ГЛАВА 15. Духовное воскресение
И хорошие — не хороши, и плохие — не плохи, и жизнь — не жизнь, и смерть — не смерть... И тот, кто слышит (слово) “Бог”, не постигает того, что прочно... Также подобным образом (в словах)... и “жизнь”, и “свет”, и “воскресение”.
“Евангелие от Филиппа”*
ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ФАНАТОВ ДО УВЛЕЧЕННЫХ серфингом — в каждом кругу есть свой жаргон. Если он вам понятен, вы знаете, что они имеют в виду. Если же нет, вам может показаться, что речь идет о катании на волнах, когда в действительности речь идет о поиске информации.
У христиан-гностиков был собственный жаргон— язык посвященных, которым, говорят, пользовались Павел и даже Иисус. Для них воскресение не было физическим событием, происходящим лишь единожды. К примеру, об идее внезапной реанимации Богом трупов верующих они отзывались как о “вере глупцов”.
Для гностиков воскресение было событием духовным, просто пробуждением души. Они полагали, что люди, испытавшие воскресение, могут испытать вечную жизнь, или единение с Богом, находясь на Земле, и тогда после смерти избегнут нового рождения. Люди же, не испытавшие воскресения и единения с Богом на Земле, воплотятся вновь.
У гностиков существовало собственное толкование тех отрывков из посланий Павла, которые, казалось, подразумевали телесное воскресение. Они заявляли, что Павел давал учение на двух уровнях — одно для психиков, то есть тех, кто существовал на уровне вещей материальных, а другое — для пневматиков, то есть тех, кто был “духовно наполнен”, а следовательно, способен воспринять мудрость Божию.
Гностики считали себя пневматиками, а большинство христиан психиками. Они полагали, что лишь пневматики могут понять высший уровень учения Павла. Но это не отнимало у психиков возможности навечно. Проснувшись духовно, они могли стать пневматиками, а значит, понять таинства.2
Поиски скрытых смысловых уровней в Писаниях были присущи греко-римскому миру. Раввины толковали Тору на четырех уровнях, Филон Александрийский усматривал аллегорический смысл в историях Ветхого Завета, а Ориген Александрийский говорил, что у Писаний “есть два смысла”: буквальное значение и скрытое.3
Значение жизни и смерти
Что же на самом деле имели в виду Иисус, Павел и авторы “Посланий”,4 когда говорили о том, что мертвые воскреснут “нетленными”, а праведным будет дарована “вечная жизнь”? Простой ответ не всегда является ответом правильным. Ибо в Библии существует более чем одно значение и у слова “жизнь”, и у слова “смерть”.
Со всей очевидностью это прослеживается в Ветхом Завете, как указывал Филон. В истории Эдемского сада встречаются два значения слова “смерть”. Бог велел Адаму и Еве не есть определенный плод, “ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь”5 Адам и Ева съедают плод, но не умирают тотчас. Они продолжают жить и даже производят потомство.
Филон поясняет, что существуют две формы смерти: одна — смерть тела, а другая — души. Он делает вывод, что именно смерть души Адам и Ева испытали, отведав яблока. Эта смерть наступает, говорит Филон, когда душа “подчинена” телу и живет в нем, “как будто в могиле”.6 Это — не окончательная смерть, а скорее состояние закабаления души.
Когда в “Послании к Колоссянам” верующим говорится: вы “были мертвы во грехах”, пока Бог не оживил вас, — слово “мертвы” здесь обозначает рабство души. Такое представление о смерти может пролить свет на обещание Иисуса Марфе: “Я есмь воскресение и жизнь;
верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек”.8 В толковании многих христиан этот отрывок означает, что люди, верующие в Иисуса, будут жить вечно в своих физических телах после телесного воскресения. Но разве не очевидно, что в этих строках подразумевается нечто более значительное, чем реанимация трупов?
Все тела умирают. Значит, когда Иисус сказал, что тот, кто живет и верит в него, “не умрет вовек”, разве он говорил всего лишь о телах? Мне думается, он имел в виду, что души этих людей никогда не вернутся к рабскому состоянию.
