Истинное омовение не отделимо от общения с Иисусом Христом (ст. 6-8)
2. Истинное омовение проявляется в исповедании согрешений (ст. 9-10(а))
II. Ложное омовение (ст. 10(б)-11)
Омовение от греха.
Ев. Ин. 13:6-11.
Вступление. И вновь перед нами события, произошедшие в последний вечер земной жизни Христа.
Собравшись со Своими ближайшими последователями для пасхального ужина в четверг вечером, Иисус преподал им несколько уроков. Омывая ноги учеников перед этим ужином, Господь преподал не только урок смирения, но и урок, касающийся духовного омовения.
Спаситель использует ситуацию с омовением ног Своих учеников для того, чтобы разъяснить некоторые истины относительно вопроса очищения от греха в спасении и исповедания греха в процессе практического освящения.
Используя омовение как образ, иллюстрирующий очищение от греха, Иисус не говорит ничего нового, Он лишь упоминает о старых ветхозаветных символах, понятных для многих иудеев.
Дело в том, что в Ветхом Завете этот образ был использован достаточно широко.
В Пс. 50 Давид говорит:
«Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (стих 4).
«Окропи меня иссопом – и буду чист; омой меня – и буду белее снега» (стих 9).
Пророк Исаия также использует этот образ, говоря об очищении от греха:
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» (Ис. 1:16).
«…когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (Ис. 4:4).
Омовение – это старый, хорошо известный образ, используемый
для описания очищения от греха.
Говоря о своем обращении, Павел приводит слова благочестивого мужа Анании:
«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).
Далее Павел использует этот же образ омовения как символ очищения от греха в Послании к Титу:
«…Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом…» (3:5).
Дословный перевод некоторых слов этого стиха звучит так:
«Он спас нас через омовение возрождения».
Не поймите меня неправильно: вода не смывает грех в буквальном смысле.
Грех смывается только кровью Христа.
Вода лишь символизирует очищение от греха.
Вода – только символ, и не больше.
Слово Божье однозначно учит тому, что без омовения от греха нельзя спастись, нельзя попасть на небеса.
Дело в том, что Бог абсолютно святой, абсолютно безгрешный, а небеса, рай – это место вечного общения с Богом.
Поэтому, если человек не очищен от греха, он никогда, никогда, никогда не соединится со святым Богом!
Говоря о небесном Иерусалиме, вечном небесном городе, в котором будут жить все спасенные, Иоанн отмечает:
«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк. 21:27).
Другими словами: если человек не омыт от всех своих грехов, он неизбежно попадет в ад.
Вы видите?
Омовение от греха очень важно!
Поэтому каждому из нас важно точно знать ответ на вопрос: «Омыт ли я?»
Возможно, кто-то скажет: «Что такое? Я уже много лет в церкви, я крещен, поэтому я омыт».
Но, друзья, омовение от греха может быть истинным, а может быть ложным.
Множество народа молилось вслух о прощении грехов, погружалось в воды крещения, но при этом не получило подлинного возрождения, подлинного духовного омовения.
Они лишь имитировали духовное омовение, имитировали возрождение, имитировали рост в освящении ради каких-то своих целей.
В Первом послании к Коринфянам Павел пишет одной из своих любимых церквей очень обличительные слова:
«…к стыду вашему скажу: некоторые из вас не знают Бога» (15:34(б)).
Речь идет о людях, которые находились в видимой церкви, их считали верующими, они были крещены, внешне казалось, что они омыты от греха – спасены.
Но на самом деле их спасение было ложным, фальшивым, их духовное омовение от греха было подделкой, они не знали Бога, то есть были невозрожденными людьми.
Яркий пример ложного, фальшивого омовения от греха – Иуда Искариот.
Он входил в число двенадцати ближайших учеников Господа.
Ученики его считали верующим, ему доверяли ящик с пожертвованиями, его ноги были омыты Иисусом наравне со всеми другими учениками.
Но на самом деле Иуда был неверующим (Ин. 6:64), и все его духовное омовение было подделкой.
Омовение от греха может быть истинным, а может быть ложным.
Каким является ваше омовение?
Являетесь ли вы истинно омытым от греха?
Размышляя над этими вопросами, перейдем к исследованию изучаемого отрывка.
Изучаемый нами отрывок предоставляет возможность поговорить об истинном и ложном омовении.
Начнем с признаков истинного омовения.
I. Истинное омовение (стихи 6-10(а)).
Отметим два признака истинного омовения.
Первый признак:
1. Истинное омовение неотделимо от общения с Иисусом Христом.
«Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи! Тебе ли омывать мои ноги?» Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр говорит Ему: «Не умоешь ног моих вовек». Иисус отвечал ему:
«Если не умою тебя, не имеешь части со Мною»» (стихи 6-8).
Как мы уже отмечали в предыдущей проповеди, омовение ног было уделом рабов.
Раввины, учителя находились в положении огромного авторитета перед своими учениками, и поэтому не могли мыть их ноги, скорее, все должно было быть наоборот.
К тому же, Петр вместе с другими учениками уже уяснил, что Иисус не просто учитель, но Сын Божий, Бог и Мессия (Мф. 16:16).
