жития св. Григория Двоеслова об императоре Траяне
7.9. Неуставная служба мученику Уару
7.10. Высказывание прп. Нектария Оптинского
Святые отцы о единоспасительности Церкви
Введение
"Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное".
Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви [Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1]. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой "кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16:16), и слова о том, что "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения" (Деян. 4:11-12).
Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: "Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: "Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие" (Ин. 3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: "Кто не родится..." то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются".
Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: "Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - Анафема!" То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа.
Несмотря на все это, к сожалению, в наше время среди некоторых православных людей укоренилось заблуждение о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, - не важно, веришь ли ты в Бога, или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя, или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное, быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела и тебя Господь за это спасёт. Обличая это страшное заблуждение, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что "признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства" [Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471].
Неудивительно, что святитель Игнатий назвал мысль о том, что можно спастись без Христа, отречением от Христа. Ведь если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос - не Спаситель, хотя даже само имя "Иисус" переводится как "Бог спасающий", и дано именно потому, что "Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21), и Сам Он сказал, что пришёл "спасать души человеческие" (Лк. 9:56), и что "кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10:9).
Мы не случайно начали эту статью с цитаты одного из выдающихся православных святых миссионеров. Осознавая, что вопрос принятия или не принятия Христа это вопрос жизни и смерти, преподобный Макарий, а также другие святые миссионеры [Так же верил и святой Николай Японский: "Мы твердо уверены… в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное" (Свт. Николай Японский. Дневники. СПб., 2007. С. 357)], не могли оставаться равнодушными и, жертвуя собой, отправлялись в далекие края, чтобы послужить спасению живущих там иноверцев. Напротив, убеждение в том, что "добрые иноверцы" спасутся даже без веры во Христа, помимо прочих губительных действий на души исповедующих его, парализует всякое желание стать проповедниками слова Божия, и поселяет в сердцах таких людей равнодушие к делу проповеди, потому что если можно спастись и без Церкви, то зачем кого-то приглашать в Церковь? К чему трудиться, рисковать, жертвовать собой? Плохие иноверцы все равно бы не послушали, а хорошие иноверцы итак спасутся ради своих добрых дел.
Но это ложь. Апостол Павел сказал: "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал. 2:21). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон, - даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, "которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет. 3:19). А если же вопреки истине признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна, ведь тогда всё, соделанное Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.
И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. И это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению "Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:20-21), что "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (1Кор. 10:20), и не помешало апостолу Иоанну записать, что "идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр. 21:8).
Очень важно помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, - и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.
Но, поскольку упомянутое заблуждение сейчас очень распространено, то нам следует разобрать наиболее типичные аргументы, которые выдвигаются в его защиту.
Элитарная катехизация в аду
Другая популярная схема "перелезания инуде", распространяемая ныне среди православных, берет свое начало даже не у протестантов, а у мормонов. Последние вполне официально учат о том, что будто бы души людей, проживших вне их "церкви" и исповедовавших другие веры, после смерти имеют возможность принять мормонство, креститься и таким образом "войти в число спасающихся".
Некоторое время назад по этому поводу даже разгорелся скандал, когда иудеи возмутились, узнав, что по учению мормонов видные жертвы Холокоста после смерти были обращены в мормонство и стали членами "Церкви святых последнего дня". Мормоны принесли официальные извинения и обязались более не совершать "посмертных крещений" иудеев [Правда, позднее эта практика все же была ими продолжена: http://www.jewish.ru/history/hatred/2012/02/news994304789.php].
Как ни странно, нашлись люди в православной среде, которые стали у нас проповедовать и насаждать столь же экстравагантные идеи. Преподобный Макарий Оптинский в свое время писал: "лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?" [Прп. Макарий Оптинский. Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей. Письмо 189].
Однако вот нашлись люди, которые дали волю фантазии и выдумали способ после смерти "присоединять" к Православной Церкви еретиков и иноверцев.
Делают они это, покушаясь на догмат о схождении Христа во ад. Согласно учению Церкви, после смерти на кресте Господь Иисус Христос Своею человеческой душою, временно разлучившейся с телом, "сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных" [Свт. Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные, 4.2] и "победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там" [9].
И вот некоторые наши современники начали учить, что будто бы сошествие во ад представляло не единовременный акт, а является продолжающимся действом, так что Христос постоянно пребывает в аду, чтобы души всех умирающих людей встречать там и проповедовать им, и эти души, будучи уже по смерти убеждены непосредственно Христом, принимают Православие, становятся членами Церкви и выводятся из ада. В целом все как у мормонов, даже о "посмертном крещении" заходит речь.
