Руководство Евангельскими беседами и перспективы роста
Непосредственно вести группу Евангельских чтений может мирянин.
Главное, на что ему нужно обратить внимание – это на образ руководства, который нам заповедан Господом. Руководитель не может использовать людей, манипулировать или приказывать им, но должен сам жертвенно служить им, показывая пример, уметь умаляться и знать свое место – как в отношениях с братьями и сестрами, так и со священником, благословившим его деятельность[3].
Ведущий бесед не может и не должен заменить священника в его богослужебной молитве, таинствах или духовнической практике; задача руководителя – помочь членам группы врастать в церковную жизнь за счет лучшего понимания учения Церкви, за счет создания дополнительных возможностей для построения братских взаимоотношений.
Опыт руководства чтениями может быть полезен тем, кто желает в дальнейшем послужить Богу именно как пастырь, причем не всегда даже сам человек подозревает о том, что Господь призовет его на высокое служение свящества[4]; однако такая возможность создает дополнительные перспективы для самой группы – стать в дальнейшем полноценной самостоятельной общиной[5].
В пастырских посланиях мы встречаемся с характеристиками, которые вполне приложимы и к служению руководства подобными группами – служителю Церкви требуется опыт семейной жизни, умение вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, по-христиански ладить с окружающими и др[6]. Такой опыт необходим ведущему, чтобы говорить не просто из книг, а из знания жизни; к тому же, неустроенность личной жизни может в долгосрочном плане быть препятствием для успешного руководства любой молодежной работой.
Идеальный вариант, если новый ведущий длительное время участвовал в любой группе по чтению Писания, участники и ведущий которой, увидев его способности, по совету со священником просили его принять на себя ответственность за ведение новой группы, в которую войдут частично и члены старой, разросшейся группы. Однако на практике может получиться так, что группа организуется с «нуля», без всякой подготовки ведущего – и тогда ему хорошо бы побывать в группах разного формата, на семинарах, посмотреть и сравнить для того, чтобы выработать свой стиль.
Весьма полезным будет для ведущего параллельно участвовать в другой группе в качестве рядового члена.
Любой руководитель должен особо заботиться о том, чтобы подготовить тех, кто окажется способен заменить его или вести новую группу, когда старая станет слишком большой.
Большим подспорьем ведущему может стать неформальный коллективный орган принятия решений (совет), куда войдут наиболее активные члены группы. Это позволит ведущему разделить ответственность за группу с братьями и сестрами, лучше понимать происходящее и предпринимать коллективные меры по улучшению чтений, преодолеть собственные ограничения и допускать меньше ошибок. Это же предохранит его от чрезмерного увлечения своим мнением и авторитетом.
Встречаются группы, которые ведут два человека, - молодой человек и девушка. Такой вариант можно рассматривать как весьма положительный. Вместе с тем, по имеющемуся опыту, не совсем удобно, когда подобную группу ведет одна девушка, да и это противоречит апостольским указаниям (1 Тим. 2:11-15), хотя бывают исключения: в условиях гонений о. Сергий Мечев благословил мон. Иулианию Соколову осуществлять руководство группой.
В любом случае, если поощрять инициативность, в группе со временем естественным образом выделятся люди, способные и готовые брать на себя ответственность.
Состав группы и привлечение новых членов
Первоначальный костяк группы составят прихожане, однако следует ориентироваться именно на людей, далеких от Церкви: хотя духовное назидание членов Церкви необходимо, основной упор должен быть сделан на миссионерские задачи по отношению к неофитам.
Самым эффективным средством распространения информации о группе служит связь через друзей и знакомых, личное приглашение людей через интернет, объявления недалеко от места встречи.
Финансовое обеспечение
Для того, чтобы обеспечить функционирование группы, ее члены создают общую кассу добровольных пожертвований. На полученные средства приобретаются Библии и литература, необходимая для подготовки к встречам, создается фонд для праздничных акций и поздравлений. По желанию членов группы и при наличии возможностей создается фонд для организации паломничеств и помощи нуждающимся. Распоряжаться этими средствами должен не один человек, а совет ответственных и разумных людей.
