I. Духовная слепота ведет к осуждению (ст. 39)
II. Духовная слепота ведет к неверной оценке своего духовного состояния
(ст. 40)
III. Духовная слепота ведет к оставлению в грехе (ст. 41)
Последствия духовной слепоты.
Ев. Ин. 9:39-41.
Вступление. Тема духовного прозрения и упрямства в духовной слепоте представлена
в 9-ой главе на примере фарисеев и исцеленного от физической слепоты.
Исцеленный был неверующим, но в отличие от фарисеев он был несколько другим:
его неверие не было чрезмерно упрямым. Даже будучи неспасенным, он честно говорил об Иисусе согласно своему пониманию:
«Это пророк» (ст. 17).
Его неверие не было специальным, упрямым, сознательно противящимся очевидным фактам. В последствии, как только он узнал спасающую весть, он обратился.
«Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему» (ст. 38).
Фарисеи же были неверующими другого рода. Их неверие можно назвать преднамеренным.
«Ибо иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (ст. 22(б)).
Они уже сговорились, они уже все решили для себя.
Они упрямо не хотели посмотреть правде в глаза, упрямо подавляли очевидные факты.
И в этом подавлении они несколько раз противоречили сами себе:
· в 16-ом стихе они утверждают, что исцеление слепого действительно произошло (проблема заключалась лишь в том, что оно произошло в субботу);
· в 18-ом стихе они утверждают прямо противоположное: «Мы не верим, что исцеление произошло»;
· в 34-ом стихе, оскорбляя исцеленного, называя его рожденным в грехах, они, согласно поверью того времени (стих 2), признают его рождение в слепоте, а значит, автоматически, признают факт исцеления.
Последствия такого наглого подавления очевидной истины самые печальные.
О них мы и будем говорить сегодня достаточно подробно.
Тема сегодняшней проповеди: «Последствия духовной слепоты».
Рассматривая длинный отрывок (стихи 13-34), мы смогли отметить три признака духовной слепоты. Помните их?
1-ый признак духовной слепоты: ложные стандарты святости (ст. 13-16).
Фарисеи создали свои собственные стандарты святости и ими измеряли святость других людей. Они добавили множество толкований к заповеди о субботе.
И вот согласно их выдуманным правилам, собственным стандартам святости Иисус никак не мог быть человеком от Бога, потому что Он не играл в их религиозные игры, не проходил по их стандартам. По их стандартам святости никак нельзя было в субботу смешивать слюну с землей и нельзя было оказывать медицинскую помощь человеку, не находящемуся при смерти.
Духовные слепцы отличаются тем, что выдумывают собственные стандарты святости, а затем используют их как прокрустово ложе, оценивая по ним окружающих.
2-ой признак духовной слепоты: имитация объективного поиска истины (ст. 17-25).
Духовные слепцы могут показаться жаждущими истины, проводящими расследования, изучающими факты, но на самом деле это не более чем имитация, искусная подделка, на самом деле они уже для себя все решили, и истина им не нужна.
Фарисеи вроде бы расследуют чудо исцеления, допрашивают то самого исцеленного, то его родителей, но на самом же деле они для себя уже все решили (стих 22): они решили не признавать Иисуса за Христа и отлучать всякого, кто признает.
3-ий признак духовной слепоты: самопревозношение (ст. 26-34).
Фарисеи гордились своей принадлежностью к особой религиозной системе, имеющей глубокие исторические корни: связь с самим Моисеем.
На основании этого они превозносились над Иисусом.
Фарисеи оскорбляли исцеленного, называя его ужасным грешником, не имеющим права их учить.
Ложные стандарты святости,
имитация объективного поиска истины,
самопревозношение
– вот, что отличает духовных слепцов, вот их визитная карточка, вот их характерные черты.
Но Спаситель желает, чтобы мы знали не только их признаки, не только отличительные черты, но и их конец.
Давайте посмотрим, чем все это заканчивается.
Каковы последствия духовной слепоты?
К чему она ведет?