Приведем цитату из проповедника этого учения: ""Христос сошел во ад". Что это означает? Означает ли это, что в данный именно момент, в Субботу… сошел во ад и вывел всех праведников оттуда, так ведь? Когда вывел? Когда воскрес, как раз до Воскресения и представьте себе, вот Он только вывел, а в это время в другом месте скончался праведник, который еще Его не знал – Христа, который жил еще Ветхим Заветом, а Христос уже всех праведников вывел. Как думаете, как дальше быть, можно ли так понимать сошествие во ад? Ясно, что что-то не в порядке" [http://heatpsy.narod.ru/wosip4.html].
Вот на этом "представьте себе" и зиждится вся доказательная база нового учения, внедряемого в Церковь. Уважаемый лектор предлагает нам уподобить Христа Спасителя персонажу старой электронной игры "веселый повар", который вынужден был бегать туда-сюда чтобы ловить постоянно падающие сверху сосиски. Также, по его мысли, и Христос не может покинуть ада, пока в него падают все новые души праведников, не знающих о Нем.
Хочется сразу же спросить: а почему мы должны это представлять? Почему мы должны представлять себе то, о чем не говорит нам ни Писание, ни Предание Церкви, но что служит для разрушения истин, провозглашаемых и Писанием и Преданием? Почему бы нам не представить, например, что по Своему Промыслу Господь устроил так, что после Его Воплощения все праведники и истиннолюбцы как из иудейского народа, так и из других, оказывались слушателями проповеди апостолов и их преемников? Примеры Корнилия сотника и эфиопского евнуха говорят именно об этом.
Идея о том, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там всё новым душам умирающих, и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви, и чуждое её вере. А это уже само по себе подводит данное учение под слова апостола: "кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал. 1:9).
Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествлённой душою тогда, когда она пребывала отделённой смертью от Его тела. Затем душа Его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа "воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца".
Можно также привести слова свт. Иннокентия Херсонского: "Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия" [Цит. по: Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов. М., 2000. С. 613].
Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь "быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет 3:18-19); "сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все" (Еф 4:8-10).
Ясно сказано – "проповедал", а не "проповедует", и "нисходил в преисподние места", после чего "восшёл", а не "постоянно нисходит" или "нисшёл и пребывает в преисподней". О том, где Христос пребывает, апостол Пётр говорит вполне определённо: "восшед на небо, пребывает одесную Бога" (1Пет 3:22).
Кроме того, указанное лжеучение лишает смысла саму человеческую жизнь на земле. По православному учению, эта жизнь дана человеку как время для выбора – с Богом ли он, или против Бога, и сделанный выбор, выразившийся в словах и делах человека, определяет его посмертную участь.
Преподобный Варсонофий Великий говорит: "Касательно же ведения о будущем - не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь. По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть… Брат, здесь делание, - там воздаяние, здесь подвиг, - там венцы" [Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513]. И свт. Иоанн Златоуст пишет: "Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание. "Во аде же, - сказано, - кто будет исповедовать Тебя?" (Пс 6:6)" [Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. М., 1993. Кн. 1. С. 398]. И в богослужебных текстах Православной Церкви выражена та же мысль: "Несть во аде покаяния, несть тамо прочее ослабы: тамо червь неусыпаемый, тамо земля темна, и помрачена вся" (Чин погребения священников). Выражена она и в таком соборно утвержденном документе как Православное Исповедание Восточной Церкви: "душа после смерти не может освободиться или покаяться, и ничего произвести такого, что искупило бы её от ада" [Цит. по: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. СТСЛ., 1995. С. 49].
Указанное лжеучение лишает смысла и существование земной Церкви, потому как при таком подходе она становится совершенно ненужной – если принять, что Христос после смерти всё равно каждого лично встречает в аду и даёт возможность войти в рай, то какая разница – быть в Церкви или вне её, проводить жизнь подвижническую, или погрязать во грехах, если конец у всех один?
Более того, согласно этой идее получается, что лучше прожить жизнь так, чтобы попасть в ад, поскольку это открывает возможность принять веру более элитарным образом – не от простых священников, как на земле, а от Самого Христа, Который будто бы дежурит в аду, встречая души всех попадающих туда и опрашивая их, не соблаговолят ли они хотя бы сейчас признать Его как Спасителя в обмен на избавление от здешних мук.
