Часть 2 молитвенные стратегии

МОЛЯЩАЯСЯ ЦЕРКОВЬ

Второе издание (пособие)

Алвин Вандер Гринд (с Эдит Бажема)

Часть 2 МОЛИТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ

Вступление

Зачем нам нужны стратегии для того, чтобы вовлечь наши церкви в молитву? Потому что как только люди начинают делать что-то совместно, необходим определенный порядок, способ взаимодействия. Этот принцип верен и для молитвы. Организованность усилий не гарантирует вам, что молитва станет живой и неотъемлемой частью жизни вашей церкви, конечно. Только Дух Божий может совершить это. Но хорошая организация может сосредоточить энергию и энтузиазм людей в сфере молитвы, что уже не раз доказало свою эффективность в многих общинах.

В последующих главах мы представим способы организации молитвенного служения, успешно испробованные на практике. Рассматривая все это, помните, что эффективность каждой инициативы тесно связана с командой, вовлеченной в ее исполнение. Нужно заметить тех людей в общине, которое имеют дары, связанные с молитвенной жизнью, умением вести за собой и организовывать дело.

Также помните, что инициативы, работающие в одной общине, не обязательно будут приемлемы в другой. Осторожно выбирайте молитвенные стратегии, вплетая их в реальную обстановку вашей общины.

Не пытайтесь пробовать все и одновременно – это невозможно. Мы не предполагали, что все эти инициативы можно одновременно использовать в одной общине. Может вам удастся использовать всего несколько. Так что внимательно изучайте данный материал, чтобы он наилучшим образом послужил вам. Вот некоторые мысли, призванные облегчить процесс вовлечения вашей общины в эти инициативы:

ü Начните с того, чтобы выбрать лидера молитвенного служения (молитвенного координатора). Не думайте, что любой лидер вашей церкви подойдет на это служение. На них и так лежит большая ответственность, не стоит ее увеличивать. Лучше найти человека (команду из нескольких человек), сердце которого расположено для молитвы и с даром организовывать. Предоставьте им некоторые ресурсы, наделите полномочиями и назначьте того, перед кем они должны отчитываться за проделанную работу. Убедитесь, что они понимают рамки своих полномочий и авторитета. Позже можно предложить им это пособие для изучения.

ü На каждую инициативу назначьте отдельного человека. Заниматься более чем одной стратегией - тяжело для одного. Не ожидайте, что ваш молитвенный лидер (молитвенный координатор) будет развивать все служения. Его задача – искать способных людей, чтобы развивать каждую инициативу и быть поддержкой для тех, кто согласился.

ü Одновременно развивайте только одну молитвенную инициативу. Переходите к следующей только когда предыдущая будет принята и закреплена. Убедитесь, что стратегии служат разным нуждам разных людей. Старайтесь максимально избегать накладок.

ü Ваша церковь уже может использовать некоторые идеи. Если это так, используйте этот материал для самопроверки, обновления и улучшения того, что вы уже делаете.

ü Начинайте с тех инициатив, которые наиболее близки вашей церкви на данном этапе. Определитесь с характеристикой посещающих собрание. Что будет комфортным для них? Чего они могут достичь? Ведите их вперед в тех инициативах, которые 1) отвечают их нуждам и 2) имеют перспективу. Например успех такой инициативы, как ходатайство людей старшего возраста зависит от количества таких людей в вашей церкви.

ü Некоторые инициативы важнее других. Например, молящиеся лидеры – это чрезвычайно важно. Группа молитвенной поддержки пастора также жизненно необходима, так как от пастора зависит духовное развитие общины. Также группа молитвенной поддержки служений общины является опорой многим начинанием местной церкви. Эти стратегии касаются самого сердца вашей общины

Необходимые качества и возможности

Следующие качества необходимы молитвенному лидеру:

ü Сильная личная молитвенная жизнь

ü Духовная зрелость

ü Дар организовывать, воодушевлять и осуществлять руководство в сфере молитвы

ü Хорошая репутация в общине и поддержка церковного руководства

ü Наличие свободного времени для посещения церковных мероприятий, связанных с молитвой.

ГЛАВА 2 Молящиеся лидеры

Пастор приступил к служению в большой, консервативной церкви. Он заметил, что время молитвы во время церковных советов стало простой формальностью. Его предшественник традиционно начинал советы чтением нескольких библейских текстов и короткой молитвой и просил кого-либо из пресвитеров помолиться в конце деловой встречи. Все остальное время - «дела есть дела».

