Святость требует разумного баланса между покоем и действием
"Итак умоляю вас, братия, (всем) милосердием Божиим, представьте тела ваши (все ваши органы и способности) в жертву живую, святую (посвященную и освященную), благоугодную Богу, для разумного (рационального) служения вашего" (Римлянам 12:1).
Знаете, о чем говорит Павел в этом стихе? Он говорит о том, что мы должны все посвятить Богу - не только свое имущество, свои деньги, время, энергию и силы, но и свое тело: голову, руки, язык, даже свой ум и эмоции, свое отношение ко всему.
Если мы действительно хотим достичь высшей степени святости, то даже выражение нашего лица должно доставлять удовольствие Богу. Это означает, что если мы призваны выполнить Его задание, которое нам не очень хочется выполнять, то мы должны не только прекратить ворчать и жаловаться, но и должны сменить недовольное выражение лица. Если мы хотим, чтобы от нас исходил свет Божьего лица, то наше выражение лица должно отражать Его славу.
Мы должны посвятить все наши органы, все наши способности Богу, как живую жертву, святую, посвященную, освященную и угодную Богу, что является нашим разумным и рациональным служением и духовным поклонением.
Часто создается впечатление, что мы должны служить и поклоняться Богу нашими телами и духом, но Павел говорит, что мы должны служить и поклоняться Ему также нашим разумом. Мы должны не просто физически и эмоционально посвятить себя Богу, но в такой же степени посвятить Ему и свой разум и интеллект.
Это является составной частью равновесия, которое создается за счет того, что мы каждый свой орган - свой разум, так же как свое сердце, - посвящаем Богу и служению Ему.
Божья благодать не упадет на нас просто так - нам следует выбрать ее. Мы должны сознательно и разумно принять решение стать святыми. Бог со Своей стороны даст нам Свою благодать и Свой Дух, а мы со своей стороны должны отдать Ему свой разум и волю.
Если мы будем слишком пассивны или слишком активны, то у нас возникнут проблемы. Между покоем и действием должно сохраняться равновесие, точно так же, как оно должно сохраняться в наших отношениях с Богом: доверяя Ему свои заботы, мы не должны перекладывать на Него свои обязанности. Мы сможем найти истинное равновесие лишь тогда, когда будем видеть различие между покоем в Господе и пассивным отношением к Его делам.
Почти каждая библейская истина может стать источником разочарования, если человек не сохраняет такое равновесие. Некоторых людей постоянно тянет в какую-либо одну сторону. Когда они замечают, что потеряли равновесие, то бросаются в противоположную сторону, что так же плохо. Кажется, что они не способны найти середину между двумя крайностями. Когда Дух открывает им, что они стараются все сделать самостоятельно, нисколько не полагаясь на Него, то они реагируют на это слишком бурно. От абсолютной независимости они переходят к полной зависимости. Они уже ничего не делают для себя, думая, что Бог все сделает вместо них и что с их стороны не потребуется никаких усилий. Если раньше они думали: "Я должен это сделать", то теперь они говорят: "Если Бог желает это сделать, то Он Сам об этом позаботится". Бог желает, чтобы мы доверяли Ему свои заботы, а не свои обязанности.
"Я доверяю свои заботы Богу" - это хорошее исповедание, если оно подкреплено молитвой и верой, за что несем ответственность мы, а не Бог.
Если мы хотим сохранить это равновесие, то должны поддерживать тесные взаимоотношения с Духом истины. Истинная святость создается нашими совместными усилиями со Святым Духом. Это требует ясного понимания роли Святого Духа и нашей роли, баланса между ними. Многие верующие оставляют себе заботы, возлагая на Бога свои обязанности. Это неверно! Возлагайте на Него свои заботы и войдите в Божий покой, но при этом всегда будьте готовы исполнить свои обязанности, используя силу, которую дает вам Дух благодати.
Природа святости
"Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи, - сделается ли это священным (посвященным исключительно Божьему служению)? И отвечали священники и сказали: нет. (Святость не передается.) Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу, - сделается ли это (ритуально) нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. (Нечистота передается.)" (Аггея 2:11-13).
Слову святость мы дали определение "отделение для Бога", отделение, которое является результатом "поведения тех, кто был отделен". В Новом завете слово святость переводится также как освящение и несет смысл "того, что нельзя передать или внести". Это означает, что святость является личным имуществом, которое собирается мало-помалу. Его нельзя передать другому человеку и нельзя получить от другого человека.
