О неверии, Яви духовном ослеплении и упорстве
а) Религиозное неверие
Неверие происходит от нечистого сердца и от ожесточения сердец:
Евр. 3:12. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.»
Мк. 16:14. «Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.»
И еще вследствие искания человеческой славы:
Ин. 5:44. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»
Затем вследствие совращения от истины:
Ин. 8:44. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи.»
Ин. 8:45. «А как Я истину говорю, то не верите Мне.»
Ин. 8:46. «Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? »
Неверие отрицает пользу молитвы и богослужения:
Мал. 3:14. «Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа?»
Мал. 3:15. «И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».»
Мал. 3:16. «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».»
Иов. 21:14. «А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих!»
Иов. 21:15. «Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?»
Неверие отвергает очевидность чудес:
Чис. 14:11. «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?»
Пс. 77:32. «При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.»
Оно служит препятствием к совершению чудес:
Мф. 13:58. «И не совершил там многих чудес по неверию их.»
Мф. 17:20. «Иисус же сказал им: по неверию вашему, ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.»
Мк. 6:5. «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.»
Мк. 6:6. «И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.»
Безрассудство неверия в отрицании чудес:
Ин. 9:18. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего.»
Ин. 12:9. «Многие из Иудеев узнали, что Он (Иисус Христос) там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.»
Ин. 12:10. «Первосвященники же положили убить и Лазаря.»
Мф. 12:24. «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского.»
Неверующие, если не послушаются Моисея и пророков (Слова Божия), то не поверят и самому разительному чуду:
Лк. 16:31. «Тогда Авраам сказал ему (богачу): если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.»
Кто может быть назван верующим?
«Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таким. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освещает все, вера делает человека достойным Духа Святого. «Стефан же, — говорится в Писании, — был исполнен веры и силы» (Деян. 6:8). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила; а где неверие, там немощь. Вера — начало благ; вера — источник благ. Прими же это оружие спасения» (св. Иоанн Златоуст).
б) Духовное ослепление
Ослепление духовное помрачает разум и рассудок:
1 Кор. 2:14. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.»
Еф. 4:18. «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.»
2 Кор. 4:3. «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,»
2 Кор. 4:4. «для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествовання о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.»
2 Кор. 3:14. «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.»
Ослепление духовное — произвольное, противится очевидным чудесам:
Мк. 3:5. «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.»
Мк. 3:6. «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.»
Ин. 9:18. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего.»
Ин. 9:33. «Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.»
Ин. 9:34. «Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.»
Деян. 4:16. «Говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего.»
Слово Божие предостерегает от ослепления духовного:
Мф. 6:23. «Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
Лк. 11:35. «Итак, смотри; свет, который в тебе, не есть ли тьма?»
Еф. 5:8. «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света.»
И обещает избавление от духовного ослепления:
2 Кор. 3:15. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;»
2 Кор. 3:16. «но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. »
в) упорство духовное
Происходит от неверия и гордости:
4 Цар. 17:14. «Но они (Израиль) не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего.»
Ос. 7:10. «И гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его. Ср.: Неем. 9:16, 29.»
Упорство духовное обнаруживается в отказе слушать посланных от Бога:
Иез. 3:7. «А дом Израилев не захочет слушать тебя; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем.»
Зах. 7:12. «И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.»
Оно предпочитает здравому учению — учение ложное:
1 Тим. 4:1. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.»
1 Тим. 4:3. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;»
2 Тим. 4:4. «и от истины отвратят слух и обратятся к басням.»
Свидетельства Слова Божия о страшном наказании за упорство:
Мф. 23:37. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»
Мф. 23:38. «Се, оставляется вам дом ваш пуст.»
Мф. 23:39. «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: благословен грядый во имя Господне!»
Лев. 26:18. «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,»
Лев. 26:19. «и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь.»
Притч. 29:1. «Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. »
О лжепророках и лжеучителях
«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» ( Ин. 10:8).
Под ворами и разбойниками, прходившими прежде Господа, мы должны разуметь (как этому учит блаж. Иероним Стридонский) лжепророков, лжеучителей, а затем еретиков всех оттенков и времен, которые не были посланы Господом (Рим. 10:15), но приходили по собственной воле. Истинные же пророки и учителя всегда были посылаемы Господом (Исx. 3:10—12; Иер. 1:5; Ин. 20:21), а ложных Господь никогда не посылал, они сами пошли пророчествовать и лжеучительствовать во имя Божие (Иер. 14:14) и вводить пагубные ереси (2 Пет. 2:1-2).
Слово Божие указывает признаки ложных пророков и лжеучителей:
Ис. 41:22. «Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем.»
Иер. 28:9. «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка.»
Мф. 24:24. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.»
Мф. 24:25. «Вот, Я наперед сказал вам.»
Мф. 24:26. «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах». — не верьте;»
Мф. 24:27. «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.»
2 Пет. 2:1. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.»
2 Пет. 2:2. «И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.»
Мф. 7:20. «Итак по плодам их узнаете их.»
Они суть хищные волки, коих нужно остерегаться:
Мф. 7:15. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Ср.: 1 Ин. 4:1.»
Осмеливаются возвещать ложные видения во имя Божие:
Иер. 14:14. «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего. Ср.: Иер. 23:26-27.»
Свидетельства Слова Божия о наказаниях ложным пророкам:
Иер. 23:30. «Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.»
Иер. 23:32. «Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ мой в заблуждение своими обманами н обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.»
Деян. 13:10. «Сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?»
Деян. 13:11. «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.»
Наказание тем, которые слушают лжепророков:
Иер. 14:16. «И народ, которому они (лжепророки) пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча, и некому будет хоронить их, — они и жены их, и сыновья их, и дочери их; и Я изолью на них зло их.»
Иез. 14:10. «И понесут вину беззакония своего: какова вина вопрошающего, такова будет вина и пророка.»
Апостол предостерегает верующих, чтобы они берегли себя от обольщения учительством: «Не многие делайтесь учителями» ( Иак. 3:1). Почему? Да потому, что учителя в Церкви уже есть Богом поставленные (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11). Потому еще, что «как проповедывать, если не будут посланы»? (Рим. 10:15). А кто посылает или послал всюду рассеявшихся теперь сектантских проповедников?
«Нас Бог посылает», — говорят они. Но где свидетельство этого посланничества? Для истинных проповедников свидетельством служит их рукоположение, преемственное от апостолов (Деян. 14:23; 1 Тим. 4:14; Тит. 1и др.).
Сам Иисус Христос указал на необходимость пастырского руководства в Церкви, когда говорил Петру: «Паси овец... агнцев Моих» ( Ин. 21:15-17). И мы из Писания видим, кто именно и как пользовались этой властью в Церкви Христовой (2 Тим. 4:2; Тит. 1:13).
Итак, бросьте бесправных решителей грехов ваших (лжепророков и лжеучителей); они сугубо вяжут вашу совесть, обратитесь к богоучрежденному чину пастырей Церкви Божией, преемственно от св. апостолов власть имеющих вязать и решить грехи (Мф. 18:18) человеков, власть действительную, а не мнимую, не вымышленную.