Также пастор отметил, что ежемесячные пресвитерские встречи проходят по тому же сценарию. К тому же общение пресвитеров по поводу церковных проблем больше напоминало обмен сплетнями, чем желание проявить душепопечительскую опеку.

Когда пастор увидел путь, каким образом можно призвать членов совета к преобразованиям в молитвенной жизни, он решил делать это шаг за шагом. Он начал с молитвы, открывающей заседания. После прочтения Библии, он просил каждого члена совета поделиться молитвенными просьбами: заболел ребенок, кто-то потерял работу, знакомая семья близится к разводу и т.д. Если таких нужд было немного, пастор расширял круг молитвенных просьб: нужды всей Церкви, ее отделов, миссионерские проекты. Если просьб все еще было немного, пастор предлагал молиться о глобальных нуждах: природные бедствия, военные действия, прочее. После молитвы об этом, было время тишины, когда члены совета могли поделиться сокровенным с Господом или поразмышлять. В конце была молитва пастора.

Таким образом, время молитвы вначале заседаний увеличилось с пяти минут до пятнадцати (или двадцати). Несмотря на некоторую отстраненность вначале, вскоре члены совета начали ценить и радоваться этому времени молитвы. Один пресвитер сказал: «Когда вы инициировали это, я сначала чувствовал дискомфорт. Но в течение года мне все больше и больше нравилось это время. Это реально изменяло весь ход и настрой заседания. Я надеюсь, что эта практика сохранится и для дальнейших заседаний».

Пастор заметил, что пресвитерские встречи тоже изменились, когда пресвитеры начали прерываться для молитвы после каждой озвученной ситуации в чьей-то семье. Сплетни испарились, когда они начали воспринимать церковные проблемы, как часть духовной битвы, в которой они играли жизненно важную роль благодаря молитве – наиболее эффективному оружию в этой битве.

Ценность молящихся лидеров

Молитва - это первичный инструмент, с помощью которого лидеры выполняют свою миссию. В молитве они признают, что Бог руководит всем, что выполняемое служение – Его заслуга, не их. Учитывая, что современное общество полагается на себя и мыслит с точки зрения независимости, служители, серьезно относящиеся к молитве, являются сильным аргументом, что Царство Божие не от мира сего. Эффективность их служения зависит от молитвы.

Собрание следует примеру своих молящихся лидеров. Посвященный молитве руководитель своим примером скажет больше, чем всеми проповедями, статьями и специально приглашенными гостями. Регулярная и ревностная молитва пресвитеров и диаконов показывает пример благочестия для всей общины.

Также молитва руководителей является служением заботы, свидетельством любви и внимание к людям, которых им поручено вести. Что может быть более ободряющим, чем, к примеру, следующие слова: «Я постоянно думаю о тебе в моих молитвах. О чем, происходящем в твоей жизни, я мог бы молиться?». Люди с теплотой реагируют на подобную заботу.

Высокий приоритет молитвы также влияет на само церковное руководство. Это дает лидерам возможность нести бремена друг друга и находить ободрение и поддержку в вызовах, связанных с той руководящей ролью, которую они исполняют. Пастору нужно слышать, как члены совета молятся. А им слышать молитвы пастора о своих нуждах.

Посвящение молитве друг за друга защищает от нападок дьявола. В живой, растущей церкви, лидеры часто бывают первой мишенью сатаны. Молитва помогает руководителям помнить о реальности духовной борьбы. Это напоминает им о Защитнике и о том, с кем приходится сражаться. Молитва – наиболее сильное средство против лукавого.

Будет ли молитва влиять негативно на длительность заседаний? Совсем не обязательно. Один совет, принявший решение треть времени заседаний проводить в молитве, заметил, что час молитвы в начале заседания в итоге положительно влиял на длительность заседаний. Благодаря духу единства, правильно расставленным приоритетам и открытости сердец к водительству Духа Святого, время заседаний уменьшилось.

Практические советы

Осознав все благословения, изливаемые на тех, кто верен Божьему обетованию отвечать на молитвы верующих, как лидеры могут сделать молитву постоянной частью их служения? Ниже предложены пути, как руководители церкви могут стать частью процесса наполнения силой и новизной церковного служения благодаря молитве.

