Люби ближнего своего как самого себя

Самая великая заповедь: "Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" - Притча о заимодавцах и должниках - Отдавайте кесарево Кесарю - Закон любви - Эгоизм - Вера и милосердие - Милосердие к преступникам - Следует ли рисковать жизнью ради спасения преступного человека?

Самая великая заповедь

§167. Фарисеи, услышав, что Он привёл саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?". Иисус сказал ему: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." ("Еванг. от Матф.", гл. XXII, ст. 34-40.)
§168. И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. ("Еванг. от Матф.", гл.VII, ст. 12.)
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. ("Еванг.от Луки", гл.VI, , cт. 31.)
§169. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "Государь! Потерпи на мне, и всё тебе заплачу." Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот вышед нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев и схватив его, душил, говоря: "Отдай мне, что должен." Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "Потерпи на мне, и всё отдам тебе." Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: "Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?". И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. ("Еванг. от Матф.", гл. XVIII, ст. 23-35.)
§170. "Люби ближнего своего, как самого себя; делай другим то, что ты желал бы, чтобы делали тебе" - вот выражение самого полного милосердия, так как оно заключает в себе все обязанности относительно ближнего. Нельзя иметь руководства более верного в этом отношении, если не принять за правило, что другим должно делать только то, чего желаешь себе. По какому праву можно требовать от подобных себе больше преданности, любезности, снисходительности, доброжелательства, чем сам даёшь им? Применение этих основ уничтожает эгоизм; когда люди примут их за правило поведения и за основание своих установлений, они поймут действительное братство и заставят воцариться между собой мир и справедливость; не будет больше ни ненависти, ни раздоров, а будет единение, согласие и взаимное доброжелательство.

Отдайте кесарево Кесарю

§171. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать Кесарю или нет?". Но Иисус, видя лукавство их, сказал: "Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите мне монету, которой платится подать." Они принесли Ему динарий. И говорит им: "Чьё это изображение и надпись?". Говорят Ему: "Кесаревы". Тогда говорит им: "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли. ("Еванг. от Матф.", гл. XXII, ст. 15-22; "Еванг. от Марка", гл. XII, ст. 13-17.)
§172. Вопрос, поставленный Иисусу, был мотивирован тем обстоятельством, что евреи, ненавидя подати, наложенные на них римлянами, сделали из этого вопрос религиозный; сформировалась большая партия, чтобы отказаться от уплаты податей. Вопрос этот имел для евреев чрезвычайно острый интерес и сильно их раздражал; вот почему они обратились с ним к Иисусу: "Позволительно ли отдавать подать кесарю или нет?". Но вместе с тем вопрос этот был ловушкой, так как, смотря по его ответу, они надеялись восстановить против него или римскую власть, или евреев-раскольников. Но Иисус, видя их лукавство, избежал затруднения, дав им урок справедливости, сказав, что каждому надо отдавать должное." (См. "Введение": Фарисеи.)
§173. Положение "отдавайте кесарево кесарю" не должно пониматься в ограничительном и абсолютном смысле. Как все поучения Иисуса, это положение общее, выраженное в практической и понятной форме; вызвано оно было частным случаем. Правило это вытекает из того, которое учит поступать с другими так, как мы бы хотели, чтобы другие поступали с нами; оно осуждает всякий матерьяльный и нравственный вред, причиняемый другому, всякое нарушение его интереса; оно предписывает уважение прав каждого, так как всякий желает, чтобы уважали его права; оно требует исполнения обязанностей относительно семьи, общества, власти и отдельных индивидуумов.

НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВ:

Закон любви

§174. "Любовь составляет основу всего учения Иисуса, так как любовь - это самое высокое чувство, а чувства - это те же инстинкты, но возведённые на высоту совершённого прогресса. В самом начале человек имеет только инстинкты; позднее, став более развращённым, он имеет только ощущения; просвещённый же и очищенный он обладает чувствами, а совершеннейшее чувство - это любовь, но любовь не в вульгарном смысле, а внутреннее солнце, сосредоточивающее и соединяющее в своём пламенном центре все стремления и все сверхчеловеческие откровения. Закон любви заменяет себялюбие, соединяя существа; он уничтожает социальную нищету. Счастлив тот, кто, превосходя свою человеческую природу, любит широкой любовью своих братьев в несчастье! Счастлив тот, кто любит, так как он не знает ни душевной, ни телесной муки; он испытывает лёгкость и живёт как будто вне самого себя. После того как Иисус произнёс это дивное слово любви, оно заставило задрожать народы, и мученики, опьянённые надеждой, спускались в цирк.
Спиритизм, в свою очередь, произнёс второе слово Божественной азбуки; будьте внимательны, так как это слово приподнимает камень пустых гробниц, и перевоплощение, торжествуя над смертью, открывает восхищённому человеку его интеллектуальную родину; не к мукам оно его приводит, а к победе своего существа, возвышенного и преображённого. Кровь искупила дух, а дух должен теперь искупить матерьяльного человека.
Я сказал, что в начале человек имеет только инстинкты; тот, значит, у кого инстинкты преобладают, находится ближе к началу пути, нежели к его цели. Чтобы продвинуться к цели, нужно победить инстинкты в пользу чувств, то есть усовершенствовать их, подавляя скрытые зародыши матерьяльности. Инстинкты - это зародыши чувств, проходящие стадию роста; они содержат в себе их развитие и расцвет, как жёлудь заключает в себе дуб, и существа наименее совершенные - это те, которые, оставаясь в подчинении у своих инстинктов, медленно сбрасывают куколку. Дух должен быть обработан подобно полю; все будущие богатства зависят от обработки в настоящем, и она принесёт вам благо куда большее, чем все земные богатства; тогда-то, поняв закон любви, соединяющий все существа, вы будете искать в нём нежных радостей души, составляющих предварение радостей небесных."

Лазарь. Париж, 1862г.

§175. "Любовь - чувство Божественной сущности, и вы все, от первого до последнего, обладаете в глубине сердца искрой этого Божественного огня. Это факт, который вы могли констатировать много раз: человек, самый подлый, самый презренный, самый преступный, питает к какому-нибудь существу или предмету живую и горячую привязанность, и привязанность эта побеждает всё, что могло бы её унизить, и зачастую достигает необходимой силы и красоты.
Я говорю "к какому-нибудь существу или предмету", так как меж вами есть индивиды, изливающие сокровища любви, переполняющие их сердце, на животных, на растения и даже на матерьяльные предметы; это род мизантропов, жалующихся вообще на человечество, упорствующих против естественной потребности души, ищущей вокруг себя привязанностей и симпатий; они низводят закон любви на степень инстинкта. Но, что бы они ни делали, они не смогут подавить живого зародыша, помещённого Богом в их сердца при их создании; этот зародыш развивается и растёт с нравственностью и умом, и даже эгоизм, нередко его придавливающий, не может помешать ему служить источником святых и кротких добродетелей, дающих искренние и прочные привязанности и помогающих вам пройти тернистый и трудный путь человеческого существования.
Есть люди, для которых испытание перевоплощением представляется чем-то отталкивающим, потому что другие могут разделять их симпатии и привязанности к особам и вызывать тем их ревность. Бедные братья! Ваша привязанность делает вас эгоистами; ваша любовь ограничивается узким кругом родных или друзей, а все остальные вам безразличны. Но чтобы применять закон любви так, как Бог велит, вам нужно постепенно дойти до того, чтобы любить всех ваших братьев без различия. Задача будет длинная и трудная, но она осуществится; Бог этого хочет, а закон любви есть первое и самое важное положение вашего нового учения; именно любовь должна наконец убить эгоизм, под каким бы видом он ни проявлялся; ведь кроме эгоизма личного, бывает ещё эгоизм семьи, касты и национальности. Иисус сказал: "Люби ближнего своего, как самого себя"; значит, кто же ближний? Разве семья, секта или нация? Нет, это человечество во всём объёме, во всей полноте. В высших мирах взаимная любовь соединяет и руководит совершенными духами, населяющими их, и на нашей планете, предназначенной к будущему прогрессу через её социальное преображение, будет применяться её обитателями этот чудесный закон, служаший отражением Божества.
Результатами закона любви является нравственное улучшение человеческой расы и счастье в продолжении земной жизни. Наиболее отсталые и порочные должны будут измениться, когда они увидят, какое благо проистекает от следующего правила: не делайте другому того, чего не желаете для себя, но делайте ему, напротив, столько добра, сколько в вашей власти.
Не верьте в бесплодие и зачерствелость сердца человеческого; оно исцеляется истинной любовью; любовь - это магнит, которому оно не может противиться, а соприкосновение с этой любовью оживляет и оплодотворяет ростки добродетели, находящейся в вашем сердце в состоянии прозябания. Земля, место испытания и изгнания, будет тогда очищена священным огнём любви и на ней воцарятся милосердие, покорность, терпение, преданность, самоотвержение, кротость, жертва - все добродетели, происходящие от любви. Вспомните слова Евангелиста Иоанна. Вы знаете, что когда увечные и старцы прерывали его речи, он лишь нежно повторял им: "Дети мои, любите друг друга".
Дорогие, возлюбленные братья, пользуйтесь этими уроками: применение их трудно, но душа извлекает из них много хорошего. Верьте мне и сделайте возвышенное усилие, к которому вас призываю: "Любите друг друга", - и вы увидите, что Земля изменится и станет раем, куда явятся праведные души, чтобы вкушать отдых."

