Хорошее и дурное перенесение страданий
§81. "Когда Христос говорил: "Блаженны страждущие, ибо они утешатся", он не подразумевал страдающих вообще, потому что все находящиеся на земле страдают, как на троне, так и в нищете, но - увы! - немногие покорно переносят страдания, немногие понимают, что только очень тяжёлые испытания могут привести их в Царство Небесное. Недостаток мужества есть ошибка; Бог отказывает вам в утешении, потому что у вас не хватает мужества. Молитва служит поддержкой для души, но её недостаточно; нужно, чтобы она опиралась на живую веру в доброту Бога. Вам было часто говорено, что Он не возложит тяжёлого бремени на слабые плечи; бремя пропорционально покорности и мужеству; награда будет тем более великолепна, чем тяжелее было несчастье, но эту награду надо заслужить; вот почему жизнь полна несчастий. Воин, которого не посылают в огонь сражения, недоволен, потому что бездействие на поле битвы не даёт ему продвижения; будьте же как воин и не ищите бездействия, от которого тяжелеет ваше тело и засыпает душа. Будьте довольны, когда Бог посылает вам борьбу. Борьба эта не огонь сражения, а горести жизни, для которых нужно больше мужества, чем для кровопролитной битвы, так как тот, который остаётся твёрд перед неприятелем, сгибается под давлением нравственной тяжести. Человек здесь вовсе не награждается за этого рода мужество, но Бог сберегает для него венцы и место славы. Если с вами случится беда или неприятность, постарайтесь взять над ними верх и когда вам удастся сдержать порыв нетерпения, гнева или отчаяния, скажите себе со справедливым удовлетворением: "Я оказался сильнее!"
Блаженны страждущие может быть переведено и так: блаженны те, кто могут испытать свою веру, свою твёрдость, своё постоянство и свою покорность воле Бога, так как им уготовано много радости, которой им так не хватало на земле, а после трудов для них наступит отдых."
Лакордер. Гавр, 1863г.
Зло и средство против него
§82. "Разве земля ваша место радостей, рай блаженства? Разве голос пророка не раздаётся в ушах ваших? Не говорил ли он, что будет плач и скрежет зубовный для рождённых в этой юдоли печали? Вы, явившиеся сюда жить, ждите же жгучих слёз и горьких скорбей, и чем острее и глубже будут ваши страдания, тем чаще смотрите на небо и благословляйте Господа, пожелавшего испытать вас... О, люди! Вы тогда только познали бы могущество вашего Господа, если бы Он излечил раны вашего тела и увенчал дни ваши благоденствием и радостью! Вы тогда только узнали бы Его любовь, если бы Он украсил тело ваше всевозможною славою и дал ему белизну и блеск! Подражайте тому, кто вам дан для примера: доведённый до последней степени унижения, нищеты, распростёртый на куче навоза, он обращался к Богу со словами: "Господи! я знал радости роскоши и Ты низверг меня в нищету самую глубокую, благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты испытываешь раба Твоего!"
До каких же пор ваши взгляды будут останавливаться на горизонте, обозначающем смерть? Когда же наконец душа ваша вознесётся за пределы могилы? Но если бы вам пришлось всю жизнь плакать и страдать, что же это значит в сравнении с вечностью славы, преуготовленной для того, кто сумел перенести испытание с верой, любовью и покорностью? Ищите утешения вашим бедам в будущем, преуготованном вам Богом, а причину ваших бед - в прошедшем; и вы, наиболее страдающие, считайте себя счастливцами земли.
В состоянии развоплощения, носясь в пространстве, вы сами избрали себе испытание, так как вы считали себя достаточно сильными, чтобы его перенести; так зачем же роптать теперь? Вы просили счастья и славы для того, чтобы выдержать борьбу с искушением и победить его. Вы просили борьбы духа и тела против зла нравственного и физического, так как вы знали, что чем сильнее будет испытание, тем славнее будет победа; вы знали, что если вы выйдете победителями, то во время смерти от вашего тела, хотя бы оно было брошено на навозную кучу, отделится душа, блистающая белизной и ставшая чистой от крещения страданием и искуплением.
