Заповедь о Единстве христиан
В Евангелии от Иоанна Господь наш Иисус Христос говорит очень важные слова о единстве Церкви: «Да будет едино стадо и един Пастырь» (Ин.10:16); и еще: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). В этих словах мы видим тот идеал, к которому должны стремиться привести свою жизнь христиане, уподобляя ее любви, единству и согласию Лиц Святой Троицы, совершеннейшему взаимопроникновению Отца, Сына и Духа Святого. В наше страшное время разделений, когда христианский мир раздираем разными учениями, которые противоречат друг другу, заповедь о единстве (экуменизме) во Христе является самой важной. Спаситель есть Истинная Лоза, и кто желает быть во Христе, должен быть причастен Его Телу, должен быть привит к этой лозе (Ин.15:1). Христос — глава Церкви, и как во Христе нет никакой лжи, так и Его Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Господь обещал, что сухие ветви Его Лозы будут отсечены и брошены в огонь. Подобно ученикам Иоанна Предтечи, которые через его проповедь покаяния готовились ко встрече со Спасителем, сегодня миллионы людей по всему миру слышат Благую Весть, обретают веру и возрождаются от чтения слова Божия, готовя себя к соединению с Иисусом Христом, Который призывает всех уверовавших в Него по слову Евангелие, и любящих Истину больше чем самих себя, к единству с Ним и друг с другом в Его единственном Теле. Итак, где же та самая древняя Церковь о которой мы читаем в Библии, которую создал Иисус Христос (Мф. 16), в которой нету никакой лжи, которой однажды (Иуд.1:3) преданна апостольская вера (Ин. 17:20) и которую никогда не одолеют врата ада?
Библия о Церкви
Согласно вере апостолов, истинная Церковь — это не просто собрание верующих или общество читающих Библию, а таинственный Богочеловеческий организм — Тело Христово, живущее Святым Духом. О Христе сказано, что Бог-Отец «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22). Христиане в Библии называются членами Тела Христова: «Ибо, как в одном теле у нас много членов… так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4–5). Церковь — это всеохватывающее и бессмертное единство человека с Богом, другими людьми и Ангелами, это высшая цель и высший смысл существования вселенной, соединение твари со всей полнотой Божией (Еф. 3:19). Во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), и все мы призваны в Его Тело, чтобы исполнится этой полнотой Божества (Кол. 2, 10). Церковь, состоя из двух начал, невидимого и видимого, Божественного и человеческого, управляется Духом Святым: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Положив начало и основание Церкви и вверив видимое устройство и управление ею апостолам, а затем и их преемникам — епископам, Господь Иисус Христос Сам остался Главой Церкви. Апостолы, пророки, учителя, епископы, священники, миряне как на земле, так и на Небе вместе с ангельскими чинами составляют одно тело — Тело Церкви: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор. 12:28).
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ ТОЛЬКО ОДНА: Из понятия о Церкви как живом организме, имеющем одну главу — Христа — и содержимом одним Духом Божиим, вытекает единственность Церкви. Так как у Христа-Главы может быть одно только Тело, а не два или три. Сам апостол Павел об этом засвидетельствовал: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф. 4:4). Как и любое тело имеет свои границы, так и Церковь Христова (Его Тело) имеет четкие границы, они определяются: единством главы — Христа; единством апостольской веры; единством иерархии; общением членов Церкви в молитвах и Таинствах (единством Святого Крещения и Евхаристии): «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ СОЗДАНА САМИМ БОГОМ: в день Пятидесятницы, то есть почти 2000 лет назад — «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Поэтому организации и течения, созданные людьми в более поздние времена, истинными церквами не являются, «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). Апостол Иуда учит нас, что истинная вера лишь однажды предана святым, и нам следует за нее подвизаться: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды [один раз] преданную святым» (Иуд. 1:3). Единственность такой передачи неразрывно связана с однократностью Крестной Жертвы Спасителя: «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ НЕПРЕРЫВНА И НЕУНИЧТОЖИМА: Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеютее» (Мф. 16:18); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов (Ин. 15:16), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23; 6:6), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8:18). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства» (1Тим. 4:14). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). Епископы Единой Апостольской Церкви являются прямыми преемниками апостолов, о чем свидетельствуют непрерывные списки преемственности на протяжении более чем 20 столетий. Так как Истинная Церковь — это Тело Христа, то она не может быть разделена на независимые части, ибо Христос не разделялся — «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас?» (1Кор. 1:13). Она также не может быть воссоздана людьми. Гарантом ее нерушимости является Святой Дух и ее Глава Христос. Еще в Ветхом Завете Ангел предсказал пророку Даниилу: «Во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится… Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).
ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ СОДЕРЖИТ ПОЛНОТУ ИСТИННОГО УЧЕНИЯ: «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины»(1Тим. 3:15). Поэтому только одна Единая Апостольская Церковь обладает истинным пониманием божественного учения и управляется Самим Богом. И Бог Дух Святой является гарантом вероучения Церкви: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13). Господь предсказал появление лжеучителей, и поэтому в течение тысячелетий от Единой Православной Церкви отпадали через ереси отдельные люди или целые общины. Так же и апостолы предупреждали, что «в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19); «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (1Ин. 2:19). Апостолы отлучали еретиков от Тела Христова: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема(т.е. да будет отлучен)» (Гал. 1: 8–9). Как известно, ересь — дело плоти,и «поступающие так Царствия Божия не наследуют»(Гал. 5:21). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-12)Отделение от Церкви есть отделение от Христа, и такое состояние лишает человека вечной жизни, так как вне Церкви нет ни Спасителя, ни благодати (Ин. 15:4–6), и кто не в Церкви Христовой, тот и не христианин (Мф. 18:17).
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ:Господь, пришедший видимым образом, создал через апостолов видимую Церковь, которая не может сокрыться: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5:14), так и свечу ставят на подсвечник, чтобы была видна всем (Мк. 4:21). Затем Спаситель послал апостолов на проповедь Евангелия (Мф. 28:19).Со дня Пятидесятницы христианская вера стала быстро распространяться в разных частях Римской империи и Церковь Христова росла: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Апостолы проповедовали Евангелие, присоединяли через Крещение уверовавших к Единой Церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41), рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов (Деян. 6:6). Все основанные апостолами общиныпринадлежали к Единой Святой Апостольской Церкви. Их объединяли единая вера и единый источник освящения, почерпаемый в благодатных Таинствах (Крещения, Причащения и Возложения рук — Рукоположения).Церковь, будучи вначале малой, как горчичное семя, постепенно выросла в великое дерево, заполнившее своими ветвями весь мир (Мф. 13:31–32.). Уже в конце первого века мы находим христианские общины почти во всех городах Римской империи: в Святой Земле, Сирии и Армении, в Малой Азии, Элладе и Македонии, в Италии и Галлии, в Египте и Северной Африке, в Испании и Британии, и даже за пределами империи— в далекой Аравии, Индии и Скифии. К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 5 главных Поместных Церквей, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь:
1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (Деян. 2:1–41). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.
2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.
3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
4) Константинопольская Церковь, основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. — и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром.
Наименование Православная Церковь вошло в употребление в эпоху религиозных споров с IV по VI столетия, когда возникла необходимость отличать истинную Единую Апостольскую Церковь от еретических групп (арианства, несторианства, гностицизма и т.д.), которые тоже называли себя христианскими. Слово «православие» является переводом двух греческих слов «ortho» — правый и «doxia» — славить. Пророчество об этом содержится в 111 псалме: «род правых благословится».
Более 1000 лет все 5 патриархатов были едины, и лишь в 1054 году одна из пяти Поместных Церквей — Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, перестав быть православной. Согласно учению Римской Церкви, Святой Дух исходит от Сына, что не согласуется с евангельским благовествованием: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Позже появились ереси о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о сверхдолжных заслугах святых, о папе как наместнике Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости Римского епископа в делах веры. Поэтому Римская Церковь, изменившая учение о Троице, подпала под анафему апостола Павла (Гал. 1:8–9) и тем самым откололась от Православной Церкви. После отпадения Рима Православная Церковь продолжала хранить неизменную веру апостолов. Впоследствии против ереси Римской Церкви выступил монах Лютер. Он утверждал, что Восточная Православная Церковь истинна: «Ни Собор Никейский, ни первые Отцы Церкви, ни древние общины Азии, Греции, Африки не были подчинены Папе; да и сейчас на Востоке существуют истинные христиане, у которых епископы Папе не подчинены… Не вопиющая ли несправедливость — извергать из Церкви и даже из самого неба такое великое множество мучеников и святых, какими в течение четырнадцати веков прославлена Восточная Церковь?» Он вел переговоры с представителями Православной Церкви, но решил вместо присоединения к Телу Христа придумать свою собственную общину со своим вероучением, отличным не только от Римской ереси, но и апостольского учения, забыв, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). В итоге сегодня мы можем наблюдать более чем 40 000 различных общин, читающих Библию, но не причастных к Единой Апостольской Церкви, которые имеют взаимоисключающее и противоречащее друг другу вероучение. Все они появились много позже Церкви Христовой и пошли не от Христа и апостолов, но созданы людьми. Когда и откуда они пошли тоже известно:
Католичество в1054г.