Фенелон. Бордо, 1861г.

§176. "Дорогие сотоварищи, говорю вам от имени здесь присутствующих духов: любите, чтобы быть любимыми. Эта мысль настолько верна, что вы нашли бы в ней всё, что может утешить и успокоить при ежедневных заботах; применяя это мудрое правило, вы настолько бы возвысились над материей, что одухотворились бы раньше своего земного освобождения. Изучение Спиритизма развивает в вас понимание будущего, давая уверенность в том, что вы приблизились к Богу, и понимание всех обещаний, к выполнению которых стремится душа ваша; поэтому вы должны настолько возвыситься, чтобы судить без матерьяльной предвзятости, и не осуждать ближнего перед обращением мысленно к Богу.
Любить в самом глубоком смысле слова - это значит быть справедливым, честным, добросовестным и делать другим то, чего желаешь самому себе; это значит искать вокруг себя сокровенный смысл всех страданий, гнетущих ваших братьев для того, чтобы принести им облегчение; это значит смотреть на большую человеческую семью как на свою, так как эту семью вы опять встретите в известные периоды в мирах более совершенных, а духи, её составляющие, так же как и вы, суть дети Божьи, отмечены печатью восхождения к Беспредельности. Вы не можете отказывать вашим братьям в том, что Бог дал вам, потому что, со своей стороны, вы были бы очень довольны, если бы ваши братья давали вам то, в чём вы нуждаетесь. На каждый вопль страдания отвечайте, стало быть, словом надежды и поддержки, чтобы быть вам воплощением любви и справедливости.
Верьте, что слова мудрости: "Любите, дабы быть любимыми" пробьют себе дорогу, они революционны и идут путём, который неизменен, постоянен. Но вы уже в выигрыше, вы, слушающие меня; вы бесконечно лучше живших ста годами раньше; вы настолько изменились к лучшему, что принимаете без возражения массу новых идей относительно свободы и братства, которые отвергли бы раньше; а значит, через сто лет примете с такой же лёгкостью те идеи, которые ещё не могут усвоиться вашим умом.
Теперь, когда Спиритизм сделал большой шаг вперёд, вы видите, с какой быстротой идеи справедливости и обновления, заключающиеся в сообщениях духов, принимаются средней частью интеллигенции; это означает, что эти идеи отвечают на всё то, что есть Божественного в вас; это означает, что вы подготовлены плодотворным посевом прошлого века, давшим обществу великие идеи прогресса; а так как всё имеет связь под десницей Высочайшего, то уроки, полученные и воспринятые, будут служить для всеобщего служения любви к ближнему. Духи воплощённые, рассуждающие лучше, лучше чувствуя, протянут друг другу руки; они будут соединяться ради понимания и любви друг к другу, дабы уничтожить всякую несправедливость, всякую причину раздора между народами.
Великая мысль обновления при посредстве Спиритизма, столь удачно описанная в "Книге Духов", произведёт великое чудо будущего века, соединит все матерьяльные и духовные интересы людей применением хорошо принятого правила: любите, чтобы быть любимыми."