(Мы будем рассматривать последствия духовной слепоты не в хронологическом порядке, а так, как они представленны в изучаемом отрывке).
1-ое последствие духовной слепоты:
I. Духовная слепота ведет к осуждению.
«И сказал Иисус: «На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы»» (стих 39).
«Что это значит?» – Спросите вы.
Вот, что – следите внимательно:
«На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели»,
то есть, чтобы те, кто считает себя погибшим, заблудшим, несчастным, находящимся во мраке греха и неверия, увидели, духовно прозрели, были спасены.
«…а видящие стали слепы»,
то есть, чтобы те, кто считает себя духовно сильным, зрячим, независимым, знающим, легко разбирающимся в духовных вопросах, и кто отрицает свою несостоятельность перед Богом и нужду в благодати, утвердился в своей слепоте, отвергая единственную спасающую истину Евангелия.
Иначе говоря: «Я даю духовное зрение только тем, кто признает себя слепым и нуждается в нем. Те же, кто считает себя духовно видящим, не признает своей нужды в том зрении, которое Я предлагаю, остаются без него».
То же самое сказано в Евангелии от Марка:
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (2:17).
Не подумайте, Христос не считает фарисеев духовно здоровыми, видящими праведниками, это они сами считают себя таковыми: «Я пришел спасти не тех, кто считает себя праведником, духовно здоровым, а тех, кто считает себя грешным, слепым, больным».
Христос говорит: «Я пришел в этот мир на суд».
Как это можно состыковать со сказанным Им ранее?
В 3-ей главе:
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир» (3:17),
а в 9-ой главе:
«На суд пришел Я в мир этот…» (9:39).
Не кажется ли вам, что все это очень похоже на противоречие?
Но на самом деле здесь никакого противоречия нет.
Христос действительно не пришел 2 000 лет назад для того, чтобы судить мир.
Ведь для этого не нужно было даже воплощения, не нужно было оставлять славу небес, не нужно рождаться в хлеву, не нужно умирать на кресте.
Когда Бог решил произвести суд над землей в дни потопа, воплощения не потребовалось, это было легко сделано и с высоты небес.
Воплощение необходимо только для спасения, для суда в нем нет нужды.
Воплощение доказывает, что цель первого прихода Христа – спасение, а не суд.
Итак, «Я пришел не судить, а спасать», но почему же все-таки в 9-ой главе сказано о суде? Вот, почему.
Спасение одних автоматически ведет к осуждению других.
«Я действительно пришел принести спасение для тех, кто признает себя духовно слепым и принимает даруемое Мной духовное зрение. Но знаете, что это означает для тех, кто не признает себя слепым и не принимает духовное зрение, даруемое Мной?
Для таковых это означает отделение от тех, кто на суд не приходит, и это отделение само по себе является судом, так как ведет к вечному наказанию».
Существует только две реальности в вечности:
первая, спасение от суда по вере во Христа,
вторая, осуждение за неверие.
Христос пришел дать спасение, это означает избавление от суда для верующих, но для отвергающих Его это означает осуждение.
Вывод: несмотря на то, что цель первого пришествия Христа – спасение, а не осуждение, тем не менее, осуждение является прямым следствием спасения, негативной стороной спасения.
В 3-ей главе:
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир» (3:17),
а в 9-ой главе:
«На суд пришел Я в мир этот…» (9:39).
Но для всех, кто отвергает это спасение, не остается больше ничего, кроме осуждения.
Другой реальности, кроме осуждения вне спасения, для них не существует.
Благословение и проклятие так близки: если вы не принимаете благословения, вы попадаете под проклятие.
Важное замечание.
«…а видящие стали слепы».
Христос не ослепляет никого активно!
Люди сами ослепляют себя: считая себя духовно видящими, но, отвергая истину Евангелия, они укореняются, костенеют в своей слепоте.
Согласно 2Кор. 4:4 это сатана, а не Бог, ускоряет и углубляет духовную слепоту грешников через подчиненную ему мирскую систему светских и религиозных обольщений, созданную так, чтобы люди слепли все сильнее и сильнее.
