I. Исцеление слепого открывает беспомощность человека (ст. 1)
II. Исцеление слепого открывает эффективность Божьего плана (ст. 2-4)
III. Исцеление слепого открывает величие личности Христа (ст. 5-7)
IV. Исцеление слепого открывает подлинность свидетельства Христа о Себе как о Мессии (ст. 8-12)
Исцеление слепого.
Ев. Ин. 9:1-12.
Вступление.Девятая глава раскрывает нам величайшую тему Библии, тему духовного зрения и духовной слепоты.
· Духовная слепота – это неспособность воспринимать Божью истину.
Иудеи, включая и фарисеев, и первосвященников, были настоящими духовными слепцами. В 8-ой главе они не видят ясные свидетельства Иисуса Христа, указывающие на Него как на Мессию Израиля и Бога.
Вообще отвержение Израилем своего Мессии при всех явных чудесах, которые Он совершал, было величайшим в истории человечества проявлением духовной слепоты.
Давая объяснение этому отвержению, апостол Иоанн, цитируя Исаию, говорит:
«Народ этот ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12:40).
Во 2Кор. 4:3-4 Павел говорит:
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого».
Разум грешника находится в состоянии духовной слепоты, во тьме, поэтому он не способен видеть свет Евангелия, то есть неспособен воспринимать Божью истину.
В 1-ом послании Иоанна, как и в Евангелии от Иоанна, жизнь в постоянном грехе, свойственная детям дьявола, описывается как жизнь в духовной тьме:
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1Ин. 1:6).
«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1Ин. 2:9).
«А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2:11).
Тьма и слепота – символы неверия и упорства в грехе.
Я иногда думаю, насколько ужасно не иметь физического зрения, быть слепым: ты не можешь видеть яркие краски цветов, ты не можешь видеть синеву неба, ты не можешь видеть лица близких людей, ты не можешь наслаждаться красотой заката...
Но еще ужаснее быть слепым в духовном смысле: ты не можешь видеть величие Бога, открытое в Писании, ты не можешь восхищаться богатством благодати, явленной во Христе, ты не можешь осознавать масштабы искупительного труда Господа, совершаемого Им в истории человечества, ты даже не можешь увидеть реальность своего бедственного положения.
Грешник настолько слеп, что не видит себя безнадежно погибшим и находящимся под гневом Божьим.
Духовная слепота – признак невозрожденного сердца.
Полная противоположность духовной слепоте – духовное зрение.
· Духовное зрение – это способность воспринимать Божью истину.
В 8-ой главе 12-ом стихе Иисус говорил:
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Спасение, проявляющееся в следовании за Христом, – это жизнь в свете, это жизнь с духовным зрением, это полная противоположность прошлой жизни во тьме, жизни без Христа.
Духовное зрение – признак истинного христианина.
Тема духовного зрения и духовной слепоты раскрывается в 9-ой главе Евангелия Иоанна следующим образом:
Стихи 1-12 задают тон для дальнейшего объяснения темы, описывая чудо физического прозрения, указывающее на Иисуса как на Мессию и Бога.
Стихи 13-34 описывают проявление духовной слепоты, упрямого неверия со стороны фарисеев, духовных лидеров Израиля.
Стихи 35-38 описывают духовное прозрение, спасение того, кто совсем недавно прозрел физически (прозревший физически встречает Христа и прозревает духовно).
Стихи 39-41 говорят о печальных последствиях, к которым приводит жизнь в духовной слепоте: это осуждение за жизнь в грехе.
Следуя структуре этой главы, мы начнем в сегодняшней проповеди с исцеления физической слепоты, и затем на протяжении нескольких служений будем говорить о более важной теме, которая является основной темой всей главы, о теме духовной слепоты и духовного зрения.
Конечно же, Христос представлен в этой главе как Бог, имеющий власть не только над физическим зрением, но и над духовным. Он способен не только открывать физические очи, давая человеку возможность видеть общее откровение, созданный Богом мир, но и открывать духовные глаза, делая человека способным видеть особое Божье откровение, истину Божьего Слова.