Напомним еще раз догматическое учение Православной Церкви, которое излагает преподобный Иустин: "Религиозно-нравственное состояние душ в загробной жизни кардинальным образом не меняется. Если бы Бог в корне его изменил, то учинил бы насилие над неприкосновенностью свободы человеческой души и истребил бы то, что делает личность личностью. Впрочем, и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем своим существом и желала полностью себя изменить и начать новую жизнь, вполне отличную от ее жизни на земле, - не смогла бы этого сделать. А не смогла бы потому, что в загробной жизни ей недостает тела - необходимой части человеческой личности для полного самостоятельного волеизъявления и деятельности последней - и не будет у нее земных условий и средств спасения. Другими словами, в загробной жизни покаяние невозможно, ибо там дозревает то, что посеяно и взращено на земле. На это указывает Священное Писание, сравнивая земную жизнь с сеянием, а жизнь за гробом - с жатвой (см.: Гал. 6:7-8)" [Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Т. IV. М., 2007. Сс. 364-365].
Деян. 10:35
Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, - пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, - в частности, указывают на слова апостола Петра о том, что “во всяком народе боящийся Бога... приятен Ему” (Деян. 10:35).
Мы не случайно привели слова прп. Ефрема. При изучении того, как используют указанную цитату сторонники обсуждаемого заблуждения, возникает ощущение, что они своей аудиторией предполагают исключительно людей, толком не знакомых с Писанием. Потому как лишь в этом случае можно не заметить, что предлагаемое модернистами понимание данных цитат из апостола идет вразрез с другими его словами, вполне определенно выражающими учение о спасении.
Нас пытаются убедить в том, что апостол Павел, который писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения (см. Гал. 2:21), на самом деле будто бы учит, что спастись могут даже те, кто почитал идолов, и знать не знал о Божием откровении, и что апостол, который говорил: "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (1Кор.10:20), и который восклицал: "Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2Кор.6:15), будто бы считал, что в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу с тем, кто кланялся Велиару.
Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности, преподобным Иосифом Волоцким:
"Если “во всяком народе боящийся Бога... приятен Ему” (Деян. 10:35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, - но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28:19-20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16:16.)…
Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения “нет другого имени под небом... которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божьего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до Воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2:14-15)" [ Прп. Иосиф Волоцкий. Просветитель, 5].
Рим. 2:14-15 и 1Кор. 5:13
Другими текстами, которые нередко приводят сторонники разбираемого лжеучения, являются слова апостола Павла: "когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:14-15), и другие его слова: "Внешних же судит Бог" (1Кор. 5:13). Из этих слов апостола о том, что язычники, не знавшие Откровения, будут судиться по делам своим на основании свидетельства их совести, сторонники обсуждаемого заблуждения хотят сделать вывод о возможности спасения для неуверовавших во Христа и не сочетавшихся со Христом в крещении.
Они предлагают нам странную логику: "будут судимы" - значит "будут оправданы". Но откуда взято такое значение? Для любого по-настоящему совестного человека слова "ты будешь судим по делам своим и по справедливости получишь за них то, что причитается" это вовсе не "отличные новости". Это страшный приговор, потому что совесть напоминает о всех тех грехах, которые заслуживают не награды, а наказания.
Будут судимы – значит будут осуждены в соответствии с совершенными грехами, как об этом прямо пишет апостол в том же самом месте: "Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся… в день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа" (Рим. 2:12,16).
Слова апостола о суде Божием над внешними святитель Иоанн Златоуст понимал не как "отличную новость" о возможности оправдания, а, напротив, как грозное предупреждение о вечном наказании: "Чтобы из слов его: "что мне судить и внешних?" – кто-нибудь не вывел заключения, что язычники останутся безнаказанными, он указывает им на другой суд – страшный. Говорит это, чтобы устрашить внешних и вместе утешить своих, и чтобы показать, что это временное наказание избавляет от вечного и бесконечного" [Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 1 послание Коринфянам, 16.1 // Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. Т. VIII. М., 2006. С. 175].
Человек мог бы оправдаться свидетельством совести только если бы прожил безгрешную жизнь. Но Бог говорит нам, что "нет человека праведного на земле" (Еккл. 7:20), "нет человека, который не согрешил бы" (2Пар. 6:36), "все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). По свидетельству святого Беды Достопочтенного, "все люди рождаются во тьме порока и пребывают во мраке, пока не просветит их благодать крещения Христова" [Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. IX. Тверь, 2008. С. 207]. Тот, кто не прибег к благодати крещения, не воспользовался путем спасения, который Христос открыл для всех, тот остался во мраке грехов своих.