Другими словами, молитва, возложение на нас рук или общение со святым человеком не сделают нас святыми.
Как следует от отрывка в Книге пророка Аггея, нечистота передается, а святость - нет. Это означает, что если мы с вами будем общаться с человеком, жизнь которого полна греха, то его греховность может перейти к нам. Она заразна, как вирус. Со святостью все обстоит иначе. Она не передается при контакте или демонстрации, ее необходимо сделать целью.
Святость индивидуальна
"Немощного в вере принимайте (для взаимоотношений) без споров о мнениях. Ибо иной (которому позволяет его вера) уверен, что можно есть все, а немощный (ограничивает себя и) ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восстановлен, ибо силен Бог восставить его" (Римлянам 14:1-4).
Людям мешает жить святой жизнью не только неправильное понимание греха и благодати. Еще одна причина состоит в том, что они пытаются жить, руководствуясь тем, что думают о святости другие люди.
Как мы уже видели, святость носит индивидуальный характер. Разумеется, есть поступки, которые всем нам не следует делать. Если вы точно не знаете, что это за поступки, читайте Библию, и там вы быстро все найдете. Но есть много других истин, которыми Бог делится только с вами лично. Он делает это в разные сроки и находит для этого разные пути.
Самая худшая из ошибок, какие мы можем совершить, это поступать так, как поступают другие, которые считают, что такова для них Божья воля.
Другая ошибка, которую мы допускаем, очень похожа на первую. Мы пытаемся заставить других делать то же, что делаем сами, так как Бог убедил нас в том, что такова Его воля для нас. Обе эти ошибки являются очень серьезными ошибками.
Должна признать, что эта сфера не является моей сильной стороной. Я не столько позволяю другим влиять на меня, сколько сама пытаюсь заставить людей поступать так, как, считаю, им следует поступать.
Как я упоминала раньше, долгие годы разочарований я пыталась изменить себя. Наконец я научилась принимать Божью благодать (Его силу), которая изменяла меня. Я поняла, как это действует в отношении других людей. Я пыталась изменить Дейва и своих детей. Я думала, мне известно, что, согласно Писанию, является верным для них. Я потратила много времени на попытки убедить их в том, что изменения, которые я ощущала в себе, необходимы и им.
Мои "действия по плоти" только ухудшили положение. То, что я не принимала их такими, испортило наши личные взаимоотношения; у них появилось чувство, что их постоянно критикуют и отвергают. Только Бог может изменить человеческое сердце. Мы можем устанавливать для людей правила и законы, но это еще больше оттолкнет их от нас. Если мы научимся полагаться на Бога, Он изменит всех нас. И мы сами "захотим" измениться, а не будем "вынуждены" измениться.
Как учитель я обладаю определенными способностями влиять на людей. Это дар учения, который течет через меня. У меня есть Божье помазание на то, чтобы брать Его Слово и убеждать других людей в том, что они должны принять его и применять в своей жизни. Но в этой сфере мне необходимо быть очень, очень осторожной. Мне не следует заходить слишком далеко и навязывать людям свои личные идеи и свое личное мнение.
Когда я только начинала свое служение, я не знала всего этого. Каждый раз, когда мне в чем-то удавалось добиться успеха, я пыталась заставить других людей делать то же, что делала я, чтобы и они могли добиться успеха. Одна маленькая победа в моей жизни, и я уже была готова учить тому, как нужно побеждать!
Будьте осмотрительны в подобных вещах. Остерегайтесь навязывать свои убеждения другим людям и не позволяйте им делать то же самое по отношению к вам. В Библии говорится, что мы должны руководствоваться побуждением Святого Духа, а Святой Дух дается каждому из нас индивидуально с определенной целью.
Проблема состоит в том, что многие верующие не довольствуются тем, что слышат сами, и тем, что следуют указаниям Святого Духа. Они считают, что все члены Тела Христова должны делать одно и то же, в одно и то же время, с одной и той же целью. Для них любой, кто не соответствует этому образцу, абсолютно не прав и не исполняет Божью волю. С таким отношением они попадают в ловушку, о которой предупреждал нас Павел, когда говорил: "Кто ты, осуждающий чужого раба?"
Мы постоянно пытаемся поправлять кого-то другого, вместо того чтобы навести порядок в своем собственном доме. Мне потребовалось почти полвека, чтобы открыть эту истину: мы должны думать о своих собственных делах!
