При предвидении своей близкой смерти
40. Предисловие. Вера в будущее и размышление в течение жизни о будущей судьбе помогают быстрому отделению духа, ослабляя узы, привязывающие его к телу, и часто бывает, что хотя жизнь телесная ещё не угасла, нетерпеливая душа уже направляется к бесконечности. Наоборот, у человека, сосредоточивающего все свои мысли на матерьяльных предметах, эти узы более прочны, разлучение тяжело и болезненно, и пробуждение в том мире полно смятения и беспокойства.
41. Молитва. - Боже, я верю в Тебя и в Твою бесконечную доброту, вот почему я не могу допустить, чтобы Ты дал человеку ум, познающий Тебя, и стремление к будущему для того, чтобы уничтожить его.
Я верю, что тело служит только тленной оболочкой души моей и что, как только оно перестанет жить, я проснусь в мире духов.
Боже Всемогущий, я чувствую, что узы, привязывающие мою душу к телу, разрываются, и скоро мне придётся дать отчёт в употреблении моей жизни.
Я понесу последствия совершённых мною добра и зла; там нет больше иллюзии, нет возможности отговорок; всё моё прошлое пройдёт передо мной, и я буду судим согласно со своими поступками.
Ничего из благ земных я не унесу с собою: почести, богатство, удовлетворение тщеславия и гордыни и всё, что связано с телом, останется тут: ни малейшая частица не последует за мной, и ничто из всего этого не поможет мне в мире духов. Я унесу с собой только то, что связано с душой, т.е. хорошие и дурные свойства, которые будут взвешены на весах Божественного правосудия, и я буду осуждён тем строже, чем больше моё земное положение давало мне возможности делать добро, которого я не сделал. (Гл. XVI, §244.)
Боже Милосердный, пусть моё раскаяние дойдёт до Тебя! Простри на меня Свою снисходительность.
Если Тебе угодно продолжить моё существование, то пусть остальная моя жизнь будет посвящена исправлению зла, которое я мог совершить. Если же пробил мой час, то я унесу с собой утешительную мысль, что мне будет позволено искупить новыми испытаниями свои вины, чтобы заслужить со временем блаженство избранных.
Если мне не дано воспользоваться сейчас же безоблачным счастьем, которым пользуются вполне достойные, то я всё же знаю, что могу на это надеяться и что, смотря по усилиям, я достигну цели рано или поздно.
Я знаю, что добрые духи и мой Ангел-Хранитель находятся близко, чтобы встретить меня; скоро я их увижу, как они теперь видят меня. Я знаю, что найду там тех, которых любил на земле, если я того заслужил, и что остающиеся здесь встретятся со мною там, чтобы не разлучаться, и что в ожидании этого я буду приходить навещать их.
Я знаю также, что встречу там тех, которых я обидел; да простят они мне то, в чём могли бы упрекнуть: мою гордость, несправедливость и грубость, и пусть присутствием своим не доводят меня да стыда!
Я прощаю причинившим мне зло и желавшим мне зла на земле; я не уношу с собой ни малейшей ненависти к ним и прошу Бога простить их.
Господи, дай мне силы расстаться без сожаления с грубыми радостями земли, столь ничтожными по сравнению с чистыми радостями того мира, в который я вступаю. Там для праведных больше нет мучений, нет страданий, нет больше несчастий; только виновный страдает, но и у него остаётся надежда.
Добрые духи и ты, мой Ангел-Хранитель, не допустите меня ослабеть в эту торжественную минуту; откройте перед моими глазами Божественный свет, чтобы оживить мою веру, если бы она поколебалась.4
1 Текст молитвы при разборе даём в двух вариантах: по-русски и по-старославянски. (Й.Р.)
2 В некоторых переводах мы находим: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого;3 это выражение подразумевает, что искушение идёт от Бога, что Он намеренно толкает людей ко злу; такая богохульная мысль, смешивающая Бога с сатаной, не могла принадлежать Иисусу. Она, впрочем, согласуется с обыкновенным учением о роли демонов. См. "Рай и Ад", гл.Х, "Демоны". (А.К.)
3 Старославянский перевод выражает именно этот смысл, поэтому мы его здесь не приводим. (Й.Р.)
4 См. ниже: Молитвы за больных и одержимых. (А.К.)
III. МОЛИТВЫ ЗА ДРУГИХ
За пребывающих в горе
42. Предисловие. Если нужно, чтобы испытание человека, находящегося в горе, шло своим чередом, то оно не будет сокращено по нашей просьбе. Не следует отчаиваться, если просьба не исполнена; можно надеяться, что испытание, если и не прекратится, то получится утешение, смягчающее горечь. Всего полезнее для находящегося в горе иметь мужество и покорность, без которых всё переносимое им останется для него без пользы, так как он будет принуждён начать испытание снова. К этой цели, стало быть, надо направлять свои усилия, призывая на помощь добрых духов и поддерживая находящегося в горе советами, ободрением, или помогая ему матерьяльно, если это возможно. Молитва в этом случае может, кроме того, иметь непосредственное действие, так как направляет на это лицо флюидический ток с тем, чтобы укрепить его нравственность. (Гл. V, пргф.68, 90; гл. XXVII, пргф.374, 378.)
43. Молитва. - Боже, доброта Твоя беспредельна, смягчи горестное положение N., если это не противно Твоей воле.
Добрые духи, во имя Всемогущего Бога, умоляю вас помочь ему в горе. Если ради его же пользы он не может быть от него избавлен, помогите ему понять необходимость этого испытания для его же улучшения. Дайте ему веру в Бога и в будущее, которая сделает его горе менее тяжёлым. Дайте ему также силы не поддаваться отчаянию, которое могло бы заставить его потерять плоды перенесённых страданий и сделало бы будущее положение ещё тяжелее. Направьте его мысль к Богу и поддержите его мужество.