Пророчество о св. Причащении

Притч. 9:1-6. «Премудрость... заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное».»

На вечери в последнюю ночь перед Своими страданиями Господь установил Причащение Тела Его и Крови Его:   

Мф. 26:26. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.»

Мф. 26:27. «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,»

Мф. 26:28. «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Ср.: Мк. 14:22-24.»

1 Кор. 10:16. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?»

1 Кор. 10:17. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.»

Это причащение Господь заповедал «творить в Его воспоминание»:   

Лк. 22:19. «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.»

Лк. 22:20. «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается.»

1 Кор. 11:24. «И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.»

1 Кор. 11:25. «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.»

Согласно заповеди Господней, апостолы сами совершали «преломление хлеба» и научили тому учеников своих:   

Деян. 2:42. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.»

Деян. 20:11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.»

Деян. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба. Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.»

Совершение св. Причащения Господь установил и заповедал посредством    вещественного хлеба и вина («взяв хлеб и благословив, преломил и раздал»... «взяв чашу и благодарив, подал им»...). См. Мф. 26:26-28.
Однако в таинстве Причащения верующие вкушают не простой хлеб и вино (см. «после вечери»:    Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25; Лк. 22:17), но хлеб и вино по силе «благословения» становятся истинными Телом и Кровью Христовыми (см. 1 Кор. 10:16):

Ин. 6:51. «Я хлеб жнвый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.»

Вкушение Плоти и Крови Христовых необходимо нам для достижения вечной жизни:   

Ин. 6:52. «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?»

Ин. 6:53. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»

Ин. 6:54. «Ядущнй Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.»

Ин. 6:55. «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие.»

Ин. 6:56. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.»

Ин. 6:57. «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.»

Писание говорит, что «все по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает очищения» (   Евр. 9:22), так Иисус Христос и благоволил преподать людям в св. Причащении Кровь и Тело Свое для очищения грехов и во здравие души и тела с верою приемлющего христианина.
    Тягчайшему наказанию подлежит тот, кто не почитает за святыню Кровь завета:

Евр. 10:29. «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен.»

1 Кор. 11:27. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. »

О таинстве брака

Естественный    союз мужа и жены, или брак, непременно должен быть только «в Господе», т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Такой брак нерасторжим, за исключением случаев прелюбодеяния:

1 Кор. 7:39. «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.»

Мф. 19:6. «Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.»

Рим. 7:2. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.»

Мф. 5:32. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.»

Благословенный брак есть «тайна великая»:   

Еф. 5:31. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Ср.: Быт. 2:24.»

Еф. 5:32. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.»

И потому брак уподобляется союзу Христа с Церковью:   

Еф. 5:23. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.»

Еф. 5:24. «Но как Церковь повинуется Христу, так жены своим мужьям во всем.»

Сам Иисус Христос благословил и освятил брачный союз Своим присутствием на браке в Кане Галилейской (   Ин. 2:11).
Цель    Божественного установления брака такова: умножение и сохранение рода человеческого, взаимное вспомоществование супругов в этой жизни и обуздание греховных похотей человека:

Быт. 9:1. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею). Ср.: Быт. 1:27-28.»

Быт. 2:18. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.»

1 Кор. 7:1. «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.»

1 Кор. 7:2. «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.»

По вопросу о том, сколько раз можно вступать в брак, Свящ. Писание говорит следующее:   

1 Кор. 7:39. «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.»

1 Кор. 7:40. «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.»

Рим. 7:1. «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?»

Рим. 7:2. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.»

Рим. 7:3. «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею.»

1 Кор. 7:7. «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.»

1 Кор. 7:8. «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.»

1 Кор. 7:9. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.»

1 Тим. 5:14. «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.»

Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью, — честно, безгрешно, свято и спасительно:   

Евр. 13:4. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.»

1 Кор. 7:28. «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.»

1 Кор. 7:14. «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.»

1 Фес. 4:3-7. «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...»

1 Тим. 2:15. «Жена спасется через чадородие...»

1 Кор. 7:10-11. «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. »

О таинстве Елеосвящения

Христос    Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати.
Необходимость таинства Елеосвящения, кроме Свящ. Писания (   Иак. 5:14-15), подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древне-христианской Церкви свидетельствует, например, Ориген. Перечислив разные средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжает: «Есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церквии (Иак. 5:14-15).

