I. Отступничество не может разрушить замысел Бога (ст. 18-19)

1. Всезнание Христа неизменно (ст. 18(а))

2. Писание неизменно (ст. 18(б))

Личность Христа неизменна (ст. 19)

II. Отступничество не может разрушить тесную связь с Богом истинных учеников (cт. 20)



Отступничество и истинные ученики.

Ев. Ин. 13:18-20.

Вступление. В словаре евангельского богословия слову «отступничество» дается следующее определение:

отпадение от веры, непростительный бунт против Бога и Его истины.

Отступниками следует считать людей, которые слышали истину Евангелия, заявляли о своей принадлежности к Христу и Его церкви, а затем отреклись от своей веры, оставили церковь и, может быть, даже стали выступать на стороне противников Господа. Отступниками могут быть только религиозные люди, близкие к истинной церкви, но не имеющие подлинного возрождения, не имеющие спасающей веры.

Очень хорошо о таких людях сказано в 1 послании Иоанна:

«Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через это открылось, что не все наши» (2:19).

Отступники, о которых пишет Иоанн, никогда не были истинными христианами.

Согласно Ин. 6:64 Иуда Искариот так же никогда не был истинно верующим, истинным последователем Христа.

Лжеверующие отступают навсегда, однако даже истинные ученики могут временно отступить, например как Петр.

Всякому, кто читает Евангелие от Иоанна с достаточным вниманием, нетрудно заметить, что в последний вечер земной жизни Христа ученики уже достаточно подавлены и растеряны. Еще в 11-ой главе мы видим учеников, осознающих напряжение в сложившихся отношениях между религиозными начальниками Израиля и их Господом.

Они понимают, стоит Иисусу только приблизиться к Иерусалиму, как Он тут же будет арестован.

Взгляните на 7-ой и 8-ой стихи 11-ой главы:

«После этого сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею».

Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?»».

Фома вообще убежден не только в том, что Иисус, приближающийся к окрестностям Иерусалима, будет схвачен и убит, но и все Его ученики вместе с ним.

Помните, что он сказал в 16-ом стихе?

«Пойдем и мы умрем с ним».

Первосвященники и фарисеи наполнили Иерусалим своими агентами, которые должны были следить за появлением Иисуса, чтобы тут же арестовать Его.

«Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, чтобы взять Его» (Ин. 11:57).

Таким образом, в 13-ой главе ученики и их Господь находятся в окружении врагов.

Вся религиозная элита Израиля, по сути, объявила им войну.

И здесь на этом пасхальном ужине в кругу, казалось бы, единомышленников вдруг обнаруживается, что враги угрожают ученикам и Спасителю не только извне, но и изнутри. Господь прямо объявляет о том, что предатель находится среди Двенадцати.

Ученики были уже очень хорошо знакомы друг с другом. Проведя в ежедневном общении около трех лет, они, безусловно, достаточно сблизились. Предположить, что кто-то из них может быть предателем и отступником, по-человечески было невозможно.

Злые фарисеи и первосвященники угрожали жизни их Господа, поэтому ученикам особенно было больно осознавать, что кто-то из Двенадцати может выступать на стороне врагов. Если мы представим себя на месте учеников, нам нетрудно будет понять, насколько удручающей в их положении была весть о предателе, скрывающемся среди них.

И в наши дни отступничество всегда является потрясением для многих, и чем более влиятельным человеком в церкви был отступник, тем большее отчаяние, тем большее смущение, тем большее замешательство среди народа Божьего он производит.

Отступники были в числе двенадцати ближайших учеников Господа, поэтому не стоит удивляться, когда мы сталкиваемся с отступничеством даже в самых лучших церквах.

Несколько лет назад мне довелось быть на пасторской конференции в церкви «Благодать» в городе Сан-Валлей в Калифорнии; это очень известная церковь, пастором которой является Джон Мак-Артур. Один брат любезно показал мне все помещения на территории, принадлежащей церкви. Он не просто показывал здания, он рассказывал о церкви, о ее служителях, о ее служении. Оказавшись в библиотеке Мастерс семинарии, я услышал от моего гида печальную историю отступничества, открывшуюся не так давно.

Директор библиотеки, уважаемый служитель в церкви, оказался самым настоящим отступником, так как несколько лет жил в грехе, связанном с аморальностью, скрывая свой греховный образ жизни. Когда же его грех открылся, он просто исчез, оставив служение, церковь и множество разбитых сердец тех верующих, которые любили его, служили вместе с ним.