И наличие совести как раз означает, что никто не уйдет от суда. Если бы не было этого голоса Божия в каждом человеке, то тогда не за что было бы судить тех, кто не получил информации о воле Божией из внешних источников. Но, как объясняет блаженный Феофилакт, "апостол говорит о том, каким образом судимы будут все вообще люди. В день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку не нужно будет на судилище том ни другого обвинителя, ни другого защитника" [Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Римлянам, 2]. И тогда, по толкованию блаженного Феодорита, тех, кто не знал Божественного закона Судия за их согрешения "законно накажет, по врожденному природе их дару распознавать доброе и злое… Совесть живших вне закона будет то оправдываться, выставляя в предлог неведение, то принимать обвинение и провозглашать справедливость произнесенного приговора" [Блж. Феодорит Кирский. Творения. М., 2003. Сс. 110-111].
Тим. 4:10
Другим аргументом сторонников разбираемого лжеучения является отсылка к словам Писания и Предания Церкви, в которых говорится о том, что Христос пришел для спасения всех людей. В частности, любят приводить слова апостола: "Бог… есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных" (1Тим. 4:10). Из этих слов и сходных святоотеческих выражений о том, что Христос пришел ради всех людей, модернисты хотят сделать вывод, что таким образом можно говорить о спасении не только христиан, но и мусульман, буддистов, идолопоклонников и т.п.
Вывод этот, между тем, неоснователен. Допустим, человек, идущий в храм, по дороге зайдет в дом, где находятся его друзья и пригласит их присоединиться к нему. В результате некоторые пойдут в храм, а некоторые откажутся и останутся дома. Пригласивший пришел в дом ради всех, но воспользовались его приходом только те, кто послушался и пошел в храм.
Именно так и объясняет слова апостола святитель Феофан: "Бог есть Спаситель всех человеков, - потому что всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1Тим. 2:4) - и не только хочет спастись всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый и всегда сильный спасти всякого, кто ни захочет воспользоваться им. Но почему Он есть Спаситель наипаче верных? Потому что спасительное Божие хотение и спасительное Божие устроение простираются на всех и для спасения всех довлетельны; но на деле спасаются только верные, то есть только уверовавшие в благовестие и по принятии благодати живущие в духе веры. Так что Бог, и всегда желающий и всегда сильный спасти всех, в действительности Спаситель есть только верных. Μαλιστα - значит: так, именно так. Почему: наипаче верных - можно перевести: именно верных" [Свт. Феофан Затворник. На первое послание святого апостола Павла к святому Тимофею].
Святитель Тихон Задонский прямо отвергает понимание модернистами этих слов: "На вопрос твой: "Неужели все и спасаются, если ради всех Христос пришел в мир?" - отвечаю тебе кратко. Воля Божия хочет всем спасения, и Христос всех спасти пришел, как я писал тебе, но не все спасаются. Христос Господь по воскресении Своем сказал апостолам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк.16:15-16). Потому, кто Его верой принимает и крестится "во имя Отца, и Сына и Святаго Духа", тот спасается, а кто Его не принимает, тот погибает. Так не приняли Его Иудеи, будучи Его народом, как пишется: Господь Иисус "пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин 1:11). Так не принимают Его магометане и прочие народы, и идолопоклонники, и ложные христиане, которые на языке веру имеют, но в сердце безбожие, о каковых апостол писал: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу" (Тит. 1:16)" [Свт. Тихон Задонский. Келейные письма, 9].
Мф. 12:32-33
Еще один аргумент проповедники разбираемого заблуждения строят на словах Господа "Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12:32-33). Эти слова они хотят представить, как относящиеся только к тем, кто, зная истину, сознательно противится ей. И потому, будто бы, все еретики и иноверцы, которые хотя бы в силу незнания не противятся истине Православия, будут прощены и спасены, даже если хулят Христа. И модернисты приводят в подтверждение своего толкования слова святых отцов, в частности, свт. Иоанна Златоуста и свт. Феофана Затворника, которые говорили о том, что противление очевидной истине есть хула на Духа Святого.
Безусловно, никто не станет спорить с тем, что сознательное, ожесточенное противление истине не простится ни в сем веке, ни в будущем. Но святые отцы, на которых ссылаются модернисты, не говорили, что ТОЛЬКО ЭТО является хулой на Духа Святого. Святые отцы своими толкованиями дополняют друг друга. Поэтому для полного представления о святоотеческом понимании смертного и непрощаемого греха хулы на Духа Святого мы должны также обратить внимание на слова преподобного Ефрема Сирина: "Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?" [Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. Сергиев Посад, 1912. С. 111].
