Возможна ссылка на виноградный сок
Роберт Тичоут подчеркивает другое возможное решение для очевидного противоречия между требованием, чтобы епископы были трезвыми и чтобы дьяконы «не были пристрастны много к вину». Его подчеркивание заключается в том, что различие между двумя заявлениями «может хорошо отметить различную истину», а именно, что епископы наставлены воздерживаться от алкогольных напитков, в то время как дьяконы должны быть умеренными в употреблении виноградного сока» /Роберт Тичоут ш. Н.2/ стр. 442-443/.
«Хотя это простое решение», - как допускает Тичоут, - «может сначала показаться сильным, однако это понимание необходимо вполне сохранить наряду с двойственным законным значением ойнос и непосредственным контекстом. Он кажется наиболее необычным, ибо только здесь /единственная ссылка во всей Библии, факт, попущенный многими, которые придерживаются такой позиции/, /252 стр. ориг./ является любое подчеркивание, что тайна питья вина с Божьего одобрения – это его количество. Если в этом содержится ключ к разгадке, он необходим также и в период Ветхого Завета. Однако, там Бог явно одобрил яин /вино/ как символ своих благословений для человека и отметил, что его необходимо пить до насыщения /Песн. Пес.5:1; Иоиль 2:18-19/. Однако, поскольку контекст 1Тим.3 главы чрезмерно подчеркивает на самообладании и умеренности, включить идею о такой умеренности в употреблении добрых Божьих даров, виноградный сок не является непредвиденным, особенно если для ограничения имеются культурные причины» /Там же, стр. 443-444/.
Чтобы прояснить свое истолкование, Тичоут приводит два примера библейских увещаний в умеренном употреблении продуктов, которые хороши сами по себе. Первым из них является мед, о котором он говорит: «Мед – это дар от Бога для наслаждения /с некоторыми возможными отрицательными вторичными значениями/, - весьма рекомендован как «длаго». Однако в Прит.25:27 относительно даже такого блага важна умеренность: «Не хорошо есть много меду» /там же, 444/.
Вторым примером является пища, которая является добрым даром от Бога /Пс.103:15/. Однако, как объясняет Тичоут, «обжорство, поглощение большого количества пищи является
грехом /Втор.21:20; Прит.23:21/. В то время, как некоторые пытались сочетать пьянство с обжорством как грех того же рода, - согласно Библии, они отличительны.
Питье алкогольного вина – для нашего естества греховно в любом количестве, как подчеркнуто Суд.13:4,7,14. Оба эти продукта, согласно Писания, природно греховны /Лев.11:44-47/. Поэтому, предположение, что 1Тим.3:8 позволяет дьяконам пить вино в умеренно, пропускает совершенно мимо эту позицию. Вместо этого часто повторяются слова, требующие трезвости, воздержания самообладания в контексте Божьих качеств для руководителей, включая предостережение проявить умеренность даже в наслаждении Божьим даром, виноградным соком» /там же, 445/.
Тичоут находит законную культурную поддержку для своего истолкования в преобладающем невоздержании греко-римского общества. Излишества в питье засвидетельствованы как в Священном Писании /Тит.1:12; 1Кор.11:21; 6:10,11/ и мирскими авторами. Плиний с отвращением описывает «пьяные матчи, в которых приз вручался тем, которые выпили наибольшее количество вина», - говорит Плиний, - «мы уменьшаем силу вина посредством фильтрования» /там же/. Это высказывание подчеркивает, что иногда они употребляли вина, алкогольная сила которых устранялась фильтрованием муста, - процедура, так ясно изложенная в IV разделе. В некоторых случаях народ наполнял /253 стр. ориг./
Свои желудки чистым виноградным соком; в таком случае они извергали из себя, применяя рвотное, и снова повторяли соревнование. Луциан из Самосаты /около 115-200 г.г. по РХ/, языческий сатирик, ссылаясь на этот обычай, говорил: «Я пришел… как те, которые пьют виноградный сок /глейкос/, наполняя и опустошая свои желудки, применяя рвотное» /Луциан из Самосаты, «Филопатрис», 39/.
Домашние посещения
Культурным дополнительным фактором, не упомянутым Тичоутом и, однако, поддерживающим его истолкование – это подчеркивание посредством уникальной природы служения дьякона. Она выпала на долю дьяконов, чтобы принести повсюду помощь церкви, - для находящихся в нужде, и собирать пожертвования от дома к дому, Это требует от дьяконов посещать дома - часто по официальному поручению руководителей церкви. В отчете об уникальном служении в семействах дьякон был призван исполнить каждое из четырех качеств, данных Павлом и необходимых для такого служения. /1Тим.3:8/.