Святость - дело индивидуальное. Бог общается с каждым из нас так, как Он того хочет, и в то время, когда Он этого желает. Мы все находимся на разных стадиях освящения, так как Святой Дух работает уникальным образом с каждым верующим в отдельности. Если нас больше занимает процесс освящения кого-то другого, а не свой собственный, то это может препятствовать нашему прогрессу. Необходимо быть предельно внимательными и не концентрироваться на то, что делают или чего не делают другие, иначе мы можем не услышать голос Святого Духа, Который действует в нашей собственной жизни. Нам необходимо научиться заботиться о собственных делах, оставляя критику и суд Богу.
Не судите
"А ты что осуждаешь брата твоего? Или ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: "живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога (воздавая Ему всю честь и славу)". Итак каждый из нас за себя даст отчет (будет держать ответ на суде) Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну" (Римлянам 14:10-13).
Когда я буду стоять перед судом Божьим, Он не спросит меня о вас, так же как Он не спросит вас обо мне, когда вы окажетесь перед Ним. Бог не заставит меня отчитываться ни за кого, кроме Джойс Майер.
Я не знаю, сколько времени мне осталось работать с Богом над моим исправлением, но я хочу суметь ответить на все вопросы, которые Бог задаст мне. Если Он спросит меня: "Джойс, почему ты не обращала на Меня внимание, когда я хотел поработать с тобой и исправить твои ошибки?", то я не хочу отвечать: "Господь, у меня не было времени, потому что я была слишком занята исправлением моего мужа".
Согласно этому месту Писания, каждому из нас придется давать Богу отчет о своей жизни. Поэтому нам необходимо научиться работать над своим собственным освящением и не ставить препятствия на пути наших братьев и сестер во Христе. Мы не можем все верить во все одинаково. Именно поэтому нам велят следовать своим собственным убеждениям и позволить другим поступать так же.
Держите это в себе
"Ты имеешь веру (личные убеждения)? Имей ее сам в себе, перед Богом (стараясь знать истину и повиноваться Его воле). Блажен (счастлив, ему завидуют), кто не осуждает себя в том, что избирает (он не судит себя за то, что решил делать). А сомневающийся (тот, кто опасается), если ест (возможно, вы его заставили), осуждается (перед Богом), потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (все, что вы делаете, не зная, одобрит ли это Бог, - является грехом)" (Римлянам 14:22-23).
Яснее сказать нельзя:
Держите при себе свои личные убеждения (в данном случае ваши идеи и ваше мнение, основанные на том, что Бог велел вам сделать в определенной ситуации). Не пытайтесь навязать их кому-либо еще.
Слишком часто у нас возникает мысль: "Бог сказал, чтобы я не пил кофе, поэтому весь мир должен отказаться от кофе! Господь сказал мне, чтобы я не употреблял сахар, поэтому моей обязанностью является проинформировать каждого человека на земле о том, что Бог желает, чтобы мы перестали использовать сахар!"
У меня было именно такое отношение. Каждый раз, когда я получала от Бога новое видение, я немедленно взбиралась на трибуну и разносила эту весть по всему миру. Если я принимаю какой-то определенный витамин, то и все остальные должны его принимать. Если Бог велел мне это делать, то Он велел это и для других.
Вот что я имела в виду, когда говорила о том, что пыталась навязывать свои убеждения другим людям. Это не наше дело.
Иногда мы пытаемся оправдаться, говоря: "Я просто старался помочь". Нам необходимо помнить, что Помощником является Святой Дух, а не мы.
Сейчас в моей жизни и служении каждый раз, когда я чувствую побуждение кому-то помочь, я останавливаюсь и молюсь: "Господь, этого хочешь Ты или это просто мое желание?" Если я немного подожду, то разумом и сердцем начинаю понимать, является ли то, что я хочу сделать, идеей Бога или это моя идея.
Но я говорю не о том, что мы никогда и ничего не должны говорить другим или не предлагать помощь тем, кто в этом нуждается. Я говорю о том, что нам необходимо знать о наших истинных мотивах. Прославляет ли это Бога и возвышает ли это других или мы делаем это, чтобы возвыситься над другими, заставляя их быть во всем похожими на нас? Действительно ли мы стараемся помочь им или просто хотим командовать? Чем являются такие действия: Божьей благодатью или плотской гордостью?
