В. Крещение Духом Святым является историческим фактом.
Все места Священного Писания, трактующие эту фазу предмета, находятся в книге "Деяний Апостолов". Чтобы правильно понять учение этих мест Священного Писания, необходимо понять свойство и положение этой книги. Книга "Деяния Апостолов" является мостом, соединяющим книги четырех евангелистов с посланиями апостолов. Книга "Деяния Апостолов" описывает переходный период. Обратите внимание на следующие места Священного Писания:
1. Деян. 2:1-4 - "При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать".
В день Пятидесятницы верующие были крещены Духом Святым во исполнение слов Иисуса Христа записанных в Деян. 1:5.
2. Деян. 8:14-17 - "Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, при-шедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого".
В результате проповеди диакона Филиппа и посещения апостолов Петра и Иоанна христиане в Самарии приняли Святого Духа.
3. Деян. 10:44-47 - "Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?"
Когда Корнилий, обращенный из язычников, уверовал в Евангелие, он также принял Духа Святого. Апостол Петр, отвечая на вопрос церкви Иерусалимской о его посещении дома Корнилия, говорит, что Дух Святой сошел на уверовавших в доме Корнилия и что это было крещение Духом Святым. Деян. 11:15-16 - "Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым".
Когда наш Господь сказал: "вы чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:5), Он имел ввиду день Пятидесятницы. В тот исторический день ученики получили обещанное им крещение, на которое они должны были ожидать в Иерусалиме. Смотрите Лук. 24:49. С того дня Дух Святой дается каждому возрожденному верующему в момент его уверования. Случаи в Самарии и в доме Корнилия являются исключениями. Исключения эти были необходимы по следующим причинам:
а. В день Пятидесятницы все верующие, на которых сошел Дух Святой, были евреи, и в тот блаженный день Дух Святой сошел только на евреев. Но в свое время Дух Святой должен был сойти также на самарян и язычников, которые не были участниками Пятидесятницы.
б. Чтобы избежать высокомерия евреев перед самарянами и язычниками в этом отношении (дара Духа Святого), необходимо было ясно отметить первоначальное сошествие Духа Святого на первых верующих из самарян и язычников. Эти особые явления и отмечают нисхождение Святого Духа на неевреев, чтобы не дать верующим во Христа из евреев повода возвышаться над другими верующими.
4. Деян. 19:1-6 - "Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать".
Здесь нужно отметить, что "ученики" и "христиане" не одно и то же. "Ученик" - это последователь, тот кто учится. В данном случае ясно видно, что ученики в Ефесе, к которым апостол Павел обращается, были учениками Иоанна Крестителя - они крестились в Иоанново крещение. Они не были возрождены верою во Христа распятого и воскресшего. Когда они услышали от Павла благовествование о Христе, они уверовали и Дух Святой сошел на них. Смотрите Еф. 1:13. Знамения сопровождали сошествие Духа по тем же причинам, что и в Самарии и в доме Корнилия.
История Церкви начинается в день Пятидесятницы, когда иудейство уступило христианству. Христу надлежало взойти на небо, а Духу Святому сойти на землю, прежде чем эта перемена (уступление иудейства христианству) могла наступить. В день Пятидесятницы Дух Святой спаял в одно тело всех учеников Христовых. Сам Христос является главой этого тела. В этот исторический день все уверовавшие были соединены в духовное тело. С этого исторического дня каждый верующий христианин прилагается к этому телу с момента его возрождения. Он становится членом мистического тела Христова, глава которого - Христос.
Нужно проводить строгое различие между историческим фактом крещения Духом Святым и опытом исполнения Духом Святым. Каждый истинно возрожденный христианин крещен Духом Святым один раз в момент его обращения. Но к сожалению не каждый возрожденный человек исполнен Духом Святым. Человек переживает крещение Духом Святым однажды, но он должен исполняться Духом Святым снова и снова. "Все мы крестились" - однажды, но Слово заповедует "исполняйтесь Духом". "Все мы крестились" - это однажды завершенный акт. "Исполняйтесь Духом" - это продолжительное повторяемое действие.
Г. Достопримечательные термины употребляемые в отношении Святого Духа.
Дар Святого Духа.
Деян. 2:38 - "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа".
Этот дар, очевидно, является исполнением обетования Отца Небесного: "И Я пошлю обетование Отца Моего на вас..." Лук. 24:49. Смотрите Ис. 44:3. В день Пятидесятницы Бог исполнил и осуществил Свое обетование.
Запечатление Святым Духом.
Еф. 4:30 - "И не оскорбляйте Святого Духа Бо-жия Которым вы запечатлены в день искупления".
Запечатление является Божьим знаком Его искупленных. Запечатление Духом Святым - это знак собственности, Смотрите Иер. 32:9-11. Носящий эту печать демонстрирует свою принадлежность Богу. Еф. 1:13-14 - "В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его". Запечатление является также гарантией законченной трансакции. Оно является удостоверением, что доброе дело, начатое в верующем, будет завершено в день Иисуса Христа. (Фил. 1:6.)
Помазание Святым Духом.
Деян. 10:38 - "Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним". Очевидно, что помазание Святым Духом является особым благословением для особого служения.
Исполнение Духом.
Еф. 5:18 - "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом".
а. Потребность исполнения Духом Святым.
Нет сомнения, что исполнение Духом Святым является одним из благословений Божиих, которым каждый верующий может воспользоваться. Заявление апостола Павла, "исполняйтесь Духом", дано в повелительном наклонении, и поэтому представляет собою заповедь. Это - приказание для каждого верующего, и мы ответственны за усвоение этого благословения.
Неусвоение этой благодати является причиной духовной слабости и бессилия в жизни и служении многих детей Божиих. Не имея победы над грехом в своей ежедневной жизни, они не имеют силы в свидетельстве. Они продолжают бесплодную, лишенную победы, полурадостную жизнь. Таким образом, они являются для себя тяжестью, препятствием другим и бесчестием Богу. Как важно нам обратить внимание на эту редко вспоминаемую заповедь: исполняйтесь Духом.
б. Условия исполнения Духом Святым.
1) Отречение от греха. Сущность имени Святого Духа требует, чтобы желающий исполниться Духом Святым отрекся от греха. Святость и грех - несовместимы.
2) Капитуляция воли. Воля верующего должна капитулировать перед Божественной волей. Божья воля должна стать верховной. Верующий должен буквально стать рабом Христа.
3) Полагательство на Божиии обетования. Быть исполненным Духом Святым это естественное право, каждого верующего. Поэтому мы должныприсвоить обетования Божии.