Первым качеством является «серьезность», ибо дьякон должен надлежащим образом представлять святость своего служения.
Второе качество – дьяконы не должны быть «двоязычны», ибо в своих посещениях семей дьякон не должен рассказывать различные истории членам церкви, чтобы пытаться угодить каждому. Он должен возвысить истину. Третье качество – «не пристрастно много вину». При посещении членов в их домах дьякону обычно предлагают пить непереброженный виноградный сок. Четвертое качество – «не корыстолюбивы», - поскольку дьякон ответственен за сбор пожертвований от дома к дому, и их распределение среди нуждающихся. Эти качества необходимы для дьяконов, чтобы «хранить таинство веры в чистой совести» /1Тим.3:9/.
Христиане, которые были научены Павлом воздерживаться от алкогольных напитков, могли совершенно естественно предлагать дьякону, когда он посещал их дома, непереброженный виноградный сок, который мог быть свежим, кипяченым и разбавленным водой или приготовленным из изюма. Это было обычным в те дни, как еще и сегодня – предлагать пить, чтобы приветствовать посетителя. В свете этого культурного обычая, Павел должен был увещевать дьяконов – быть умеренными в питье виноградного сока при посещении членов, чтобы сохранить их репутацию и образ церкви. Дьякон, который пил несколько чаш виноградного сока в посещаемых домах, вскоре мог стать известным за свое излишество и прозван обжорой.
Понятые в этом смыслу увещания Павла являются последовательными и положительными. От христиан, а особенно руководителей церкви ожидали, что они будут воздерживаться от броженого вина. Дьяконы, которых часто приглашали /254 стр. ориг./ посещать членов церкви на дому, - от них ожидали, что они будут умеренными в употреблении непереброженного вина, чтобы защитить их репутацию и в такой же мере всей церкви.
Итог
Предшествующий анализ 1Тим.3:9 подчеркивает, что фраза «не пристрастны много вину», - не означает одобрение умеренного употребления алкогольного вина. Это заключение
покоится на пяти главных причинах. Прежде всего, это истолкование противоречит требованию Павла о трезвости для епископов, дьяконисс, престарелых мужчин и женщин и, таким образом, двойной стандарт становится абсурдом. Во-вторых, даже сегодня закон, подразумевающий согласие означает, что то, что воспрещено в большом количестве, автоматически одобряется в малом количестве.
В-третьих, главная функция этой фразы – не одобрить умеренное употребление вина, но скорее исключить от служения дьякона любую личность, которая употребляет много вина. В-четвертых, совет Павла употреблять лишь немного вина, ради медицинских целей исключает любую возможность, чтобы апостол мог рекомендовать дьяконам пить умеренно для удовольствия опьяняющее вино.
И, наконец, в-пятых, непосредственный контекст и в такой же мере культурные соображения подчеркивают возможность, – что эта фраза может представлять рекомендацию: быть умеренными в питье виноградного соки при посещении домов, чтобы оградить свою репутацию и также церкви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этом разделе было исследовано пять мест, относящихся к вину. Эти места часто используются, чтобы заполучить библейское одобрение для умеренного употребления алкогольных напитков. Наше изучение каждого из этих текстов в свете их непосредственного и более широкого контекста, исторических обычаев времени и всеобщего учения Священного Писания показало, что ни один из этих текстов не противоречит библейскому повелению о воздержании. Наоборот, мы нашли, что все они законным образом согласуются со всем учением Священного Писания. Некоторые из них косвенно, но убедительно поддерживали воздержание от употребления алкогольных напитков. К примеру, Прит.31:6 подчеркивает в ироническом тоне, что алкогольные напитки пригодны только для того, чтобы устранить чрезвычайную боль умирающих. Подобным образом Осии 4:11 осуждает не излишество, но употребление «вина и напитков», отнимающих понимание.
В различном и, однако, равно убедительным образом 1Тим.5:23 поддерживает принцип воздержания посредством факта, что Павел /255 стр. ориг./ рекомендовал Тимофею употреблять только немного вина не для физического удовольствия желудка, но ради медицинских нужд его желудка. Итак, суммируя наше изучение библейского учения об употреблении алкогольных напитков, мы можем сказать, что Священное Писание последовательно в учении об умеренном употреблении полезных, непереброженных напитков и воздержании от употребления опьяняющих переброженных напитков
/259 стр. ориг./