Какое же средство прописать одержимым и постигнутым горькими бедами? Одно единственно несокрушимое, это - вера, взгляд, устремлённый в небо. Если в припадке самого острого страдания, ваш голос будет воспевать Господа, ангел в вашем изголовье своей рукой укажет путь спасения и место, которое вы займёте со временем... Вера - это верное средство для целения страдания; она всегда открывает горизонт Беспредельности, перед которым бледнеют тёмные дни настоящего. Не спрашивайте же нас больше, какое надо употребить средство, чтобы излечиться от такой-то раны или от такой-то язвы, от такого-то искушения или такого-то испытания; помните, что верующий силён верой, что сомневающийся одну секунду - наказан часами, так как он в то же мгновение чувствует острую боль скорби.
Господь наложил печать Свою на верующих в Него. Христос сказал вам, что вера может сдвинуть горы, и я вам говорю, что страдающий и имеющий себе поддержкой веру, будет помещён под Его защиту и перестанет страдать; минуты самых сильных страданий будут для него первыми проблесками радости в вечности. Его душа настолько освободится от тела, что в то время, как это последнее будет извиваться в конвульсиях, она будет уже витать в небесных сферах и петь вместе с ангелами гимны благодарности и славы Господу. Блаженны страждущие и плачущие! Так как души их будут в радости, ибо оне будут вознаграждены Богом."
Бл.Августин. Париж, 1863г.
Счастье не для мира сего
§83. "Я несчастлив! Счастье существует не для меня!" - обыкновенно восклицает человек, какое бы положение в обществе он ни занимал. Это, дети мои дорогие, лучше всевозможных рассуждений доказывает истину следующего положения Экклезиаста: "Счастье не для мира сего." Действительно, ни благосостояние, ни власть, ни даже сама цветущая молодость не составляют основного условия счастья; я скажу больше - ни даже совокупность этих трёх условий, возбуждающих столько зависти, потому что постоянно приходится слышать и даже среди классов наиболее привилегированных, как люди всех возрастов горько жалуются на условия своего существования.
В виду такого результата становится непонятным, что рабочие и воинствующие классы так жадно завидуют положению тех, кого фортуна по видимости облагодетельствовала. Здесь, на Земле, каждый имеет свою часть труда и бедствий, свою долю страданий и разочарований. Отсюда легко притти к тому заключению, что Земля есть место испытаний и искуплений.
Люди обманывают себя и обманывают слушающих их, проповедуя, что Земля служит единственным местом существования человека и что будто только на ней в течение одной-единственной жизни человеку позволено достичь самой высокой степени счастья, доступного его природе; доказано многовековым опытом, что необходимые условия для полного счастья индивидуума встречаются на земном шаре только как исключения.
В общем, можно утверждать, что счастье есть утопия, в погоню за которой последовательно бросаются поколения, не будучи в состоянии овладеть им; если мудрец - редкость на земле, то человек совершенно счастливый редкость ничуть не меньшая.
То, в чём заключается счастье тут, на земле, есть нечто эфемерное; человек, не руководимый благоразумием, за год, месяц, неделю полного удовлетворения всё остальное время жизни проводит в последовательных горестях и разочарованиях, и заметьте, дорогие дети, что я говорю о тех счастливцах земли, которым завидует толпа.
Следовательно, если земное существование предназначено для испытаний и искупления, то надо признать, что есть где-то существования более благоприятные, где дух человека, заключённый ещё в матерьяльное тело, пользуется во всей полноте радостями, свойственными человеческой жизни. Бог для того рассеял в вашей солнечной системе эти прекрасные и более совершенные планеты, чтобы вы, напрягая свои силы и направляя стремления, достигли их, когда станете достаточно чистыми и совершенными.
Тем не менее не заключайте из моих слов, что Земле навсегда определено быть местом исправления; конечно, нет! По существующему прогрессу вы можете легко заключить о прогрессе будущем и по уже добытым общественным улучшениям - о новых, более плодотворных улучшениях. Такова громадная задача, которую должно выполнить новое Учение, открытое вам духами.
Итак, дорогие дети, пусть воодушевляет вас дух святого соревнования и пусть каждый из вас разрушает старого человека. Вы все должны отдать себя распространению Спиритизма, уже начавшего ваше собственное перерождение. Ваш долг - приобщить ваших братьев к лучам священного света. Беритесь за работу, мои дорогие дети! Пусть в этом торжественном союзе сердца ваши стремятся к грандиозной цели: подготовить для будущих поколений такой мир, в котором счастье не будет более пустым звуком."
Франсуа-Николя-Мадлен, кардинал Морло. Париж, 1869г.