Очевидно, что вы не можете изменить привычки и устои ваших лидеров относительно молитвы в одночасье. Ваш энтузиазм в этом вопросе может разволновать тех, кто не привык к переменам. Приготовьтесь к постепенным шагам к переменам.

Изменения можно начать с заседаний церковного совета и совета пресвитеров. Есть много способов усилить приоритет молитвы для этих событий. К примеру, можно определить конкретные промежутки, через которые будет совершаться молитва. Побуждайте членов совета молиться о тех вызовах, с которыми встречается церковь. Призывайте делиться личными нуждами и нуждами их семей и делитесь теми опытами, которые дает Господь.

Если члены вашего совета не привыкли молиться друг за друга, вы можете попробовать идею, которую одна женщина представила своему церковному совету:

Я была диакониссой и входила в церковных совет на протяжении многих лет. Пришло время передать это служение другим сестрам, и я обратилась к совету, сказав, что хочу оставить им подарок. Перед тем, как совет погрузился в свою обычную работу, я попросила всех разбиться на группы по трое и поделиться в этих мини-группах, что было самым тяжелым во время их служения. После этого они должны были помолиться друг о друге. В конце этой молитвы я видела, как люди плакали, обнимали друг друга.

На следующем заседании, я попросила каждого опять разбиться по трое. Этот раз был следующий вопрос: Когда слово «Бог» впервые приобрело смысл для вас? Потом они снова молились друг за друга.

На третьем совете вопросом к молитве был следующий: Что происходит между тобой и Господом? После молитвы ко мне подошел один из наиболее консервативно настроенных членов совета и сказал: «Анна, это было прекрасно!».

Во время последней встречи совета, стало очевидно, что члены совета начали молиться друг за друга в течение недели. Я попросила каждого члена этих мини-групп, используя прилагательные, описать свои чувства к каждому члену группы. И хотя они потратили на это сорок пять минут, заседание совета все равно закончилось во время.

Еще одним способом является проведение выходных вместе в молитве и духовном отдыхе. Пригласите не только членов совета, но и лидеров других церковных служений, учителей. Договоритесь провести вместе хотя бы один полный день, сосредоточившись на теме молитвы и лидерства. Вы можете побудить участников прочитать некоторые книги, ( к примеру Бил Гиббелс «Слишком заняты, чтобы не молиться» или Р.Спроул «Эффективная молитва). Определите время, чтобы обговорить, то что вы прочитали. Молитесь вместе о том, к чему побуждает вас Святой Дух в конце прочтения и обсуждения.

Наверное, понять и увидеть свою Богом данную роль, как духовных лидеров церкви – это то, чем вы более всего можете помочь членам церковного совета. Многие из них настолько погружены в детали своего служения, что утратили более широкое понимание духовной составляющей церкви, в которой молитва играет огромную роль. Пресвитеры и диаконы призваны быть людьми молитвы. Обратите внимание, как руководители первоапостольской церкви урезали свои административные обязанности, что бы найти время для молитвы (Деян. 6:4).

Молитва и духовное возрождение идут рука об руку. И все начнется с лидеров общины. Полноценная молитвенная жизнь ваших церковных лидеров является одним из наиболее точных индикаторов духовного здоровья вашей церкви.

ГЛАВА 4 ШКОЛА МОЛИТВЫ

Школа означает обучение. Школа молитвы – это группа людей, собранных вместе для того, чтобы научиться молиться. Кроме знаний, участники этой школы могут на практике испробовать изученные методы и получить замечательные опыты с Богом.

Какую форму выбрать для школы молитвы?

Школу молитвы легко адаптировать к любым структурам. Перед тем, как избрать формат, посмотрите, что уже создано в вашей общине. Есть ли организованные группы или классы, которые захотели бы пройти этот курс? Проводилось ли такое обучение раньше?

Эта школа может быть в формате еженедельных встреч в течении 6 или 8 недель. Можно приобрести рабочие тетради для занятий или разработать их самостоятельно.

Также можно провести интенсивное обучение в течение 1-2 дней. Это отличный формат для призыва, воодушевления, мотивации – вдали от отвлекающих дел каждого дня. Если участники пожелают, они могут продолжить обучение в виде группы в дальнейшем.

