Е. Доказательства рождения свыше.
1. Рожденный от Бога верует, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и поэтому дает Ему место господства в своей жизни. 1 Иоан. 5:1 - "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него". 1 Иоан. 4:15 - "Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге". Рим. 10:9 - "Ибо, если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься".
2. Рожденный от Бога делает правду. Делать правду значит сообразовать свою жизнь с волей Божьей, как указано в Слове Божьем. 1 Иоан. 2:29 - "Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него". 1 Иоан. 3:10 - "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего".
3. Рожденный от Бога не грешит. 1 Иоан. 3:9 - "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога". 1 Иоан. 5:18 - "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему".
Рожденный от Бога человек может споткнуться и согрешить, но он не будет продолжать жить во грехе. 1 Иоан. 2:1 - "Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника".
4. Рожденный от Бога побеждает мир. 1 Иоан. 5:4 - "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша". Рим. 12:2 -'"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная".
5. Рожденный от Бога любит брата. 1 Иоан. 4: 7 - "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога". 1 Иоан. 5:1 - "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и рожденного от Него". 1 Иоан. 3:14 - "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев..."
V. Оправдание
А. Значение слова.
1. Оправдание - это перемена в отношении человека к Богу, в его положении пред Богом: перемена от положения виновности пред Богом и осуждения, к положению освобождения от виновности и принятия Богом.
Иначе говоря, оправдание есть то судебное действие Бога, чрез которое Бог объявляет верующего праведным, на основании праведности Христа, с Кем верующий соединен через веру.
Возрождение относится к перемене природы верующего; а оправдание - к перемене его положения пред Богом. Возрождение - субъективное, а оправдание - объективное.
2. Употребление слова "оправдание" в Священном Писании.
Чтобы определить Библейское значение слова, нужно обратить внимание на его употребление в Библии. Втор. 25:1 - "Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть..оправдают, а виновного осудят". Из вышеприведенного места Священного Писания ясно, что судья не переменил природы людей, а лишь объявил одного из двух судимих невиновным или оправданным.
Нечестные судьи злоупотребляли этой властью. Ис. 5:22-23 - "Горе тем... которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!"
Еще заметим: Исх. 23:7 - "Удаляйся от неправды, и не умерщвляй невинного и правого; ибо Я не оправдаю беззаконника". Рим. 2:13 - "Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут".
Из всего вышеприведенного видно, что оправдание не есть действие, которое делает человека праведным или безгрешным. Как еврейское, так и греческое оригинальные слова не допускают этого понятия. Оправдать - значит объявить человека правым, назвать его правым, поставить его в правильное положение.
Б. Двоякость оправдания.
Оправдание включает два действия:
1. Прощение грехов кающегося грешника и устранение его вины и наказания. Мих. 7:18-19 - "Кто Бог. как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши". Пс. 129:4 – "Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою". Деян. 13:38-39 – "Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий". Рим. 8:1, 33-34 - "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас".
Это можно уподобить судебному действию: Иисус Христос стоит пред Богом на месте виновного, и вместо греха виновного представляет Богу Свою праведность. Чтобы отменить наш грех и объявить нас праведными, Бог должен видеть жертву Христа за наш грех и Его послушание Божьему закону.
2. Вменение праведности Христа кающемуся грешнику и возвращение его к Божьему благоволению. Рим. 5:1-2 -• "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией". Тит. 3:4, 7 - "Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога. Чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни". 1 Кор. 1:30 - "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением". (Сравните Лук. 15:22-24.)
Это больше чем только прощение грехов, или освобождение от наказания. Верующий во Христа, восстановлен на место праведника. Бог относится к нему таким образом, как будто верующий никогда не грешил. Иак. 2:23 - "... веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
В. Способ оправдания.
1. Не делами закона. Рим. 3:20, 28 - "Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех... Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона". Гал. 2:16 - "Однакоже, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть". Смотрите Гал. 3:10-11.