Гностики утверждали, что те, кто верит в Христа (Слово, или Логос), пробудятся к духовному состоянию, превосходящему жизнь на Земле, к более высокому уровню бытия, что сделает переход между физической жизнью и смертью несущественным.
Павел-гностик
Павел известен как апостол воскресения, так как оно стало основным моментом его веры. Многим христианам Павел видится как оппонент гностиков.9 Но в действительности гностики искали у него поддержки своих взглядов на воскресение. В его посланиях они нашли свидетельства тому, что и он рассматривал воскресение как состояние духовного пробуждения.
Послания Павла оставались головоломкой для комментаторов всех веков, но у гностиков могли быть ключи к их толкованию. В конце концов, они были самыми первыми христианскими богословами, которые комментировали писания Павла. Ортодоксы не притрагивались к его посланиям, пока не осознали, что им не нравятся выводы, к которым пришли гностики. Таким образом, ранние ортодоксальные толкования посланий Павла в действительности выросли на критике гностицизма.
Гностики заявляли, что послания изобилуют их терминологией. Например, автор “Послания к Ефесянам” использует слова “пробудиться”, “сон”, “мертвый” в гностическом смысле: “Пробудись спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос”.10* Гностики считали, что психики (непробужденные души) находятся в состоянии сна и нуждаются в пробуждении своей божественной природы. Отождествляя понятие пробуждения от сна с воскресением из мертвых, “Послание к Ефесянам” подтверждает гностические представления о воскресении как о духовном, а не физическом возрождении.
Мысль о воскресении как о некоем пробуждении, конечно же, правдоподобна. Некоторые греческие слова в Новом Завете, переведенные как “воскресение”, также означают “подъем” или “пробуждение”. Таким образом, — утверждали гностики, — когда Павел говорит, что люди могут участвовать в воскресении, в действительности он утверждает, что их души могут пробудиться к своей божественной природе.
Воскресение — сейчас
Нам известно, что в некоторых местах Павел пишет о воскресении как о событии скорее настоящего, нежели будущего времени. В “Послании к Римлянам” он говорит, что христиане, которые приняли крещение, “по греблись с ним [Христом]”. Итак, крещение является символической смертью. Затем Павел обещает, что христиане восстанут из мертвых “подобием воскресения [Христа]”. Но апостол не откладывает это воскресение на будущее. Он сообщает христианам, что они уже “живы”, то есть воскресли: “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе”.п
Буквально этот отрывок трактуется так: крещение гарантирует, что Христос возродит верующих к физической жизни после их физической смерти. Но гностики отвергали такое понимание. Как объясняет Элейн Пей-джелс в своей книге “Павел-гностик”: “Они заявляли, что Павел не говорит здесь буквально о будущем телесном воскресении, напротив, он говорит символически о процессе получения гнозиса”.12
В “Послании к Колоссянам” воскресение, похоже, также описано как событие сегодняшнего дня. Автор говорит: “Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего... Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании”.13 В этом отрывке “совлечение” ветхого человека и “облачение” в нового является кодом воскресения, которое опять же характеризуется как событие этой жизни.
Но нет ли в Посланиях противоречий? Хотя, вроде бы, эти отрывки говорят нам о воскресении как о духовном пробуждении, которое может произойти в жизни человека, другие отрывки, похоже, указывают на воскресение, которое произойдет в будущем по образу воскресения Иисуса. Например, “Первое Послание к Коринфянам” гласит:
“Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его”.14
Этот отрывок является краеугольным камнем веры христиан в телесное воскресение. Для ортодоксов это попросту значит, что воскресение мертвых — основное верование христиан и что воскресение Христа предвещает их собственное. Но если Павел на самом деле использовал своего рода гностический “шифр”, его слова могут приобрести совершенно иное значение.