Малая группа – идеальный вариант для еженедельного изучения темы молитвы малым количеством людей. В такой группе легко молиться вместе, делиться нуждами. Обычно 6 – 8 недель необходимо, чтобы пройти курс, посвященный молитве. В такой группе можно обойтись без постоянного лидера, представляющего презентацию. Скорее это может быть дискуссия между участниками по поводу материала, в котором есть вся необходимая информация. Малые группы общины могут в план своих занятий включить курс обучения молитве.

Также можно интегрировать школу молитвы в пасторский класс или занятия для новых членов церкви. Исследовав тему молитвы (также сделав ее значительной частью занятий в этом классе), участники углубляют свой духовный опыт и развивают дружеские отношения, способствующие их укреплению в жизни общины.

Еще один вариант – сделать эту школу в виде серии проповедей, сосредоточенных на молитве. Эта серия могла бы включать специальные задания, которые члены общины выполняют в течение недели. В рамках такого формата можно оставить время для личных опытов, которые произошли в результате обучения.

Интересный формат – включить обучение молитве в программу наставничества в вашей церкви. Это подойдет в том случае, если в вашей общине уже действует программа, в рамках которой более опытные члены церкви занимаются с только пришедшими, или теми, кто не долго в церкви.

Кроме этого: можно встречаться среди недели вместе с взрослыми членами церкви, можно подключить женский отдел или любой другой, интегрировав обучение молитве в программу их встреч, можно проводить молодежную группу с такой тематикой, посвящая особое время нуждам молодежи и подростков. Помните: важно иметь хорошо подготовленные материалы для таких занятий.

Чем эта школа может помочь моей общине?

Представляя членам церкви глубокое исследование и практические занятия, посвященные молитве, вы достигаете многих целей. В первую очередь, вы даете людям возможность оценить свою молитвенную жизнь. Возможно они разочарованы отсутствием регулярности в молитве? Они не знают, о чем можно просить в молитве? Может попытки молиться «как все» для них не работают? Может они чувствуют, что их молитвы не подымаются дальше потолка?

Школа молитвы помогает людям ответить на эти вопросы. Это дает возможность участникам проанализировать проблемы, а глубокое исследование помогает переосмыслить цель и богословие молитвы. Молясь с другими они могут испытать силу молитвы и поддержку, которую, возможное, еще никогда не испытывали. Молитвенная жизнь некоторых наполнится огнем и силой.

Школа молитвы помогает членам общины познакомиться с основными духовными практиками, касающимися молитвы: ведение молитвенного дневника, проведение духовно-восстановительного отдыха, обучения молитве-размышлению, использование Библии во время молитвы, слышание Бога и т.д. Говоря о своих трудностях и победах, участники будут воодушевлять других ежедневно посвящать себя молитве. Они смогут регулярно молиться друг о друге.

Также совместное обучение молитве помогает лучше сплотить общину. Люди почувствуют радость от того, что могут чему-то научиться друг у друга. Они увидят, что они не одни в возникающих трудностях, что другие сражаются с подобными вызовами и могут оказать помощь.

Школа молитвы может иметь действие, подобное эффекту кругов на воде, расширяя влияние молитвы на других членов церкви. Как? Особенно хорошо этот эффект заметен, если учить родителей молиться. Они в свою очередь передают это своим детям и другим членам семьи. Пресвитеры и диаконы показывают пример посвящения молитве и ревности в этом всем членам церкви. Сила доброго примера оказывает большее влияние, чем десяток прочитанных книг или лекций.

В итоге, школа молитвы может оказать огромное влияние на духовную жизнь общины. Молитва лежит в центре отношений с Богом. Если эти занятия помогут членам церкви преодолеть барьеры, которые они чувствовали во время молитвы, это обновит и укрепит духовную жизнь их и всей общины.

Организация

Для организации этой школы не должно тратиться слишком много времени и ресурсов. По сути, вы уже можете иметь достаточно, чтобы на базе этого провести школу молитвы. Еще раз посмотрите, в какую из активностей вашей общины было бы лучше всего интегрировать школу молитвы: домашние группы, молодежные встречи, духовно-восстановительные отдых, семейные встречи и т.д. Проявите творческий подход, думая о том, как преподать церкви основательное учение о молитве. Возможно, у вас уже есть хорошие учителя и желающие обучаться. Все, что вам нужно подготовить в таком случае – это материалы.