Итак, начнем с изучения чуда исцеления от физической слепоты, помня о том, что оно является прообразом духовного прозрения, совершая которое, Иисус действует в соответствии с теми же принципами.
Исцеление слепого от рождения раскрывает нам следующие истины:
I. Исцеление слепого открывает беспомощность человека.
«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» (стих 1).
Безнадежное и беспомощное положение слепого человека является иллюстрацией обреченности и беспомощности грешников, противящихся Христу.
Закончив разговор с духовными слепцами, описанный в 8-ой главе, Спаситель находит человека слепого физически, который является наглядным примером того печального духовного состояния, в котором находились Его противники.
Слепой от рождения человек находился в безнадежной ситуации.
В те времена не было ни пенсий, ни пособий по инвалидности, и поэтому единственным способом существования для людей с подобными заболеваниями было прошение милостыни. Слепой жил на подаяния, так как других источников дохода у него быть не могло. Обычно такие люди сидели в каких-то публичных местах, например, у ворот храма (Деян. 3:2) и просили подаяния.
С точки зрения медицины того времени исцеление такого человека было невозможным.
Да и современные медицинские достижения очень часто бессильны в подобных ситуациях.
Положение этого слепого можно смело назвать безнадежным, по-человечески он был обречен.
Мы прочитали о том, что Иисус увидел этого человека, то есть Он первым обратил на него внимание. Слепой был беспомощен, он не знал Иисуса и даже не мог видеть Его, он не мог помочь себе сам и даже не знал, кого просить о помощи.
Положение духовного слепца не менее безнадежно и беспомощно.
· Его ум порочен: он находится в полнейшей тьме (Еф. 4:18).
Мышление грешников вращается вокруг второстепенных, мелочных и пустых вопросов. Они поглощены страстью к приобретениям временных ценностей.
Они ищут удовольствие в обмане, который всегда приводит к разочарованию.
Все размышления неверующих о Боге, вечности, грехе, смысле жизни, Библии, пути спасения извращены грехом и необъективны. Ум грешника находится не просто в пассивном состоянии тьмы, а именно в активном противостоянии Богу.
· Его воля порочна.
Воля всех невозрожденных людей (и преступников, и законопослушных интеллигентов) находится в рабстве греха и самостоятельно способна выбирать только различные формы греха, но никогда неспособна выбрать истину и Бога (Еф. 2:3).
· Его стремления порочны.
Все стремления человека греховны и порочны, они направлены на угождение плоти, удовлетворение эгоистичных наклонностей и не имеют богоцентричной направленности (Рим. 3:10-17).
· Его совесть порочна.
Даже самое объективное в человеке, его совесть, искажено грехом (1Тим. 4:2; Тит. 1:15).
· Его тело порочно.
В Рим. 6:13 оно названо греховным.
Духовный слепец не только скован грехом, он еще и не знает, где путь спасения, и неспособен его видеть.
Все это говорит о том, что грешник не может помочь себе сам и не хочет этого.
Но наш Спаситель Иисус Христос способен дать прозрение не только слепым физически, но и слепым духовно. Это действительно прозрение в безнадежной ситуации.
Никогда не говорите: «Этот никогда не обратится!»
Господь способен дать спасение, духовное зрение самому последнему язычнику, атеисту, уголовнику, алкоголику и наркоману.
Для всемогущего Христа не существует безнадежной ситуации: и упрямый фарисей, каким был Павел, и закостенелый преступник, каким был спасенный разбойник на кресте, – эти люди и подобные им могут быть спасены.
Вторая истина, раскрытая в этом чуде исцеления:
II. Исцеление слепого открывает эффективность Божьего плана.
«Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божьи. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе день; приходит ночь, когда никто не может делать»» (стихи 2-4).
В те времена иудеи правильно понимали следующую истину: болезнь пришла в мир в результате грехопадения.