Нет ничего более разочаровывающего для церкви, чем видеть, как один из ее пасторов, духовных лидеров, людей, призывающих к благочестию, сам показывает пример склоняющегося перед грехом и оказывается отступником.

Нет ничего более разочаровывающего для христианина, чем видеть, как его душепопечитель, его преподаватель воскресной школы, его наставник, человек, на которого он равнялся, отступает от Бога, поступая подобно Иуде Искариоту.

Столкновение с отступничеством – это всегда удар для истинных учеников.

Что же необходимо понимать для того, чтобы не впасть в полное уныние, не отчаяться окончательно, не потерять эффективность в служении Господу в такой ситуации?

Во-первых, для того чтобы не впадать в полное отчаяние, сталкиваясь с отступничеством, необходимо помнить, что:

I. Отступничество не может разрушить замысел Бога.

«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание:

„Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою“. Теперь говорю вам, прежде нежели [это] сбылось, чтобы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (стихи 18-19).

Отступничество не может разрушить замысел Бога по 3-ем причинам:

1. Всезнание Христа неизменно.

«Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал» (стих 18(а)).

В 17-ом стихе Иисус говорил о блаженстве послушания Слову Божьему, но в начале 18-го отметил, что не все будут послушны, имея в виду непослушание предателя.

Начиная разговор о предателе, Спаситель сразу же подчеркивает Свое всезнание, говоря:

«Я знаю, которых избрал».

Избрание двенадцати учеников, в числе которых был предатель, не было случайностью, не было ошибкой.

Важно отметить, что речь идет не об избрании к спасению (Иуда не входил в число избранных к спасению), а об избрании к служению.

Спаситель говорит о Своем всезнании для того, чтобы ученики не впадали ни в панику, ни в отчаяние.

«Я знаю, которых избрал»

– другими словами:

«Я контролирую ситуацию, Я не ошибся, избирая в числе Двенадцати будущего предателя».

Говоря богословским языком, Иуда был предопределен к предательству, однако, это предопределение не следует рассматривать как активное.

Не нужно думать, будто Бог побуждал Иуду к предательству, активно творя зло в его сердце и энергично препятствуя его приходу к вере.

Это совсем не так.

Хотя Христос знал о предательстве Иуды, хотя это предательство и было включено в Божий план прежде основания мира, тем не менее, Иисус ни в коем случае не побуждал Иуду к предательству. Предательство Иуды предопределено, и о нем с самого начала известно Христу, но вина за это предательство целиком и полностью ложиться на Иуду.

Очень хорошо об этом сказано в Евангелии от Луки 22:22:

«…впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается».

Хотя предательство Иуды и предопределено Богом, тем не менее, ответственность за него возлагается на самого предателя, потому что это был его личный, персональный выбор, к которому Бог его не подталкивал.

Хотя отступники и пытаются сделать зло церкви, помешать осуществлению планов Бога, у них ничего не получится.

Иуда, став инструментом в руках дьявола (Ин. 13:27), пытался препятствовать служению Христа, но, сам того не осознавая, стал способствовать приближению искупительной смери Господа, ради которой Тот и пришел на землю.

Сталкиваясь с отступничеством в церкви, смотря на людей, которые свидетельствовали о Христе, изучали Писание, пели и молились, а теперь ушли из церкви и живут так, как будто для них истины Евангелия не существует, мы не должны опускать руки, унывать, потому что всезнание Христа неизменно.

Спаситель еще до основания мира знал поименно всех отступников, допустил их отступничество в Своем плане и использует его для достижения Своих целей.

Так что, отступничество не может разрушить замыслы Бога, так как Его всезнание неизменно.

Во-вторых, отступничество не может разрушить замыслы Бога, так как:

2. Писание неизменно.

«Но да сбудется Писание: „Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою“»

(стих 18(б)).

Спаситель цитирует слова Давида, записанные в 10-ом стихе 40-го псалма.

В этом стихе Давид сокрушается о том, что его близкий человек восстал против него, предал его. Многие исследователи Писания считают, что Давид говорит о предательстве Ахитофела. Ахитофел являлся ближайшим советником Давида. Однако, когда Авессалом восстал против Давида, Ахитофел перешел на его сторону и стал самым опасным из врагов Давида. Когда один из советов Ахитофела был отклонен, он разуверился в победе Авессалома и покончил жизнь самоубийством, повесился (2Цар. 17:23).