Сансон, член парижского Общества спиритических исследований. 1863г.

Эгоизм

§177. "Эгоизм, эта рана человечества, должен исчезнуть с лица Земли, нравственный прогресс которой он задерживает; Спиритизму предназначено заставить Землю возвыситься в иерархии миров. Эгоизм, таким образом, служит целью, против которой все истинно верующие должны направить своё оружие, силы и мужество; я говорю мужество, потому что оно нужнее для победы над самим собою, чем над другими. Пусть же каждый приложит все силы, чтобы победитъ в себе эгоизм, ибо он - всепожирающее чудовище, дитя гордыни, и служит источником всех несчастий на Земле. Эгоизм есть отрицание милосердия, а стало быть, и самое большое препятствие для счастья людей.
Иисус дал вам пример милосердия, а Пилат - эгоизма; когда Иисус проходил все этапы своих святых мучений, Пилат умывал руки, говоря себе: "Какое мне дело!", а обращаясь к евреям, сказал: "Этот человек праведен, почему хотите вы его распять?" и в то же время он допустил, чтобы его повели на муки.
Именно из-за антагонизма между милосердием и эгоизмом, из-за того, что себялюбивая проказа захватила сердце человеческое, христианство так и не смогло ещё исполнить своей миссии. Вам, новые апостолы веры, просвещаемые Высшими Духами, выпала на долю задача искоренить данное зло, чтобы сообщить христианству всю его силу и очистить путь людской от терний, затрудняющих ваше продвижение - в этом ваш долг. Изгоните эгоизм с Земли, чтобы планета могла восходить в иерархии миров, так как уже пора человечеству облечься в одежды возмужалости, а для этого прежде всего надо изгнать эгоизм из сердец ваших."

Эммануил. Париж, 1861г.

§178. "Если бы люди любили друг друга, милосердие лучше бы претворялось на деле, но для этого нужно, чтобы вы приложили усилия сбросить с себя панцирь, сковавший сердце ваше, и чтобы вы стали более чувствительными к страданиям других. Суровость убивает добрые чувства; Христос не отталкивает никого из обращавшихся к нему: так, падшая женщина, преступник были спасены им; он никогда не опасался, чтобы от этого пострадало его собственное достоинство. Когда же, наконец, возьмёте вы его за образец для всех поступков ваших? Если бы милосердие царствовало на Земле, злой не имел бы власти; он удалился бы пристыженный; спрятался бы, так как везде был бы не у дел. Тогда именно зло исчезло бы; проникнитесь этой мыслью.
Начните с того, чтобы самим подавать пример: будьте милосердны ко всем без исключения, постарайтесь больше не замечать тех, кто презирают вас и предоставьте Богу заботу о правосудии, так как Он непрестанно в Царстве Своём отделяет доброе зерно от плевел. Эгоизм - противоположность милосердию; стало быть, без милосердия нет спокойствия в обществе; скажу больше: нет безопасности; при эгоизме и гордыни верх берёт более ловкий, происходит борьба интересов, при которой попираются самые святые привязанности и не уважаются даже священные узы семьи."

Паскаль. Санс, 1862г.