От такого понимания, которое предлагают модернисты, прямо предостерегал святой Афанасий Великий: "скажи мне, - неужели хула на Сына отпустится арианам, симонианам, савеллианам, фотинианам и всем врагам, хулящим воплощение Сына? Да удалится от нас такая нелепая мысль!.. хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будушем веке" [Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. IV. М., 1994. С. 441].
Уместно вспомнить также и то, что святитель Марк Эфесский в своем окружном послании по поводу Флорентийского собора относит к греху хулы на Духа Святого учение о filioque, которое, как известно, ныне исповедуют и католики и протестанты. Того же мнения был и преподобный Паисий Величковский, сказавший "лучше тебе в нищете пребывать, нежели похулить Святаго Духа, как хулят Его римляне" [Письмо к униатскому священнику Иоанну. Цит. по: прот. Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский, его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж, 1976. С. 217].
Благоразумный разбойник
Наконец, очень любят сторонники разбираемого заблуждения ссылаться на пример благоразумного разбойника – вот, мол, он и крещен не был, а спасся, значит, признайте, что язычники и все неверующие во Христа могут спастись без крещения.
Аргумент очень странный. Во-первых, благоразумный разбойник не был язычником, он был евреем, то есть, уже по факту своего обрезания входил в Завет с Богом и знал, по крайней мере, основные истины богооткровенного закона, хотя и не следовал им в жизни. Во-вторых, согласно евангелисту Луке, он веровал во Христа распятого, называл Его Господом и к Нему обращал мольбу о спасении. Как же его пример может служить оправданием для мысли, что спастись могут и те, кто не был в Завете с Богом и не верил во Христа?
Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: "Кто не примет Крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: “можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?” (Мк. 10:38). И мученики сознают это, соделываясь зрелищем для мира, и ангелов, и человеков" [свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 3].
В Церкви известна древняя традиция, говорящая о благоразумном разбойнике как о мученике. В частности, блаженный Иероним писал: "Христос с креста ввел разбойника в рай; и - чтобы никто не считал обращения поздним, - превратил наказание за убийство в мученичество" [Блж. Иероним Стридонский. Письмо 16 // Творения. Ч. 1. Киев, 1893. С. 46]. Священномученик Киприан Карфагенский, сказав, что мученики оказываются "крещены славнейшим и величайшим крещением крови", продолжает: "а что крестившиеся своею кровью и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю" [Св. Киприан Карфагенский. Письмо 60, к Юбаяну].
Не только святой Киприан, но и другие святые отцы определенно учили, что разбойник принял крещение. Прп. Ефрем говорит: "разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа" [прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие, 20]. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что "Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая" [Свт. Иоанн Златоуст. Слово о возвращении из Азии в Константинополь // Творения. Т. 3. Кн. 2]. В другом месте он рассматривает этот вопрос подробнее:
"Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: “кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:5). Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения... Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода (Ин. 19:34)... – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнула на разбойника и этим окроплением он был крещен" [ Свт. Иоанн Златоуст. О ревности и благочестии, и о слепорожденном // Творения. Т.8, Ч.2].
Также учит и святитель Димитрий Ростовский, который в слове на Богоявление говорит, что для благоразумного разбойника "вода, истекшая из ребер Христовых, стала водою крещения" и ссылается при этом на преподобного Анастасия Синаита.
Примечания
1. На первом деянии VII Вселенского Собора св. Тарасий Константинопольский, обосновывая принятие епископов-иконоборцев в сущем сане, говорил: "Что вы скажете об Анатолии? Не был ли он председателем четвёртого веселенского собора? А между тем он был хиротонисан нечестивым Диоскором в присутствии Евтихия. Так и мы принимаем хиротонисанных еретиками, как и Анатолий был принят. Опять же, воистину есть Божие изречение, чтобы дети не были умерщвляемы вместо отцов, но каждый умирал за свой грех (Иез. 18:4), и, наконец, хиротония от Бога". И Собор принял доводы свт. Тарасия, и иконоборцы были приняты в сущем сане.
2. Об этом свидетельствует епископ Охридский Димитрий Хоматин: (http://logothet.livejournal.com/77561.html).
3. Слова святителя по поводу постановления Синода от 24 августа 1797 г. о форме отпевания инославных: "Разрешая сие, Св.