В Послании римлянам (12:3) Павел сказал: "…по данной мне благодати (незаслуженной милости Бога), всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать (вы не должны иметь завышенное мнение о собственной значимости)…" Павел предупреждал римлян, можно сказать, исправлял их. Но он был достаточно смиренным, чтобы знать, что он должен сделать это по Божьей благодати, а не плотскому усердию.
23-й стих в 4-й главе Послания римлянам говорит о том, что человек, поступающий против своей совести (возможно, по нашей вине!), осуждается Богом. Почему? Потому что он поступает не по вере и противоречит своим собственным убеждениям. А все, что делается не по вере, то грех. Все, что совершается без личного внутреннего убеждения в том, что Бог поддерживает это, является грехом.
Существует множество причин, почему мы должны постоянно следить за тем, чтобы не навязывать свои убеждения другим. Вместо того чтобы помогать людям возрастать в вере, мы делаем обратное. Таким образом мы можем стать причиной их грехов, так как они стараются действовать согласно нашим убеждениям, а не своим, подтвержденным Богом.
Освящение как процесс
"Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая (на Слово Божье) на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, (и это приходит) как от Господня Духа" (2 Коринфянам 3:18).
Здесь апостол Павел говорит о том, что, принимая Божье Слово, мы преображаемся в Его образ от славы в славу. Это означает, что мы еще не достигли полной святости. У нас больше славы, чем в начале. Мы приобретаем все больше и больше славы, продолжая шаг за шагом двигаться к святости, однако мы все еще на пути. Мы занимаем позицию святых во Христе. Но на практике святость проявляется через нас в соответствии с приобретенной славой, которой становится все больше и больше.
Именно это мы называем процессом освящения. Частью процесса освящения является "отделение верующего от мира". Нам необходимо обдуманно подходить к этому утверждению. Как верующие мы должны находиться в мире, но не с миром.
Хотя мы должны неуклонно стремиться к святости, святость или освящение все же не являются нашим достижением; это состояние, к которому Бог по Своей благодати призывает грешников.
Во Второзаконии (7:22) Бог говорит народу Израиля о том, что Он освободит его от врагов "мало-помалу". Так и мы не можем освободиться от наших грехов мгновенно и без усилий, не проходя процесс освящения.
Нам бы хотелось сразу перейти от греховности к святости. Но Бог сказал, что это необходимо делать постепенно, шаг за шагом. Каждый свой шаг к святости мы должны совершать по пути благодати, которая в данном случае является Божьей силой, помогающей сделать следующий шаг. Если мы попытаемся идти вперед, опираясь не на Божью благодать, а на свои собственные усилия, то мы потерпим неудачу, так как без благодати нас ждет только разочарование.
Из государства "греховность" в государство "святость" ведет шоссе благодати, и другого пути нет.
Освящение как семя
"Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны (моим советам), (проявляя энтузиазм) не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом (не доверяя себе, со всей осторожностью, с чуткой совестью, бдительно, чтобы не поддаться искушению, смиренно избегая всего, что может оскорбить Бога и унизить имя Христа) совершайте свое спасение" (Филиппийцам 2:12).
В Расширенном переводе Библии этот стих кажется длинным и сложным, но основное его значение проявляется последняя часть стиха: …со страхом и трепетом совершайте свое спасение.
В Послании галатам (3:16) Иисус назван Семенем. Поэтому можно сказать, что, когда Он входит в нас в образе Святого Духа, данного нам Отцом, мы получаем семя святости. Когда Павел призывает нас со страхом и трепетом совершать свое спасение, он подразумевает, что мы должны сотрудничать с Богом, взращивая семя святости, которое Он посеял в нас.
Семя святости необходимости поливать водою Слова (1 Коринфянам 3:6). Все мы знаем, что семена прорастают, когда их поливают. Если мы будем поливать семя святости водой Слова (Ефесянам 5:26), оно начнет расти в нас и заполнять все наше существо. Со временем оно заполнит наш разум и начнет влиять на наши мысли. Оно заполнит наше сердце и будет влиять на наши слова. Ибо от избытка сердца говорят уста (Матфея 12:34). Оно изменит все наше тело и наше выражение лица, наши поступки и наше отношение к людям. Оно станет подобным дереву или лозе, которая растет так стремительно, что заполняет все уголки нашего существа, не оставляя места ни для чего другого, кроме святости Бога.