Петр настолько твердо все это понимал, что, как только Иисус подошел к нему для омовения его ног, он воскликнул:
«Не умоешь ног моих вовек».
Другие ученики молчали, находясь в ошеломлении, но Петр молчать не стал.
Он сразу же высказался максимально категорично по этому вопросу, как только мог.
Ну, мы знаем, что Петр обладал ярко выраженными лидерскими способностями, он был очень темпераментным, энергичным человеком, резким в суждениях и склонным к крайностям. Сначала он говорит:
«Не умоешь ног моих вовек»
(то есть Ты никогда не будешь мыть мне ноги), – затем спустя несколько секунд говорит:
«Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову».
Но сейчас в 8-ом стихе Петр еще уверен, что никогда не позволит Иисусу мыть его ноги.
В ответ на это Господь говорит Петру:
«Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».
Другими словами: «Если Я не омою тебя, у тебя со Мной не может быть ничего общего».
Иисус сравнивает омовение водой с духовным очищением от греха.
Если Сын Божий не очистит человека от греха так же, как вода очищает от пыли и грязи, человек не может иметь ничего общего с Ним.
Скорее всего, Петр не увидел в омовении ног символа, указывающего на очищение от греха.
Истинное духовное омовение неотделимо от общения с Христом, то есть, если человек не получил омовения грехов, он не может иметь ничего общего с Богом, с Божьим Сыном.
Люди, которые живут спокойно в грехе, в непослушании могут считать себя христианами, но с Иисусом Христом они не имеют ничего общего. Их невозрожденное сердце, упивающееся грехом, не может иметь общение со своим Создателем.
Если Бог не омоет человека «баней возрождения» (Тит. 3:5), человек никогда не будет иметь ничего общего с Ним.
Путь к общению со святым Богом для грешного человека проходит только через возрождение, дающее очищение от греха.
Все чаще и чаще можно услышать о людях, которые претендуют на близкие отношения с Богом и с Иисусом Христом, но при этом живут в грехе и ереси.
На основании Слова Божьего можно твердо сказать: тот, кто не очищен от греха и ереси, не может иметь общения с Христом.
Используя символический язык, Иисус сказал Петру: «Общение со Мной невозможно без очищения от греха».
Все очень просто: нет омовения от греха – нет общения с Христом; есть омовение от греха –есть общение с Христом.
Второй признак:
2. Истинное омовение проявляется в исповедании согрешений.
«Симон Петр говорит Ему: «Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову».
Иисус говорит ему: «Омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь…»» (стихи 9-10(а)).
Горячий Петр бросается теперь в другую крайность.
Только что он говорил:
«Не умоешь ног моих вовек»,
– теперь же он готов принять полное омовение.
Согласно 7-му стиху в тот момент Петр не понимал образный язык Господа.
Петр не понял, что Иисус, сравнивая омовение с очищением греха, указывает ему лишь на то, что без очищения от греха нельзя иметь ничего общего с Ним.
Сравнение Петр не понял.
Но иметь часть с Иисусом Христом хотел.
Скорее всего, Петр размышлял следующим образом: «Если ради того, чтобы не лишиться этой части, я должен быть омыт, то я согласен не только на омовение ног, но и всего себя: рук и головы».
Не обращая внимания на то, что Петр продолжает не понимать символический язык, Иисус отвечает ему на этом же языке.
«Омытому нужно только ноги омыть»,
то есть омытому, возрожденному человеку не нужно вновь переживать полное омовение, не нужно переживать возрождение еще раз, ему нужно лишь омовение ног – исповедание своих согрешений.
Если вы чисты, полностью омылись и после этого немного прошлись в открытых сандалиях по пыльной улице, вам не нужно полное омовение, все, в чем вы нуждаетесь – это лишь омовение ног.
Если вы рождены свыше, очищены жертвой Христа от всех своих грехов: прошлых, настоящих и будущих (Евр. 10:14), в таком случае вы не нуждаетесь в возрождении во второй или третий раз, вы не нуждаетесь в полном очищении грехов, потому что жертва Христа покрыла все ваши грехи однажды и навсегда.
Единственное, в чем вы нуждаетесь, так это в постоянном исповедании согрешений из-за того, что имеете греховную плоть и живете в греховном мире.
Истинное духовное омовение, очищение от греха, возрождение проявляется в постоянном исповедании согрешений.
«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправедности» (1Ин. 1:8,9).
Постоянное исповедание согрешений указывает на то, что человек истинно возрожден, истинно духовно омыт.
Тот, кому прощены все грехи, нуждается лишь в росте в практическом освящении, который неотделим от постоянного исповедания согрешений.
Отрицание необходимости исповедовать свои согрешения, признавать свои грехи, уверенность в том, что человек вообще некогда не грешит – признак духовно не омытого, невозрожденного сердца.
Итак, истинное омовение от греха:
Во-первых, неотделимо от общения с Иисусом Христом, то есть нельзя иметь близкие отношения с Господом, служить Ему, поклоняться Ему, если ваши грехи не омыты, не прощены, не искуплены.