Духовные слепцы движутся к осуждению и вечному проклятию.
Подумайте, как это страшно, как это трагично идти в ад, думая, что идешь в небо, погибать, считая себя спасенным.
Духовная слепота ведет к осуждению.
2-ое последствие духовной слепоты:
II. Духовная слепота ведет к неверной оценке своего духовного состояния.
«Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему:
«Неужели и мы слепы?»» (стих 40).
В греческом этот вопрос подразумевает отрицательный ответ.
«Неужели и мы слепы?»
– «Не может же быть такого, чтобы мы, религиозные начальники, вожди народа, были действительно слепыми. Ты же не имеешь этого в виду?»
Трагедия заключалась в том, что они действительно были слепыми, но совершенно не понимали своего ужасного духовного состояния.
Некоторое время назад я встретил классический вариант духовного слепца, не осознающего своего реального положения.
Мужчина средних лет заговорил со мной первым, из разговора стало ясно, что он находится в заблуждениях, несовместимых с евангельским христианством, я предложил ему выслушать Евангелие. Данное предложение он посчитал чуть ли ни унизительным для себя, заявив: «Я все это знаю. Я пел в Москве в хоре в Патриаршем соборе, у меня четыре высших образования, я прочитал все четыре Евангелия».
Тем не менее, я все же предложил ему послушать меня 2-3 минуты, не перебивая, к моему удивлению он согласился. После того, как я объяснил ему Благую весть, он сказал:
«Ну, что ж, неплохо, если вы так рассказываете, то как проповедник вы состоялись».
Он взял адрес церкви, в которой я проповеловал, и пообещал посылать к нам заблудших грешников, сказав на прощанье: «Мне-то это не надо, я все это знаю».
Духовный слепец не видит себя таковым, он мнит себя знающим и хорошо разбирающимся в духовных вопросах.
«Ибо ты говоришь: "Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды";
а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Отк. 3:17).
В конце 18-го стиха Иисус призывает духовных слепцов:
«…и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Отк. 3:18).
«Я все знаю, все понимаю, у меня все хорошо, я не нуждаюсь ни в том, чтобы учиться, старательно познавая Слово Божье, ни в том, чтобы плакать о своих грехах»,
– вот взгляд духовного слепца.
В послании к Римлянам Павел описывает духовного слепца, не осознающего свое бедственное положение:
«…и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:18-21).
Вообще, друзья, чем хуже духовное зрение, тем менее реальна самооценка человека.
Даже наблюдая за некоторыми людьми в церкви, можно заметить тех, кто…
…редко посещает служения,
…заблуждается по многим вопросам (чтобы это понять достаточно короткого разговора с ними),
…ведет себя дерзко, отличается непокорностью, непослушнием.
Но, находясь в таком состоянии, они не видят себя, они считают, что все у них хорошо, и даже пытаются влиять на других.
Знаете, что это такое?
Это духовная слепота, лишающая реальной самооценки, она в основном характерна для неверующих, но в каком-то смысле, я допускаю, может проявляться у духовно слабых, больных христиан.
Законники устанавливают собственные стандарты святости, достижимые для них, а затем, достигая этих стандартов, выполняя придуманные ими же правила, гордятся своей духовностью, считают себя святыми, видящими и т.д.
Фарисеи создали правила, создали систему образования, обучающую этим правилам.
И затем, выполняя их, продвигаясь в придуманной ими же системе, они раздувались от гордости, считая себя святыми и духовно видящими.
Духовная слепота ведет к неверной оценке духовного состояния.
3-е последствие духовной слепоты:
III. Духовная слепота ведет к оставлению в грехе.
«Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас»» (стих 41).
В 41-ом стихе Господь отвечает на вопрос фарисеев, заданный в 40-ом стихе.
«Неужели и мы слепы?» (стих 40)
– «Не может быть такого, чтобы мы были слепы!»
«Если бы вы были слепы» (стих 41),
то есть «Если бы вы признавали себя слепым, нуждающимися в спасении, тогда ваши грехи были бы прощены и сняты с вас».