Старайтесь разнообразить ваши методы и подходы в обучении. Если вы проведете школу молитвы один раз и только в одном формате, вы сможете достичь только одной группы людей. Образ жизни членов церкви может отличаться. Кто-то сможет посетить духовно-восстановительный отдых в течение одного или двух дней, а кто-то слишком занят работой или семейными проблемами. Для таких людей может подойти еженедельные встречи в течение шести-восьми недель. Таким образом достигается польза для как можно большего количества людей.

Материалы

Возможно пастору уже удалось собрать такие материалы и это идеальный вариант, так как он постарается избрать то, что более всего подходит его общине. Однако можно поискать некоторые замечательные пособия и использовать их.

Обучение лидеров

Кто в вашей церкви уже проявил свое посвящение молитве? Привлеките этих «молитвенников» к лидерству в школе молитвы. Они должны уметь делиться своими опытами с другим. Это способность является ключевой. Сила примера и личного свидетельства намного более эффективна, чем умение хорошо выступать на публике.

Вы можете автоматически посмотреть на пастора или пресвитера, ожидая, что они займут роль лидеров в этом деле. Однако, не стоит недооценивать значение тех, чей жизненный опыт является живым примером силы молитвы.

Работайте командой. Если кто-то чувствует, что провести в одиночку школу молитвы – слишком тяжелая задача, пусть привлечет других к этому делу. Объединяя усилия и разделяя ответственность, мы можем выполнить задуманное. Важно, чтобы в такой команде каждый занимался тем делом, которое может выполнить лучше всего.

Чего стоит и чего не стоит делать в Школе Молитвы

Стоит делать

1. Молитесь много во время классов. Практикуйте молитву.

2. Избирайте разные форматы для школы и время проведения

3. Планируйте такое время обучение ежегодно

4. Поощряйте позитивные сдвиги в молитвенной жизни и честно делитесь проблемами

5. Поощряйте личностный подход к молитве, не пытайтесь навязать один стиль для всех.

6. Повторяйте обучение, вовлекая других членов церкви

7. Побуждайте к чтению о молитве тех, кто не проходит обучение.

8. Рассказывайте истории о том, как Бог отвечает на молитвы и побуждайте делиться такими опытами

9. Дайте время для отзывов и дискуссии.

Не стоит делать

1. Не учите только теории.

2. Не проводите школу молитвы только по одному шаблону.

3. Не смотрите на эту школу, как одноразовый опыт.

4. Не возлагайте на участников чувство вины.

5. Не поощряйте только один вид молитвы.

Глава 5 Как научить детей молиться

Иисус!

Я чувствую, что Ты рядом.

Я чувствую, что Ты всегда рядом со мной.

Будь со мной в этот четверг. Мне нужно сегодня бежать 5 километровую дистанцию. Мне нужна самая быстрая скорость в мире. Если Ты не слишком занят другими делами, будь со мной на старте, на финише, и все время пока я буду бежать.

Франки (11 лет)

Дорогой Господь!

Я люблю Тебя. Я просто хочу заранее сказать тебе, что мне бы хотелось быть с Тобой на небе. С любовью.

Сара (8 лет)

Дорогой Бог!

Как Ты помогаешь семьям, у которых немного веры?

Такая семья живет по соседству. Я не хочу чтобы они попали в беду. Правда, их имена я называть не буду.

До встречи в церкви.

Алексис (9 лет)

Из книги «Дорогой Господь» (David Heller «Dear God», Dobleday, 1987)

Мы можем улыбаться, слыша такие молитвы, но с другой стороны мы тронуты их искренностью, простотой, доверием и честностью – именно эти качества дети привносят в молитвы, вместе с чувством глубокой близости к Богу, которой могут позавидовать многие взрослые.

Также детям присуще интуитивное осознание присутствия Бога, на которое они быстро отвечают с доверием, благоговением любовью. Их молитвенная жизнь – неподдельна. Семена веры прорастают и приносят плод в сердцах детей. Церквям и членам семьи необходимо поддерживать детей в их стремлении молиться, не положив им никакой преграды. В этой главе мы посмотрим как молятся дети и как мы можем поощрять и воодушевлять их в понимании того, что Бог слышит и отвечает на их молитвы.