Вера и милосердие

§179. "Я вам говорил в последний раз, дорогие дети мои, что милосердие без веры не может поддержать между людьми общественный строй, способный сделать их счастливыми. Мне следовало бы сказать, что милосердие невозможно без веры. Вы можете найти порывы великодушия у людей нерелигиозных, но их суровое милосердие, движимое только самоотвержением и жертвой, подтверждает их эгоистический интерес; лишь одна вера может вдохновить, так как только она заставляет нас с мужеством и постоянством нести крест этой жизни.
Да, дети мои, напрасно человек, жаждущий радостей, обманывает себя относительно своей судьбы на Земле, утверждая, что ему позволено заниматься только своим счастьем. Конечно, Бог нас создал для того, чтобы мы были счастливы в вечности, но земная жизнь должна служить исключительно для нашего нравственного совершенствования, которое легче приобретается в матерьяльном мире и при помощи телесных органов. Кроме обыкновенных жизненных несчастий, разнообразие ваших вкусов, наклонностей и потребностей тоже служит средством совершенствования и претворения милосердия. Только в силу взаимных уступок и жертв вы можете поддержать гармонию между элементами столь различными.
Вы, между тем, правы, утверждая, что счастье предназначено человеку на Земле, но только в том случае, если ищете его не в матерьяльных радостях, а в добре. История христианства говорит о мучениках, с радостью шедших на мучения; теперь же в вашем обществе для того, чтобы быть христианином, не нужны ни мученическое сожжение, ни жертва жизнью, но единственно и исключительно - жертва вашим эгоизмом, гордыней и тщеславием. Вы восторжествуете, если милосердие будет вдохновлять вас, а вера поддерживать."

Дух-покровитель. Краков, 1861г.

Милосердие к преступникам

§180. "Истинная любовь к ближнему есть одно из самых дивных поучений, данных Богом миру. Между настоящими последователями этого учения должно существовать полное братство. Вы должны любить несчастных преступников, как созданий Божиих, которым будут даны прощение и пощада, если они раскаются, как и вам за ошибки, которые вы совершаете против закона Бога. Подумайте о том, что вы более нуждаетесь в порицании, более виновны, чем те, которым вы отказываете в прощении и соболезновании, потому что они часто не знают Бога так, как вы Его знаете, и с них спросится меньше, чем с вас.
О, не осуждайте! Не осуждайте никого, мои дорогие друзья, так как осуждение, произносимое вами, будет применено к вам ещё строже, а вы нуждаетесь в снисходительности за грехи, творимые вами беспрестанно. Иль вы не знаете, что многие поступки, являющиеся преступлениями в глазах Бога, свет не считает даже лёгкими ошибками?
Истинное милосердие заключается не только в милостыне, которую вы подаёте, и не в словах утешения, сопровождающих её; нет, не этого только Бог требует от вас. Высокое милосердие, преподанное Иисусом, заключается также в доброжелательстве относительно ближнего всегда и во всём. Вы можете ещё применять эту дивную добродетель ко многим людям, которые могут только просить милостыню и которые словами любви, утешения и одобрения будут приведены к Господу.
Близко время, повторяю ещё раз, когда великое братство будет царствовать на этой планете; закон Христа будет управлять людьми; он один будет надеждой и опорой и приведёт души к блаженному существованию. Любите же друг друга, как дети одного Отца; не делайте разницы между другими несчастными, так как Бог желает, чтобы все были равны; не презирайте же никого. Бог допускает, чтобы великие преступники были между вами для того, чтобы они служили для вас поучением. Скоро, когда люди будут приведены к истинным законам Бога, не будет больше нужды в подобном поучении, и все духи нечистые и непокорные будут рассеяны по низшим мирам, гармонирующим с их наклонностями.
Тем, о которых я говорю, вы должны помогать вашими молитвами: в этом заключается истинное милосердие. Не надо говорить о преступнике: "Это презренный, надо избавить от него землю; смерть, налагаемая на него, слишком мягка для подобного существа." Нет, вовсе не так должны вы говорить. Посмотрите на данный вам пример Христа; что сказал бы он, если бы увидел возле себя этого несчастного? Он пожалел бы его; он отнёсся бы к нему, как к несчастному больному; он протянул бы ему руку. Вы не можете этого сделать фактически, но, по крайней мере, вы можете молиться за него, напутствовать его дух в течение нескольких минут, которые он должен ещё провести на вашей земле. Раскаяние может тронуть его сердце, если вы молитесь с верой. Он вам ближний, как и наилучший из людей; его заблудшая и возмутившаяся душа создана, как и ваша, для усовершенствования; помогите же ему выйти из тины и молитесь за него."

Елизавета Французская. Гавр, 1862г.