«…но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас»,
– «Но так как вы не признаете себя слепыми, нуждающимися в спасении, ваши грехи остаются неисповеданными и непрощенными».
Они были подобны умирающему больному, который находится рядом с врачом, способным его исцелить, но этот больной не желает признать себя таковым и по своей гордости и надменности не хочет обратиться за исцелением.
И тогда врач говорит больному: «Если бы ты признал себя больным, тогда бы я исцелил тебя, но так как ты говоришь, что здоров, ты остался один на один со своей болезнью, и ты погибнешь».
Вот в такой ситуации оказались фарисеи: спасение было так близко к ним, прозрение находилось совсем недалеко, но они отвергли все это только потому, что считали себя видящими и достойными спасения.
Вы, скорее всего, встречали таких людей и в наши дни.
Они считают себя познавшими, видящими и разбирающимися в духовных вопросах, но на самом деле они не принимают Евангелие благодати, они не видят своего реального положения перед Богом.
В заключительной части 41-го стиха, в словах «грех остается на вас», прослеживается мысль, указывающая на какое-то трагическое расставание.
Чтобы лучше понимать эту мысль, вспомните сказанное Иисусом в Мф. 10:14:
«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших».
Эти слова сказаны ученикам, посылаемым на благовестие.
После путешествия по языческой местности иудеи отряхивали свою одежду и ноги от пыли. Это соответствовало общепринятой традиции того времени.
Для учеников это означало, что отвергающие Благую весть иудеи для них подобны погибающим язычникам.
«Мы представили вам Евангелие, но вы его отвергли, а теперь мы уходим, и вы остаетесь погибать в своих грехах».
И далее Христос говорит о том, что на суде будет отраднее жителям самых развращенных языческих городов, Содома и Гоморры, чем отвергающим Евангелие.
Это – идея трагического расставания с людьми, упорствующими в своем неверии, за которым следует еще большее неверие и погибель.
Та же самая идея содержится и в 12-ой главе Евангелия от Матфея.
После того как Иисус исцелил бесноватого, немого и слепого (сотворил великое чудо, доказывающее Его мессианство), фарисеи, пытаясь отвергнуть очевидное, стали обвинять Господа в том, что Он творит чудеса бесовской силой.
И тогда Иисус сказал им:
«…всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям» (Мф. 12:31).
Другими словами: «Имея явные доказательства того, что Я от Бога, вы сознательно отвергли их, отвергая свидетельство Святого Духа, поэтому вам нет прощения ни в этой жизни, ни в будущей. Путь спасения только один, путь прощения грехов только один – через Меня, и Святой Дух свидетельствует обо Мне, но вы отвергаете Его свидетельство, а другого пути спасения нет!»
В конце 9-ой главы Евангелия от Иоанна содержится именно эта мысль.
«Уже все показано, все сказано, теперь грех ваш останется на вас – прощайте!»
Духовная слепота, слепота по собственной воле, по упрямству – страшное, печальное состояние, которое ведет к оставлению в грехе.
«Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).
Заключение.
Духовная слепота ведет к осуждению, проявляется в неверной самооценке и ведет к оставлению в грехе.
Если выстроить все это в хронологической последовательности, порядок будет такой:
неверная самооценка ведет к упорству в грехе неверия, что в конечном итоге заканчивается оставлением в грехе, за которым следует вечное осуждение.
То, что начинается с гордого самомнения, заканчивается отрезвляющей реальностью суда Божьего.
Сегодня духовные слепцы могут еще прозреть, могут увидеть ужас своего греховного гордого состояния, могут получить прощение грехов, могут спастись от гнева и суда Божьего.
Тот, кто осознает себя одним из них, должен молить Христа о милости, просить о прощении грехов. И я уверяю вас, Он простит, Он спасет, Он даст прощение, потому что Он Сам сказал:
«…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).
Истинный пастырь 11
Ев. Ин. 10:1-6
(Общий план)