Однако 10-ый стих 40-го псалма не только говорит о предательстве Ахитофела, но и пророчески указывает на предательство Иуды.

Иуда был близок Христу, подобно тому, как Ахитофел был близок Давиду, но предал его. Необходимо отметить, что жизнь Иуды закончилась так же позорно, как и жизнь Ахитофела.

В данном пророчестве показано страшное лицемерие Иуды.

Слова «ядущий со Мною хлеб» указывают на особую личную близость между Христом и Иудой.

На Востоке есть с кем-то хлеб, означало иметь особые близкие, дружеские отношения.

Если человек ел хлеб за столом друга, а сам вынашивал в своем сердце коварные планы предательства, это считалось верхом подлости и лицемерия.

Однако, несмотря на всю подлость и лицемерие Иуды, его предательство является лишь исполнением пророчеств Писания.

Иисус делает все для того, чтобы Его ученики не отчаивались, сталкиваясь с предательством. Господь не хотел, чтобы ученики думали, будто Он случайно попался в сети коварных планов предателя. Христос желает, чтобы ученики видели здесь точное исполнение Слова Божьего.

Когда мы с вами сталкиваемся с отступничеством отдельных людей или даже целых церквей нам стоит помнить, что отступничество не может разрушить планы Бога, так как является лишь исполнением пророчеств Писания.

Вообще Новый Завет переполнен предупреждениями относительно отступничества.

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1).

Прощаясь с ефесскими пресвитерами, Павел предупреждал об опасности отступничества среди них:

«…и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь учеников за собой» (Деян. 20:30).

«Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр. 3:12).

Отступничество не может разрушить планы Бога, так как Бог пророчествовал и предупреждал о нем через неизменное Писание.

Итак, мы уже увидели, что отступничество не может нарушить планы Бога, так как,

во-первых, всезнание Христа неизменно, во-вторых, пророчества и предупреждения Писания об отступничестве неизменны, и, в-третьих:

3. Личность Христа неизменна.

«Теперь говорю вам, прежде нежели [это] сбылось, чтобы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (стих 19).

Неожиданное появление предателя могло бы подорвать веру учеников, в их сердцах могло бы зародиться сомнение:

А подлинно ли Он Бог?

А зачем же Он избрал Иуду?

А почему же Он не предупредил нас о предателе?

Для того чтобы исключить все эти сомнения учеников и подтвердить подлинность Своей личности, Иисус заранее предупреждает о предателе, чтобы, когда он откроется, ученики вспомнили Его предупреждения и еще раз утвердились в подлинности Его божественного всезнания.

Что бы ни происходило, божественная сущность Христа неизменна.

Поклоняются люди Ему как Богу или предают, уподобляясь Иуде, Спаситель всегда остается Богом, и осуществляющиеся предсказания об отступничестве лишь подтверждают Его божественность.

Когда вы в следующий раз столкнетесь с отступничеством, не унывайте, не поддавайтесь отчаянию, скажите себе: «Вот еще одно предательство, но Господь в Своем Слове предупреждал об этом. Он – неизменная личность, Он – Бог».

Сталкиваясь с отступничеством, не унывайте, ведь оно не может разрушить замыслы Бога.

Во-вторых, для того чтобы не впадать в полное отчаяние, сталкиваясь с отступничеством, необходимо помнить, что:

II. Отступничество не может разрушить тесную связь с Богом истинных учеников.

«Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (стих 20).

Ученикам следовало помнить, они находятся в столь близких отношениях с Христом и Богом Отцом, что принимающие их принимают Бога Сына и Бога Отца в их лице.

Такое понимание тесной связи учеников с Богом должно быть для них поддержкой, защитой от уныния и отчаяния в трудную минуту.

Какие бы массовые формы ни принимало современное отступление от истины, всегда помните: оно не сможет разрушить тесную связь с Богом избранных святых.

«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22).

Ради сохранения Своих избранных, Бог сократит даже страшные дни великой скорби.

Заключение.

Пусть понимание того, что отступничество не может разрушить никакие планы Бога и не может разрушить тесной связи с Ним истинных учеников, укрепит, ободрит и утешит нас в это последнее время.

Личность отступника 32

Ев. Ин. 13:21-30

(Общий план)

Наши рекомендации