Искушение было прогрессирующим.
а. В уме Евы возникает сомнение: сказал ли Бог? Быт. 3:1 - "... И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"
б. Жена искажает слова Божии. Сравните Быт. 2:16-17 с Быт. 3:2-3:
1) Понижает изобилие щедрости Божьей. Господь сказал: (Быт. 2:16) "...от всякого дерева в саду ты будешь есть". А Ева сказала: (Быт. 3:2) "...плоды с дерев мы можем есть".
2) Преувеличивает строгость Бога. Господь сказал: Быт. 2:17 - "а от дерева познания добра и зла, не ешь от него..." А Ева сказала: Быт. 3:3 - "только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним..."
3) Уменьшает строгость Божьего наказания. Господь сказал: Быт. 2:17 - "...ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". А Ева сказала: Быт. 3:3 - "...чтобы вам не умереть".
в. Сатана отвергает истинность Божьих слов: Быт. 3:4 - "И сказал змей жене: нет, не умрете".
г. Обещания сатаны апеллируют к перспективам Евы и возбуждают ее желание. Быт. 3:5:
1) "откроются глаза ваши".
2) "вы будете, как боги".
3) "знающие добро и зло".
д. Жена берет, ест и дает плод дерева мужу. Быт. 3:6 - "... и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел".
Г. Последствия поддачи искушению.
1. Ощущение стыда: Быт. 3:7 - "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания".
2. Страх: Быт. 3:8, 10 - "...и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. ...голос Твой я услышал в раю, и убоялся".
3. Ложь: Быт. 3:10 - "...и убоялся, потому что я наг..." Сравните Быт. 3:7 - "...и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания".
4. Потеря первой любви: Быт. 3:8 - "И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая".
5. Признание обольщения: Быт. 3:13 - "...Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела".
6. Наказание:
а. змея: Быт. 3:14-15 - "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".
б. жены: Быт. 3:16 - "Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою".
в. Адама: Быт. 3:17, 19 - "Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься".
г. земли: Быт. 3:17-18 - "... проклята земля за тебя,.. Терние и волчцы произрастит она тебе..."
7. Потеря рая. Грех лишил человека рая и нарушил совершенное общение с Богом: Быт. 3:23-24 - "И выслал его Господь Бог из сада Едемского,.. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".
III. Характер и последствия греха в человеческом роде
А. Начало греха.
1. Грех произошел от сатаны. Ис. 14:12-15 - "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней". Денница (в других переводах Люцифер), сын зари - никто иной, как сатана. Этот замечательный отрывок Священного Писания отмечает начало греха во вселенной. Когда Люцифер сказал: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой" это было началом греха.
Иез. 28:14-17 - "Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор". Повествование о царе гор. Тира является здесь пророческой параллелью, которая указывает на сатану.
2. Грех вошел в мир чрез Адама. Рим. 5:12 - "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех чело-веков, потому что а нем все согрешили". (Смотрите Рим. 5:14.)
Б. Классификация греха.
1. Буквальные значения еврейских и греческих слов переведенных как "грех", "грешник", и т.п. открывают истинный характер греха в его многочисленных явлениях. Дан. 9:24 - "... чтобы покрыто было преступление,запечатаны были грехии заглажены беззакония..."
а. Преступление. Древнееврейское слово "пэша" означает переступить границу; т.е. переступление закона, переступление Божественной границы между добром и злом. Исх. 34:7 - "... прощающий вину и преступление и грех..." Лук. 15:29 - "... я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего..."
б. Беззаконие. Древнееврейское слово "авон" значит кривизна. Прит. 4:17 - "Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения". Ис. 6:7 - "...беззаконие твое удалено от тебя..." Ис. 53:5 - "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши". Ис. 64:6 - "...все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас". Мат. 24: 12 - "И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь".
в. Грех. Древнееврейское слово "хет" означает промах, Суд. 20:16 - "... не бросали мимо". Греческое слово означает недостижение цели. Рим. 3: 23 - "Потому что все согрешили и лишены славы Божией". Грех - это несоответствие Божьему закону.
2. Формы существования греха:
а. Действие (поступок) - нарушение или непослушание известной воле Божией. Пс. 50:6 - "Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал..." 2 Цар. 12:13 - "...согрешил я пред Господом..." 2 Цар. 24:10 - "...тяжко согрешил я, поступив так..." Еф. 4:19 - "...делают всякую нечистоту с ненасытимостью".
б. Состояние - отсутствие праведности. Ис. 64:6 - "Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда..." Рим. 3:10-12 - "Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного ".
в. Затяжная природная болезнь души - вражда против Бога. Рим. 8:7 - "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут".
В. Универсальность греха.
1. Священное Писание учит, что грех всеобъемлющ. Ис. 53:6 - "Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу..." 3 Цар. 8:46 - "... ибо нет человека, который не грешил бы..." Еккл. 7:20 - Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы". Рим. 3:9-12 - "...мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: "нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного". Рим. 3:22-23 - "...ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией".