Моральная основа воздержания
Теологическое понимание Елены Уайт о невоздержании как результате нашей павшей природы и умеренности /воздержания как плод искупления, - подчеркивает ее взгляд, что употребление алкогольных напитков, это скорее моральная, чем медицинская проблема или мы можем сказать – скорее проблема греха, чем болезни. Этот взгляд сегодня непопулярен, ибо проблему пьянства рассматривают как болезнь, освобождая, таким образом, людей от любой активной ответственности за соделанные преступления. Причина этой проблемы обычно приписывается некоторым физическим, культурным или психологическим факторам, нарушение мира во внутренней системе человеческого организма.
Эта модель пьянства, сваливающая на болезнь, ослабляется решением личности иметь дело с ответственностью и коварно поощряется более тем же поведением, поскольку личность знает, что он или она будут извинены за это и не будут нести прямой ответственности. Эта модель пьянства как болезни – чужда учениям Елены Уайт. Она советует тем, которые осознают свою неспособность порвать с пьянством – поместить «свои ноги твердо на принципе – решить прикасаться к алкогольным напиткам или употреблять табак». Она продолжает: «Они являются ядами, и их употребление является нарушением закона Божьего» /Возд. 103/
В дальнейшем будет сказано более о совете Е. Уайт, как победить эту пагубную привычку. А здесь важно отметить ее фундаментальное убеждение, что употребление опьяняющих веществ, таких как алкогольные напитки, представляют «нарушение закона Божьего». Признание этого факта было важным для Елены Уайт, ибо она верила, что «основанием постоянной реформы является закон Божий. Мы призваны указать людям ясно и отчетливо на потребность человека в повиновении этому закону» /СИ. 129/. Это убеждение исходит от ее понимания, что Священные Писания ясно запрещают употребление алкогольных напитков и, следовательно, их употребление представляет нарушение морального принципа, установленного Богом для нашего физического и духовного благополучия.
Она подчеркнуто заявила: «В Своем Слове Господь дал особые указания относительно вина и крепких напитков. Он запретил их употребление и усилил Свои запреты сильными предостережениями и угрозами. Но Его предостережения против употребления опьяняющих напитков не являются результатом проявления произвольного авторитета. Он предостерегает людей, чтобы они могли избежать греха, который является результатом потворства – употребления вина и крепких напитков» /Возд. 42/.
Ослабление убеждения
Ясное убеждение Елены Уайт, что Бог запретил употреблять алкогольные напитки и «Усилил Свой запрет сильными предостережениями и угрозами», - /268 стр. ориг./ кажется ослаблено сегодня в Адвентистской Церкви. Это отмечается не только увеличением числа Адвентистов, которые случайно употребляют алкогольные напитки, но также неопределенностью высказываний многих пасторов и членов. В течение 1988 года я имел преимущество присутствовать и дискуссировать о библейских учениях, касающихся алкогольных напитков на многих Адвентистских собраниях в Северной Америке, Австралии, Англии и Бермудах. К своему удивлению, я нашел, что не только некоторые члены церкви, но даже некоторые пасторы неопределенны в этом вопросе. Некоторые искренне верили, что Библия учит скорее умеренному употреблению, чем воздержанию от алкогольных напитков.
Неопределенность относительно библейского учения об алкогольных напитках иногда может быть также обнаружена и в Адвентистской литературе. К примеру, специальный выпуск «Эдвентист Ревью» от 25 февраля 1982 года, посвященный воздержанию, утверждает: «Все более и более мы кажемся людьми, сталкивающимися с трудностями, как внутри, так и вне церкви, которые требуют показать, что Священные Писания определенны относительно полного воздержания. И если мы тщательно не подготовимся, мы можем оказаться в оборонительной позиции. Истина заключается в том, что Библия не содержит типичного образца краткого и точного указания, предписывающего полное воздержание, которое многие из нас желали бы увидеть» /Джеймс Коффин, «Осуждает ли Библия умеренное употребление алкогольных напитков?» Эдветист Ревью, 25 февраля 1982 года, 4 стр./. Та же самая мысль повторяется в следующем параграфе: «Полное воздержание является лишь одной из числа сфер, где Библия не дает точного указания» /там же/.