Конечно же, для гностиков “мертвыми” были психики, а “воскресение из мертвьпо означало пробуждение психиков к их божественному истоку. С точки зрения гностиков отрывок может быть перефразирован так:
“Если же о Христе, пребывавшем в смертной форме, проповедуется, что он воскрес из мертвых, то как могут некоторые из вас говорить, что нет пробуждения человека к его божественному истоку? Если психики, или непробудившиеся души, не могут быть пробуждены, то и Христос, который был в смертной форме, не мог воскреснуть, или пробудиться; а тогда тщетна и вера ваша... Но в действительности Христос поднялся на более высокий, духовный уровень существования. Как все умирают для Духа, когда отождествляются с телом (как Адам), так все оживут во Христе и вернутся к Богу, когда вспомнят свое божественное происхождение”.
Если смотреть глазами гностиков, можно сказать, что этот отрывок подкрепляет взгляд на воскресение как на событие, происходящее в этой жизни. Далее в “Послании к Коринфянам” мы находим другой стих, придающий достоверность гностическому толкованию. Снова обращаясь к вопросу о том, есть ли воскресение из мертвых или нет, Павел спрашивает, почему люди принимают крещение “для мертвых”,15 если мертвые не воскресают?
Комментаторы бились над этим отрывком, предполагая в нем намек на то, что люди принимали крещение во благо тем умершим, кого они любили, и от их имени. Для гностиков-валентиниан, однако, смысл отрывка был прост. Они практиковали крещение “для мертвых”— психиков (непробудившихся душ). По объяснению Элейн Пейджелс валентиниане полагали, что Павел спрашивал: “Зачем проводить подобное крещение “для мертвых”, как не для того, чтобы психики, поистине, могли воскреснуть из мертвых?”16
Поверхностному взгляду может показаться, будто другой отрывок из “Послания к Римлянам” подтверждает идею телесного воскресения: “Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас”.17
Но гностики не усматривали здесь ссылки на телесное воскресение. Они утверждали, что слова “смертные тела” относятся к тем, кто мертв духовно, к психикам. Для гностиков этот отрывок означал, что психики будут воскрешены к жизни Духа. Гностический парафраз может читаться следующим образом: “Если Дух, который оживил Иисуса духовно, живет и в вашем теле, он превратит вас из духовно “мертвых” в духовно “живых”. Павел не говорил о реанимации трупов.
“Переход к новому”
Единственная причина, по которой Послания могут вызывать замешательство, состоит в том, что в них не излагается от начала до конца единое четкое учение. Будучи письмами, адресованными духовным общинам того времени, они сосредоточивают внимание на насущных вопросах, привлекая учение лишь по мере надобности. По этой причине на протяжении веков христианам было сложно составить представление о том, каково же учение Павла о воскресении.
Гностики же оставили несколько текстов, в которых обстоятельно разъясняют свои воззрения. Несмотря на то, что нет возможности доказать, представляют ли их взгляды подлинные учения Павла и Иисуса, они, безусловно, делают изречения Павла более осмысленными, чем толкование ортодоксов.
В гностических рукописях дано ясное, простое и убедительное представление о воскресении. Во-первых, “Евангелие от Фомы” освобождает людей от ошибочного понимания воскресения как события будущего. В Изречении 56 говорится:
“Ученики его сказали ему: “в какой день наступит покой тех, которые мертвы? И в какой день новый мир приходит?”
Он сказал им: “Тот покой который вы ожидаете, пришел, но вы не познали его”. 8
“Евангелие от Фомы” утверждает, что воскресение и Царство [Божие] уже находятся здесь. Мы просто не осознаем этого — или, в гностическом смысле, не соединились с ними.
В другом тексте из библиотеки Наг-Хаммади, “Диалоге Спасителя”, поднимается вопрос о том, какого рода тела будут иметь люди после смерти. Вместо того, чтобы сделать вывод, подобно ортодоксам, о возвращении к жизни наших физических тел, этот текст сообщает нам, что они временны, а не вечны. “Не в эти преходящие одеяния вы облачитесь”.19
Идея “облачения” и “перемены облачения” представляет собой метафору, которая помогает нам понять представления гностиков о воскресении. В их текстах разъясняется, что нам надлежит разоблачиться, или обнажиться, дабы участвовать в воскресении, а затем мы должны облачиться в духовные одежды — нашу божественную идентичность, нашу царскую мантию. В “Диалоге Спасителя” говорится: “Благословенны будете, когда обнажитесь!”20 Разоблачиться, или обнажиться, значит прекратить отождествление со смертной формой. Это означает отделиться или отрешиться от всех внешних ухищрений, употребляемых нами, чтобы упрочить свою личность. Именно так мы достигаем истинной жизни, жизни воскрешенной.