Модели деятельности группы
Оптимальной для совместного чтения Св. Писания является группа в 5-9 человек. При значительном превышении этого числа вдумчивое чтение Св. Писания становится сложным.
Невозможно дать единых требований к тому, какой должна быть форма группы. Ведущему и участникам следует пробовать разные подходы, чтобы выработать что-то свое.
Так, группы могут различаться:
o по степени подготовленности участников (одни группы открыты для посещения только после прохождения катехизации или при условии параллельного прослушивания лекций, другие открыты для всех участников вне зависимости от уровня их знакомства с учением Церкви)
o по степени директивности (в одних группах ведущий или регулярно чередующиеся участники делают вступление, затем все обсуждают текст, возникающие вопросы; в других вообще не допускаются тематические дискуссии, диалог, а поощряется свобода высказывать то, что открывается в молитвенном чтении, ведущий же только назначает очередность высказывающихся),
o по привлечению источников (в одних группах поощряется обращение к святоотеческой традиции мысли, в других больше приветствуется рассказ о своем понимании и опыте),
o по ходу разбора (где-то читается стих за стихом, причем не разрешается забегать вперед, где-то обсуждается отрывок в целом, уточняются лишь детали - что показалось самым важным)
o по соотношению целей (одни группы будут чисто учебными, в других акцент делается на молитву, взаимоотношения и общее служение)
По-видимому, неправильным здесь будет только тот вариант, при котором кто-то, не считаясь с Церковным Преданием или даже противореча ему, будет навязывать свое мнение всем остальным, либо заниматься самочинием, настаивая на полной независимости группы и себя от прихода и священника, благословившего его труд.
Подготовка встреч
Для того, чтобы чтения прошли успешно, к ним нужно готовиться, как руководителю, так и членам группы. Обычно для одной встречи достаточно отрывка не более 10-15 стихов. В современных условиях удобно и полезно заранее оповещать участников о будущем отрывке с помощью электронной рассылки. Было бы хорошо, если на собрание группы ее члены приходили бы с вопросами, которые у них возникли в процессе подготовки к чтениям. Естественно, руководителям к таким вопросам нужно готовиться, делать записи, подбирать литературу, но не менее важно учить рядовых членов, как им самим находить ответы в Писании, Предании и справочной литературе. Здесь уместны небольшие домашние задания, ссылки на святоотеческие тексты, связанные с темой чтения.
Кто-то может не согласиться с тем, что ведущему следует особым образом готовиться к чтениям. Такие ведущие предпочитают ориентироваться на спонтанность, поскольку чрезмерное увлечение исследованием текста может «убить» живое восприятие, что тоже отчасти верно. Но следует заметить, что даже такой боговдохновенный проповедник, как митр. Антоний Сурожский, перешел к спонтанной проповеди за богослужением лишь через двадцать пять лет после регулярных подготовок. Поэтому нам кажется, что работа ведущего с источниками и отбор наиболее существенного материала для будущего занятия все же должна предполагать следующие шаги:
o личная молитва и размышление над текстом Писания,
o использование различных переводов текста Св. Писания,
o работа с параллельными местами Нового и Ветхого Завета, симфонией и библейскими словарями,
o изучение святоотеческих комментариев на Писание и аскетических текстов, касающихся темы чтения,
o ознакомление с современными трудами,
o использование богослужебных текстов, иконографии,
o выбор примеров из житий, из художественной литературы, из опыта.
Со временем может показаться, что необходимость в подготовке к чтениям отпадает – настолько хорошо все включаются в чтения. Но, по опыту, это впечатление обманчиво, и отсутствие подготовки может негативным образом сказываться на самих чтениях. Спонтанность хороша только после того, когда достигнуто хорошее базовое понимание смысла текста. Поэтому ведущему Евангельских групп необходимо ознакомиться с буквальным смыслом текста по историко-критическим комментариям и историей толкования, быть готовым кратко донести это до группы, и только потом переходить к обсуждению того, что текст значит для меня сегодня. Когда-нибудь, когда текст Св. Писания будет уже не раз прочитан, и когда у ведущего будет серьезный опыт своей жизни во Христе, можно будет вести встречи и без предварительной подготовки.