О ложных учениях (разделения и расколы)
Разделения и расколы запрещены Словом Божиим.
Ложные учения делают препятствие к благочестию: «Господь поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями»; для чего? — «к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-14), а лжеучителя отвращают доверчивых людей от такого Богоустановленного порядка нашего спасения и заводят свой «порядок».
Лжеучительство, или (что то же) сектантство, есть лестница к безбожию или вероотступничеству, ибо последнее есть не что иное, как уклонение от Евангелия (2 Кор. 11:3; Гал. 3:1).
1 Кор. 1:10. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.»
Противны желанию и намерению Господа:
Кор. 12:25. «Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.»
Ин. 10:16. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.»
Ин. 17:21. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино — да уверует мир, что Ты послал Меня.»
Ин. 17:22. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.»
1 Кор. 12:12. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.»
1 Кор. 12:13. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллнны, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.»
1 Кор. 12:14. «Тело же не из одного члена, но из многих.»
Разделения и раскол противны и духу первоначальной Церкви:
Деян. 4:32. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.»
Расколы суть следствие и признак плотского настроения:
1 Кор. 3:3. «Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»
1 Кор. 3:4. «Ибо когда один говорит: «я Павлов», в другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?»
Следует убегать от тех, которые производят разделение:
Рим. 16:17. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.»
1 Тим. 6:5. «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.»
Ибо великая опасность христианину грозит от разделения:
Мф. 12:25. «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.»
Гал. 5:15. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.»
Мысли о повиновении Церкви
Всякий, желающий себе вечного спасения, должен быть членом Церкви Христовой — Православной, т. е. право славящей Господа, в которой находятся все средства благодатные для нашего возрождения (т. е. крещения), оправдания и очищения от грехов (покаяния), соединения со Христом (Причащения). В таинственном составе Церкви Христовой верховный Глава ее — Господь наш Иисус Христос, Который всех верующих соединяет во единое неразрывное тело, одушевленное Духом Святым и связуемое единым неизменным исповеданием веры. Посему-то Церковь есть единая и святая, как мы и исповедуем это в Символе веры. Вне этой Церкви нет спасения.
Блаж. Августин говорит: «Вне Церкви можно иметь все, только не спасение. Вне Церкви можно иметь духовный сан, таинства, аллилуия и литургию, Евангелие, веру и проповедь во имя Триединого Бога (как это есть у раскольников), но спасение можно обрести только в кафолической Церкви».
Св. Ириней, еп. Лионский, учит: «Должно повиноваться пастырям, находящимся в Церкви, т. е. тем кои имеют преемство свое от апостолов и которые вместе с преемством епископства, по благоволению Бога Отца, прияли несомненный дар истины. Где сложены дары Господа, там и должно учиться истине, т. е. у тех, у коих находится преемство Церкви от апостолов и пребывает здравая, безукоризненная беседа и неискаженное, неповрежденное слово. Они-то и блюдут нашу веру во единого Бога, все сотворившего, и приумножают нашу любовь к Сыну, совершившему для нас такие благодеяния, и без опасности заблудиться излагают нам Писания».
«Хочешь спастись? пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви; нет ничего в мире сильнее ее. Она — твоя надежда, в ней — твое спасение» (свт. Иоанн Златоуст).
«Как без корабля нельзя переплыть море и достигнуть пристанища благотишного, так нельзя без повиновения учению Православой Церкви достигнуть спасения душевного. Ее возлюби, как матерь, ей повинуйся, и самое Слово Божие бойся толковать по своему. Ей даны ключи разумения и она одна непогрешимая истолковательница. Помни: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец!"" (св. Киприан, еп. Карфагенский)
О войне и воинском звании
Для решения вопроса о дозволительности или недозволительности войны, как и в других случаях, должно прежде всего обратиться к тому, что высказывается относительно этого в Ветхом Завете.
Здесь Сам Бог велел вести войны против враждебных народов:
Чис. 31:1. «И сказал Господь Моисею, говоря:»
Чис. 31:2. «отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему.»
Нав. 8:1. «Господь сказал Иисусу: не бойся и не ужасайся; возьми с собою весь народ, способный к войне, и встав пойди к Гаю; вот, Я предаю в руки твои царя Гайского и народ его, город его и землю его.»
На рубеже между Ветхим и Новым Заветами ясно и неоспоримо высказался в пользу воинского звания Иоанн Креститель, о котором заметил Иисус Христос, что из рожденных женами не восставал больший Предтечи Его. В Евангелии повествуется:
Лк. 3:14. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.»
Господь в Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о неизбежном деле в общежитии людей:
Лк. 14:31. «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?»
Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Христа похвалу за веру:
Мф. 8:10. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.»
Воинский начальник Корнилий, несмотря на воинское звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения:
Деян. 10:1. «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,»
Деян. 10:2. «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.»
Свв. апостолы Петр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и ее слуги, т. е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силою ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их:
1 Пет. 2:13. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,»
1 Пет. 2:14. «правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.»
Не только на земле возможны и допустимы по необходимости войны, но и на небе, в духовном мире, видим образы войн:
Откр. 19:19. «И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.»
Итак, что война в силу крайней необходимости нужна подтвердим это словами Самого Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). А на вопрос, зачем война если Бог велел нам любить друг друга, а не убивать — ответим: А зачем смерть, если мы созданы для жизни? Пусть бы жили. Но мы согрешили, скажут нам. Причина открыта: война есть неизбежное следствие зла, греха, а затем она нужна для побеждения самого зла.