Во-вторых, истинное омовение от греха проявляется в исповедании согрешений, то есть если вы спасены, значит, вы обязательно будете и признавать свои грехи, и исповедовать их.
Таковы признаки истинного омовения от греха.
Поговорим теперь о ложном духовном омовении.
II. Ложное омовение.
««…и вы чисты, но не все». Ибо знал Он предателя Своего, потому [и] сказал:
«Не все вы чисты»» (стихи 10(б)-11).
Спаситель, проявляя Свое божественное всезнание, указывает (не называя имен) на Иуду Искариота, замыслившего предать Сына Божьего за тридцать серебренников.
Как мы уже отметили в начале проповеди, Иуда – яркий пример ложного ученика, имитирующего спасение.
Несмотря на то, что Иуда формально, внешне выглядел последователем Христа, очищенным, омытым, несмотря на то, что ноги Иуды были омыты руками Господа, несмотря на то, что Иуда слышал, как Иисус сравнил физическое омовение с духовным очищением – несмотря на все это, омовение ног Иуды было для него лишь формальным внешним ритуалом, за участием в котором он продолжал скрывать свое злое неверующее сердце.
Вот, что такое ложное духовное омовение.
Ложное омовение – это внешнее участие в религиозных действиях без глубокого внутреннего изменения сердца.
Внешнее очищение присутствует, внутреннее – отсутствует.
Миллионы людей по всему миру обманывают себя, увлекаясь ложным духовным омовением, надеясь на религиозные действия, жертвы, добрые дела.
Каждые двенадцать лет в Индии множество людей не только из этой страны, но и из многих стран мира собираются огромными толпами для омовения в водах реки Ганг, которое, по их мнению, дает прощение грехов совершенных за всю жизнь.
Мусульмане на основании слов пророка Мухаммеда верят, что, собираясь на пятничную проповедь, необходимо совершить полное омовение.
Толкователи Корана говорят, что за это омовение человек получает прощение грехов, совершенных на неделе.
Представители православной церкви верят, что …
«крещенская вода – особо освященное Богом вещество, сообщающее при правильном применении различные конкретные благодатные воздействия одноразового свойства, как то: грехов прощение, недугов душевных и телесных исцеление, домов, вещей, скотов и прочего освящение, духов отгнание…»
Такое возможно и среди нас.
Если человек, придя в церковь, помолившись молитвой покаяния, приняв крещение, даже занимаясь служением, внутренне не изменился, не признал себя духовным банкротом, зависимым от Бога, в таком случае его очищение, омовение от греха – не более чем внешний, формальный ритуал.
В книги Притчей сказано:
«Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих» (Пр. 30:12).
Ложное духовное омовение хорошо описано во 2-ом послании Петра.
Откройте, пожалуйста, вместе со мной 2Пет. 2:20-22:
«Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути праведности, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
Но с ними случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину», и «вымытая свинья [идет] валяться в грязи»».
Под «псами» и «свиньями» подразумеваются невозрожденные, неверующие люди.
Пес и свинья в Израиле всегда считались нечистыми животными.
Петр никогда не стал бы описывать верующих, даже согрешающих, такими словами. Верующих, как это видно и из Евангелия от Иоанна, описывали совсем иначе, называя овцами. Так вот, псы и свиньи – это люди, которые внешне приблизились к Богу, «избегли скверн мира», то есть оставили яркие, возмутительные грехи, очень ясно узнали о Христе и о пути спасения, но затем вновь вернулись к этим грехам.
Мысль апостола Петра очень проста: свинью и собаку можно выкупать, очистить внешне, поверхностно, но сохранить их чистыми невозможно, потому что жизнь в грязи – для них естественное состояние.
Невозрожденный человек, описанный в данном тексте, может внешне очиститься, принять новые религиозные правила игры, оставаясь при этом внутри неочищенным, он возвращается назад в грязь греха.
Именно таким был Иуда.
Он притворялся омытым, не совершая грехов, за которые его могли бы укорить.
Но всегда был неверующим, тайно воровал из сокровищницы.
Он лишь внешне выглядел очищенным, омытым, на самом же деле оставался злым, невозрожденным псом, свиньей, то есть не был никогда овцой паствы Христовой. Предательство Христа Иудой было подобно возвращению свиньи в грязь.
Заключение.
В заключение я хотел бы, чтобы мы отметили два урока.
1-ый урок: полное омовение происходит в момент возрождения один раз в жизни.
Оно неповторимо и необратимо по своей природе.
Оно не просто затрагивает что-то внешнее, но изменяет сердце человека.
2-ой урок: частичное омовение, сравнимое с омовением ног, то есть исповедание грехов, – это то, без чего истинно верующий не может жить, это пульс христианской жизни.
Если вы не омыты от своих грехов, не прощены, не очищены кровью Христа, просите Его о милости, умоляйте о прощении, и Он простит, и Он очистит, потому что Господь Сам сказал:
«…и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37(б)).
Смиренное служение 30
Ев. Ин. 13:12-17
(Общий план)
(Два принципа для смиренного служения)