§181. Человеку грозит смерть; чтобы его спасти, надо рисковать своей жизнью, но известно, что человек этот преступен и что если он избежит смерти, то может совершить новые преступления. Должно ли, несмотря на это, рисковать собой, чтобы спасти его?
- "Этот вопрос очень серьёзный и естественно могущий возникнуть в уме. Раз у нас возникает вопрос, должно ли рисковать даже жизнью своей ради преступника, я отвечу согласно своему нравственному развитию. Преданность слепа: спасают врага, стало быть, должно спасать и врага общества, словом, преступника. Думаете ли вы, что вы избавляете его только от смерти? Вы спасаете его, быть может, от всей прежней жизни. Подумайте, ведь в эти последние мгновения потерянный человек возвращается к своей прежней жизни, или, вернее, она встаёт перед ним. Смерть приходит, быть может, слишком рано для него; развоплощение может быть ужасно; стремитесь же, люди, просвещённые спиритическим знанием, стремитесь спасти его от адских мук, и тогда, быть может, этот человек, который умер бы, проклиная вас, бросится в ваши объятия. Во всяком случае, вы не должны задавать себе вопроса, сделает он преступление или нет, но итти к нему на помощь, так как, спасая его, вы отвечаете голосу сердца, говорящему: "Ты можешь спасти, спасай его!"

Ламеннэ. Париж, 1862г.

Глава Двенадцатая

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ

Воздание добром за зло - Враги развоплощённые - Если тебя ударит кто в правую щёку, обрати к нему и другую - Месть - Ненависть - Дуэль

Воздание добром за зло

§182.Вы слышали, что сказано: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. ("Еванг. от Матф.", гл.V, ст. 43-48.)
§183. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. ("Еванг. от Луки", гл.VI, ст. 32-36)
§184. Если любовь к ближнему есть правило милосердия, то любовь к своим врагам заключает в себе его высочайшее применение, поскольку эта добродетель является одной из величайших побед над эгоизмом и гордыней.
Между тем, в данном случае обыкновенно ошибаются в понимании значения слова любить; Иисус вовсе не подразумевал под этими словами, что должно чувствовать к своему врагу нежность, как к брату и другу; нежность предполагает доверие; но нельзя иметь доверия к тому, кто, как известно, желает нам зла; нельзя иметь с ним дружеских излияний, так как он может злоупотребить ими. Между людьми, которые остерегаются один другого, не может быть симпатии, существующей между теми, у которых есть общность мыслей; нельзя, наконец, находить одинаковое удовольствие быть в обществе врага или друга.
Чувство это проистекает даже из физического закона: соединения и отталкивания флюидов; недоброжелательная мысль производит флюидическое течение, впечатление которого мучительно, доброжелательная же мысль окружает вас истечением приятным; отсюда разница во впечатлении, испытываемом при приближении друга или врага. Любить своих врагов не может, стало быть, означать, что не должно делать различия между ними и друзьями. Это правило кажется трудно исполнимым, так как ошибочно считают, будто оно предписывает отводить врагам места в сердце. Если бедность человеческого языка принуждает употреблять одно и то же слово для выражения различных оттенков чувств, то рассудок должен делать различие согласно обстоятельствам.
Любить врагов - это не значит питать к ним привязанность, несвойственную нашей природе, так как столкновение с врагом заставляет сердце биться совершенно иначе, чем встреча с другом; это значит не иметь к ним ненависти, злобы, желания возмездия; это значит прощать им чистосердечно, без задней мысли и без всякого условия, причиняемое ими нам зло; это значит не ставить никакого затруднения к примирению, желать им добра вместо зла; радоваться, а не печалиться счастью, которое им выпадает; протянуть руку помощи в случае нужды; воздерживаться в словах и поступках от всего, что может им повредить; наконец, во всём воздавать им добром за зло без намерения их унизить. Кто поступает так, исполняет заповедь: любите врагов ваших.
§185. Любить врагов своих, является бессмыслицей для неверующего: тот, для кого в настоящей жизни заключается всё, видит во враге своём только существо вредное, нарушающее его покой, существо, от которого одна только смерть может его освободить; от этого происходит желание мести; он не имеет никакого интереса прощать, если только не желает удовлетворить свою гордость в глазах света; прощать в некоторых случаях представляется ему даже слабостью, недостойной его; если он не мстит, то тем не менее злопамятствует и сохраняет в тайне пожелание зла.
Для верующего, и для спирита в особенности, точка зрения совсем иная, потому что он переносит свой взор на прошедшее и будущее, между которыми настоящая жизнь является только точкой; он знает, что вследствие самого назначения Земли, он должен быть готов встретить на ней людей злых и испорченных; что злоба, жертвой которой он является, составляет часть испытания, которое он должен перенести, и столь возвышенный взгляд на вещи делает для него превратности менее горькими, происходят ли оне от людей или от вещей; если он не ропщет на испытания, то не должен роптать и на тех, которые являются орудиями их; если вместо того, чтобы нарекать, он благодарит Бога за испытание, то он должен благодарить руку, дающую ему возможность доказать своё терпение и покорность. Эта мысль, конечно, располагает к прощению; кроме того, он чувствует, что чем благороднее он, тем выше становится в своих собственных глазах, и чувствует себя вне зложелательной язвительности своего врага.
Человек, занимающий высокое положение в свете, считает, что оскорбления от подчинённого его не унижают; то же бывает с тем, кто возвысился в мире моральном над матерьяльным человечеством; он понимает, что ненависть и злопамятство унизили и замарали бы его; значит, чтобы быть выше противника, надо, чтобы душа была более великая, благородная и честная.