Все это мы называем также процессом освящения или возрастания в благодати и познании Господа нашего Иисуса Христа, когда мы становимся подобными Ему во всем (2 Петра 3:18). Не падайте духом, если вы не выполнили свое предназначение - не достигли своей цели. Продолжайте идти вперед, даже если это движение едва заметно; все-таки это прогресс. Вы идете вперед, и это главное.
Освящение - это действие
"Потому что (не ваши собственные усилия, а) Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Филиппийцам 2:13).
Как проходит этот процесс освящения? Как происходит возрастание в благодати? Мы не можем достичь этого собственными усилиями. Это происходит благодаря силе Святого Духа, Который вызывает в нас желание делать то, что угождает Отцу и дает способность так поступать.
Осознаете ли вы, что, пока вы читаете эту книгу, Святой Дух действует в вас, изменяя и заставляя вас поступать согласно Божьей воле? Господь не читает эту книгу вместо вас - это ваше дело. Но Он действует внутри вас, побуждая вас читать, - и это Его дело.
Итак, процесс освящения проходит следующим образом. Мы с вами получаем как Божий дар Святого Духа, Который приходит и поселяется в нас. Затем мы подчиняем себя Ему, а Он действует в нас, побуждая нас поступать согласно Божьей воле, и наделяет силой для исполнения этой воли.
Поэтому, более точным будет сказать: не мы работаем, чтобы угодить Богу, а Бог действует в нас, чтобы побудить нас делать то, что угодно Ему. Если мы подчиняемся Ему и сотрудничаем с Ним, мы становимся все более и более святыми, а наша жизнь все более и более освященной.
Слово и Дух
"Посему, отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости (смирении, скромности) примите насаждаемое (в ваше сердце) слово, могущее спасти ваши души. Будьте исполнители Слова (повинуйтесь Слову), а не слышатели только, обманывающие сами себя (рассуждениями против истины) (Иакова 1:21-22).
Освящение является результатом святости. Мы становимся освященными, когда предприняты все шаги по направлению к святости, когда процесс полностью завершен. Одной из действующих сил процесса освящения является Святой Дух, но есть и другая сила - это Слово.
Мы с вами слышим Божье Слово, а затем Дух Бога приводит его в действие внутри нас. Мы не должны этим заниматься. Наша работа заключается не в том, чтобы приводить Слово в действие, а в том, чтобы слышать его и исполнять с помощью силы Святого Духа, обитающего в нас. Не мы, а Святой Дух заставляет Слово действовать.
До сих пор нас все время учили: "Слушайте Слово, слушайте Слово, слушайте Слово". Мы слушали Слово, пока оно не переполнило нас. И это чудесно. Я благодарна за это Богу. Но, несмотря на то, что мы столько слушали Слово, мы не изменились, как того ожидали. Я думаю, что это произошло из-за того, что мы не обратили внимания на роль Святого Духа.
Мы должны не только слушать Слово, но и подчиняться Святому Духу, обитающему в нас, Который был призван дать нам силу и сделать нас способными исполнить Слово.
Но, слушая Божье Слово и искренне стараясь применить его в нашей жизни, мы не можем заслужить Божьей помощи. Мы заслуживаем только смерти и ада. Потому что в глазах Бога вся наша праведность - как грязная одежда по сравнению с Его праведностью (Исаии 64:6).
Нам необходимо принимать Божье Слово с кротостью, потому что только оно обладает силой спасти наши души. Мы должны приходить к Отцу со смирением, говоря Ему: "Отец, я так благодарен за возможность слышать Твое Слово. Приведи Слово, которое я слышу, в действие. Пусть оно действует во мне и через меня. Святой Дух, исполни свою работу по освящению, чтобы я стал таким, как того желает Отец".
В течение всего дня наш разум должен прислушиваться к Святому Духу. При любой возможности думайте о присутствии и силе Святого Духа, обращайтесь к Нему с молитвой: "Святой Дух, помоги мне. Учи и наставляй меня. Дай мне силу, очисти и освяти меня. Я полностью доверяюсь Тебе, потому что сам я не могу ничего сделать. Без Тебя я ничто, я ничего не могу и ничего не заслуживаю. Благодарю Тебя за то, что Ты пребываешь во мне, действуешь во мне и через меня во славу Бога Отца".
Стремитесь к Богу с верой и благодарением, полностью полагаясь и доверяясь Ему, позволяя Его Слову и Святому Духу привести вас через процесс освящения к чистоте и святости. Это единственный путь к очищению и совершенству.