Однако их заблуждение состояло в том, что они думали, будто всякая болезнь является прямым следствием какого-то конкретного греха больного, либо греха его родителей. Поэтому, увидев слепого от рождения человека, ученики в соответствии с этим заблуждением задают вопрос:
«Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Ученики рассматривают только два возможных объяснения врожденной слепоты.
· Первое объяснение: слепота является результатом его собственного греха.
Но, как и когда он мог грешить, если уже родился слепым?
Дело в том, что еврейские учителя учили, что человек может согрешить, будучи еще в утробе матери.
· Второе объяснение: слепота является результатом греха его родителей; родители согрешили, и Бог наказал их детей за это.
Не отрицая, что болезнь пришла на землю в результате грехопадения, Христос дает совсем другое, неожиданное для них, третье объяснение:
«Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божьи» (стих 3).
Господь не говорит здесь о том, что слепой и его родители не являются грешниками, Он просто имеет в виду, что никакой конкретный грех не является причиной болезни этого человека.
Бог допустил болезнь в его жизни специально для того, чтобы однажды, повстречавшись со Спасителем, бедняга был исцелен, и в результате этого исцеления была явлена сила Божья, и Его планы осуществились.
Данное исцеление могло стать ярким проявлением заботы Бога о людях, которую, кстати говоря, многие в обычных жизненных ситуациях не замечают.
Признавая, что Бог наказывает верующих за грех болезнью или даже смертью (1Кор. 11:30), мы ни в коем случае не должны повторять ошибку друзей Иова и упрекать других христиан в каких-то грехах в случае их неожиданной болезни или травмы, аварии, потому что можем ошибиться, не понимая Божьего замысла.
«Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе день; приходит ночь, когда никто не может делать» (стих 4).
Христос страстно стремился выполнить все дела, запланированные для Него во время Его земного служения.
«День» – это время служения Христа на земле, время света.
«Ночь» – это время тьмы, оно особенно относится к тому моменту, когда Христос был арестован и распят.
Никто, кроме Христа и Его учеников, не мог делать таких дел, какие Он творил во время Своего земного служения, потому что никто, кроме Него, не имел особой власти от Бога.
Из Священного Писания мы знаем, что Господь делегировал эту власть ученикам, которые так же творили чудеса.
Бог допустил болезнь этого человека для того, чтобы в определенный Им момент Мессия сделал его способным видеть.
Христос в запланированный момент оказался в нужном месте и исцелил этого несчастного – Божий план сработал эффективно.
Это прозрение точно соответствует Божьему плану, оно раскрывает его эффективность.
Духовное прозрение – спасение грешника – также не является результатом нелепого случая, это действие, запланированное Богом еще прежде основания мира.
Еще прежде создания мира Он избрал множество духовных слепцов, чтобы в определенное Им время пробудить в них веру, даровать духовное зрение через проповедь Евангелия.
Бог допустил грехопадение, слепоту человечества для того, чтобы явить Свои великие дела в спасении Своих избранных.
Спасение каждого из них доказывает эффективность Божьего плана спасения.
Третья истина, явленная нам в этом отрывке:
III. Исцеление слепого открывает величие личности Христа
(стихи 5-7).
Исцеляя слепого, Господь раскрывает определенные черты Своей Личности. Вот, какие:
Христос – свет миру.
«Доколе Я в мире, Я свет миру» (стих 5).
Прежде чем дать слепому зрение Иисус еще раз повторил сказанное Им в 8-ой главе
12-ом стихе:
«Я свет миру».
Основное значение этого выражения такое: «Я – источник спасения, Я – освобождающий от власти греха и заблуждений, Я – Мессия Израиля».
(Мы уже говорили о том, что Ветхий Завет говорил о веке Мессии как о времени, когда Сам Бог будет светом для Израиля и всей земли).
Словами «Я свет миру» Господь еще раз раскрывает величие Своей личности, которое далее доказывает делом.