Враги развоплощённые

§186. Спирит имеет ещё другие мотивы, чтобы быть снисходительным к своим врагам. Он знает, что злоба не есть постоянное состояние людей, что она зависит от временного несовершенства и что так же, как дитя исправляется от своих недостатков, злой человек сознаёт со временем свои заблуждения и станет добрым.
Он знает тоже, что смерть избавляет только от матерьяльного присутствия врага, но что последний может преследовать его своей ненавистью, даже покинув землю; что, таким образом, месть не достигает цели, напротив, порождает сильнейшее раздражение, могущее перейти из одного существования в другое. Спиритизму принадлежит заслуга доказательства при помощи опыта и закона, управляющего отношениями мира видимого с невидимым, что выражение потушить ненависть в крови противника, совершенно ложно, а верно лишь то, что пролитая кровь поддерживает ненависть даже за гробом. Спиритизм, следовательно, объясняет действительное значение и практическую пользу прощения и высочайшего правила Христа: любите врагов ваших. Нет сердца настолько зачерствелого, которое не было бы тронуто, даже без ведома для себя, добрым отношением; доброе отношение по меньшей мере отнимает повод для мести; из врага можно сделать друга как до так и после его смерти. Дурное отношение раздражает, и тогда человек сам становится орудием правосудия Божьего, чтобы наказать того, кто не простил.
§187. Итак, можно иметь врагов между воплощёнными и развоплощёнными; враги мира невидимого обнаруживают своё недоброжелательство посредством одержания и порабощения, которым они многих подвергают и которые служат одним из видов житейского испытания; эти испытания так же, как и другие, способствуют совершенствованию и должны приниматься с покорностью и как последствие низкой природы земного шара; если бы не было дурных людей на Земле, то не было бы и дурных духов вокруг Земли. Если нужно быть снисходительным и доброжелательным к врагам воплощённым, то должно быть таким же к врагам развоплощённым. Когда-то приносили кровавые жертвы, чтобы смягчить богов ада, которые были не что иное, как злые духи. За богами ада последовали демоны, что составляет то же самое. Спиритизм доказал, что эти демоны не что иное, как души людей испорченных, которые вовсе ещё не освободились от матерьяльных инстинктов; что их можно смягчить, только жертвуя своей ненавистью, а это и есть милосердие; что милосердием можно достичь не только того, чтобы помешать им делать зло, но вернуть на путь добра и способствовать спасению. Таким образом, правило: любите врагов ваших, не ограничивается только узким кругом настоящей жизни, но входит в великий закон солидарности и всеобщего братства.

Наши рекомендации