О детях

Возможно первое, что следует помнить взрослым о детях, это то, что они в особом Божьем попечении. Они – пример тех, кто наследует Царство. Три евангелиста повествуют о диалоге Иисуса с учениками, который раскрывает, насколько Бог ценит маленьких детей: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:1-5,10).

Когда ученики пытались воспрепятствовать родителям приносить детей ко Христу, Он сделал им строгий выговор: «…Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14).

Иисус ясно показал, что дети важны для Господа. Бог ставит их на первое место, как в Царствии, так и в Своем сердце. Они служат определенной моделью для взрослых, напоминая им о простоте и честности тех, кто желает наследовать Царство.

Таким образом когда мы пытаемся улучшить молитвенную жизнь общины, семей, давайте не будем забывать о детях. Почему? Во первых, молитвы детей – это «настоящие» молитвы – не просто обучение или практика для будущих лет. Когда дети молятся вслух, взрослые не должны занимать роль инструкторов и наблюдателей. Они должны осознавать, что ребенок в это время молиться от лица всех присутствующих.

Взрослые должны как молиться с детьми, так и внимательно слушать их молитвы так, как если бы молился другой взрослый человек. Как об этом пишет один родитель, переживший личный опыт в этом вопросе: «Ожидайте что Бог вдохновит и поведет вам, когда вы будете учить детей молиться, а их молитвы будут иметь большую силу и Бог ответит на них разными путями.

Взрослые также должны просить детей молиться о них. В контексте семейной молитвы, дети могут просить о важных нуждах самостоятельно – о том, о чем другие взрослые обычно молятся вслух.

Дети способны молиться искренними молитвами, свободно выражая свои чувства в ответ на Божье присутствие. Их радость настолько неподдельна, их сострадание настолько искренне, их надежды столь горячи, они не пытаются скрыть свой страх, задавая волнующие их вопросы. Во всем этом они – пример настоященй молитвы.

Когда взрослые пытаются научить детей молится, они не должны просить детей монотонно и нарочитой серьезностью произносить неестественные молитвы, наполненные разнообразными штампами. Наоборот, им стоит поощрять детей к тому, что они делают от глубины своей души, в простой форме диалога.

Следует помнить!

Помогите детям понимать, что молитва это процесс развития глубоких любящих взаимоотношений с Богом. Как и другие отношения двух личностей, молитва становиться более сильной, когда ее практикуют, уделяют ей время. Наши взаимоотношения с Богом наполнены хвалой, благодарностью, покаянием и прошениями. Молитва – это выражение нашего стремления к близкой дружбе с Богом.

Побуждайте детей использовать молитву, как способ испытать любовь их доброго и прощающего Отца. Родительский дом – первое место, где дети учатся молится именно в этом контексте. Именно поэтому взаимоотношения с земными родителями имеют важнейшее значение. Дома они учатся доверию, любви, послушанию – всему, что имеет значение для молитвы.

Занимаясь с маленькими детьми, не пытайтесь следовать заученным правилам. Многие взрослые практикуют формальные, благочестивые выражения и словарный запас, который не используют в повседневной речи. Учитесь использовать простые слова и естественный тон речи. Поощряйте короткие молитвы.

Учитесь слушать Бога, в тишине ждать того, что Он скажет вам. Учите детей чувствовать себя комфортно, находясь в тишине во время молитвы. Учите слышать тихий внутренний голос. Делая короткие периоды тишины, мы помогаем им сосредоточиться и успокоиться, ожидая встречи с Богом. Побуждайте их говорить о том, чему они научились в результате побуждений Святого Духа.

Учите детей ценить совместную молитву и помогите им найти себя в ней. Начните с того, чтобы позволить детям произносить короткие предложения, в которых они выскажут собственные мысли и проблемы (прославляя Божье величие, молясь об исцелении, о членах своей семьи, благодаря за что-то, радующее их в природе и т.д.). Где бы вы не молились вместе, в классной комнате, в собрании или на семейном богослужении, старайтесь привнести атмосферу доверия и принятия. Дети должны чувствовать уверенность в том, что другие не будут смеяться над их молитвами.

Многие дети и взрослые имеют богатый духовный мир и молясь с другими, делясь мыслями и вдохновением, данными Богом им, как личностям, они являют его. Мы хорошо поступаем, если с уважением слушаем эти откровения в молитве. «Из уст младенцев и грудных детей, Ты устроил хвалу…» - утверждает псалмопевец (Пс.8:3). Бог часто выбирает детей, чтобы явить мудрость, недостижимую для взрослых.