Лютеранство от Мартина Лютера в1517г.
Англиканство от короля Генриха в1539г.
Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера в 1521г.
Баптизм от Дж. Смита в1609г.
Адвентизм от американца Вильяма Миллера в1831г.
Пятидесятничество в1906г.
1) Только Православная Церковь началась в I веке. Все остальные течения возникли позже.
2) Только Православная Церковь была основана Христом и не имеет других основателей. Все остальные были основаны каким-либо человеком.
3) Только Православная Церковь ни от кого не отделялась. Все течения, так или иначе, отделились от нее.
Церковь — это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, одни Таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу. Церковь представляет собой самую великую и самую святую Тайну Божию, когда Господь Иисус Христос Духом Святым вселяется в человека, обновляет и освящает его, делает его частью Себя(Еф. 3:16–17).
Ученик апостола Иоанна Богослова, рукоположенный апостолами Петром и Павлом в епископы Антиохийской Церкви Игнатий Богоносец(I век): «Прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову» (Послание к траллийцам).
Ученик духовного сына апостола Иоанна Богослова— священномученика Поликарпа Смирнского, священномученик Ириней, епископ Лионский (II век): «Надлежит следовать пресвитерам (епископам) в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины; прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или — как еретиков и лжеучителей или — как раскольников, гордых и самоугодников» (Пять книг против ересей, книга IV, глава 26).
Тертуллиан (II век) писал о еретиках его времени: «Пусть покажут начала своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, римская — Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени» ("О предписаниях" против еретиков).
Библия о Спасении
Спасение — это соединение человека с Богом. Только реальное соединение со Христом, а через Него — с Безначальным Отцом и Животворящим Духом дает нам спасение, которое невозможно вне Его единственного Тела — Единой Апостольской Церкви, которой принадлежит вся полнота дара искупления, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Каждый из христиан в момент Крещения становится храмом Божиим, сосудом, в котором должна обитать Пресвятая Троица: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1Кор. 6:19). «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом» (2Кор. 6:16); «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Мы призваны иметь по дару Творца все то же, что имеет Сам Бог, кроме общения в Его сущности, «дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19).
Священное Писание не говорит нам об Иисусе Христе как о личном Спасителе, так как Христос называется Спасителем Тела (Церкви): «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23). Спаситель прямо сказал, что без Него, вне Его Тела спасения нет: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6); «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне» (Ин. 17:9). Апостолам было известно, что Христос искупил не всех людей, а только тех, кто пожелал быть в Его Церкви, — «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25); «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). Христос говорит нам: «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего; кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:4–6). «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27). Кто не в Церкви, тот и не христианин: кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). После дня Пятидесятницы спасение возможно только в Церкви.
Христос и апостолы учат, что для соединения с Богом в Его Теле и спасения необходимы несколько условий:Истинная вера — «веруй в ГосподаИисуса Христа, и спасешьсяты и весь дом твой» (Деян. 16:31), «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Но не всякая вера спасительна. Для спасения нужна точная вера, ибо ереси Царствия Божьего не наследуют: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота… ереси… поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20).Вера должна быть не только точной, но живой, то есть соединенной с делами и с исполнением Божественных заповедей: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14). «Вера без дел мертва», — учит апостол Иаков (Иак. 2:20). Вера через дела оправдывает нас во Христе. Но спасение совершает не вера, не дела, но благодать Божия, входящая в человека через Таинства. Одной только веры недостаточно для спасения, необходимо соединение со Христом в Его Теле и постоянное нахождение в Нем, которые реализуются только через Таинства Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор. 12:13) — и Святого Причастия: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56), «…ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6:57).