Предзнаменование таинства Елеосвящения:

Мк. 6:13. «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.»

Заповедь верующим врачевать своих болящих через    пастырей Церкви:

Иак. 5:14-15. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.»

Лк. 10:34. «Перевязал ему раны, возливая масло и вино...»

Деян. 3:6. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.»

Польза от Елеосвящения:   

Иак. 5:15. «И молитва веры исцелит...»

Иак. 5:16. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться...»

Мк. 9:23. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.»

Мф. 9:22-29. «По вере вашей да будет вам.»

Действия    таинства Елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью, содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

О богослужении

Согласно    постановлениям и примеру св. апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определенных местах, или храмах:

Деян. 16:13. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.»

Деян. 20:7. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.»

Деян. 20:8. «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.»

В положенное время («час молитвы»):   

Деян. 3:1. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.»

Во главе с поставленными «предстоятелями», или пастырями:   

1 Фес. 5:12. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас. »

Молитва такая называется «служением», богослужением (литургией):

Деян. 13:2. «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.»

Флп. 2:17. «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.»

Богослужение слагается из молитв, песнопений и чтения Свящ. Писания:   

Деян. 4:24. «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!»

Деян. 4:25. «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?»

Деян. 4:26. «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:1-2).»

Деян. 4:27. «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским.»

Деян. 4:30. «Тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.»

Деян. 4:31. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.»

1 Тим. 2:1. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,»

1 Тим. 2:2. «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.»

Еф. 5:19. «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.»

Кол. 4:16. «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии прочитайте и вы.»

Далее, богослужение состоит из молитвенных действий, например, преломление, воздевание рук и др.:   

Деян. 20:11. «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.»

1 Тим. 2:8. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.»

Весь порядок богослужебный «устроен», или установлен, самими апостолами («прочее устрою»):   

1 Кор. 11:33. «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.»

1 Кор. 11:34. «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.»

Богослужение непременно должно быть совершаемо в правильном порядке, согласно установленному чину, чинно:   

1 Кор. 14:40. «Только все должно быть благопристойно и чинно.»

1 Кор. 14:23. «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?»

Богослужение    православное именно и представляет собою «чины» (см. в Служебниках и «Собрании литургий» И. Гоара), сохранившиеся от времен апостольских. Чин Божественной литургии первоначально устроен, или составлен, ап. Иаковом, затем в полном виде записан Василием Великим, епископом Кесарийским, а в кратком виде изложен архиеп. Иоанном Златоустом (чит. «Собрание древних литургий» Е. Ловягина). Богослужение должно быть совершаемо благообразно, благопристойно (1 Кор. 14:40), со славою и благолепием, с сохранением добрых обычаев:

Исх. 28:2. «И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.»

Лк. 2:42. «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.»

1 Кор. 11:16. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.»

Все    храмовое богослужение, все внешние обряды, бывшие в Ветхом Завете, не отменены Христом и в Новом Завете, что ясно видно из апостольского чтения (Евр. 9:1-7). Здесь апостол пишет: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (ст. 1). Почему апостол говорит: «И первый», а не просто «первый»? Не ясно ли, что если «и первый)), следовательно «и второй», т. е. новый, завет Христов имеет подобное постановление.
А что говорят о церковном богослужении и молитве последующие за апостолами св. угодники Божии? Например,    преп. Иосиф Волоколамский: «Если кто говорит, что и в дому могу помолиться, то прельщает себя тот человек. Помолиться и в дому можно, но помолиться так, как в церкви — невозможно. Там множество народа, там возносится к Богу пение единодушное; там единомыслие, согласие и союз любви. Поэтому не так бывает услышан, молясь отдельно Господу. Потому что здесь воссылаются священнические молитвы и вместе с народом восходят на небо. Так, ап. Петра молитва избавила от темницы, потому что молитва бывших в церкви была прилежна о нем (Деян. 12:5). Если Петру помогла церковная молитва, то как ты умаляешь ее силу и какое можешь найти себе оправдание?» («Просветитель», слово 7).
Итак,    православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся.

Наши рекомендации