Когда дети будут чувствовать принятие от Бога и от людей, они будут более свободно молиться в группе, правильно принимая радость и горести других. Они будут учиться честности, общаясь с Богом и с людьми. Такие молитвы раскрывают смысл христианского общения.

Побудите детей говорить с Богом обо всем, что лежит на сердце. Их успехи, падения, страхи, планы на лето, ожидания чего-то доброго в будущем – обо всем можно и нужно молиться. Учите их тому, что молитва это не только способ попросить о чем-либо. Это способ быть более близко к Богу в любые времена, как добрые так и плохие. Молитва помогает нам встречать как мрачные, так и светлые моменты нашей жизни, переносить тяжелые раны, радоваться благополучию. Это не уход от жизни, это то время, когда мы прикасаемся к жизни в самом полном смысле этого слова. (Скорее всего, всему вышеперечисленному вас научат дети, а не вы их).

Помните, что дети учатся, действуя. Да, дети могут узнать что-то из наших поучений, но намного лучше они обучаются, видя как мы поступаем и относимся к чему-либо. Мы можем сказать им, что Бог слышит и радуется их молитвам, но что на самом деле поймут они, если во время общей молитвы мы заставим их тихонько сидеть и не мешать взрослым? К сожалению, своей жизнью мы часто учим детей, что «настоящая» молитва это что-то приготовленное для взрослых.

Это правда, что наблюдая, дети многому научатся, но еще большего успеха можно достичь, практикуя – видя, слыша, прикасаясь, пробуя, чувствуя. Важно дать им попробовать молитву. Обучая детей, не нужно забывать о их воображении. Свет, вода, семя, урожай, скала, тернии, хлеб, вино, соль, закваска, фрукты, листья, цвета, корни, почва, пастух и овцы – множество образов помогают им лучше понять внутреннюю духовную жизнь. Да, дети не могут, подобно взрослым, все логически, рационально увязать, но их воображение и духовные символы и образы помогают понять суть происходящего в духовном плане. Они могут использовать такой символизм в молитве, таким образом выражая тайну жизни в Боге.

Модели, являемые взрослыми, очень важны. Дети могут слышать, как взрослые молятся о них. Они улавливают энтузиазм взрослых по поводу молитвы, а также приоритет молитвы в повседневных делах. Взрослые могут делиться своими духовными открытиями в совместной молитве с детьми. Родители и учителя могут вести вместе с детьми молитвенный блокнот, в котором будут отмечать те опыты и откровения, полученные от Бога на коленях. Дети будут воспринимать молитву, как жизненно важное дело, если будут видеть энтузиазм взрослых и слышать их поощрения в этом деле.

Взрослые могут помочь детям развить молитвенные привычки. Некоторые из них очень просты: закрыть глаза, сложить руки, преклонить колени и т.д. Хотя важность этих привычек сегодня оспаривается многими, они полезны, обучая детей значению молитвы. Закрывая глаза, к пример, мы уделяем Господу полное внимание, не отвлекаясь на то, что может попасть в наш поле зрения. Складывая руки, мы не только учим маленьких детей не размахивать ими вовремя молитвы, но таким образом наглядно показываем свою зависимость от силы Божьей и наше желание Его водительства. Становясь на колени, мы символически являем смирение и преклонение перед Богом. (Но всегда следует напоминать, что Бог слышит наши молитвы в любое время и в любом месте, независимо от того, сложены ли наши руки и закрыты ли глаза).

Другие молитвенные привычки больше касаются внутреннего восприятия. Одной из самых, пожалуй, важных, является умение сосредотачивать свои мысли на том, кто молиться слух. Мы можем научить наших детей не только слушать, но и молиться с этим человеком.

ВОВЛЕКАЯ ДЕТЕЙ В МОЛИТВУ. СПОСОБЫ, ВРЕМЯ И МЕСТО…

Церковное богослужение – одно из наиболее важных месте, где можно прививать детям умение молиться. Однако, побуждая детей участвовать, мы должны помнить, что провести показательное театрализованное выступление, вызывающее чувства верующих – не цель богопоклонения. Если кто-то ставит такую цель, то в том служении нет места для детей. Они могут быть непредсказуемые и взрывные. Но если наша цель в служении славить, превозносить и хвалить Господа, то дети могут занять в нем важное место.