В Книге Деяний святых апостолов (Деян 2:47) мы читаем: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Апостол Петр (Деян. 2:14–39) благовествовал иудеям о Господе Иисусе Христе, его слово «возродило» слушателей: «они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Так бывает и в наше время: человек живущий без Бога в области полной тьмы возрождается через чтение слова Божия, впервые чувствует одобрение совести, в нем зарождается вера. Но для спасения одной веры и сокрушения сердечного (возрождения от чтения слова Божия) еще недостаточно, нужно соединиться с Богом в Его единственном Теле, получить прощение грехов и силу Святого Духа для духовного возрастания, почему апостол и сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось (к Церкви) в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). К несчастью, враг рода человеческого — дьявол все чаще останавливает людей, возродившихся через Слово Божие, на пути ко спасению, говоря, что раз человек был таким плохим, а стал таким хорошим: узнал о существовании Бога, бросил пить, курить, употреблять наркотики, сквернословить и блудить, то он уже спасен, и не нужно ему стремиться с совершенству в соединении с Богом в Его Теле Церкви, достаточно лишь посещать созданную людьми общину, верить и благодарить Бога за спасение, к которому этот человек реально не причастен, так и оставаясь вне Христа, хотя это вопреки Новому Завету. Такие услышат от Господа страшные слова в День Суда: «Я не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:23). Наличие веры во Христа не дает нам гарантии спасения, это лишь его важнейшее условие. Это фундамент, на котором нам необходимо строить храм души для вселения туда Духа Божия (1Кор. 3:16; 6:19). Христос является Спасителем Своего Тела Церкви (Еф. 5:23), которое Он искупил Своею Кровью (Откр. 5:9). Мы ничего не можем прибавить к искупительной Жертве Иисуса Христа, но нам нужно приложить усилия для того, чтобы воспринять ее: «Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Чтобы воспринять этот дар Спасения, сделать его лично своим и не отпасть от него необходимо много трудиться, чтобы при помощи благодати Божией искоренить грех, в нас живущий и действующий. Любой грех, любая страсть удаляет нас от Бога, от Церкви, от спасения, в то время как добродетели приближают нас к Всеблагому Богу, соединяя с Ним. Мы должны постоянно пребывать в Боге, не давая греху разлучать нас со Христом, очистить свое сердце от страстей (Мф. 5:8; 15:19). Только чистые сердцем узрят Бога (Мф. 5:8). Поэтому апостол Павел и укоряет христиан: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12). Ведь «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9), «всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя» (1Ин. 5:18). Восприятие дара спасения состоит в очищении от греха (Деян. 2:38; 22:16), распятии плоти со страстями и похотями (Гал. 5:24; ср. 1Кор. 9:27; Еф.4:22–24; Кол.3:5–10 и др.), в отложении ветхого человека и облечении в нового человека (Еф. 4:24) и в достижении соединения с Богом (Рим 8:9–11; Гал. 2:20 и др.): «Итак, возлюбленные, имея такие обетования (соединение с Богом — 2Кор. 6:16,18),очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню (επιτελουντεςάγιωσύνην — достигая святости) в страхе Божием» (2Кор. 7:1).
«Со страхом и трепетом (пред опасностью погибели через грех) совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14; ср. Кол. 1:22-23). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2Пет. 3:14). Мы должны всеми силами стремиться к совершенству и святости, потому что чем более совершенны и святы мы будем, тем полнее мы соединимся с Богом, поэтому Православная Церковь со времен апостолов ставит особую цель — совершенствование своих членов до богоуподобления: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); «по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках». (1Пет. 1:15), «плод ваш есть святость» (Рим. 6:22). «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). Спасенные члены Единой Апостольской Церкви не только в этой жизни, но и после всеобщего Воскресения будут вечно уподобляться бесконечно совершенному Богу.
Апостол Павел предсказал, что «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим. 4:3). И сейчас лжеучителя, извратившие Евангелие в угоду своим страстям, приводят места Священного Писания, где говорится о благодати Божией, дарованной спасаемым в Теле Христовом по истинной неповрежденной апостольской вере: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8; ср. 2 Тим.1:9; Тит. 3:5); «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24; Ин. 3:16,18; 5:24; 6:47; 1Ин. 5:10–12 и др.), игнорируя множество других текстов Священного Писания о том, что спасаемым необходимо сделать для того, чтобы этот дар воспринять и сохранить.
Христиане, члены земной Церкви, подвизающиеся против греха, по слову апостола, не спасенные, а спасаемые: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). «Слово о кресте... для нас, спасаемых, сила Божия» (1Кор. 1:18). «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор. 2:15; ср. Деян. 15:11; Рим 8:24.). Мы можем лишь надеяться на спасение (Рим. 8:24). «Спасенные народы будут ходить (в Новом святом Городе Иерусалиме), когда явятся новое небо и новая земля» (Откр. 21:24). Истинная Церковь состоит из верующих и стремящихся к совершенству, но не из совершенных и безгрешных. Сами апостолы не считали себя совершенными, но лишь стремящимися к праведности: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед…» (Флп. 3:12–14). Даже «праведник едва спасается» (1Пет. 4:18). Когда у Господа спросили: «неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23,24).