Лжепророки в состоянии скитальчества
§304. "Лжепророки находятся не только между воплощёнными; между гордыми духами их гораздо больше. Под ложным видом любви и милосердия они сеют раздоры и замедляют дело освобождения человечества; они проводят ему наперекор свои системы, которые заставляют принимать при посредстве своих медиумов, чтобы лучше подчинить тех, которыми они хотят злоупотреблять; чтобы придать больше веса своим теориям, они принимают на себя без всякого стеснения имена, произносимые людьми только с уважением.
Это они посевают между кружками антагонизм, заставляющий их отдаляться и враждебно взирать друг на друга. Этого одного достаточно, чтобы их изобличить, так как поступая подобным образом, они сами дают доказательства своего самозванства. Слепы, стало быть, люди, попадающие в такую грубую ловушку.
Но есть и другие средства, чтобы их узнать. Духи, к разряду которых они себя причисляют, должны быть не только очень добры, но, кроме того, в высшей степени дельны. Итак, разбирайте коренным образом их системы, руководствуясь здравым смыслом, и тогда вы убедитесь, что от них останется. Согласитесь сами, что если только дух указывает как на средство от бед человечества или способ к его преобразованию на меры вредные и смешные, если он излагает систему, противоречащую самым обыкновенным научным понятиям, - он может быть только невеждой и лжецом.
С другой стороны, поверьте, что если истина не всегда оценивается отдельными личностями, то эта оценка делается здравым смыслом масс, в этом тоже заключается критерий.2 Если два принципа противоречат один другому, то действительную ценность представляет тот, который находит более отзвука и симпатии; действительно, было бы нелогично признать более верным то учение, число последователей которого уменьшается, чем то, число последователей которого увеличивается. Бог, желая, чтобы истина доходила до всех, не вверяет её ограниченному кругу; Он воспроизводит её в различных местах с тем, чтобы повсюду свет был рядом с мраком.
Отталкивайте без жалости всех духов, выдающих себя за исключительных советчиков, проповедующих разъединение и уединение. Эти духи почти всегда бывают тщеславны и ограниченны и стремятся навязать себя слабым и доверчивым людям, расточая перед ними преувеличенные похвалы с тем, чтобы очаровать их и держать под своим влиянием. Чаще всего это заурядные духи, жаждущие власти, бывшие общественными или домашними деспотами при жизни; они желают опять иметь жертвы для того, чтобы тиранить их после смерти. Вообще остерегайтесь сообщений, носящих мистический и странный характер или предписывающих причудливые церемонии и поступки; подобные случаи дают всегда законный повод к подозрению.
С другой стороны, верьте, что, когда истина должна быть открыта человечеству, она одновременно открывается во всех серьёзных кружках, имеющих серьёзных медиумов, а не в том или другом, минуя остальные. Ни один одержимый медиум не совершенен; признаком явного одержания медиума служит его способность получать сообщения только от одного-единственного духа, как бы этот последний высоко себя ни ставил. Следовательно, каждый медиум и каждый кружок, считающие себя привилегированными в отношении сообщений, получаемых ими, но, с другой стороны, подчиняющиеся интригам, мешающим точному изучению посланий, несомненно, находятся под влиянием характерного одержания, особенно если властвующий дух прикрывается именем, которое как духи, так и воплощённые должны уважать и почитать, ни в коем случае не позволяя его компрометировать.
Несомненно, что, подвергая испытанию разума и логики все сообщения духов, легко будет отбросить заблуждения и бессмыслицу. Медиум может быть очарован, кружок тоже, но строгий контроль других кружков, приобретённые знания, высокий нравственный авторитет руководителей кружков, сообщения главных медиумов, в которых виден отпечаток логики и подлинности наших лучших духов, очень скоро произнесут свой приговор над лживыми и лукавыми сообщениями, исходящими от сборища злых и обманывающих духов."
Эраст, ученик Св.Павла, 1862г.
Смотрите во Введении, раздел II, "Всеобщий контроль поучений духов", а также "Книгу Медиумов", гл. XXIII, "Об одержании".
Иеремия и лжепророки
§305. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слово пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: "не придёт на вас беда". - Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал? - Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. - Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? - Если спросит у тебя народ сей или пророк или священник: "Какое бремя от Господа", то скажи им: "Какое бремя? Я покину вас, говорит Господь." ("Иеремия", гл. XXIII, ст. 16, 17, 18, 21, 25, 26, 33.)
"По поводу этого места пророка Иеремии я хочу поговорить с вами, друзья мои. Бог, говоря устами его, сказал: рассказывают мечты сердца своего. Из слов этих ясно, что уже в ту эпоху шарлатаны и экзальтированные злоупотребляли даром пророчества и эксплуатировали его. Они, следовательно, злоупотребляли простой и почти слепой верой народа, предсказывая за деньги хорошее и приятное. Этого рода обман был довольно распространён у древних евреев, и легко понять, что бедный народ в своём невежестве не мог различать хорошего от дурного и почти всегда являлся одураченным этими так называемыми пророками, бывшими, в сущности, только самозванцами или фанатиками. Может ли быть что-нибудь более выразительное, чем слова: "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали, Я не говорил им, а они пророчествовали?". Дальше говорится: "Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось"; этим Иеремия указывает на один из способов эксплуатации доверчивости, которую питали к ним. Масса, всегда легковерная, вовсе не думала оспаривать истину их мечтаний или их видений, она находила это совершенно естественным и всегда просила этих пророков говорить.
После слов пророка послушайте мудрые советы апостола Иоанна, говорящего: "Не верьте всем духам, но испытывайте, от Бога ли они", так как между духами встречаются и такие, которым нравится обманывать, если представляется к этому случай. Обманутыми оказываются, конечно, медиумы, не принимающие достаточных предосторожностей. В этом заключается главный камень преткновения, о который в Спиритизме разбиваются особенно новички. Это служит для них испытанием, над которым они могут восторжествовать только при большой осторожности. Научитесь же прежде всего различать добрых и злых духов, чтобы самим не стать лжепророками."
Люоз, дух-покровитель. Карлсруэ, 1861г.
1 Для умения различать духов см. "Книгу Медиумов", гл. XXIV и след. (А.К.)
2 Этот критерий, как показала человеческая история в ХХ веке, к сожалению, не является достаточно надёжным. Предыдущие критерии имеют характер гораздо более объективный и универсальный. (Й.Р.)
Глава Двадцать Вторая