Как воплотить это на практике: Вот некоторые предложения (по книге Family Affair: Worshiping God With Our Children. CRC Publication, 1990, 1994)

ü Как только дети осознают важность признания своих неправильных поступков и обретения уверенности, что Бог прощает, их можно пригласить (вместе с остальным собранием) к тому, чтобы к следующему богослужению через неделю составить список того, что они сделали, тем самым расстроив Иисуса или ранив других людей. (Родители могут помочь тем, кто еще не умеет читать). Попросите членов церкви принести их списки к следующему служению. На нем, после короткой молитвы исповедания, пусть каждый в тишине, взрослые и дети попросят прощения у Бога за то, что они сделали не так. После соберите списки и поместите их в мусорною корзину в качестве наглядного напоминания, что верующие могут избавиться от этих списков, покаявшись перед Богом. Этот опыт помогает детям быть более внимательными к тому, что они делают, к тому, что может разделить нас и Господа в служении. Так же это служит уроком всем, что Бог не помянет наши греши, если мы раскаиваемся. После покаяния мы свободны для прославления Господа!

ü Если ваша община небольшая, то вы можете побуждать людей говорить о своих нуждах перед ходатайственной молитвой. Побуждайте родителей быть внимательными к нуждам своих детей (заболел друг, проблемы в школе, экзамены и т.д.), дать им возможность поделиться ими или высказать нужды, если дети стесняются. Можно также с классов субботней школы собирать перечни нужд, составленные ими во время встречи и выносить вперед во время ходатайственной молитвы. Если во время этого можно молиться вслух, побуждайте детей участвовать в этом.

Молитву нужно сделать неотъемлемой частью разных занятий, проводимых в церкви. Давайте детям возможность регулярно делиться своими нуждами и радостями. Старайтесь научить их использовать все элементы в молитве (прославление, благодарение, покаяние, прошение). Побуждайте их молиться в группах (короткими предложениями по кругу, например). Подайте пример того, как можно делиться личными нуждами в ходатайственной молитве, а не только молиться за других. Церкви также могут побуждать семьи к совместной молитве.

ü Всегда молитесь вместе за пищу, держась за руки (как вариант). Просите детей совершать эту молитву. Или хотя бы сказать в ней предложение. Также можно совместить время молитвы с тем временем, когда члены семьи делятся тем, что случилось за день. Когда все расскажут как прошел день, пригласите поблагодарить Бога за все доброе и доверьте Ему свои проблемы.

ü Всегда прославляйте Бога в молитве. Читайте прославляющий псалом или пусть ваше первое предложение в молитвенной цепочке прославляет Бога. Можно предложить написать собственный хвалебный гимн, или сделать это своей семьей. Каждый может добавить строчку в этот гимн, выражая, что он чувствует по отношению к Богу. Используйте эту семейную молитву по особым случаям.

ü Можно зажечь свечи во время семейного служения, символизируя Божье присутствие.

ü Создавать молитвенные списки – полезное занятие, дающее возможность каждому молиться о чем-то. Если ваши дети слишком маленькие, чтобы читать, нарисуйте картинку того, в чем нуждаетесь. Для более старших детей можно придумать специальную корзину для молитвенных нужд.

ü Подумайте, где в вашем доме можно найти укромное место для личной молитвы. Конечно, может у вас нет пустой комнаты, но небольшого укромного уголка может быть достаточно. Там можно поставить комфортное кресло, столик, лампу и Библию, другие символы, напоминающие вам о Боге. Хотя дети могут и не использовать это место часто, оно будет зримым напоминанием о молитве и показывать важность молитвы в вашем доме.

Церкви также могут обеспечивать семьи разными пособиями, помогающими организовать молитвенное служение дома, а также предлагающие материал для домашних чтений.

Молитва это не то, что мы делаем ради наших детей, это то, что мы делаем вместе с ними. Мы можем многим поделиться с младшими членами Христовой семьи, а они могут поделиться с нами. В молитве мы все соединяемся, как дети одного Отца.

Делать и не делать

Старайтесь сохранять конфиденциальность молитвенных нуж

Наши рекомендации