“Обнажение” не означает потери вами личности и способности к творчеству, но лишь то, что вы перестаете думать о себе как о теле, обладающем кожей, глазами, зубами, волосами... и некоторым имуществом. Вам становится понятно, что по-настоящему важной является лишь бессмертная часть вас.
В “Евангелии от Филиппа” детально разработана концепция “обнаженности”, когда речь заходит о людях, страшащихся жизни без тела: “И они не знают, что те, кто носит [плоть, — те] обнаженные. Те, кто [разденется], чтобы быть обнаженными, — [те] не обнаженные”.21 В тексте сказано: облачиться в свою божественную идентичность можно, лишь прекратив отождествлять себя с тем, что смертно.
Гностический “Трактат о Воскресении” учит: следует отождествляться с той частью себя, которая есть Бог. Подобно высказываниям в духе буддизма, он напоминает, что смертная жизнь подвержена изменениям, иллюзорна, и утверждает, что лишь Бог — “полнота” — реален.
“Все подвержено переменам. Мир — иллюзия!..
Но воскресение не относится к явлениям названного типа, ибо оно является истиной, которая незыблема. Оно представляет собой откровение о том, что существует преображение всего и переход к новизне. Ибо нетление охватывает тленное, свет нисходит во тьму, поглощая ее”.
Говоря, что при воскресении “нетление” охватит “тленное”, автор повторяет утверждение Павла: “Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие”.23 Опираясь на этот же самый стих “Первого Послания к Коринфянам”, ортодоксы развили абсурдное представление о восстановлении и возвращении к жизни смертных тел некогда в отдаленном будущем.
Для гностиков же идея облачения в нетление означала, что те, кто способен испытать воскресение, войдут в другое состояние бытия, которое характеризуется светом, а не тьмой. Воскресение является откровением о том, что существует, преображением всего и переходом к новизне.
Какая прекрасная идея!
В моем понимании воскресение представляет собой духовное пробуждение, с которого начинается процесс единения с Богом. Это воспламенение и побуждение к действию, когда пламя в сердце настолько возрастает, что вы более не чувствуете себя уютно, отождествляясь с вещами преходящими. Это происходит, когда ваша душа решает, что ее целью является единение с Богом и ставит эту цель выше всякой другой. Испытав воскресение, вы обладаете и видением того, что для вас достижимо, и убежденностью, что достигнете этого.
Воскресение является не конечной целью, но важным шагом на пути к бессмертию. Следующим шагом будет стремление к единению с Богом, что описано и в гностицизме, и в иудейском мистицизме как процесс облачения в духовное одеяние, или вознесение на небеса. Мы детально рассмотрим обе идеи далее, в пятой части этой книги, по мере углубления в иудейский мистицизм.
Гностики верили, что вознесению на небеса полагается следовать за воскресением. “Трактат о Воскресении”, как и послания Павла, рассказывает, что нам назначено умереть и восстать с Христом. Но в этом тексте добавляется мысль о том, что нам надлежит вознестись со Спасителем: “так, чтобы, как сказал о нем апостол, мы вынесли страдание с ним, и воскресли с ним, и вознеслись с ним”.24
Другими словами, “восстав”, — то есть испытав воскресение, — мы сможем начать процесс восхождения к божественному единению. Это не физическое путешествие к облакам, а скорее отождествление с Христом, или Логосом, — частью Бога, которая является посредником между Абсолютом и миром форм. Впоследствии мы более подробно поговорим об этом, по мере того, как углубимся в исследования тайных учений Иисуса.