Наше изучение показывает иначе. Священные Писания дают ясные указания даже «не смотреть на вино» /Прит.23:31/ и быть вполне воздержанными /Лев.10:9; Прит.31:4; 1Фес.5:8;
1Петр.1:13; 4:7; 5:8; 1Тим.3:2; Титу 2:2/. Мы нашли, что часть проблемы заключается в том, что некоторые решающие библейские тексты были неправильно переведены, вероятно, чтобы спасти лицо тех, которые защищали умеренное употребления алкоголя и в то же время осуждали пьянство.
Ясное библейское убеждение
В мыслях Елены Уайт не было сомнения, что Библия точно осуждает употребление алкогольных напитков. В своей книге «Служение исцеления» она пишет: «Библия нигде не одобряет употребление опьяняющего вина. Вино, которое Христос сделал из воды на свадебном пире в Кане, было чистым виноградным соком. Это было «новое вино, обнаруженное в виноградной кисти, о котором говорит Писание: «не повреди ее, ибо в ней благословение» /Исх.65:8/ /стр. 333/.
Елена Уайт продолжает, говоря: «Именно Христос в Ветхом Завете сделал предупреждение Израилю: «Вино – глумливо, сикера – буйна: и всякий увлекающийся ими - неразумен» /Прит.20:1/… /269 стр. ориг./. Именно Христос повелел Иоанну Крестителю не пить вина и крепких напитков. Именно Он предписывал подобное воздержание жене Маноя. Христос никогда не противоречил Своему собственному учению. Неперебродившее вино, которое Он сделал для гостей на свадебном пире, было полезным и освежающим напитком. Это то вино, которое наш Спаситель и Его ученики употребляли во время первой Вечери» /Там же/.
Комментируя текст Лев.10:9, где Бог сказал Аарону: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою», - Елена Уайт говорит: «Здесь мы имеем наиболее ясные указания Бога и Его причины для запрета употреблять вино; чтобы их сила проницательности и распознавания могла быть правильным, и они всегда могли различать между чистым и не чистым. И другая весьма важная причина, почему они должны воздерживаться от всего опьяняющего – также дана. Она требует полного применения неомраченного разума, чтобы представлять народу Израильскому все уставы, которые Бог заповедал им» /Возд. 44/.
В этом заявлении Елена Уайт объясняет причины, почему Бог запретил употребление алкогольных напитков, а именно: они ослабляют «силу проницательности и распознавания» и в такой же мере способность учить принципам, которые открыл Бог. Елена Уайт нашла поддержку своей веры во всеобщее, полное воздержание в многочисленных местах Библии. В своем трактате «Пьянство и преступление» она пишет: «В Священном Писании есть много серьезных предостережений против употребления опьяняющих спиртных напитков» /»Пьянство и преступление», стр. 4/, Она продолжает цитировать тексты» Втор.29:6; Прит.20:1; 23:29-32; 31:4; Амос. 6:6; Еккл.10:17. И заканчивает следующими словами: «Господь дал особые указания в Своем Слове со ссылкой на употребление вина и крепких напитков. Он воспретил их употреблять и усилил Свой запрет сильными предостережениями и угрозами» /Возд. 53-54/.
Наиболее пример воздержания, часто цитируемый Е. Уайт – пример Даниила и его трех спутников. Она пишет: «Эти юноши не только отказались пить царское вино», но они воздержались от его роскошного стола. Они были послушны как естественному, так и моральному закону» /Истинное воздержание, «Обвинение против торговли алкогольными напитками», Нашвилл, стр. 14/. Урок, извлеченный ею из примера, что «желающие сохранить свои силы неослабленными в служению Богу, должны соблюдать строгую умеренность в употреблении всех Его щедрых благ и в такой же мере проявлять полное воздержание от всего вредного или унижающего» /Там же, стр. 15/.
Суммируя все вышесказанное, Елена Уайт глубоко верила, что полное воздержание является принципом, ясно изложенным в Священном Писании посредством предостережений и /270 стр. ориг./ примеров. Неуважение этих принципов является нарушением закона Божьего. Послушание этим принципам, через дееспособную силу Христа, содействует в нас восстановлению морального образа Божьего. Полное воздержание является частью Евангелия и в особом смысле частью трехангельской вести. Это означает, что воздержание является частью восстановительного процесса действующего через силу Евангелия, - восстановление, которое является насущной частью приготовления к пришествию Христа.